Этапы в истории попыток борьбы с наркоманией.
В истории борьбы с наркоманией и попыток осуществления профилактики этого страшного зла можно выделить три этапа. Запретительный этап относится к 1950—1970 годам, когда общество (прежде всего Соединенные Штаты Америки и страны Западной Европы) признало: наркомания стала трагедией больших масс молодежи. Тогда профилактика сводилась к формированию представлений об опасности наркотиков, выработке страхом отрицательных установок по отношению к наркотикам. Страх и запреты — вот ключевые понятия этого этапа. Здравомыслящему человеку понятна низкая эффективность такой политики. Информационный этап приходится на 1980-е годы, и его логика — в опоре на разум человека. Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, статистические данные и суждения ученых становились основой новой профилактической кампании в надежде на то, что знание беды поможет человеку не поддаться ее влиянию. Как и любая ограничительная политика, она тоже не дала желаемого результата. Очевидно, что знания о наркотиках и негативное отношение к ним должны быть подкреплены опытом отказа от наркотического пути решением актуальных для человека проблем. В этом и состоит смысл современного третьего этапа. Его можно условно назвать воспитательным этапом. Воспитывающая, обучающая технология может быть эффективной только в случае ее направленности на три ключевые сферы становления личности: когнитивную, аффективную и практическую. Между тем реальная устойчивость к наркогенному давлению среды может быть сформирована лишь в том случае, если у ребенка развиты общие механизмы эффективной социальной адаптации (ребенок может реализовать свои социальные потребности, не прибегая к наркотикам). Все это возможно лишь при вовлечении ребенка во взаимодействие с широким кругом лиц и явлений, в процессе его общей социализации. Многие факторы риска в развитии наркомании несовершеннолетних носят внутриличностный характер, где внешние обстоятельства выступают как “запускающий” их механизм. Следовательно, педагогическая профилактика должна быть связана с процессом самовоспитания — осознанной и самостоятельной деятельностью человека по совершенствованию своей личности. Таким образом, педагогическая профилактика предполагает взаимосвязь трех основных педагогических процессов: социализации, самовоспитания и специального образовательного педагогического воздействия на личность ребенка — антинаркотического воспитания. К сожалению, такая модель педагогической профилактики не ориентирована на детей и подростков, имеющих начальный опыт одурманивания. Как правило, сфера заботы педагогов — те, кто еще “не пробовал”, и те, кто уже систематически использует наркотические и токсические вещества. Между тем своевременная психолого-педагогическая коррекция способна эффективно предотвратить развитие наркогенного заражения у начинающих. Первая проба детьми одурманивающего вещества, как правило, остается незамеченной дм их родителей и учителей.[3] Возможности противодействия наркомании В последнее время многие специалисты приходят к выводу, что привычный способ борьбы с наркоманией, когда главное внимание уделяется полицейским мерам, - неэффективен. Во многих развитых странах, где в борьбу с наркобизнесом вкладываются огромные средства, употребление наркотиков стабильно растет. Единственный способ противостоять наркомании - сильная и гибкая система профилактики распространения наркомании и социальной реабилитации людей, употреблявших наркотики, в сочетании с декриминализацией наркотиков. Декриминализация - это отмена уголовного преследования людей, употребляющих наркотики. Необходимо разграничить хранение, приобретение и перевозку наркотиков для собственного употребления и для продажи, введя разрешенную минимальную норму. Первое (употребление) не должно вести к уголовному преследованию, второе (продажа) должно жестко наказываться. Но эти меры должны подкрепляться созданием сильной системы профилактики распространения злоупотребления наркотиками, включая алкоголь и табак, в частности запретом на их рекламу. Так, например, в Нидерландах этот путь привел к улучшению ситуации. Там, по данным Всемирной организации здравоохранения, самый низкий в Западной Европе уровень смертности от наркотиков. В то же время, в Швейцарии легализация наркотиков, не подкрепленная серьезными профилактическими мерами, привела к значительному возрастанию проблем, связанных с употреблением наркотиков. Проблемы и трудности. В нашем обществе проблема противодействия распространению наркомании сталкивается с рядом значительных трудностей. Во-первых, высокий уровень агрессивности населения к потребителям наркотиков, что делает наркомана изгоем в обществе, даже если он желает покончить с наркотиками. Агрессивность населения приводит к тому, что человеку легче продолжать принимать наркотики, оставаться в компании таких же, как и он, чем попытаться покончить со своим пристрастием. Во-вторых, недостаточный уровень финансирования медицинских и других учреждений, которые занимаются лечением и профилактикой наркомании. В-третьих, неразвитость различных форм социальной реабилитации наркоманов, когда человеку, который отказался от употребления наркотиков, помогают заново войти в общество, стать полноценным его членом. Традиционно наркомания воспринимается как, в первую очередь, медицинская проблема и не учитываются психологические и социальные факторы. Медицинские учреждения помогают избавиться от физиологической зависимости от наркотиков и очень часто не уделяют внимание причинам, которые заставили человека их употреблять. В-четвертых, существует дефицит квалифицированных кадров, в первую очередь психологов и социальных работников. Надо отметить еще и отсутствие продуманной программы профилактики наркомании среди подростков. Многие педагоги сталкиваются с низким уровнем информированности подростков о проблемах, связанных с употреблением наркотиков. Учителя очень часто не способны адекватно реагировать на употребление своими подопечными наркотических веществ в силу своей недостаточной компетентности. А государственные органы, по долгу службы призванные заниматься профилактикой, почти ничего не делают в этом направлении.
