Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Базисные подходы поведенческой психотерапии



2019-12-29 310 Обсуждений (0)
Базисные подходы поведенческой психотерапии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

К современной поведенческой терапии относятся следующие подходы:

1. прикладной анализ поведения;

2. необихевиоральная медиаторная модель «стимул-реакция»;

3. теория социального научения;

4. когнитивная модификация поведения.

 По сути, эти четыре подхода различаются ничем иным, как степенью использования когнитивных концепций и методов. На одном крае континуума - прикладной анализ поведения, фокусирующийся исключительно на наблюдаемом поведении и игнорирующий какие бы то ни было опосредующие когнитивные процессы. На другом - теория социального научения и когнитивная модификация поведения, в существенной степени, опирающиеся на когнитивные теории.

Прикладной анализ поведения. Этот подход является непосредственным продолжением радикального бихевиоризма Б. Скиннера. В его основе лежат представления об оперантном обусловливании, согласно которым поведение есть функция своих последствий. Соответственно, терапевтические методы направлены на изменение связей между наблюдаемым поведением и его последствиями. Прикладной анализ поведения использует методы, основанные на подкреплении, наказании, угасании (extinction), контроле стимулов и других механизмах, которые были выявлены в ходе лабораторных исследований. Когнитивные процессы считаются внутренними событиями (private events) и отнюдь не адекватным объектом для научного анализа. Еще одной отличительной чертой прикладного анализа поведения является методология оценки эффективности терапии. Ее фокус - интенсивное исследование индивида.

Необихевиоральная медиаторная модель «стимул-реакция». Этот подход характеризует применение принципов классического обусловливания и обусловленного избегания (avoidance conditioning). Он ведет свое происхождение от теорий научения И.П. Павлова, К. Халла и Н. Миллера и. др. В отличие от оперантного подхода, модель «стимул-реакция» является медиаторной - в ней представлены промежуточные переменные и гипотетические конструкты. Примером роли промежуточных факторов в этом подходе может служить тревога - переменная, имеющая огромное значение в этом подходе. Обе наиболее тесно связанные с данной моделью терапевтические техники, - систематической десенсибилизации и «наводнения», - направлены на угасание глубинной тревоги, которая, как считается, служит топливом для поддержания фобических расстройств. Интегральная часть этого подхода - работа с внутренними событиями, особенно с образами, которая осуществляется, в частности, посредством систематической десенсибилизации и техник скрытого (covert) обусловливания, таких, как скрытая сенсибилизация. Все эти методы исходят из одной предпосылки, что не только действия, но и внутренние процессы подчиняются законам научения.

Теория социального научения. Этот терапевтический подход опирается на теорию, согласно которой поведение управляется тремя отдельными, но взаимодействующими регулирующими системами (А. Бандура):

а) внешние стимулирующие события,

б) внешнее подкрепление,

в) промежуточные когнитивные процессы.

Согласно данному подходу, влияние средовых событий на поведение в большой степени зависит от когнитивных процессов, определяющих, каким именно средовым факторам уделяется внимание и как интерпретируются индивидом. Теория социального научения основана на модели обоюдного детерминизма (reciprocal determinism) каузальных процессов человеческого поведения. Согласно данной модели, психологическое функционирование включает в себя взаимодействие между тремя перекрывающимися наборами влияющих факторов - поведением, когнитивными процессами и средовыми влияниями. А. Бандура формулирует это следующим образом: «Личностные и средовые факторы действуют отнюдь не как независимые детерминанты; напротив, они взаимно детерминируют друг друга. Индивиды также не могут рассматриваться независимо от их собственного поведения. Именно посредством своих действий люди преимущественно создают средовые условия, в свою очередь, влияющие на их поведение. Порождаемый поведением опыт также отчасти определяет, что индивид думает, ожидает и может делать, и это, в свою очередь, влияет на его последующее поведение».

В теории социального научения агентом изменений является личность, в ней акцентируется человеческая способность к целенаправленному изменению поведения.

Когнитивная модификация поведения. Этот четвертый подход охватывает ряд разнообразных методов, некоторые из которых были разработаны вне основного русла поведенческой терапии. Наиболее характерные для когнитивной модификации поведения техники получили название когнитивной реконструкции. Одна из форм когнитивной реконструкции - рационально-эмотивная терапия А. Эллиса. Базисное предположение данного подхода заключается в том, что психологическое расстройство вызывается не самим опытом, или переживанием, а тем, как личность интерпретирует этот опыт. Терапия состоит в убеждении и аргументировании, направленных на изменение иррациональных идей. Кроме того, для модификации ошибочных представлений и интерпретаций важных жизненных событий используются конкретные поведенческие задачи.

Таким образом, хотя четыре вышеописанных подхода к поведенческой терапии на практике нередко обнаруживают концептуальные различия, это не мешает поведенческим терапевтам придерживаться единого мнения по поводу определенного набора базисных предпосылок. Две главные из них – во-первых, представление о человеческом поведении как о результате научения, в корне отличное от традиционных интрапсихических, психодинамических или квазимедицинских представлений о психической патологии и, во-вторых, приверженность научному методу.


 



2019-12-29 310 Обсуждений (0)
Базисные подходы поведенческой психотерапии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Базисные подходы поведенческой психотерапии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)