Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III . РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ



2019-12-29 237 Обсуждений (0)
III . РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Практические основы научно-методической работы закладываются в педагогической практике, как способе проверки теоретических предпосылок. Педагогическая практика позволяет изучить возможные пути совершенствования методики обучения школьников. По итогам теоретических и практических изысканий формируется научно-методическая часть курсовой работы. Разрабатывать ее следует поэтапно.

Первый этап - представляет анализ методико-теоретических предпосылок, выдвинутых в ходе исследовательской работы с источниками. Составление сценария проведения уроков. При разноплановости учебного материала и методов подачи этого материала имеет смысл соблюдать структуру урока изобразительного искусства. Она представляет:

-организационный момент;

-объяснение нового учебного материала;

-практическая работа учащихся;

-подведение итогов.

Второй этап - выполнение наглядно-методического материала. В идеале подача научно-методического материала должна быть в форме конструкций, удобных для демонстрации. Подобные конструкции представляют собой либо серию плакатов, оформленные в жесткие несущие конструкции (направляющие), либо комплект последовательно скрепленных поэтапных разработок. Последнее наиболее удобно в хранении, транспортировке и использовании. Содержание методического материала зависит от целей и задач конкретного вида занятий. Возможна методическая разработка содержания одного урока либо блока уроков. В настоящее время блоковая система занятий является наиболее эффективной в методическом плане, поскольку проводит принцип последовательности в обучении.

 

Здесь же имеет смысл напомнить последовательность ведения некоторых видов работ, так как принцип научности является одним из основополагающих в педагогике.

Натюрморт графический.

- компоновка в листе с габаритными размерами;

- определение пропорциональных отношений и перспективных
сокращений;

- конструктивный анализ форм с выделением плановости;

- прокладка основных тональных отношений в половину тона;

- уточнение тональных отношений с выявлением объема;

- создание плановости и определение материальности.

Натюрморт живописный.

Следует отметить, что этапы ведения живописного натюрморта варьируются в зависимости от материала, но общий принципиальный подход остается следующим:

- композиционно-перспективная организация листа;

- конструктивный анализ форм с определением основных тональных
пятен;

прокладка теней и теневых глубин второго плана;

- определение основных цветовых отношений за счет полутени и
рефлексов;

- выявление объема форм;

- уточнение плановости и материальности.

Пейзаж графический.

- композиционная организация листа;

- определение плановости, перспективы и кулисности изображения;

- выполнение в материале. Особенностью работы над пейзажем в
графике состоит в том, что широкое разнообразие графических
материалов диктуют свои условия работы в этом жанре / здесь не

берется в расчет гравюра /. Главное условие - соответствие мотива, творческим задачам, ставящимся в данной работа и выбору материала. В основном ход работы в материале соответствует аналогичным действиям при работе над натюрмортом.

Пейзаж живописный:

- композиционная организация листа;

- выявление плановости, определение основных тональных пятен;

- выявление общего колористического строя за счет раскрытия крупных цветовых отношений неба и земли;

- выявление плановости за счет определения световоздушной среды;

- прописка первых и плоскостное обобщение последующих планов; обобщение цветовых отношений.

Портрет:

 -  композиционная организация листа;

- выявление пространственной среды посредством конструктивного анализа и распределение основных тональных пятен;

- определение колористического строя через раскрытие основных светотональных отношений среды и теней и полутеней натуры;

- лепка объемов через выявление распределения светов, теней, полутеней, рефлексов;

- определение планов;

- обобщение.

Сюжетная композиция:

- сбор материала;

- выполнение эскизной работы;

- перенос фор-эсказа на основной формат;

- выполнение в материале, соответствующем выбранному виду изобразительного искусства.

 

Третий этап - составление поурочного плана проведения занятий. В большинстве случаев заявленную тему невозможно раскрыть на одном уроке, поэтому в педагогической практике применяется блоковая система подачи материала. Она состоит из блока-серии уроков, объединенных одной темой. Но, в свою очередь, каждый из уроков этого блока-серии имеет свою оригинальную тематику, которая развивает и конкретизирует общую тему.

