Системные свойства урока .
Правила подготовки и организации урока. Чтобы успешно провести и спланировать современный урок, необходимо наряду с выполнением общих требований к процессу в целом руководствоваться и конкретными правилами организации урока: 1. Определить цели урока (обучения, развития, воспитания ) 2. Подготовить содержание учебного материала с учетом уровня обученности и возрастных особенностей учащихся, целей развития, обучения и воспитания 3. Выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения 4. Определить структуру урока, отобрать и применить в комплексе приемы аттракции и побуждения 5. Спланировать и осуществить структурирование процессов преподавания и учения в соответствии со строением учебной деятельности и мотивационным обеспечением учебного процесса.
Определение целей урока : Производится прежде всего на основе требования учебной программы к знаниям и умениям и требований, предъявляемых обществом к развитию и воспитанию учащихся. Кроме того, при постановке целей необходимо учесть , с одной стороны, нормативные требования, уровни обученности и мотивации учащихся, их развития и воспитания, тип и традиции школы; с другой- реальные возможности данного урока: содержания, методов, форм и средств обучения, его обучающий, развивающий и воспитательный материал. Следовательно, постановка целей урока- это не одномоментный акт, а процесс, которым начинается и заканчивается планирование. Уточнение целей обучения и формулировка целей развития и воспитания возможны только после анализа содержания учебного материала.
Дидактический анализ : Анализ учебного материала позволяет уточнить цель обучения, объем учебного материала, состав опорных знаний и понятий, наметить типы самостоятельных работ на каждом из этапов урока: 1.- репродуктивные( возможно, логически- поисковые ) 2.- поисковые фронтальные 3.- сочетание фронтальной и дифференцированной форм обучения Также помогает продумать на уроке реализацию принципов обучения: проблемности, мотивации, наглядности, научности и доступности; установить связь данного урока с прошлыми; подобрать необходимое оборудование.
Понятийный анализ:
Необходим для вычленения основных понятий и фактов с тем, чтобы правильно определить цели урока и выбрать методы обучения. Учебный материал может содержать новые, впервые вводимые на уроке понятия, а также повторяющиеся, ранее изученные. Для лучшего усвоения материала необходимо связывать уже изученные с новыми. Понятийный анализ завершим выделением способов раскрытия сущности новых знаний: сообщение фактов, анализ экспериментальных данных, аналогия, оперирование формулами. Таким образом, понятийный анализ позволяет ответить на многие вопросы, связанные с учебным процессом.
Психологический анализ:
Помогает обратить внимание учителя на мотивационную сторону обучения: обновление и углубление ранее известного, создание проблемных ситуаций, применение демонстрационного эксперимента.
Логический анализ:
Необходим для того, чтобы наметить определенную последовательность его изучения; позволяет определить противоречивые стороны информации; ориентирует на определение понятий, навыков, которые должны усвоить учащиеся.
Системные свойства урока .
Если обратиться к истории урока, то можно увидеть, что вначале на уроке формировали только знания, в дальнейшем он все более становится развивающим и воспитывающим. В результате было выделено 3 функции обучения: - обучающая; - развивающая; - воспитывающая. Урок стал включать три цели: обучение, развитие и воспитание. Можно выделить также информационную, стимулирующую и побуждающую функции, а также функции профессионализации и социализации. Однако главная задача урока состоит в развитии индивидуальности и формировании личности школьника. А следовательно, основной функцией урока является интегративная. Реализация ее заключается в формировании 1.Целостной системы знаний; 2. Алгоритмов деятельности( учебной, познавательной, коммуникативной, профессиональной ) 3. Основных сфер человека и индивидуальных качеств в их единстве 4. Системы интегративных свойств индивидуальности и личности в целом. Таким образом, чтобы сформировать целостную систему знаний, отвечающую требованиям предстоящей деятельности учащихся, необходимо все полнее связывать урок с производительным трудом, с будущей деятельностью учащихся, давать те знания, которые понадобятся не столько обществу, сколько конкретной личности. Отсюда чем полнее на уроке реализуются взаимосвязь общего и профессионального образования, связь обучения с производительным трудом учащихся, тем более эффективно обеспечивается формирование целостной системы знаний, действительно необходимой учащимся. На уроке, как известно, формируются не только знания, но и способы действий и алгоритмы деятельности. Следовательно, чем больше времени уделяется их формированию, тем более активно учащиеся включаются в разнообразные виды деятельности. Это еще одно целостное свойство урока. В процессе обучения необходимо целенаправленно формировать индивидуальные и личностные качества школьника. Поэтому, чем более активизируются на уроке основные сферы человека и структурные компоненты личности, тем более целостным он является. Это 3-е целостное свойство урока. Урок как целостность можно рассматривать во взаимосвязи со всей системой учебно - воспитательного процесса образовательного учреждения. Это положение требует не только установления межпредметных связей, но и координации действий всех педагогов, работающих с конкретным классом. Отсюда следует еще одно целостное свойство урока- уровень целостности его тем выше, чем он больше будет способствовать учебно- воспитательному процессу. В завершение можно представить урок как совокупность основных компонентов процесса обучения, взаимосвязанных и взаимообуславливающих друг друга; как структуру, включающую взаимосвязанные этапы деятельности учителя и учащихся; как единство функций процесса обучения; как последовательность логически сменяющих друг друга ситуаций. Вариативность, изменчивость составляющих элементов говорит о том, что урок- это развивающая система.
