Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты экспериментального исследования



2019-12-29 211 Обсуждений (0)
Результаты экспериментального исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Для определения основных типов психологических защит студентов нами была использована методика «Диагностика типологий психологической защиты» Р.Плутчик в адаптации Л.И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой, описание которой было дано в предыдущем параграфе.

Ниже нами приведена таблица с данными доминирования психологических защитных механизмов будущих педагогов – психологов.

Таблица 1.

Средние показатели доминирования психологических защитных механизмов будущих педагогов-психологов (в процентах)

Механизмы психологической защиты 1 курс 5 курс р
Отрицание 71,9 85,3 0,05
Вытеснение 32 37,3 -
Регрессия 61,2 66 -
Компенсация 67,3 72 -
Проекция 50 43 -
Замещение 68,5 53,9 -
Интеллектуализация 53 56 -
Реактивные образования 69 54 -

Проводя анализ данной таблицы, выделился лишь один фактор, по которому имеются значимые различия (t ≤ 0,05 по критерию Стьюдента) - отрицание.

Отрицание - это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. У студентов как 1 курса так и 5 курса этот механизм психологической защиты является доминирующим. Но, возможно, у студентов-выпускников этот механизм действует как страх перед неизвестностью, неудачей, когда выпускник стремится не оказаться в ситуации, в которой он может потерпеть поражение, избегании соревнований или в отказе от занятий, в которых он  не силен, особенно по сравнению с другими.

Так как информация о реальной действительности, жизни и о себе, расширяет сознание студентов психологического факультета, то для студентов-первокурсников отрицание, отказ – это наиболее благоприятный вид защиты, потому что он  помогает наиболее благоприятно адаптироваться школьникам к студенческой жизни и к иному восприятию жизни вообще.И поэтому студент-первокурсник старается о чем-то не думать, отогнать мысли о неприятном.

Для определения способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий была использована Методика Копинг-тест Лазаруса (в адаптации Т. Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С.Замышляевой ). В таблице 2 представлены средние показатели напряженности копинг-стратегий у будущих педагогов-психологов.

Таблица 2.

Средние показатели напряженности копинг-стратегий у будущих педагогов-психологов (в процентах)

Копинг-стратегии 1 курс 5 курс р
Конфронтационный копинг 44,8 56,4 -
Дистанцирование 42,8 51,9 -
Самоконтроль 55,2 64,1 -
Поиск социальной поддержки 52,3 67,7 0,05
Принятие ответственности 50,2 58,2 -
Бегство-избегание 38,6 49,3 -
Планирование решение проблемы 67,4 71,4 -
Положительная переоценка 62,5 65,7 -

При анализе данной таблицы выделились значимые различия (t ≤ 0,05 по критерию Стьюдента) по шкале поиск социальной поддержки. Интересно, что студенты 1 курса в меньшей степени склонны прибегать к этой стратегии, нежели студенты 5 курса. Возможно, первокурсники еще не научились обращаться за помощью к своим сокурсникам, преподавателям или старшекурсникам, в отличие от студентов 5 курса, которые за 5 лет обучения выработали данную стратегию, что позволяет при помощи мысленных, эмоциональных и поведенческих ответов успешно справляться со стрессовой ситуацией.

Но, данную стратегию необходимо уместно употреблять, а не использовать в любой ситуации, тогда это может привести к негативному мнению о человеке, а самого его воздвигнуть в рамки недееспособности.

В целом, можно сказать, что будущим педагогам-психологам свойственны конструктивные копинг-стратегии, такие как планирование решение проблемы, самоконтроль, положительная переоценка, обладающие, на наш взгляд, большим адаптационным потенциалом, в то же время минимизируя дистанцирование, бегство-избегание, конфронтацию.

Для выявления взаимовлияния исследуемых параметров мы использовали корреляционный анализ данных по К.Пирсону. Он позволяет выявить наличие значимых взаимосвязей между типами психологической защиты и копинг-стратегиями будущих педагогов-психологов.

По результатам корреляционного анализа нами были составлены корреляционные матрицы, наглядно показывающие взаимосвязь между исследуемыми параметрами  (приложение 2).

Корреляционный анализ показал, что существуют определенные связи между типами психологической защиты и копинг-стратегиями будущих педагогов-психологов. Статистически значимые корреляционные взаимосвязи по данным студентов педагогов-психологов отражены на рис.1.

 

 

   

 

 


Рис.1. Корреляционная плеяда типов психологической защиты с копинг-стратегиями у будущих педагогов-психологов

Показатель «компенсация» положительно коррелирует с показателем «поиск социальной поддержки». Это значит, что чем более в поведении студента проявляются попытки найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта, нестерпимого чувства другим качеством, тем более он ориентируется на поиск социальной поддержки со стороны сокурсников, преподавателей, семьи и т.п.

Показатель «проекция» отрицательно коррелирует с показателем «планирование решение проблемы». Это говорит о том, что чем более студент приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри него самого, тем менее он прилагает целенаправленные усилия к изменению ситуации, включая аналитический подход к проблеме.

