Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗИЧНЫХ СТРУКТУР РЫНКА



2019-12-29 272 Обсуждений (0)
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗИЧНЫХ СТРУКТУР РЫНКА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Эффективность разрабатываемой антимонопольной политики во многом определяется глубиной познания процессов конкуренции и их теоретического объяснения. Понятие конкуренции выглядит простым, однако эта внешняя простота обманчива. Многообразие существующих подходов к анализу конкуренции создает проблему ее правильной трактовки. В учебной литературе продолжает доминировать структурно-функциональный подход, основы которого были заложены в 30-х годах XX в. В его основе лежит анализ структуры рынка и выполняемых им функций. Выделяются четыре типа рынка, исследуются условия, которые господствуют на каждом из них ( число продавцов и потребителей, условия входа-выхода, чувствительность к изменению цены, дифференциация продуктов, рациональность субъектов), анализируется эффективность в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, роль государства в корректировке рыночного механизма.

При создании белорусской модели социально-ориентированной экономики важно учитывать рассмотренные выше тенденции переоценки взаимосвязи монополии и конкуренции. Инновационно-информационный характер современной конкурентной борьбы требует активного содействия созданию современных эффективных научно-промышленных комплексов на государственном уровне, интеграции с бывшими постсоциалистическими странами для формирования конкурентных преимуществ на основе развития человеческого капитала и новейших наукоемких технологий.

Таким образом:

1. Олигополия как тип рыночной структуры имеет следующие черты: а) ограниченное количество крупных взаимозависимых продавцов и множество мелких покупателей; б) контроль над ценами ограничен взаимозависимостью олигополистов; в) существует возможность регулировать вход в отрасль и устанавливать барьеры; г) преобладает неценовая конкуренция.

2. Вследствие противоречивости воздействия монополии и олигополии на уровень общественного благосостояния государства осуществляют антимонопольное регулирование для ослабления рыночной власти, ее ограничения или предотвращения приобретения ее экономическими субъектами.

На основании данных, рассмотренных в предыдущих главах курсовой работы можно сделать следующие выводы о структурах рынка и их эффективности:

1. На решение фирмы об объеме выпуска и о цене существенное влияние оказывает конкурентная структура рынка. Под последней подразумеваются формы организации рынка, т. е. характер соперничества фирм и наличие у них монопольной власти, которую они могут использовать при принятии рыночных решений.

2. По степени монопольной власти (как результата несовершенства рынка) выделяются следующие основные типы рынков:

Чистая (совершенная) конкуренция — большое количество фирм (продавцов) предлагают однородную продукцию.

Монополистическая конкуренция — большое количество фирм (продавцов) предлагают дифференцированную продукцию.

Олигополия — несколько фирм (продавцов) предлагают либо идентичную (первый вид олигополии), либо дифференцированную продукцию (второй вид олигополии).

Чистая (абсолютная) монополия — единственная фирма (продавец) на рынке предлагает товар, которому нет абсолютных заменителей в других отраслях.

3. Рынок совершенной конкуренции характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, наличием большого числа фирм, продающих данный товар.

Во-вторых, продукция фирм настолько похожа (однородна), что покупатели не делают различия, товары какой фирмы им покупать. Такая гомогенность продукции ведет к тому, что ни один покупатель не согласится платить конкретной фирме цену большую, чем он заплатит ее конкурентам. Поскольку цены одинаковы, покупателям безразлично, товар какой фирмы приобретать.

В-третьих, на совершенно конкурентном рынке ни покупатели, ни продавцы не могут повлиять на текущую рыночную цену товара. При увеличении объемов покупок или продаж отдельным потребителем или фирмой общий спрос (или общее предложение) изменяются незначительно и не оказывают заметного влияния на цену товара. Цены на рынке меняются только тогда, когда покупатели и продавцы действуют согласованно.

В-четвертых, на рынке совершенной конкуренции все виды ресурсов абсолютно мобильны. Не существует жестких ограничений на свободу входить на рынок или покидать его.

В-пятых, совершенная конкуренция характеризуется наличием совершенной информации, что позволяет рыночным агентам принимать решения в условиях определенности. Фирмы располагают данными о ценах на ресурсы и технологии, которые могут быть применены в производстве продукции.

