Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3 Перспективный аспект тенденций преодоления развития явления теневой экономики



2019-12-29 199 Обсуждений (0)
Глава 3 Перспективный аспект тенденций преодоления развития явления теневой экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




Борьба с теневым сектором экономики представляет собой еще более сложную задачу, чем определение ее масштабов. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты. В настоящее время применяются такие меры как:

· реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;

· ужесточение борьбы с коррупцией;

· меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;

· выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;

· усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег[15].

Во властных государственных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем "теневой" экономики.

Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 - начала 1992 года и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы "теневой" составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой.

Второй - репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля; общее ужесточение законодательства, направленного против "теневой" экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие в России Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам".

Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить доходные действительные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к причинам разбухания "теневой" части экономики. Их много, но главные замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество.

В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению "теневой" деятельности в легальную, то экономические результаты его принятия могут оказаться во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы - ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций - их усиление.

Формируя концептуальную основу линии в отношении "теневой" экономики, следует иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, возврат к монополии государственной собственности и административно - распределительной системе уже исключен. Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем во главу угла новой реформационной модели должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей. В-третьих, для осуществления этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и те, которые увязли в "теневой" экономике.

С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять специальную программу интеграции на здоровой основе "теневой" и легальной экономики. Необходим, конкретнее, нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.

В настоящее время легализация "теневых" капиталов, направляемых в легальную экономику, - едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя "в тень" и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к "теневикам" - предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов. Заставить эти средства работать для общего дела - задача, достойная истинных реформаторов[16].

Примерно такое же положение и с коррупцией: бороться с ней можно единственным способом - уничтожая условия её существования. Силовые меры приводят только к тому, что услуги коррупционеров дорожают и эти расходы, в конечном счёте, ложатся на плечи нижестоящих экономических субъектов.

 Итак, в России параллельно легальной экономике существует те­невая, сопоставимая с ней по масштабам. При этом в теневой эконо­мике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в офи­циальной легальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила це­нообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, существует специфический набор профессий со своим кодексом поведения, и рабо­тают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механиз­мы изменили жизнь миллионов людей, создав особые условия рабо­ты предприятий на территории всего бывшего Советского Союза.

В сложившейся ситуации можно говорить даже о «теневом порядке» постсоветского пространства. Вряд ли эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического по­ведения в короткое время. Стоит рассчитывать на постепенную эволюцию теневых отношений, смягчение и легализацию некоторых из них, а также медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм при условии, что этот процесс будет находиться под пристальным вниманием государственных структур и носить подконтрольный, регулируемый характер. Это должно привести в будущем к изменению характера взаимоотношений в экономике России. 

Однако уже сейчас ясно, что рассчитывать на позитивные сдвиги можно лишь при условии устранения причин, порождающих теневую активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры расчетов и других косвенных мер наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом.

Все это заставляет поставить вопрос о необхо­димости более действенной государственной политики в отношении теневой экономики. Касаясь экономической роли государства час­то говорится о государственном вмешательст­ве, регулировании, управлении и т.п. Это в полной мере касается и отношения государст­ва к теневой экономике. В силу разнородно­сти теневой экономики не со всеми ее сегмен­тами можно бороться, не всегда эффективны­ми будут и методы прямого вмешательства. Поэтому мы предлагаем остановиться на тер­мине "государственное воздействие" на тене­вую экономику как наиболее емком.

Острота проблемы, связанная с гипертро­фированными масштабами теневой экономи­ки, а также тот факт, что она может решаться только в тесной связи с комплексом других за­дач, подводят нас к выводу о том, что програм­ма государственного воздействия на теневую экономику должна найти отражение в общей стратегии социально-экономического разви­тия России. Прежде всего необходимо сфор­мулировать главную цель - до какого уровня можно минимизировать теневую экономику? Очевидно, что эта задача должна быть реали­стичной, т.е. выполнимой.

