Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Поход как средство воспитания школьников



2019-12-29 306 Обсуждений (0)
Поход как средство воспитания школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




Существует несколько десятков определений туризма, этого уникаль­ного и многогранного социального явления, завоевавшего весь мир. Для вожатых, учителей наиболее важны, на мой взгляд, те возможнос­ти, которые позволяют использовать его, как говорил А.С.Макаренко, для «проектирования личности» школьников в духовно-нравственных кри­териях демократического общества [28].

Педагогу, воспитателю, который обращается со школьниками только в классе, трудно порой разобраться в характерах своих подопечных. (Вспомните хотя бы фильм Р. Быкова «Чучело»). Что знала о пионерах их классная руководительница? А без этого воспитывать всё равно, что лечить пациента, не зная болезни. На маршруте же почти все де­ти «раскрепощаются», отходят от стереотипов поведения, педагог ви­дит их с других, подчас неожиданных для себя сторон. Впрочем, как и учащиеся – его самого. Взрослый может в походе завоевать безого­ворочный авторитет, а может и потерять его совсем. Вот, допустим, есть в классе этакий середнячок – учится средне, ни­чем особо не выделяется, инициативы не проявляет, И находится где-то на «задворках» коллектива. А в походе вдруг выясняется, что это прекрасный парень: Когда Лена во время переправы упала, он первым бросился в воду и потом нёс её мокрые вещи, быстро разжёг костёр и сварил обед [3].

Признанный же лидер (признанный нередко не за свои достоинства, а за возможности родителей модные джинсы, редкие грампластинки) без конца ныл, отказался идти за дровами, ни с кем не поделился чаем из своего импортного термоса.

В путешествиях не раз приходится брать груз у более слабого или натёршего ногу товарища, отдавать свою последнюю сухую рубашку или свитер. Бывает, из-за чьей-то шалости или недисциплинированности вся группа вынуждена сойти с маршрута. Один, не выполнивший пору­ченное ему дело (не проверил палатку, забыл дома крупу, не узнал расписания поездов...), способен поставить своих спутников в труд­ную, подчас аварийную ситуацию. Ведь тут не игра, не придуманные трудности и опасности - вполне реальные, ощутимые. Дома подобные промахи как-то незаметны, в походе они сказываются на всех [22].

Некоторые чересчур заботливые папы и мамы стараются уберечь своё чадо от всяческих физических нагрузок, от малейшего дуновения ве­терка. Происходит такое из года в год, и юные граждане приучаются к «тепличному» стилю поведения (в том числе и к тому, что всё за них решают другие). А результат? «Комнатные» дети растут хилыми, подверженными любым заболеваниям, инфантильными, не обстоятельными.

Занятия туризмом не дают такого развития мускулатуры, как бокс или борьба. Зато закалке туриста позавидуют и многие спортсмены. Опытным любителям странствий не страшны ни ветер, ни холод, ни дождь Редкий путешественник получит хотя бы насморк после целого дня пу­ти в мокрых носках и обуви.

Не надо забывать, что нынешние дети – это будущие солдаты и мужья и жёны, и матери. Но встречаются и призывники, не способны даже один раз подтянуться на перекладине, пришить себе подворотничок, высти­рать носовой платок... А будет ли счастлива семья, где жена не умеет приготовить простейшие блюда кашу, лапшу, котлеты, а муж – забить обыкновенный гвоздь? [4].

Те же, кто не раз совершал длительные походы, не только физически здоровее, выносливее, но и способны делать многое, столь необходимое в жизни. И заботиться о других. Они приучены к самостоятельности. Не потому ли, как показали проведённые социологические исследования, семья, где муж и жена занимаются или занимались самодеятельным ту­ризмом, значительно прочнее «среднестатистических», среди туристов мень­ше разводов. Это не «реклама», а научно установленный факт!

Поход – лишь средство воспитания. Плохо проведённое путешествие МОЖЕТ НАНЕСТИ И ВРЕД духовному облику юных туристов. Поскольку закрепит отрицательные черты характера и стиль взаимоотношений. Поэтому до тех пор, пока в группе не будет «здорового» психологи­ческого микроклимата, нельзя отправляться в длительное путешествие – коллектива. Чтобы создать его, ходите на первых порах в короткие походы по родному краю. И не надейтесь на скорый успех. Терпение непременная черта и обязанность воспитателя [24].

 

ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

2.1. Цель исследования     

                                                                         

Целью экспериментального исследования является сравнительный анализ показателей физического развития, физической подготовленности и их изменения под влиянием регулярных занятий туристским многоборьем и многодневными турпоходами, туристическими слетами школьников в возрасте 15-17 лет.

 

Задачи исследования

Для решения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать показатели физической подготовленности учащихся 15-17 лет занимающихся и не занимающихся туристским многоборьем.