4. Совершенно конкурентная фирма, руководствуясь рыночной ценой, принимает цену; при этом потребительский выбор характеризуется горизонтальной кривой спроса. В этом случае средний доход (AR) фирмы и ее предельный доход (MR) равны рыночной цене при всех возможных объемах производства фирмы, а линии среднего и предельного доходов совпадают с кривой спроса. Общий доход (TR) растет по мере увеличения количества продаваемой продукции. Любая проданная единица товара увеличивает общий доход на величину, равную цене продажи.

5. В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует свою прибыль, выбирая такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам и текущей рыночной цене (MR = МС = Р)

Правильность этого допущения основана на здравом смысле. Если производство одной дополнительной единицы товара увеличивает совокупную выручку в большей мере, чем совокупные издержки, то продажа каждой дополнительной единицы продукции приносит фирме добавочную прибыль.

При этом максимум прибыли не обязательно обеспечивает положительную экономическую прибыль. Если цена товара в краткосрочном периоде превышает средние издержки на его производство, то фирма получает прибыль. Если цена равна средним издержкам, то фирма безубыточна (breakeven), т. е. получает нулевую прибыль. Если рыночная цена ниже средних издержек, то фирма терпит убытки. Производство временно прекращается, если цена товара падает ниже минимального уровня средних переменных издержек (точка закрытия).

6. Кривая предложения конкурентной фирмы, ориентированной на максимизацию прибыли, имеет положительный наклон и совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек (МС), лежащей выше точки минимума средних переменных издержек. Для отрасли в целом кривая предложения представляет собой сложенные по горизонтали индивидуальные кривые предложения. Равновесная цена устанавливается на таком уровне, при котором общий объем предложения равен общему объему спроса на продукцию отрасли. При этом каждая отдельная фирма в краткосрочном периоде может либо получать экономическую прибыль, либо терпеть убытки, либо быть безубыточной.

7. В отдельный период, если вход в отрасль и выход из нее свободны, экономическая прибыль привлекает в отрасль новые фирмы, а убытки вынуждают ряд фирм покинуть отрасль. В результате рыночная цена товара не падает ниже точки закрытия и не превышает средних издержек: она устанавливается на уровне минимальных средних издержек (АС) типичной фирмы. Все фирмы отрасли получают нулевую экономическую прибыль, и каждая из них выбирает объем производства, при котором выполняется условие P=MR=MC=AC.

8. В условиях совершенной конкуренции осуществляется эффективное распределение ресурсов. Эффективность размещения (оптимальность по Парето) достигается в том случае, когда невозможна дальнейшая реорганизация производства и распределения, способная повысить степень удовлетворения чьих-либо потребностей. Это означает, иначе

говоря, что Парето-оптимальность имеет место тогда, когда нельзя повысить чье-либо благосостояние, не снижая при этом благосостояние остальных.

9. Применительно к рассмотренной проблеме Парето-оптимальность достигается при условиях:

а) когда потребители максимизируют степень удовлетворения своих потребностей (предельная полезность равна цене);

б) когда производители выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равны цене;

в) из равенств MU = Р и МС = Р вытекает равенство MU = МС.

Это означает, что при совершенной конкуренции эффективность распределения ресурсов между фирмами и отраслями достигается, когда предельные общественные издержки равны предельным общественным выгодам.

10. Рынок свободной конкуренции не в состоянии решить все проблемы, стоящие перед экономикой и обществом. Несовершенства рынка диктуют необходимость государственного вмешательства в экономику. Государство берет на себя функции, во-первых, поддержания механизма функционирования самого рынка и, во-вторых, решения социальных проблем и проведения соответствующей социальной политики.

11. Реальные рыночные структуры характеризуются определенной степенью несовершенства. В условиях несовершенной конкуренции фирма имеет некоторый контроль над ценой, что находит отражение в отрицательном наклоне кривой спроса на продукцию фирмы.

Основными источниками несовершенства конкуренции являются: экономия от масштаба, барьеры для входа на отраслевой рынок в форме правовых ограничений (патенты, лицензии, государственное регулирование) или высоких издержек, рекламы, дифференциации товара. Если фирма имеет возможность снизить издержки при увеличении объема выпуска (экономия от масштаба), это приводит к нарушению совершенной конкуренции, так как более эффективным становится наличие в отрасли небольшого числа фирм. Аналогичная картина возникает при существовании входных барьеров в отрасль. Несовершенная конкуренция имеет место и при большом числе фирм на рынке, если каждая из них выпускает дифференцированный товар.

12. У простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход MR меньше цены Р; когда фирма вынуждена снижать цену, чтобы продать дополнительную единицу продукции, это приводит к потере выручки от производства предыдущих единиц.

13. Монополист максимизирует прибыль, производя такое количество продукции, при котором MR = МС. Цена, устанавливаемая монополистом на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, обеспечивающего максимум прибыли. Монопольная цена всегда выше предельных издержек (Р > МС = MR). Так как монополист может изменять объем производства и цену товара, для него не существует кривой предложения.

14. С целью максимизации прибыли монополия может проводить ценовую дискриминацию — устанавливать разные цены на один и тот же товар для разных покупателей. Чтобы фирма могла это делать, необходимо наличие нескольких условий. Во-первых, продавец должен в определенной степени контролировать цены, т. е. обладать монопольной властью; во-вторых ему необходимо разделить своих покупателей на группы с различной эластичностью спроса по цене; в-третьих, должны быть ограничены возможности перепродажи товара покупателями, получившими его по низкой цене, людям, готовым купить этот товар по более высокой цене В случае совершенной ценовой дискриминации каждая единица товара продается по максимальной цене, которую готов уплатить покупатель, т. е по цене спроса, что позволяет монополисту присвоить весь потребительский излишек как излишек производителя. При этом монополия может предложить на рынке такое же количество продукции, как и в конкурентных условиях.

15. По сравнению с конкуренцией монополия, максимизирующая прибыль, стремится произвести меньшее количество продукции и установить более высокую цену на свой товар. В результате общество несет потери, возникающие из-за того, что производится меньше, чем позволяют ресурсы, а высокие цены монополиста позволяют ему перераспределить в свою пользу часть доходов потребителей.

16. Исключением из общего принципа монополии "низкий объем производства — высокая цена" является естественная монополия, когда экономия от масштаба производства настолько велика, что позволяет устанавливать низкие цены при большом объеме производства, которые могут превысить аналогичные показатели конкурентного рынка. Однако в ситуации естественной монополии монополистический рынок будет более предпочтительным для общества, чем конкурентный, только при государственном вмешательстве в процесс установления цен. По отношению к естественным монополиям возможны различные варианты государственного регулирования цен:

а) цена устанавливается на уровне предельных издержек (Р = МС);

б) цена устанавливается на уровне средних издержек (Р = АС).

Но вопрос об эффективности любых вариантов регулирования не имеет однозначного решения.

17. На большинстве реальных рынков продукция конкурирующих фирм не стандартизована. Такая рыночная среда получила название монополистической конкуренции: монополистической потому, что каждый продавец обладает монополией на свой товар, и конкуренцией — так как существуют многочисленные конкуренты, которые продают сходные товары.

Кривая спроса монополистически конкурирующей фирмы имеет отрицательный наклон, однако угол наклона ее значительно меньше, чем угол наклона кривой спроса совершенно конкурентной фирмы. Отрицательный наклон кривой спроса показывает, что для увеличения сбыта фирма должна снижать цену. Предельная выручка (MR), которую она получает от каждой дополнительной единицы товара, оказывается меньшей, чем от предыдущей единицы. В результате совокупная выручка (TR) фирмы растет в убывающей прогрессии и достигает максимума при таком объеме сбыта, когда MR = 0.

18. Монополистически конкурирующая фирма максимизирует прибыль при таких цене и объеме производства, когда МС = MR. Возможность долговременного получения прибыли фирмой в условиях монополистической конкуренции исключается по причине отсутствия входных и выходных барьеров.

19. Ряд современных рынков имеет олигополистическую структуру, т. е. там действует такой тип конкуренции, которая ведется между сравнительно малым числом фирм. Ключевым признаком олигополии является взаимозависимость фирм, простирающаяся на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю на рынке, инновационную деятельность, рекламу, услуги, оказываемые покупателям, и т. д.

20. Необходимость учета реакции конкурентов на любые действия фирмы заставляет всех участников олигополистического рынка заниматься стратегическим планированием. Олигополистические фирмы ведут либо интенсивную конкуренцию (некооперативное стратегическое поведение), либо прибегают к сознательным компромиссам (кооперативное стратегическое поведение).

21. Крайняя форма кооперации олигополистов — картель, когда фирмы официально соглашаются ограничить конкуренцию. Картель подразумевает явный сговор между фирмами относительно цены, раздела рынков, квот производства и т. п. с целью получения прибыли выше той, которую они могли бы получить при отсутствии сговора. Максимальная прибыль, полученная в результате картельного соглашения, равна прибыли в условиях чистой монополии. Однако все участники картеля заинтересованы в реализации независимой стратегии максимизации прибыли (обман, предательство), что приводит к его развалу. Успех деятельности картеля зависит от способности фирм контролировать поведение своих партнеров и разоблачать обман.

22. Дилемма "монополия или конкуренция", основанная на эффективности совершенной конкуренции и недостатках монопольных рынков, слишком упрощенно представляет реальную жизнь. Тот факт, что монопольная цена превышает предельные издержки, а объем выпуска монополиста меньше объема производства конкурентных фирм, делает монопольные рынки менее эффективными, чем конкурентные. Вместе с тем гипотеза Шумпетера заставляет учитывать и другие факты. Конкурентные фирмы по сравнению с крупными корпорациями вкладывают значительно меньше средств в НИОКР, поскольку их экономические возможности невелики. Это значит, что именно крупный бизнес является носителем технического прогресса и главным источником повышения уровня жизни общества.

 

Анализ структуры рынков и эффективности в Республике Беларусь

 

Монополизм – это ситуация рыночной власти фирмы, при которой она обладает способностью воздействовать на цену товара путем изменения предлагаемого количества продукции. Фирма обладает такой властью, если кривая спроса на ее продукт имеет отрицательный наклон, вследствие чего она получает возможность устанавливать цену на свою продукцию, превышающую предельные издержки ее производства. Следовательно, для того чтобы измерить рыночную власть фирмы, необходимо определить величину, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки.

К показателям, характеризующим уровень монополизированности отрасли, а, следовательно, и степень рыночной власти, относятся следующие.

Коэффициент Лернера рассчитывается как отношение разности цены продукции и предельных издержек ее производства к цене продукции и показывает уровень монопольной власти фирмы: L = ( P – MC ) / P = – 1 / Ed, где L – значение коэффициента Лернера; Р – цена реализации продукции; МС – предельные издержки производства продукции; Ed – эластичность спроса для данной фирмы (но не всего рыночного спроса в отрасли).

Чем больше коэффициент Лернера, тем больше монополизированность отрасли. Коэффициент тем больше, чем больше разница между ценой товара и величиной предельных издержек его производства, а также чем меньше эластичность спроса на товар. Минимальное значение коэффициента, равное нулю, характерно для чистой конкуренции, при которой Р = МС и Ed стремится к бесконечности. Максимальное значение коэффициента, равное единице, достигается, когда предельные издержки производства равны нулю.

Коэффициент концентрации рассчитывается как процентное отношение объема продаж определенного числа крупнейших фирм (3, 4, 6, 8, 20, 50) к общему объему продаж отрасли и показывает степень ее концентрации, то есть преобладания в ней одной или нескольких фирм. Аналогичный показатель может рассчитываться по доле крупных фирм отрасли в численности занятых, добавленной стоимости, стоимости основных фондов, объема выпуска. Чем больше коэффициент для крупнейших фирм, тем больше их монопольная власть. Минимальное значение, равное 0%, характерно для чистой конкуренции, максимальное, равное 100%, – для монополии. Данные о коэффициентах концентрации в Республике Беларусь приведены в таблице 1.

 

 

Таблица 1. Концентрация производства по отраслям промышленности Республики Беларусь, 2004 г.

Отрасли

Удельный вес объема промышленной продукции, выпускаемой крупными предприятиями, %

3 предприятиями 4 предприятиями 6 предприятиями 8 предприятиями
Электроэнергетика 74,5 84,3 99,99 100
Топливная 98,3 98,6 98,9 99,1
Черная металлургия 90,3 92,7 96,0 98,1
Цветная металлургия 90,7 96,4 100 -
Химическая и нефтехимическая 59,4 67,8 80,0 85,9
Машиностроение и металлообработка 31,4 36,9 42,8 46,9
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 17,4 20,9 25,7 30,1
Строительных материалов 36,6 41,2 49,1 54,0
Стекольная и фарфорово-фаянсовая 69,6 77,4 89,0 94,3
Легкая 25,3 29,1 36,0 41,7
Пищевая 8,7 11,1 15,5 19,1

Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2005. – Мн: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2005. – С. 356.