Нам представляется, что ориентировоч­ным параметром может быть удельный вес те­невой экономики, не превышающий 10% ВВП. Этот ориентир может быть подкреплен неско­лькими доводами. Во-первых, практика эффек­тивного функционирования рыночной эконо­мики доказывает допустимость такого уровня теневой активности (перед нами пример стран с развитой рыночной экономикой). Во-вторых, наша отечественная экономическая история свидетельствует, что гипертрофированные масштабы теневой экономики - специфика 90-х годов[17].

Необходимо придерживаться дифферен­цированного подхода к теневой экономике. Ее субъекты представляют разные социальные группы, преследующие неодинаковые инте­ресы. При этом принципиально важной зада­чей является определение взвешенного соот­ношения между экономическими и админист­ративными методами государственного воз­действия.

Так, значительная часть теневиков-хозяйственников и самозанятых, принадлежаших к вынужденной иллегальной экономике, при осмысленном подходе способны стать ре­альной силой, укрепляющей отечественное производство. Причем следует отметить, что здесь именно меры косвенного характера (со­вершенствование налогового и трудового за­конодательства, системы социальной зашиты, подготовки и переподготовки кадров) являют­ся более эффективными по сравнению с пря­мыми административными мерами (разного рода запреты, усиление наказаний).

С другой стороны, необходимо прямое го­сударственное вмешательство, жесткая реали­зация принципа диктатуры закона, когда речь идет о злостных нарушениях хозяйствующими субъектами законодательства, коррупции госу­дарственного чиновничества и теневой актив­ности олигархов. Надо согласиться с высказы­ванием бывшего министра экономического развития Г. Грефа: "Россия должна стремиться к принятым на Западе моделям, согласно кото­рым войти на рынок стоит 3 коп., зато неправи­льное поведение на рынке — 3 долл., а иногда и три года тюрьмы". Весьма актуальной продол­жает оставаться задача усиления властной вер­тикали. Именно на уровне российских регио­нов особенно активно протекают процессы сращивания государственной власти с предста­вителями бизнеса, а порой и откровенно кри­минальными элементами.

Реализация поставленных задач требует значительных изменений в структуре государ­ственного управления. В широком комплексе институциональных реформ мы выделяем прежде всего следующие: оптимизацию струк­туры органов госуправления и правоохраните­льных органов, установление эффективного госконтроля в экономической сфере, админи­стративную реформу корпуса госчиновников и т.п.

Практика показывает, что на переломе XX и XXI вв. российское государство осознало важность вышеперечисленных проблем и в период президентства В.В. Путина уже сделан ряд важных шагов в направлении их решения В то же время проводимые правовые и инсти­туциональные меры не принесут полных успе­хов, если не будут дополнены мерами по фор­мированию в России здоровой этической основы предпринимательства и государствен­ной службы. Экономический процесс в силу того, что он осуществляется людьми, немыс­лим без вовлечения в него морально-нравст­венного содержания их жизни, оказывающего огромное влияние на мотивацию хозяйствен­ного поведения наряду с собственно экономи­ческими интересами.

Необходимо отказаться от юридического фетишизма и абсолютизации значения силы и правового характера государства в решении проблемы теневой экономики. Законы всегда можно обойти, так же как и укрыться от над­зирающего ока государства, и российские граждане традиционно проявляют в этом чу­деса изобретательности. Кроме того, сущест­вуют возможности ведения хозяйственной де­ятельности без нарушения правовых норм, которые, однако, нельзя считать чистоплот­ными и добросовестными и относить к обыч­ной ("здоровой") экономике.

Среди видов деятельности, не противоре­чащих закону, но нарушающих при этом этику деловых отношении, общепринятые социаль­ные нормы и морально-нравственные прин­ципы, можно отметить:

• умышленное использование недостат­ков законодательства, правовой неурегулиро­ванности ряда аспектов предприниматель­ской деятельности (в том числе финансовые махинации, фиктивные сделки, мошенниче­ство, нанесение экологического ущерба);

• получение выгоды за счет систематиче­ского невыполнения (или нечеткого выполне­ния) договорных обязательств;

• недобросовестную конкуренцию (сго­воры на рынке, ущемляющие чьи-либо инте­ресы);

• нечистоплотные отношения бизнеса и власти, построенные на взаимовыгодной осно­ве, но не обязательно связанные с получением взяток. Например, сговор властных структур с представителями криминала, обложение их своего рода "социальным налогом": обещание не трогать в обмен на финансирование строи­тельства каких-либо социальных объектов (до­рог, теплоцентралей, больниц и т.п.).