2. Исследовать показатели физического развития, учащихся 15-17 лет контрольной и экспериментальной группы.

   3. Выявить изменения показателей физического развития, физической подготовленности в ходе эксперимента.

 

Методы исследования

Для решения поставленных задач были намечены следующие методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Метод тестирования показателей физической подготовленности.

3. Метод антропометрии.

4. Моделирование.

5. Педагогический эксперимент.

6. Математическая обработка полученных данных.

Исследование физической подготовленности проводились следующим образом:

1. Поднимание туловища из положения лежа. Выполняется в поло­жении лежа на спине (на полу гимнастическом мате) за 1 минут. И. п. - лежа, ноги зафиксированы носками под нижней рейкой гимнастической стенки, колени согнуты, руки за головой. По команде «Упражнение на­чинай!» включают секундомер. Участник поднимается до положения сидя, касается локтями коленей и возвращается в и.п. В этом упражнении учитывается количество правильных повторений. Результат оценивается по таблице.

2. Прыжок в длину с места. На площадке проводят линию и пер­пендикулярно к ней закрепляют сантиметровую ленту. Учащийся встает около линии, не касаясь ее носками, затем, отводя руки назад, сгиба­ет ноги в коленях и, оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий мах руками вперёд, прыгает вдоль разметки. Расстояние измеряется от ли­нии до пятки сзади стоящей ноги. Даются три попытки, лучший резуль­тат идет в зачет. Упражнение требует предварительной подготовки для выработки координации движений руками и ногами.

3. Подтягивание (мальчики – из виса хватом сверху на высокой перекла­дине). По команде «Упражнение начинай!» производят подтягива­ние до уровня подбородка и опускание на прямые руки. При выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идет в зачет.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девочки - выпол­няют отжимание от пола). И.п. - лежа на полу, руки согнуты кисти в упоре на ширине плеч, туловище прямое, носки касаются пола. По ко­манде «Начинай!» участница выпрямляет руки до положения упора; сги­бая руки, возвращается в и.п. и т.д. Количество правильно выполнен­ных отжиманий фиксируют в протоколе.

4. Бег – 60 м.

   5. Бег – 1000 м (юноши), 800 м (девушки).

Исследование физического развития проводились следующим образом:

Динамометрия. Измеряется сила мышц кистей – правой и левой. Берется максимальное. Это соотношение в норме у мужчин со­ставляет 65-80%, у женщин - 48-50% от собственного веса.                                   

Артериальное давление (АД) - важный показатель здоровья. Верхней границей нор­мы систолического давления (СД) является 120 мм рт.ст. (для возраста 15-17 лет), диастолического давления (ДД) - 65 мм рт.ст. При физи­ческой работе большой мощности СД может повышаться до 240 мм рт.ст. ДД обычно не бывает ниже 50 мм рт.ст.

Задержка дыхания на вдохе (проба Штанге). До проведения пробы дважды подсчиты­вается ЧСС за 30 сек.. Оценивается время задержки дыхания, с зажатым носом на полном вдохе, после трехкратного вдыхания на 3/4 максимальной глубины. При времени задержки дыхания менее 39 сек. проба неудовлетворительна, 40-49 сек. - удовлетворительно, свыше 50 сек. - хорошо.       

Задержка дыхания на выдохе (проба Генче). Задержка дыхания на выдохе проводится после 3 глубоких вдохов-выдохов. Оценка пробы: менее 34 сек. - плохо, 35-39 сек. - удов­летворительно, свыше 40 сек. - хорошо.

Определение ЖЕЛ после нагрузки. Снижение ЖЕЛ на величину более 15% от исходной говорит о повышении давления в легочной артерии. Нагрузкой служат 15 при­седаний за 30 с, до нагрузки ЖЕЛ определя­ется спирометром как среднее значение от 3 измерений.

Проба Руффье. После 5 мин покоя у испытуемого под­считывается ЧСС за 15 с (Р1). Выполняются 30 приседаний за 1 мин. ЧСС подсчитывается на 1-й мин. после нагрузки (Р2) и после одной мин. отдыха (РЗ). Показатель сердечной деятельности (ПСД) определяется по формуле:

                                           (4 ∙ (Р1 + Р2 + РЗ) – 200) / 10

Оценка ПСД: до 5 - отлично, 5,1 до 10 - хорошо, 10,1 до 15 - удовлетворительно, более 15,1 - плохо.

Вычисление средней арифметической величины

 

 

Х – средняя арифметическая;

Σ – знак суммирования;

     хi – значения, при которых принимает значения от 1 до n;  

     n – количество вариант;

 

 



2019-12-29 306 Обсуждений (0)
Поход как средство воспитания школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Поход как средство воспитания школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (306)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)