Недостатки данного показателя:

во-первых, он не позволяет определить разницу между уровнями концентрации в отраслях с равным числом фирм;

во-вторых, он характеризует не все фирмы отрасли, а только крупнейшие из них;

в-третьих, он не учитывает иностранных конкурентов;

в-четвертых, он не учитывает влияние рынков товаров-субститутов.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех фирм отрасли и показывает степень ее концентрации: , где HHI – значение этого индекса; Si – доля фирмы в общем объеме выпуска отрасли в процентах; n – количество фирм в отрасли.

Пример. Индекс HHI используется в США для классификации слияний фирм:

- если HHI > 1000, отрасль считается неконцентрированной и слияние допускается;

- если 1800 > HHI > 1000, отрасль считается умеренно концентрированной, но если HHI > 1400, отрасль считается угрожающе немногочисленной и слияние требует проверки;

- если HHI > 1800 отрасль считается высококонцентрированной; если после слияния HHI увеличивается на 50 пунктов, оно разрешается, если на 61-100 пунктов – требует дополнительного расследования, если на 100 пунктов и более – запрещается.

Таким образом, величина индекса зависит не только от количества фирм в отрасли, но и от их рыночных долей. Чем больше индекс, тем больше монополизированность отрасли. Значение индекса тем больше, чем меньше количество фирм в отрасли и чем больше доля отдельных фирм в общем объеме выпуска отрасли. Максимальное значение индекса характерно для монополии: HHI = 1002 = 10 000, а минимальное, равное нулю, – для чистой конкуренции, когда на рынке действует бесконечное количество мелких фирм и их доли выпуска приближаются к нулю. Индекс Херфиндаля-Хиршмана позволил устранить некоторые недостатки коэффициента концентрации.

Пример. Отрасль с четырьмя фирмами, доля продаж каждой из которых равна 25%, имеет такое же значение коэффициента концентрации, равное 100%, как и отрасль, в которой одна фирма контролирует 55% продаж, а остальные семь – по 15% каждая. Устранить этот недостаток позволяет индекс Херфиндаля-Хиршмана, значение которого для первой отрасли равно 2500, а для второй – 3700, исходя из чего наличие во второй отрасли одной доминирующей фирмы делает ее более монополизированной, по сравнению с первой.

Под антимонопольным регулированием (регулированием в области конкуренции) понимается целенаправленная деятельность государственных органов управления по ослаблению рыночной власти, ее ограничению, предотвращению ее приобретения и злоупотребления ею экономическими субъектами, которая реализуется через систему соответствующих экономических, административных и законодательных мер. Основой антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательствосовокупность законов и правовых норм, устанавливающих права, обязанности и ответственность экономических субъектов, возникающие в связи с их деятельностью по поводу ослабления конкуренции и злоупотребления рыночной властью.

В Республике Беларусь развитие антимонопольного регулирования началось в 1990-х гг. для трансформации института собственности, демонополизации экономики и развития механизмов конкуренции. Здесь сложились особые условия монополизма. Большинство крупных предприятий, созданных еще в советское время, занимают доминирующее положение на рынке, однако многие из них не являются естественными монополиями. Они не всегда эффективны, используют устаревшие технологии и оборудование, менее подвержены управленческим и производственным инновациям. В табл. 2 приведены данные о предприятиях-монополистах в Республике Беларусь.

Таблица 2. Предприятия, занимавшие доминирующее положение на рынке Республики Беларусь в 2004 г.

 

Отрасли

Число

предприятий-мо-нополистов

Удельный вес предприятий-монополистов, %

в общем числе предприятий в общем объеме производства
Вся промышленность, в т.ч. 182 8,0 53,3
Топливная промышленность 3 8,1 98,3
Черная металлургия 3 20,0 86,7
Цветная металлургия 1 20,0 12,4
Химическая и нефтехимическая 17 21,5 80,9
Машиностроение и металлообработка 86 15,2 61,8
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 7 2,2 16,8
Промышленность строительных материалов 17 14,0 61,5
Стекольная и фарфорово-фаянсовая 5 25,0 55,1
Легкая 16 3,8 36,4
Пищевая 21 4,4 21,5

Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2005. – Мн: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2005. – С. 355.

Сохранение такого монополизма обусловлено: низкими темпами приватизации; преобладанием государственной собственности; медленным развитием малого и среднего бизнеса; государственной поддержкой крупных предприятий; созданием объединений предприятий, концернов, хозяйственных групп; преобладанием дифференцированного подхода к монополиям, с учетом их роли в национальной экономике и экспортного потенциала.

С 2001 г. Министерство экономики является координирующим органом Республики Беларусь по вопросам антимонопольной политики. Оно реализует государственную политику, направленную на: развитие добросовестной конкуренции; защиту прав потребителей; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Министерство ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках; регулирует деятельности естественных монополий; контролирует деятельность монополистов; разрабатывает Программу демонополизации и развития конкуренции.

Правовой основой антимонопольной политики являются Законы «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10.12.1992 г. № 2034-XII, «О рекламе» от 18.02.1997 г. № 19-З, «О защите прав потребителей» от 9.01.2002 г. № 90-З, «О естественных монополиях» от 16.12.2002 г. № 162-З с изменениями и дополнениями.

По закону «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» основными видами монополизма являются: злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке; соглашения и действия, ведущие к ограничению конкуренции; использование стандартных условий сделок (любых заранее сформулированных условий, предназначенных для многократного использования при заключении сделок).

Данные ограничения не распространяются на случаи установления и осуществления правомерной монополии (государственной, естественной, чрезвычайной). В исключительных случаях злоупотребление доминирующим положением может быть признано правомерным, если предприятие докажет, что осуществление такой деятельности необходимо для исполнения законодательства, а ограничение конкуренции осуществляется лишь в той мере, в какой оно неизбежно или необходимо для его исполнения. Соглашения, ведущие к ограничению конкуренции, могут быть признаны правомерными, если субъекты докажут, что положительный эффект от их действий превысит негативные последствия, а ограничение конкуренции должно осуществляться лишь в той мере, в какой оно неизбежно для достижения этого эффекта, или если его совершение непосредственно предписано законодательством.

Доминирующим признается положение экономического субъекта, если: его рыночная доля превышает предельную величину, установленную Минэкономики, за исключением случаев государственной или естественной монополии; если Минэкономики, исходя из стабильности рыночной доли субъекта (даже если она не превышает установленную предельную величину) относительно размера принадлежащих конкурентам долей на рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим.

Сферами естественных монополий признаются: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам; передача и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования; услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, аэропортов; обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.

К методам и инструментам, используемым для антимонопольного регулирования относятся: запрет на организацию картелей; контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов-монополистов; реорганизация и ликвидация субъектов-монополистов; ограничение возможностей слияния фирм; контроль над соглашениями о предоставлении исключительных прав, за дискриминацией; прямое и косвенное регулирование цен на товары монополий; налогообложение для изъятия сверхприбылей; нормирование рентабельности и т.д.

При этом, важно отметить, что антимонопольное регулирование в Республике Беларусь далеко не всегда соответствует реалиям времени. Так, одной из основных целей антимонопольного законодательства является содействие разукрупнению крупных производителей с целью обеспечения конкуренции. Реальная практика свидетельствует об обратном. Так, например, в 2008 г. 18 предприятий легкой промышленности (6,6 % общего количества в отрасли) произвели 31,4 % всего объема продукции отрасли[13, с.29]. Это сдерживает развитие конкурент­ной среды в отрасли, однако органы антимонопольного регулирования «закрывают глаза» на такое положение дел.

Аналогичная ситуация наблюдается во многих секторах экономики: дорожно-строительная отрасль (монополистом является «Ремавтодор» со своими структурными подразделениями), озеленение города и обеспечение уборки городской территории ( УП «Зеленстрой»).

В Республике Беларусь развитие антимонопольного регулирования началось в 1990-х гг. для трансформации института собственности, демонополизации экономики и развития механизмов конкуренции. Здесь сложились особые условия монополизма. Большинство крупных предприятий, созданных еще в советское время, занимают доминирующее положение на рынке, однако многие из них не являются естественными монополиями. Они не всегда эффективны, используют устаревшие технологии и оборудование, менее подвержены управленческим и производственным инновациям.

В соответствии с функциями, определенными действующим антимонопольным законодательством, Минэкономики РБ, как уполномоченный орган государственного управления, на который возложены функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции, формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее - также Госреестр и Государственный реестр субъектов естественных монополий). Формирование Госреестра осуществляется в соответствии с:

В табл. 3.1.приведены данные о предприятиях-монополистах в Республике Беларусь.

В сравнении с 2000 г., на начало 2008 г. количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на различных товарных рынках Республики Беларусь, уменьшилось на 162 субъекта (или на 52 %) и составило 150 субъектов:

Таблица 3.1. Количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на различных товарных рынках Республики Беларусь

  2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 01.01.2008 г.
Количество хозяйственных субъектов, включенных в Госреестр 312 300 265 205 197 190 155 150

Примечание. Источник: официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь

 

По состоянию на 1 января 2008 г. в Госреестрах хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках, состоит 496 хозяйствующих субъектов, в т.ч. по Брестской области - 65, Витебской - 81, Гомельской - 74, Гродненской - 72, Минской - 82, Могилевской - 85, г.Минску - 37 хозяйствующих субъектов.

В Госреестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение (республиканский уровень), по состоянию на 1 января 2008 г. состоит 150 хозяйствующих субъектов.

Сохранение такого монополизма обусловлено: низкими темпами приватизации; преобладанием государственной собственности; медленным развитием малого и среднего бизнеса; государственной поддержкой крупных предприятий; созданием объединений предприятий, концернов, хозяйственных групп; преобладанием дифференцированного подхода к монополиям, с учетом их роли в национальной экономике и экспортного потенциала.

В течение 2008 г. Минэкономики РБ проведен мониторинг 37 товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения на этих рынках. Были изучены следующие товарные рынки: плит из минеральной ваты, клемм пружинных для нужд железной дороги, плодоовощных консервов для детского питания, кровезаменителей, масел индустриальных и твердых углеводородов, олифы натуральной, безалкогольных напитков и минеральной воды, сырья древесного для выработки экстрактов, проводов автотракторных, проводов установочных, оптовой торговли каменным углем, переработки драгоценных металлов, туристических услуг, строительства и ремонта мостов, строительства жилья, приборов визуального освещения, риэлтерских услуг и др.

В результате анализа установлено, например, что ПРУП «Березастройматериалы», РУП «Строммаш», ОАО «Лунинецлес», ОАО «Щучинский завод «Автопровод», ОАО «Бархим», ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», СП ООО «Бел-Фер», ОАО «Оршанский завод швейных машин» утратили свое доминирующее положение на товарных рынках соответственно плит из минеральной ваты, оборудования для стекольно-ситалловой промышленности и запасных частей к нему, сырья для выработки экстрактов, проводов установочных, олифы, деятельности по организации торговли ценными бумагами, приборов освещения и визуальной сигнализации, машин промышленных и швейных и исключены из Госреестра.

Вместе с тем ЗАО «ДОР-МПЗ», ОАО «Щучинский завод «Автопровод» подтвердили свое доминирующее положение на товарных рынках клемм пружинных для нужд железной дороги и проводов автотракторных.

Установлен факт доминирующего положения и включены в Госреестр следующие хозяйствующие субъекты:

ОАО «Нафтан» по товарным позициям «масла индустриальные: И-20, И-30, И-40, И-50», «экстракт нефтяной», «гач нефтяной»;

ОАО «Беларускабель» (г.Мозырь) по товарной позиции «провода автотракторные»;

ОАО «Шиноремонт» (г.Бобруйск) по товарной позиции «покрышки для грузовых и легковых автомобилей, восстановленные методом наложения нового протектора»;

ОАО «Белтрансгаз» по товарной позиции «оптовая торговля природным (горючим) газом»;

УП «Унидрагмет БГУ» по товарной позиции «услуги по переработке лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни».

По результатам проведенного анализа из Госреестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, исключено 9 хозяйствующих субъектов и 11 товарных позиций, а включено в него 4 хозяйствующих субъекта.

В финансовом секторе экономики также наблюдается наличие скрытой монополизации рынка.

Так, по состоян



2019-12-29 272 Обсуждений (0)
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗИЧНЫХ СТРУКТУР РЫНКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗИЧНЫХ СТРУКТУР РЫНКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)