Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Буси-до и современная Япония.



2019-12-29 193 Обсуждений (0)
Буси-до и современная Япония. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Буси-до иногда называют «религией самураев», так как оно содержит военный и правовой аспекты, психологический и религиозный, а также литературно-философский. Буси-до можно рассматривать и как сложный синкретический военный культ, вобравший в себя множество положений трех ведущих японских религий – конфуцианства, буддизма и синтоизма.

На формирование буси-до оказали мощное влияние такие культы, как почитание меча и шлема, коня, дракона, культ предков и древних захоронений, культ императора и господина, культ смерти, культ природы: растений, животных, гор, рек, и т.д.; а также многие культы, связанные с почитанием конкретных японских божеств, и божеств главных святилищ.

Согласно понятиям Бусидо, самурай должен обладать презрением к смерти и боли. Самурай должен быть выше смерти. Животный страх, свойственный обычному человеку, самураи учились превращать в повышенное чувство опасности, которое не ослабляло их тело и душу, а напротив, наполняло силой и волей, и готовностью достойно встретить противника.

Жизнь для самурая – это жизнь духа, а не тела. Дух бессмертен, смерть тела – это лишь одно из испытаний для духа. Высокий боевой дух самураев – умение достойно встретить смерть и не цепляться за жизнь, когда появляется возможность красиво из нее уйти[12].

Влияние буси-до на жизнь японцев все еще огромно. Все лучшие качества характера японского народа неразрывно связаны с буси-до. Мало кто в мире не слышал про японскую вежливость, являющуюся следствием этого древнего благородного пути. Самообладание, сила духа и храбрость у японцев – за это мы благодарим буси-до.

Но с другой стороны, было бы несправедливым не признать, что буси-до в значительной степени ответственен также и за недостатки и изъяны в нашем национальном характере. Японцам не свойственно эвристическое мышление, поскольку согласно буси-до ценность пути ученого была невысока, что привело к отсутствию знаний в некоторых фундаментальных областях науки, например, в математике, естествознании и т.д. Поэтому в этом направлении сейчас в Японии проведены наиболее важные реформы и уже достигнуты определенные успехи.

Глубоко укоренившееся мощное воздействие буси-до на японский народ, имело силу неписаного свода законов и этических норм. И сердца людей были открыты ему. Они никогда не задумывались над причинами этого, а просто передавали его принципы из поколения в поколение. Новая мораль, привнесенная христианскими миссионерами в Японию, и старая мораль буси-до различны.

Например, понятие преданности. Сейчас и в Японии имеются тенденции к тому, что такое достоинство, как преданность, которое должно пробуждать в человеке все лучшие качества души, все больше забывается.

Однако в какой степени дух буси-до сохраняет значение сегодня? Какова его регулирующая сила?

Конечно, современный японец с иронией смотрит на наставления «Хагакурэ» и удивляется тому, что когда-то в его стране господствовал кодекс харакири. Тем не менее, японец как-то воодушевляется, когда вокруг начинают обсуждать названные проблемы. Иначе и быть не может: ведь это плоть и кровь японской нации, ее история.

Когда зарубежные историки дискутируют между собою по поводу буси-до, они подчеркивают в основном две стороны этого явления: догматы самурайской доблести и их проявление в японской культуре; специфическое отношение японцев к самоубийству. При этом нередко делаются довольно категоричные выводы, например: «буси-до – это норма социальной жизни японцев» или «японцы склонны к самоубийствам».

Буси-до – это не только историческое прошлое японского народа; в значительной, точно не вычисляемой мере – это его настоящее. Буси-до способно поднять массы на самые невероятные дела «во имя нации».

Буси-до, как неписаный кодекс идеалов воинской доблести и гражданской чести перестанет существовать, но в сердцах японцев его дух никогда не умрет. И ореол его славы будет еще долгое время светиться над его руинами. Как лепестки его символического цветка, рассеиваемые ветрами на четыре стороны, он будет еще долгое время вдохновлять многие поколения людей на борьбу за обретение духа, являющегося истинным богатством человеческой жизни.

Пройдет много лет и наследие буси-до окончательно исчезнет, и возможно даже его имя будет забыто, но в его незримое присутствие, «витающее над землей», все равно останется.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Наиболее важными доктринами, которые буси-до почерпнуло из синтоизма – древней религии японцев, представлявшей собой сочетание культа природы, предков, веры в магию, существование души и духов, были любовь к природе, предкам, духам природы и предков, к стране и государю. Заимствования из синто, которые восприняло буси-до, были объединены в два понятия: патриотизма и верноподданичества.

Как указывалось выше, бытует мнение, что дух бусидо как отличительная черта национального характера японцев едва ли существует сегодня. Однако некоторые признаки бусидо еще можно обнаружить в боевых и эстетических видах искусства, в которых определенные упражнения (ката) выполняются многократно до тех пор, пока исполнитель не овладеет ими в совершенстве и не достигнет состояния «небытия». Важны также манеры, правила поведения; ученики школ восточных единоборств демонстрируют преданность своим преподавателям и относятся к Ним с большим уважением.

К сожалению, лояльность, преданность по бусидо имела своим следствием также и характерное для японцев «перерабатывание», которое иногда приводило к летальному исходу (кароси) в случаях, когда люди работали, не жалея сил и демонстрируя свое старание сделать все возможное для своей компании и ее владельцев. Более того, в наши дни некоторые японцы даже совершают самоубийство, когда хотят восстановить подмоченную репутацию или извиниться за свои ошибки или проступки по отношению к семье или компании. Японцы склонны оправдывать и даже восхвалять подобные самоубийства и испытывают симпатию к жертвам. Все это оказывает негативное влияние на людей, особенно молодых, начинающих думать, что самоубийство – простейший путь избавления от всех бед[13].

В итоге отметим, что бусидо оказал сильнейшее влияние на формирование японского национального характера. Как указывалось выше, дух бусидо еще доминирует в японском обществе в некоторых сферах, в то время как в других его бывает трудно обнаружить, например среди молодых людей, не отличающихся почтительностью к своим учителям и не утруждающих себя соблюдением норм приличия в обществе. То есть в современной Японии одни обнаруживают хорошую осведомленность во всем, что касается бусидо, тогда как другие больше им не интересуются.

Бусидо как характерная особенность японской нации, похоже, сейчас переживает поворотный момент, и его роль в жизни японцев в значительной степени зависит от каждого из них.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Долин А. А., Попов Г. В. Кэмпо – традиция воинских искусств. – М., 1991.

2. Инадзо Нитобэ. Бусидо, душа Японии. (второе издание, исправленное) // Перевод с англ.: К.Семенов, В.Пузанов (предисловие). – М.: София, 2004.

3. Иэнга Сабуро. История японской культуры: Пер. с япон. – М.: Прогресс, 1972. – 232 с.

4. Кадзи С., Хама Н., Райс Д. Эти странные японцы. Пер. с англ. Г.Дуткиной и Д.Дуткиной. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000.

5. Клири Томас Кодекс самурая: современный перевод "Бусидо Сесинсю" Тайра Сигэсукэ. – М.: АСТ, Астрель, 2005.

6. Книга самурая. – СПб.: Евразия,2000. – 320 с.

7. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. – М.: Академический проект, 2000.

8. Маслов А.А. Бусидо: кодекс чести самурая. – М.: Феникс, 2006. – 288 с.

9. Маслов А.А. Путь воина. Секреты боевых искусств Японии. – М.: Феникс, 2005. – 432 с.

10. Овчинников В.В. Ветка сакуры. Рассказы о том, что за люди Японцы. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 286 с.

11. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М.: «Наука», 1985. – 348 с.

12. Светлов Г.Е. Путь воина. – М.: 2001.

13. Светлов Г.Е. (Г.Е.Комаровский). Колыбель японской цивилизации: Нара. История, религия, культура. – М.: Искусство, 1994. – 271 с.

14. Спеваковский А. Б. Самураи – военное сословие Японии. – М., 1981.

15. Японско-русский словарь. – Токио, "Кэнкюся", 2000.

 

 


[1] Овчинников В.В. Ветка сакуры. Рассказы о том, что за люди Японцы. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 286 с.

 

[2] Иэнга Сабуро. История японской культуры: Пер. с япон. – М.: Прогресс, 1972. – 232 с.

 

[3] Светлов Г.Е. Путь воина. – М.: 2001.

 

[4] Японско-русский словарь. – Токио, "Кэнкюся", 2000.

 

[5] Спеваковский А. Б. Самураи – военное сословие Японии. – М., 1981.

 

[6] Маслов А.А. Бусидо: кодекс чести самурая. – М.: Феникс, 2006. – 288 с.

 

[7] Инадзо Нитобэ. Бусидо, душа Японии. (второе издание, исправленное) // Перевод с англ.: К.Семенов, В.Пузанов (предисловие). – М.: София, 2004.

 

[8] Клири Томас Кодекс самурая: современный перевод "Бусидо Сесинсю" Тайра Сигэсукэ. – М.: АСТ, Астрель, 2005.

 

[9] Светлов Г.Е. (Г.Е.Комаровский). Колыбель японской цивилизации: Нара. История, религия, культура. – М.: Искусство, 1994. – 271 с.

 

[10] Книга самурая. – СПб.: Евразия,2000. – 320 с.

 

[11] Кадзи С., Хама Н., Райс Д. Эти странные японцы. Пер. с англ. Г.Дуткиной и Д.Дуткиной. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000.

 

[12] Маслов А.А. Путь воина. Секреты боевых искусств Японии. – М.: Феникс, 2005. – 432 с.

 

[13] Инадзо Нитобэ. Бусидо, душа Японии. (второе издание, исправленное) // Перевод с англ.: К.Семенов, В.Пузанов (предисловие). – М.: София, 2004.

 



2019-12-29 193 Обсуждений (0)
Буси-до и современная Япония. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Буси-до и современная Япония.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)