Вряд ли возможно существенно умень­шить масштабы теневой экономики, пока фи­гура отечественного предпринимателя как в России, так и за рубежом вписывается только в образ "нового русского" — беспринципного и неразборчивого в своих средствах дельца, махинатора и жулика, а государственный чи­новник предстает как взяточник и казнокрад. Государство должно взять на себя ответ­ственность за реализацию своего рода воспи­тательной функции, направленной на укоре­нение здоровых этических форм в среде рос­сийского предпринимательства и корпусе гос­служащих.

Эта проблема должна решаться в тесном сотрудничестве с институтами гражданского общества — профсоюзами трудящихся, орга­низациями предпринимателей, творческими ассоциациями, средствами массовой инфор­мации. Объединения предпринимателей должны иметь хорошо раз­работанные концепции своей профессиона­льной этики, кодексы поведения или специа­льные этические статьи, включенные в их уставы, где в том числе должно быть выражено отношение к криминальным и недобросовестным формам бизнеса.

Необходимо выработать и специальный этиче­ский кодекс государственного служащего, тем более что подобные примеры есть в западной практике (в частности, международная орга­низация мирового сотрудничества и развития опубликовала в 1998 г. рекомендации по со­вершенствованию этического поведения госу­дарственной службы). Более того, в государ­ственных учреждениях США существуют спе­циальные подразделения служебной этики, работники которых помогают сотрудникам решать нестандартные проблемы этического характера. Стоит подумать и над тем, чтобы госслужащие давали специальную клятву (на­подобие клятвы Гиппократа).

Набор конкретных мер государства по формированию здоровой этической основы может быть весьма обширен - от финансиро­вания разработки и реализации учебных кур­сов до учреждения специальных премий для наиболее добросовестных компаний.

Следовательно, российское государство путем управленческого воздействия и после­довательной политики способно существенно изменить сложившуюся ситуацию в теневом бизнесе и тем самым способствовать нараста­ющему подъему российской экономики.

 


Заключение

В заключение исследования, проведенного в курсовой работе, следует отметить, что анализ явления теневой экономики и элементов ее проявления в принципе можно считать состоявшимся, поскольку была сделана попытка решить поставленные и освещенные во введении исследовательские задачи. При подведении итогов по основным рассматриваемым в курсовой работе вопросам хотелось бы отметить следующее.

В ходе исследовательской работы проанализированы содержание и реализация явления теневой экономики, а также проведен проблемный анализ данного вопроса на уровне российского государства и предложены перспективы повышения эффективности действий по борьбе с явлением теневой экономики и преодолению ее негативного влияния.

Предпочтительным представляется термин «теневая экономика», которым логично обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами. За редкими исключениями (связанными, например, с функционированием домашнего хозяйства) «теневая» составляющая экономики - это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, т.е. находится вне рамок правового поля.

В России параллельно легальной экономике существует те­невая, сопоставимая с ней по масштабам. При этом в теневой эконо­мике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в офи­циальной легальной хозяйственной системе. В отношении теневой экономики предпочтительны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней “бороться”, что является функцией правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой - вводить “тень” в стандартные размеры посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.

Приведенная в курсовой работе информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять, насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы экономики государства.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены единством философских и экономических подходов к решению поставленной проблемы; применением комплекса методов, адекватных цели, задачам, объекту и предмету исследования; разнообразием источников информации; сочетанием количественного и качественного анализа результатов.

Теоретическое и практическое значение исследования состоит в том, что полученные результаты – выводы, обобщения и предложения могут явиться основой для дальнейшей работы в исследуемой области,  а также могут быть использованы при углубленном изучении курса «Макроэкономика» в высших учебных заведениях.

 

 



2019-12-29 199 Обсуждений (0)
Глава 3 Перспективный аспект тенденций преодоления развития явления теневой экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3 Перспективный аспект тенденций преодоления развития явления теневой экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)