Нестандартные уроки.
По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков: 1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, деловая игра, ролевая игра. 2. Уроки, основанные на жанрах, формах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, интервью, репортаж, рецензия. 3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала : урок откровения. 4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс- конференция, аукцион, бенефис, митинг, телемост, диалог. 5. Уроки- фантазии: урок- сказка, урок XX века.
Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника, вызвать интерес к познавательному общению, к учению, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной и других сфер. Этот факт свидетельствует о попытках учителей выти за пределы шаблона в построении методической структуры урока. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка для учащихся. Весьма полезно иногда бывает разработать цепочку уроков, совокупность и развитие которых полностью бы охватывало изучение той или иной темы, вопроса программы и раскрывало последовательность развития логики усвоения и применения полученных знаний. Такое планирование, не предусматривающее конкретного содержания, но только логику развития познавательных действий учащихся и обучающих действий учителя, называется в дидактике цикловым планированием. Цикл- это в данном случае повторяющаяся от темы к теме, от вопроса к вопросу программа логики познавательной деятельности учащихся и обучающей деятельности учителя. Таким образом, прежде всего важно определить цели, задачи урока. Затем следует определить последовательность отдельных этапов урока в соответствии с принятой логикой познания и особенностями концепции обучения. Далее следует наметить содержание деятельности учителя и учащихся по этапам, задачам, время и продолжительность ее на уроке и , наконец, средства обучения для выполнения каждого из намеченных видов деятельности. При таком планировании значительно легче оказывается предусмотреть использование новых педагогических и информационных технологий в логике учебного процесса, заранее продумать общую стратегию и предусмотреть все необходимое для ее осуществления.
Заключение :
Таким образом, урок- это основная организационная форма обучения, отражает все свойства и функции процесса обучения; представляет собой дидактическую систему, имеющую структуры- дидактическую, методическую, мотивационную; многообразие уроков систематизировано в типы и виды уроков. На уроке осуществляются взаимосвязанные деятельности учителя и учащихся на основе общения, происходит формирование учебной деятельности и усвоение социального опыта. Следует отметить, что уроки вариативны, они отличаются целями, задачами, структурой; зависят от содержания учебного предмета и педагогического мастерства учителя. Важным аспектом является целостность процесса обучения, которая характеризуется внутренним единством, связанностью, качественной определенностью, высокими результатами в развитии, образовании, социализации учащихся. Целостность педагогического процесса обладает такими свойствами, как функциональное единство всех циклов дисциплин, проблемный характер, способствующий развитию основных сфер школьника, неразрывность формирования отдельных сфер и качеств личности с формированием индивидуальности и личности в их единстве. Время настоятельно требует от системы образования обеспечения возможностей для личностного роста, для осуществления самореализации, овладения средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, создания условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций. Однако современные образовательные процессы не успевают за стремительно нарастающими изменениями в обществе. Инновационные процессы в системе образования, связанные с внедрением новых методов, форм и средств обучения, есть более или менее осознанный ответ на эти требования.
Список литературы :
Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения.- М., Изд- во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 384 с. Махмутов М.И. Современный урок. М., 1975. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., 1975. Сериков В.В. Образование и личность. М., 1999. Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения: теория, история, практика. Казань, 1998. Полат Е.С. Новые педагогические технологии. М., 1997.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |