Поход как средство воспитания школьников
Существует несколько десятков определений туризма, этого уникального и многогранного социального явления, завоевавшего весь мир. Для вожатых, учителей наиболее важны, на мой взгляд, те возможности, которые позволяют использовать его, как говорил А.С.Макаренко, для «проектирования личности» школьников в духовно-нравственных критериях демократического общества [28]. Педагогу, воспитателю, который обращается со школьниками только в классе, трудно порой разобраться в характерах своих подопечных. (Вспомните хотя бы фильм Р. Быкова «Чучело»). Что знала о пионерах их классная руководительница? А без этого воспитывать всё равно, что лечить пациента, не зная болезни. На маршруте же почти все дети «раскрепощаются», отходят от стереотипов поведения, педагог видит их с других, подчас неожиданных для себя сторон. Впрочем, как и учащиеся – его самого. Взрослый может в походе завоевать безоговорочный авторитет, а может и потерять его совсем. Вот, допустим, есть в классе этакий середнячок – учится средне, ничем особо не выделяется, инициативы не проявляет, И находится где-то на «задворках» коллектива. А в походе вдруг выясняется, что это прекрасный парень: Когда Лена во время переправы упала, он первым бросился в воду и потом нёс её мокрые вещи, быстро разжёг костёр и сварил обед [3]. Признанный же лидер (признанный нередко не за свои достоинства, а за возможности родителей модные джинсы, редкие грампластинки) без конца ныл, отказался идти за дровами, ни с кем не поделился чаем из своего импортного термоса. В путешествиях не раз приходится брать груз у более слабого или натёршего ногу товарища, отдавать свою последнюю сухую рубашку или свитер. Бывает, из-за чьей-то шалости или недисциплинированности вся группа вынуждена сойти с маршрута. Один, не выполнивший порученное ему дело (не проверил палатку, забыл дома крупу, не узнал расписания поездов...), способен поставить своих спутников в трудную, подчас аварийную ситуацию. Ведь тут не игра, не придуманные трудности и опасности - вполне реальные, ощутимые. Дома подобные промахи как-то незаметны, в походе они сказываются на всех [22]. Некоторые чересчур заботливые папы и мамы стараются уберечь своё чадо от всяческих физических нагрузок, от малейшего дуновения ветерка. Происходит такое из года в год, и юные граждане приучаются к «тепличному» стилю поведения (в том числе и к тому, что всё за них решают другие). А результат? «Комнатные» дети растут хилыми, подверженными любым заболеваниям, инфантильными, не обстоятельными. Занятия туризмом не дают такого развития мускулатуры, как бокс или борьба. Зато закалке туриста позавидуют и многие спортсмены. Опытным любителям странствий не страшны ни ветер, ни холод, ни дождь Редкий путешественник получит хотя бы насморк после целого дня пути в мокрых носках и обуви. Не надо забывать, что нынешние дети – это будущие солдаты и мужья и жёны, и матери. Но встречаются и призывники, не способны даже один раз подтянуться на перекладине, пришить себе подворотничок, выстирать носовой платок... А будет ли счастлива семья, где жена не умеет приготовить простейшие блюда кашу, лапшу, котлеты, а муж – забить обыкновенный гвоздь? [4]. Те же, кто не раз совершал длительные походы, не только физически здоровее, выносливее, но и способны делать многое, столь необходимое в жизни. И заботиться о других. Они приучены к самостоятельности. Не потому ли, как показали проведённые социологические исследования, семья, где муж и жена занимаются или занимались самодеятельным туризмом, значительно прочнее «среднестатистических», среди туристов меньше разводов. Это не «реклама», а научно установленный факт! Поход – лишь средство воспитания. Плохо проведённое путешествие МОЖЕТ НАНЕСТИ И ВРЕД духовному облику юных туристов. Поскольку закрепит отрицательные черты характера и стиль взаимоотношений. Поэтому до тех пор, пока в группе не будет «здорового» психологического микроклимата, нельзя отправляться в длительное путешествие – коллектива. Чтобы создать его, ходите на первых порах в короткие походы по родному краю. И не надейтесь на скорый успех. Терпение непременная черта и обязанность воспитателя [24].
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель исследования
Целью экспериментального исследования является сравнительный анализ показателей физического развития, физической подготовленности и их изменения под влиянием регулярных занятий туристским многоборьем и многодневными турпоходами, туристическими слетами школьников в возрасте 15-17 лет.
Задачи исследования Для решения указанной цели были поставлены следующие задачи: 1. Исследовать показатели физической подготовленности учащихся 15-17 лет занимающихся и не занимающихся туристским многоборьем. 2. Исследовать показатели физического развития, учащихся 15-17 лет контрольной и экспериментальной группы. 3. Выявить изменения показателей физического развития, физической подготовленности в ходе эксперимента.
Методы исследования Для решения поставленных задач были намечены следующие методы исследования: 1. Анализ научно-методической литературы. 2. Метод тестирования показателей физической подготовленности. 3. Метод антропометрии. 4. Моделирование. 5. Педагогический эксперимент. 6. Математическая обработка полученных данных. Исследование физической подготовленности проводились следующим образом: 1. Поднимание туловища из положения лежа. Выполняется в положении лежа на спине (на полу гимнастическом мате) за 1 минут. И. п. - лежа, ноги зафиксированы носками под нижней рейкой гимнастической стенки, колени согнуты, руки за головой. По команде «Упражнение начинай!» включают секундомер. Участник поднимается до положения сидя, касается локтями коленей и возвращается в и.п. В этом упражнении учитывается количество правильных повторений. Результат оценивается по таблице. 2. Прыжок в длину с места. На площадке проводят линию и перпендикулярно к ней закрепляют сантиметровую ленту. Учащийся встает около линии, не касаясь ее носками, затем, отводя руки назад, сгибает ноги в коленях и, оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий мах руками вперёд, прыгает вдоль разметки. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Даются три попытки, лучший результат идет в зачет. Упражнение требует предварительной подготовки для выработки координации движений руками и ногами. 3. Подтягивание (мальчики – из виса хватом сверху на высокой перекладине). По команде «Упражнение начинай!» производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. При выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идет в зачет. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девочки - выполняют отжимание от пола). И.п. - лежа на полу, руки согнуты кисти в упоре на ширине плеч, туловище прямое, носки касаются пола. По команде «Начинай!» участница выпрямляет руки до положения упора; сгибая руки, возвращается в и.п. и т.д. Количество правильно выполненных отжиманий фиксируют в протоколе. 4. Бег – 60 м. 5. Бег – 1000 м (юноши), 800 м (девушки). Исследование физического развития проводились следующим образом: Динамометрия. Измеряется сила мышц кистей – правой и левой. Берется максимальное. Это соотношение в норме у мужчин составляет 65-80%, у женщин - 48-50% от собственного веса. Артериальное давление (АД) - важный показатель здоровья. Верхней границей нормы систолического давления (СД) является 120 мм рт.ст. (для возраста 15-17 лет), диастолического давления (ДД) - 65 мм рт.ст. При физической работе большой мощности СД может повышаться до 240 мм рт.ст. ДД обычно не бывает ниже 50 мм рт.ст. Задержка дыхания на вдохе (проба Штанге). До проведения пробы дважды подсчитывается ЧСС за 30 сек.. Оценивается время задержки дыхания, с зажатым носом на полном вдохе, после трехкратного вдыхания на 3/4 максимальной глубины. При времени задержки дыхания менее 39 сек. проба неудовлетворительна, 40-49 сек. - удовлетворительно, свыше 50 сек. - хорошо. Задержка дыхания на выдохе (проба Генче). Задержка дыхания на выдохе проводится после 3 глубоких вдохов-выдохов. Оценка пробы: менее 34 сек. - плохо, 35-39 сек. - удовлетворительно, свыше 40 сек. - хорошо. Определение ЖЕЛ после нагрузки. Снижение ЖЕЛ на величину более 15% от исходной говорит о повышении давления в легочной артерии. Нагрузкой служат 15 приседаний за 30 с, до нагрузки ЖЕЛ определяется спирометром как среднее значение от 3 измерений. Проба Руффье. После 5 мин покоя у испытуемого подсчитывается ЧСС за 15 с (Р1). Выполняются 30 приседаний за 1 мин. ЧСС подсчитывается на 1-й мин. после нагрузки (Р2) и после одной мин. отдыха (РЗ). Показатель сердечной деятельности (ПСД) определяется по формуле: (4 ∙ (Р1 + Р2 + РЗ) – 200) / 10 Оценка ПСД: до 5 - отлично, 5,1 до 10 - хорошо, 10,1 до 15 - удовлетворительно, более 15,1 - плохо. Вычисление средней арифметической величины
Х – средняя арифметическая; Σ – знак суммирования; хi – значения, при которых принимает значения от 1 до n; n – количество вариант;
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (306)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |