Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка финансового состояния предприятий (организаций)



2019-12-29 151 Обсуждений (0)
Оценка финансового состояния предприятий (организаций) 0.00 из 5.00 0 оценок




Под финансовым состоянием предприятия понимают его способность финансировать свою деятельность. Оно выражается в соотношении средств предприятия и их источников (активов и пассивов). В финансовом состоянии предприятия отражается общий итог его производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. От финансового состояния зависит конкурентоспособность предприятия, возможность его дальнейшего развития.

Существуют различные подходы к построению системы показателей, отражающих финансовой состояние предприятий. Важнейшим из них являются показатели финансовой устойчивости и платежеспособности, которые определяются по данным бухгалтерского баланса, являются моментными и позволяют характеризовать финансовое положение предприятий на конкретную дату.

При проведении анализа финансового состояния предприятий в качестве базы для сравнения рекомендуется используется критериальные значения показателей, предлагаемые в нормативных документах.

Финансовая устойчивость характеризуется соотношением собственных и заемных средств предприятия. К показателям финансовой устойчивости относятся коэффициенты финансовой независимости и коэффициент маневренности.

Коэффициент общей финансовой независимости (коэффициент автономии) характеризует долю собственных средств в общей величине источников средств предприятия и определяет степень его независимости от кредиторов. Увеличение значения коэффициента в динамике свидетельствует об улучшении финансовой устойчивости. Считается, что коэффициент автономии должен быть меньше 0,7; в этом случае организация в состоянии произвести все платежи за счет собственных средств.

Коэффициент финансовой независимости в части оборотных активов (коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами) рассчитывается как отношение собственных оборотных средств (собственного капитала в обороте) к стоимости всех оборотных активов предприятия. Рекомендуемое значение показателя должно находится в пределах от 0,1 до 0,5. Нужно иметь в виду, что значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на некоторых предприятиях может быть отрицательным. Это означает, что собственный капитал в обороте предприятия отсутствует и все оборотные активы сформированы за счет заемных источников.

Коэффициент финансовой независимости в части оборотных активов может быть дополнен характеристикой финансовой независимости в части запасов (материальных оборотных средств).

Коэффициент маневренности рассчитывается как отношение собственного капитала в обороте к общей величине собственного капитала и показывает, какая часть собственного капитала является наиболее мобильной. Рекомендованный интервал значений 0,2-0,5; чем ближе значение к верхней границе, тем больше у предприятия возможностей для финансового маневра. Значения всех коэффициентов финансовой устойчивости могут быть выражены и в процентах.

В таблице 1.4 приведены отдельные показатели финансовой устойчивости организаций по основным отраслям экономики РФ за 2004-2005 гг. Во всех отраслях, кроме транспорта, среднее значение коэффициента автономии меньше 70%, что свидетельствует о достаточно высоком уровне финансовой независимости предприятий. Отрицательные значения коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами по отраслям означают, что суммарный оборотный капитал предприятий сформирован за счет заемных источников.

Таблица 1.4

Показатели финансовой устойчивости организаций основных отраслей экономике РФ в 2004-2005гг.(%)

 

Отрасли экономики

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

Коэффициент автономии

2004г. 2005г. 2004г. 2005г.
Экономика в целом -6,6 -8,2 60,1 57,7
Промышленность -5,8 -13,9 56,7 54,5
Сельское хозяйство -5,6 -5,6 59,9 56,5
Строительство -2,6 -14,1 47,8 38,9
Транспорт -18,0 30,1 73,7 71,8

Следует отметить, что публикация данных в целом по отрасли не дает представления о финансовом состоянии входящих в нее предприятий. Более информативными являются данные, характеризующие распределение совокупности предприятий по значениям коэффициентов финансовой независимости.

Платежеспособность – это способность предприятия своевременно погасить свои долговые обязательства, которая характеризуется системой коэффициентов ликвидности и показателями, отражающими состояние расчетов предприятия. Общий принцип построения коэффициентов ликвидности заключается в соотношении статей актива баланса с определенными статьями пассива. Все активы предприятия можно разделить по степени ликвидности (возможности реализации в разные сроки) на следующие группы:

1) наиболее ликвидные, т.е. немедленно или быстро реализуемые активы (Аб) (денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, ценные бумаги, имеющие устойчивый спрос);

2) со средним сроком ликвидности (Ас), т.е. краткосрочная дебиторская задолженность;

3) наименее ликвидные, т.е. медленно реализуемые активы (Ам) (запасы, НДС по приобретенным ценностям и прочие активы).

Обязательства предприятия, учтенные в пассиве бухгалтерского баланса, делятся на кратко- и долгосрочные.

Коэффициенты ликвидности рассчитываются как отношение активов различной степени ликвидности к краткосрочным обязательствам (в разах или процентах).

Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) определяется как отношение наиболее ликвидных активов (Аб) к сумме краткосрочных обязательств. Благоприятным для предприятия считается значение этого коэффициента от 0.1 до 0,5.

Коэффициент срочной ликвидности определяется как отношение первых двух групп активов (Аб+Ас) к краткосрочным обязательствам. Нормативное значение этого показателя составляет единицу и выше, в этом случае можно говорить о надежном уровне платежеспособности предприятия.

Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) рассчитывается как отношение общей стоимости оборотных активов к сумме краткосрочных обязательств. Коэффициент покрытия показывает, в какой кратности текущие (оборотные) активы покрывают текущие обязательства. Чем больше величина оборотных активов по отношению к текущим пассивам, тем больше уверенность, что текущие обязательства будут погашены за счет имеющихся активов. В странах с развитой рыночной экономикой считается, что коэффициент покрытия должен быть равен 2-3. В России коэффициент составляет 1-2.

Статистический анализ платежеспособности предприятий тесно связан с изучением состояния расчетов предприятий. Дебиторская задолженность – это задолженность покупателей, бюджета и других дебиторов перед предприятием. Кредиторская задолженность- это задолженность самого предприятия перед поставщиками, подрядчиками, бюджетом внебюджетными фондами, собственными работниками и т.п. Превышение в течение длительного времени кредиторской задолженности над дебиторской приводит к неплатежеспособности предприятия.

    

 

 

 

РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

Задание 2.1

 

Имеются следующие выборочные данные по предприятиям одной из отраслей промышленности в отчетном году (выборка 20%-ная механическая), млн. руб.:

№ Предприятия п/п Выручка от продажи продукции Затраты на производство и реализацию продукции № Предприятия п/п Выручка от продажи продукции Затраты на производство и реализацию продукции
1 36,45 30,255 16 36,936 31,026
2 23,4 20,124 17 53,392 42,714
3 46,540 38,163 18 41,0 33,62
4 59,752 47,204 19 55,680 43,987
5 41,415 33,546 20 18,2 15,652
6 26,86 22,831 21 31,8 26,394
7 79,2 60,984 22 39,204 32,539
8 54,720 43,776 23 57,128 45,702
9 40,424 33,148 24 28,44 23,89
10 30,21 25,376 25 43,344 35,542
11 42,418 34,359 26 70,720 54,454
12 64,575 51,014 27 41,832 34,302
13 51,612 41,806 28 69,345 54,089
14 35,42 29,753 29 35,903 30,159
15 14,4 12,528 30 50,220 40,678

 

Задание 2.1.1

Признак – прибыль от продаж (рассчитывайте как разность между выручкой от продажи продукции и затратами на производство и реализацию продукции).

Число групп- пять.

Решение:

По исходным данным построили статистический ряд распределения предприятий по признаку выручки от продажи продукции, образовав 5 групп предприятий с равными интервалами:

1 группа от 10 до 20 млн.руб. (2 предприятия)

2 группа от 20 до 30 млн.руб. (3 предприятия)

3 группа от 30 до 40 млн.руб. ( 7 предприятий)

4 группа от 40 до 50 млн.руб. ( 7 предприятий)

5 группа свыше 50 млн.руб. (11 предприятий)

 

№ группы Выручка от продажи продукции Затраты на производство и реализацию продукции Прибыли от продажи
1 32,6 28,18 4,42
2 78,7 66,845 11,855
3 245,923 205,472 40,451
4 296,973 242,68 54,293
5 666,344 526,408 139,936
Итого: 1320,54 1069,585 250,955

Определим среднюю величину выручки от продажи продукции по предприятиям и затрат на производство и реализацию продукции:

В=(32,6+78,7+245,923+255,973+666,344)/5=255,908 млн.руб.

З= (28,18+66,845+205,472+242,68+526,408)/5=213,917 млн.руб.

Следующий признак –прибыль от продажи.

Среднее значение можно представить: П= (4,42+11,855+40,451+54,293+139,936)/5=50,191 млн.руб. или 255,908-213,917=41,991 млн. руб.

Мода отражает наиболее распространенный вариант значений признака. Так как чаще встречаются предприятия  с величиной выручки от продажи продукции свыше 50 млн. руб., (11 предприятий), то она и будет модальной.

Для определения медианного значения признака находим номер медианной единицы ряда Nме.

В нашем случае он равен 15,5 = ((30+1)/2)

Полученное дробное значение указывает, что точная середина находится между 15 и 16 предприятиями. Необходимо установить, что точная середина находится между 15 и 16 предприятиями. Необходимо установить, к какой группе относятся предприятия с этими порядковыми номерами. Очевидно, что предприятия с этими номерами находятся в 4 группе, следовательно медианой является уровень выручки от продажи продукции, составляющий 255,973 млн.руб.

Если моду и медиану находят не по дискретным, а по интервальным рядам, то требуется проведение дополнительных расчетов. Для определения значения моды сначала устанавливают интервал, обладающий наибольшей частотой (модальный интервал), а затем моду рассчитывают по следующий формуле:

М0 = х0 +I *(f м0-fм0 -1)/( f м0-fм0 -1) +(f м0-fм0 +1)

Где х0 –нижняя граница модального интервала,i- величина модального интервала; f м0 –частоты интервалов соответственно модального, f м0-1- предшествующего ему и f м0+1-следующего за ним.

Для определения медианного интервала используют ряд накопленных частот. Медианным является интервал, в котором накопленная численность единиц совокупности составляет более половины их общего числа (накопленная относительная численность более 50%). Величина медианы рассчитывается на основе следующей формулы:

Ме =х0 +i*1/2 Σ fi - SМе -1/fМе

Где х0-нижняя граница медианного интервала(таковым назначается первый интервал, накопленная частота которого превращает половину общей суммы частот); i –величина медианного интервала; SМе -1-накопленная частота интервала, предшествующего медианному; fМе –частота медианного интервала.

 Пример применение этих формул:

Выручка от продажи продукции млн.руб. Число предприятий Накопленная частота
10-20 2 2
20-30 3 5
30-40 7 12
40-50 7 19
Свыше 50 11 30
Итого: 30 -

 

Интервал с границами свыше 50 в данном распределении будет модальным, т.к. он имеет наибольшую частоту. Используя приведенную выше формулу, рассчитываем моду:

М0 =50+10*11-7/(11-7)+(11-0)=52,667

Рассчитаем медиану:

Ме =50+1030/2/19/11=40,364

Средняя арифметическая величина определяется по формуле:

 х¯ = х1+х2+………хn/n= Σх1/n,

где х- индивидуальные значения признака; число единиц совокупности

Рассчитываем среднюю арифметическую величину выручки от продажи продукции:

х¯= 1320,54/30=44,018

Соотношение моды, медианы и средней арифметической указывает на характер распределения признака в совокупности, позволяет оценить его ассиметрию. Если М0 < Ме< х¯, то имеет место правосторонняя асссиметри я ряда, при х¯ < Ме < М0, она будет левосторонней. В нашем примере наблюдается левосторонняя ассиметрия.

Статистическая совокупность по определению включает однокачественные в пределах изучаемой закономерности и в то же время варьирующие единицы. Для того, чтобы судить о типичности средней для данной совокупности, ее следует дополнить показателями, характеризующими вариацию величины изучаемого признака.

Для изменения степени вариации единиц совокупности по изучаемому признаку (выручки от продажи продукции)используют абсолютные и относительные показатели вариации.

К абсолютным характеристикам вариации относятся размах вариации (R), среднее линейное отклонение (d); дисперсия (σ²) и среднее квадратичное отклонение (σ)

Относительные характеристики вариации рассчитываются как отношение абсолютных показателей степени вариации к среднему уровню изучаемого признака.

 

Данные расчета показателей

  Группы   Прибыль от продажи   (хi-х¯)   (хi-х¯)²
1 4,42 45,771 2094,98
2 11,855 38,336 1469,65
3 40,451 9,74 94,87
4 54,293 4,102 16,83
5 139,936 89,745 8054,16
Итого средняя: 50,191 187,694 11730,49

 

Среднее квадратичное отклонение является абсолютной мерой вариации и представляет собой корень квадратный из дисперсии.

Дисперсией σ² называется средний квадрат отклонений значений признака от их средней величины. Для ее расчета используют формулу: σ² = Σ(х1- х¯)²/n

 

Формула для расчета среднего квадратного отклонения следующая:

 σ= √ Σ(хi-х¯)²/ n

Размах вариации (R) равен разности между наибольшей (хmах) и наименьшей (хmin) вариантами признака: R= хmах- хmin

Относительный размах вариации КR =( R/ х¯)*100; относительное линейное отклонение Кd =(d¯/ х¯)*100; коэффициент вариации V = (σ/ х¯)*100

Характеристики размера вариации

Показатели  
Размах вариации 85,643 (89,745-4,102)
Среднее линейное отклонение 37,54 (187,694/5)
Дисперсия 22346,09 (11730,49/5)
Среднее квадратичное отклонение 48,43 (√2346,09)
Коэффициент вариации % 96 (48,43/50,191*100)

 

 Таким образом, можно сделать вывод, что совокупность предприятий имеет высокий уровень вариаций по выручке от продажи продукции.

 

 Задание 2.1.2

Связь между признаками – затраты на производство и реализации продукции и прибыль от продаж.

Решение:

Конечным результатом финансово-хозяйственном деятельности предприятия является прибыль, которая рассчитывается как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ и услуг и их себестоимостью.

Установим наличие и характер связи между признаками: затрат на производство и реализацию продукции и прибыли от продажи. Для изучения влияния какого-либо фактора на результат необходимо оценить вариацию последнего, обусловленную влиянием исследуемого фактора. В аналитической группировке эту задачу решают на основе межгрупповой дисперсии. Очевидно, что чем больше доля межгрупповой дисперсии в общей, тем сильнее влияние группового признака – фактора на изучаемый результативный признак.

Построение корреляционной таблицы начинают с группировки значений факторного и результативного признаков.

В корреляционной таблице факторный признак х, как правило, располагают в строках, а результативный признак у – в столбцах таблицы. Числа, расположенные на пересечении строк и столбцов таблицы , означают частоту повторения данного сочетания значения х и у.

Центральное значение интервала, у 15 25 35 45 62,5

 

 

 

 

у1¯

группы по у

 

10-20

 

20-30

 

30-40

 

40-50

 

50-75

Группы по х (затрат)
28,18 2         2 15
66,845   3       3 25
205,472     7     7 35
242,68       7   7 45
526,408         11 11 62,5
2 3 7 7 11 30  

 

Увеличение средних значений результативного признака с увеличением значений факторного признака свидетельствуют о возможном наличии прямой корреляционной зависимости прибыли от затрат на производство.