Показатель «замещение» положительно коррелирует с показателями «конфронтационный копинг», «принятие ответственности», «положительная переоценка». Это свидетельствует о том, что чем более студент переносит агрессию с недоступного объекта на доступный, разряжая напряжение, созданное нереализуемой потребностью, недостижимой целью, тем более он прилагает агрессивные усилия к изменению ситуации, но в тоже время он стремится увидеть в любой сложившейся ситуации положительные стороны и принять все свои ошибки, решить их и получить из этого определённый урок.

Показатель «интеллектуализация» положительно коррелирует с показателями «самоконтроль» и «принятие ответственности». Это говорит о том, что чем более студент приписывает логические и благовидные основания поведению, и контролирует свои эмоции и импульсы путем размышлений и рассуждений по их поводу вместо непосредственного переживания, тем более он прилагает усилий к регулированию своих чувств и действий, и тем более его поведение направлено на разрешение проблемных ситуаций, при этом признавая свою роль в проблеме, принимая все свои ошибки.

Показатель «реактивные образования» отрицательно коррелирует с показателями «планирование решение проблемы» и «положительная переоценка». Это свидетельствует о том, что чем более студент подменяет неприемлемые для осознания побуждения, желания и чувства путем развития и акцентирования противоположного по смыслу отношения или поведения, тем менее он прилагает целенаправленные усилия к изменению ситуации, включая аналитический подход к проблеме и тем менее он будет видеть во всем положительное.

Таким образом, делая выводы, можно сказать, что при исследовании взаимосвязи типов психологической защиты и механизмов совладания нами было получено десять (три отрицательных и семь положительных) значимых корреляционных связей у будущих педагогов-психологов.

Мы придерживаемся мнения, что психологические защиты при умеренном их использовании выполняют адаптирующую функцию, в то время как чрезмерное применение психологической защиты приводит к дезадаптации. Возвращаясь к результатам сравнения взаимосвязей, мы предполагаем, что наличие в основном положительных корреляционных связей между типами психологической защиты и конструктивными механизмами совладания у будущих педагогов-психологов является совокупностью стратегий, обеспечивающих адаптацию к окружающей среде, следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Анализ взаимосвязи типов психологической защиты и копинг-стратегий будущих педагогов позволяет выделить следующие рекомендации:

Преподавателям:

1)  необходимо провести диагностику типов психологической защиты и копинг-стратегий с целью дальнейшей коррекционной и формирующей работы;

2) необходимо создавать условия для развития копинг-ресурсов, помогающих справиться со стрессогенными ситуациями, к ним относятся: ресурсы личности (Я-концепция; интернальный локус контроля; ресурсы когнитивной сферы; аффилиация; эмпатия; ценностная мотивационная структура личности) и ресурсы социальной среды(окружение, в котором живет человек);

3) необходима специально организованная работа со студентами (например, в форме семинара-тренинга) по осознанию ими стиля совладающего поведения, с целью его коррекции;

4) с начала обучения стимулировать деятельность студентов, направленную на личностное и профессиональное самосовершенствование.

Студентам:

1) стараться в процессе обучения как можно глубже познать себя, свои сильные и слабые стороны, причины успешной или неуспешной деятельности, причину тех или иных психических состояний;

2) быть активными в своем развитии и самосовершенствовании;

3) если нет возможности изменить ситуацию, то необходимо изменить отношений к ней.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для педагога-психолога существуют особые требования к его личности, общению, умениям взаимодействовать с другими людьми. Важнейшим профессиональным качеством психолога является высокий уровень осознавания собственной личности, мотивов, особенностей. В процессе получения психологического образования и профессиональной психологической деятельности, уровень осознавания личности должен повышаться.

Профессиональная деятельность психолога предполагает неразрывную связь с личностным ростом, важным компонентом которого является осознавание собственных психологических защитных механизмов, копинг-стратегий и формирование защит и стратегий более высокого уровня. Механизмы психологических защит у психологов должны быть более зрелыми и менее интенсивными, чем у других людей.

В нашей работе мы рассмотрели особенности стресс-преодолевающего поведения и типов психологической защиты будущих педагогов-психологов, а в частности, взаимосвязь типов психологической защиты и копинг-стратегий. Мы выяснили, что большинство студентов используют отрицание как механизм психологической защиты. Такая психологическая защита предполагает не только внешний, демонстративный отказ от нежелательной реальности, особенно если она выставляет человека в неприглядном свете, но и внутреннее нежелание признавать правоту того, кто сделал больно. Это может негативно сказываться на учебной и дальнейшей профессиональной деятельности. Остальные типы психологической защиты имеют меньшую выраженность и интенсивность.

Будущие педагоги-психологи склонны больше прибегать к конструктивным копинг-стратегиям, нацеленным на успешное преодоление сложившейся ситуации, а это не только один из факторов успешной учебы в вузе, но и необходимое условие достижения поставленных целей в будущей профессиональной деятельности специалиста.

В процессе работы мы старались чётко следовать поставленным задачам для достижения поставленной цели. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Были выявлены в основном положительные взаимосвязи между типами психологической защиты и конструктивными механизмами совладания, что является совокупностью стратегий, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс, и, в целом, обеспечивающих успешною адаптацию к окружающей среде.

Но необходимо своевременно проводить психодиагностику механизмов психологической защиты и копинг-стратегий для коррекции и формирования более конструктивных и адаптивных стратегий.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бассин, Ф.В. О силе Я и психологической защите / Ф.В. Бассин // Вопросы философии.1969 №2 с.118-126.

2. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса/ В.А. Бодров. - СПб.: Питер, 2008. - 554 с.

3. Василюк, Ф.В., Психология переживания / Ф.В. Василюк. - М.: Издательство Московского университета, 1984. – 200 с.

4. Василюк, Ф.Е., Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций /Ф.Е. Василюк // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001-№4

5. Вачков, И. В. Введение в профессию "психолог" : учеб. пособие / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников ; под ред. И.Б. Гриншпуна; Рос. Акад. образования. МПСИ. - М.: МОДЭК, 2002. - 463 с.

6. Грановская, Р.М Защита личности: психологические механизм. / Р.М. Грановская, И.М. Никольская – СПб., 1998.

7. Демина, Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности / Л.Д.Демина, И.А. Ральникова. – Барнаул: Изд-во Алтайского госуниверстита, 2000.

8. Дмитриева, Е.Г. Механизмы психологической защиты и индивидуально-личностные особенности [Электронный ресурс]: офиц. сайт / Журнал «Провизор» 1998–2010 - Режим доступа: http://www.provisor.com.ua/archive/2007/N19/stat_dmitrieva.php (27.10.2010).

9. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов. / О. Ю. Ермолаев – М.: Сфера, 2003. – 336 с.

10. Журбин, В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса  /  В.И Журбин // Вопросы психологии. 1990 - №4 - с.14-23.

11. Зачепитский, Р.А. Социальные и биологические аспекты психологической защиты // Социально-психологические исследования в психоневрологии/ Под ред. Е.Ф. Бажина. Труды Ленингр. психоневр. института им. В.М. Бехтерева. — Л., 1980.

12. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. - М. - Екатеринбург, 2003.

13. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб., 2004

14.  Каменская, В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта: Уч. пособие для студ. пед. и психол. специальностей./ В.Г. Каменская. - Спб.: Детство-пресс, 1999.

15. Карвасарский, Б. Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Б.Д. Карвасарский. - Изд. 2-е, перераб. – СПб.: Питер, 2002

16. Ковалева, Е.Б. Психологическая защита у педагогов-психологов [Электронный ресурс]: офиц.сайт / Иркутский институт повышения квалификации работников образования – Режим доступа: http://ipkro-38.ru/content/view/312/320/ (23.10.2010)

17. Копинг [Электронный ресурс]: Психологос - энциклопедия практической психологии / Открытый Wiki-проект. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru

18. Крюкова, Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) /Т.Л.Крюкова, Е.В. Куфтяк, // Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112.

19. Михайлов, А. Н. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях / А. Н. Михайлов, В.С. Ротенберг // Вопросы психологии. 1990 - №5 - с. 106-111.

20.  Налчаджан, А.А. Личность, психологическая адаптация и творчество / А.А. Налчаджан. — Ереван: Луис, 1980.

21. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности/ С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. Том 18. – 1997. – № 5. – С. 20-30.

22. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для вузов / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2003. – 480 с.

23. Райгородский, Д.Я Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Д.Я. Райгородский.– Самара: Бахрах-М, 2004 г.- 672 с.

24. Романова, Е., Гребенников, Л. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование [Электронный ресурс]: офиц. сайт / «Синтон» - Режим доступа: http://www.syntone.ru/library/books/content/2222.html (04.11.2010)

25. Ротенберг, B.C., Поисковая активность и адаптация/ B.C  Ротенберг, В.В.Аршавский. - М.: Наука, 1984. С

26. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / К. В. Сидоренко. – СПб.: Питер, 2004. – 350 с.

27. Симатова, О.Б. Копинг-стратегии и копинг-ресурсы как мишени превентивного воздействия в профилактике аддиктивного поведения подростков / О.Б. Симатова // Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения: сб. материалов междунар. заочной науч.-практ. конф. Владимир, 12 мая 2010 г./ ВлГУ – Владимир, 2010

28. Фетискин, Н.П.,. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М Мануйлов. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.444-452

29. Фрейд, А. "Психология Я и защитные механизмы" [Электронный ресурс]: офиц. сайт  /   Психологическая помощь, Москва 2006 – 2010 -Режим доступа: http://www.psychol-ok.ru/lib/freud_a/paizm/paizm_01.html (13.11.2010)

30. Хазова, С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников/ С.А. Хазова // Психологический журнал. Том 25. – 2004. – №5. – с.59-69.

31. Штроо, В.А. Защитные механизмы: от личности к группе / В.А. Штроо // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 54-61.

32. Ялтонский,В.М. Психология совладающего поведения: развитие,достижение, проблемы, перспективы / В.М.Ялтонский, Н.А Сирота // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы.- М., 2008.

 

 



2019-12-29 211 Обсуждений (0)
Результаты экспериментального исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты экспериментального исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)