При составлении плана проведения занятия важно:

1). Коротко и ясно выразить тему урока.

2). Четко разграничить цель и задачи: цель - это то, к чему должен прийти ученик в конце занятия, задачи - это то, что должен решить ученик, чтобы достичь поставленной цели.

3). Сочетание аудио и визуального ряда, активное использование разных органов чувств приводит к более эффективному усвоению учебного материала. Однако, слишком активное применение аудиовизуального ряда, а также технических средств может негативно сказаться на конечном результате занятия, так как у учащегося просто не останется времени и сил на выполнение практической работы.

4). Система отчетности может быть представлена различно, в зависимости от темы занятия. Применимы такие варианты: 1) фронтальный просмотр с обсуждением работ (работа с натуры), 2) выставка работ (творческие задания). Главное при подведении итогов помнить, что резко негативный, более того насмешливый отзыв на работу ученика может вызвать отчуждение от предмета, психологическую травму. Поскольку мы имеем дело с творческим процессом, здесь крайне необходимы чувство такта и объективность. Подведение итогов каждого урока является обязательной формой работы с учащимися, поскольку стимулирует дальнейшую деятельность и демонстрирует динамику усвоения материала учащимся в рамках предмета.

Сценарий урока можно записать в виде развернутого литературного плана, а можно в виде таблицы-схемы.

Таблица-схема проведения занятия.

 

тема урока цель урока задачи урока материалы для учителя и учеников аудио визуаль- ный ряд технические средства ход урока система отсчетно сит
1 2 3 4 5 6 7 8
               

После проведения занятий производиться анализ проделанной работы. Основными критериями такого анализа являются: четкость в определении темы, цели и задач, полнота раскрытия материала, соответствия изложения темы возрастной категории учащихся, уровень выполнения работ, качество подведения итогов.

Таким образом, научно-методическая часть дипломной работы складывается из:

- теоретических предпосылок;

- практического результата;

- анализа практики;

- заключения выводов.

Раскроем некоторые аспекты подачи того или иного материала в педагогической практике.

Первый аспект - соответствие темы возрастной категории школьников и особенности содержания занятий в этой связи.

Натюрморт. Темы, связанные с изображением натюрморта следует проводить среди учащихся среднего звена, поскольку именно в этом возрасте приходит понимание профессионального изображения окружающей действительности (композиционная организация листа, конструктивное построение, тон, колорит, фактура). Однако, помимо чисто методического подхода к изображению мира вещей, существует подход, при котором на примере жанра натюрморта разных времен дается возможность детям осознать, что через изображение предметного мира художники выражали

понимание своего времени, отношение к жизни. Сами изображаемые предметы - средства выражения этого отношения. Они также могут характеризовать человека-владельца этих предметов, не прибегая к портретному изображению. То есть эстетическое отношение к жанру натюрморт раскрывается через понимание той или иной исторической эпохи и, наоборот, понимание исторической эпохи раскрывается через натюрморт.

Пейзаж. Эта тематика близка как младшей возрастной группе, так и средней. Различны цели и задачи, преследуемые при подаче учебного материала в той или иной возрастной группе. Если для младших школьников изображение пейзажа - способ «формирования восторга перед красками и формами природы, развитие интереса к вглядыванию в нее». То в средневозрастной группе пейзаж - «инструмент понимания природы, как общечеловеческой ценности: любовь к родной природе, понимание ее красоты, осознание поэзии окружающего мира природы», выражение отношения к ней в художественных образах. Практическая работа в жанре пейзажа дает много возможностей освоения профессиональной художественной подготовки (законов перспективы, композиции, колорита).

Портрет. Данная тема проходит в среднем звене. Изображение людей требует некоторой подготовленности с точки зрения художественной грамоты: профессионального изображения человека - общие конструктивные особенности головы и тела человека, основное расположение форм в движении, пропорции. По содержанию занятий - это акцентировка внимания на разности задач и возможностей фотоизображения и изображения в искусстве, проблема сходства идеала человека и конкретной личности. «Каждая эпоха предъявляет свои требования к человеку, которые выражаются в изобразительном искусстве. В его недрах формируется идеальный образ идеальный образ, который находит наиболее яркое отражение в портрете. Эту мысль можно раскрыть детям через осознание разновидностей портретного жанра: портрет характерный, портрет парадный, психологический портрет, автопортрет». Б.М. Неменский.

Сюжетные композиции. Уместно подробное освещение тем, связанных с действием, как в начальной школе, так и в среднем звене. Начальная школа ставит задачи пробудить в ребенке сопереживание чужому горю, радоваться чужой радости. Однако не надо усложнять эту задачу. Имеет смысл взять за основу контрастные чувства: доброе - злое, тихое - бурное. Эту тему следует давать на основе литературного материала. В плане овладения изобразительной грамоты здесь школьников можно ознакомить со способами композиционной организации листа.

В среднем звене сюжетные композиции дают богатую возможность в ознакомлении с искусствоведческим материалом: разъяснение, что такое бытовой, батальный, исторический жанр, знакомство с произведениями мирового изобразительного искусства. Главное здесь дать понимание того, что человек - высшая ценность общества. Представления о красоте человека конкретно исторически и социально обусловлены. Внимание школьников должно быть направлено и на физическую, и на духовную красоту человека как личности. Это может проявляться как в повседневной жизни, так и в неординарной обстановке. «Каждый народ, каждое общество старались осознать, что в жизни прекрасно и что безобразно. Здесь охватывается, в первую очередь, отношения человека к человеку, тема добра и зла в отношениях к труду, семье, к любви, дружбе». Б.М. Неменский. В основном эта тема находит отражение в бытовом жанре, где художники раскрывают эстетическую ценность повседневной жизни во всех ее проявлениях. У учащихся формируется способность вглядываться в жизнь, удивляться ее повседневности и осознавать ее как великую красоту и ценность. В области приобретения художественной грамоты продолжается накопление опыта практической работы, умение изображать человека и среду, дальнейшее формирование навыков в построении композиции, передачи световоздушной среды графическими и живописными средствами. Героические события представлены в батальном жанре. Необходимое воспитание патриотических чувств идет на примерах картин мастеров. В этой связи

уместна искусствоведческая беседа с анализом картин великих баталистов прошлого и современного нам искусства. Исторический жанр требует знания освещаемого исторического момента, поэтому здесь возможен комбинированный урок, связанный с историей. Это дополнительно активизирует подход к решению учебной задачи, позволяет неординарно подать материал, разнообразить тематику. В рамках создания жанровой композиции углубляются знания школьников о работе над станковым произведением. Главное условие поступательный ход развития умений и навыков, композиционного мышления, поэтапного ведения работы: замысел, сбор материала, создания эскизов и завершенной композиции.

А так же задачи, которые ставятся на профессионально-художественном уровне, будущий учитель изобразительного искусства должен трансформировать и адаптировать к ученической аудитории, нисколько при этом, не упрощая глубину раскрытия той или иной темы, ссылаясь на то, что школьник не поймет. Это в корне неверное представление о художественно-педагогической работе. Главная задача учителя ИЗО суметь найти методы подачи материала, чтобы у учащегося сложилась целостная картина места изобразительного искусства в жизни конкретного человека, его связи и взаимодействии с другими видами искусства.

Главные критерии здесь - дидактические принципы обучения:

- Принцип научности. Вся информация, подающаяся на уроке,
должна иметь научно-проверенные источники.

- Принцип наглядности. Выстраивание зрительного ряда,
способствующему лучшему усвоению материала, то есть
приобретение знаний через сами предметы и явления.

- Принцип активности и сознательности обучения. Раскрывается
через методы активного обучения: создание проблемной ситуации,
обсуждение работ, организация выставок, коллективная работа,

сочетание визуального и аудио рядов, сочетание ИЗО с музыкой,

литературой, историей.

Принцип последовательности обучения. По направлению

усложнения учебно-воспитательных задач.

Принцип доступности и посильности обучения основывается на

понимании психологических особенностей той или иной возрастной

группы учащихся и подборе соответствующего учебного материала.



2019-12-29 237 Обсуждений (0)
III . РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III . РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)