Сравнив среднее значение результативного признака группам предприятий, можно сделать вывод, что рост затрат на производство влечет за собой уменьшение прибыли предприятий, то есть имеется прямая корреляционная зависимость между признаками.

Задание 2.1.3

 

По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,683

1. Ошибку выборки средней суммы прибыли от продаж и границы. В которых будет находится средняя сумма прибыли в генеральной совокупности.

2. Ошибку выборки доли организаций с суммой прибыли 14,948 млн. руб. и более и границы, в которых будет находится генеральная доля.

Решение:

1) Рассчитаем среднюю ошибку выборочной средней по формуле:

Мх¯ = √ σ²/n= √2346,09/5=2,24

Предельная ошибка выборочной средней с вероятностью 0,683 составит: ∆ х¯= t*Мх =2,24*1=2,24 млн. руб.

Следовательно, средний размер прибили в генеральной совокупности находится в пределах х¯ + 2,24 млн. руб.:

50,191-2,24< х¯<50,191+2,24

47,951< х¯< 52,431

С вероятностью 0,683 можно утверждать, что средний размер прибыли от продаж по предприятиям составляет от 47,951 млн. руб. до 52,431 млн. руб.

2) Определим долю организаций с суммой прибыли 14,948 млр. руб. и более границы, в которых будет находится генеральная доля.

W= m/n= 14,948/250,955=0,059 или 5,9%

Средняя ошибка выборной доли:

Мw =√ W(1- W)/n=√0,059(1-0,059)/2250,955=0,0002

Предельная ошибка доли с вероятностью 0,683 составит:

∆w= Мw *t=0,0002*1=0,0002 или 0,02%, таким образом, доля организаций с суммой прибыли 14,948 млн. руб. находится в пределах

 W +0,02%

5,9-0,02< р < 5,9+0,02

5,88 < р < 5,92

С вероятностью 0,683 можно утверждать, что доля организаций с суммой прибыли 14,948 млн.руб. составит от 5,88 до 5,92%.

 

 

Задание 2.1.4

Имеются следующие данные по организации о прибыли от продажи продукции и ее рентабельности:

 

Вид продукции

 

Прибыль от продажи

продукции, млн.руб.

 

 

Изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным

 

 

 

Индекс рентабельности реализованной продукции

 

 

Абсолютное изменение прибыли

 млн. руб.

Базисный период Отчетный период
А 0,8 0,88 +10 1,1 +0,08
Б 0,5 0,62 +12 1,24 +0,12
В 1,1 1,0 -2 0,91 -0,1
Итого: 2,4 2,5   1,04 +0,1

 

Определите:

1.Общий индекс рентабельности реализованной продукции.

2. Абсолютное изменение прибыли от продажи продукции в результате роста рентабельности.

Сделайте выводы.

Решение:

Общий индекс рентабельности реализованной продукции в общем равен 1,04, хотя А-1,1, Б-1,24, В-0,91.

Прибыль от реализации продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным возросла в целом на 0,1 млн. руб., в то же время рост прибыли по видам продукции А и Б составил соответственно +0,08 млн. руб. и +0,12 млн. руб., по виду продукции В - убыток 0,1 млн. руб. Таким образом, для получения высокой прибыли от продажи продукции необходимо увеличить продажу видов продукции А и Б, которая является более рентабельной.

 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

По данным задания, рассмотрим применении ППП Excel для расчета показателей. Для этого в ячейках листа введем соответствующие формулы.

Для таблицы 2.2 произведем ввод формул для вычисления прибыли от продажи:

 

 

 



2019-12-29 151 Обсуждений (0)
Оценка финансового состояния предприятий (организаций) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка финансового состояния предприятий (организаций)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (151)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)