Необходимы программы для родителей, учителей, а также профилактика на местном территориальном уровне, так как школьное просвещение чаще всего не достигает подростков, которые больше всего в нем нуждается, тех кто редко посещает школу или ушел из нее.[2]
Для объективного определения серьезности и размеров проблемы, связанной с употреблением наркотиков в немедицинских целях и для оценки эффективности политики в области наркопотребления необходимо использовать весь объем информации о распространенности данного явления и связанных с ним факторах индивидуального и социально-культурного порядка. Политика, основывающаяся на утопической вере, что немедицинское использование наркотических препаратов можно искоренить, не способна изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону. Заключение Социальный кризис, вслед за экономическим пришедший в жизнь нашего государства и общества, делает задачу радикального искоренения наркомании в современных условиях малореализуемой. Однако, учитывая уже начавшееся поступательное развитие экономики, преодоление инфляции, можно сделать вывод, что в наших силах удержать эту проблему в рамках, чтобы она не угрожала генофонду нации. Поэтому проанализировав проблему наркомании как медико-социальноне явление, мы можем с уверенностью сказать, что всё-таки “спасение есть от этого простого порошка”. Наша сегодняшняя надежда на приостановление дальнейшей эскалации проблемы наркомании и токсикомании возлагается на упреждающие меры. Первой из таких мер является своевременное выявление потребителей наркотиков и токсических веществ путем массовых диагностических обследований (мониторингов). Но надо осознавать, что эффект от осуществления только такой меры сведется к выявлению определенного количества уже заболевающих и больных людей. Другой важной мерой будет служить профилактика (в том числе психолого-педагогическая), проводимая под постоянным медицинским контролем (наблюдением), прежде всего для лиц с выявленной гиперчувствительностью, чьи личностные особен. ности предрасполагают к поиску путей избавления от проблем через употребление наркотиков (“группа риска”). Третья мера — обучение населения, ведущего здоровый, трезвый, социально позитивный образ жизни, приемам жизни в нездоровом обществе, среди людей, употребляющих алкоголь, наркотики, токсические вещества. Путь наркомана к существованию без наркотиков долог и труден, и помочь ему – задача не только медиков, родных, близких и друзей, но и социального работника. Наркоман должен быть вновь принят семьей и обществом, и только после этого он сможет пойти по жизни самостоятельно. Кроме того, необходимо проводить профилактику, целью которой является – сформирование психологического иммунитета, то есть вызвать у людей отрицательное отношение к наркотикам. Для этого необходимо обеспечить действенную социальную и правовую защиту, укреплять систему социальной помощи детям и взрослым, то есть создать как можно больше служб доверия, приютов, социально-реабилитационных центров. А так же, на мой взгляд, нужно повысить число различных секций, кружков, оздоровительных центров, где дети и взрослые смогут проводить своё свободное время так, как к наркотикам, в большенстве случаев, приобщяются от безысходности. Чем здоровее социальная среда окружающая человека, тем здоровее общество, тем меньше социальных проблем в стране.
Наркомания, безусловно, является социальным отклонением играющем негативную роль в развитии общества.
Социальные отклонения, также как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающиеся в обществе. Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. В период перехода к рыночной экономики изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят к отклонениям. Кто забывается в бутылке, кто забывается в наркотическом дурмане, а кто послабее сводит счеты с жизнью. Единственный способ как-то изменить сложившееся положение – улучшить жизнь, помочь людям преодолеть их проблемы для этого и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но если их деятельность не будет поддерживаться государством рост преступности, наркомании, алкоголизма и т. д. будет только расти.
Список литературы
1. Комиссаров Б. Г., Фоменко А. А. SOS: наркомания. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2000 – с. 88-91. 2. Левин Б. М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991 – с. 58-74. 3. Наркомания: избавление от зависимости, лечение профилактика/Авт. – сост. В. И. Петров. – Мн.: современ. литератор, 1999 – с. 48-49. 4. Школа без наркотиков. Книга для педогогов и родителей // издание 2-е переработонное и дополненное // Под научн. ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001 5. Ягодинский В. Н. Уберечь от дурмана. Кн. для учителя. М.: 1989 6. «Наркотики и наркомания» Н.Б. Сердюкова «Феникс» 2000 год. 7. Социальные отклонения – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: С69 Юрид. лит., 1989.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |