III . РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Практические основы научно-методической работы закладываются в педагогической практике, как способе проверки теоретических предпосылок. Педагогическая практика позволяет изучить возможные пути совершенствования методики обучения школьников. По итогам теоретических и практических изысканий формируется научно-методическая часть курсовой работы. Разрабатывать ее следует поэтапно. Первый этап - представляет анализ методико-теоретических предпосылок, выдвинутых в ходе исследовательской работы с источниками. Составление сценария проведения уроков. При разноплановости учебного материала и методов подачи этого материала имеет смысл соблюдать структуру урока изобразительного искусства. Она представляет: -организационный момент; -объяснение нового учебного материала; -практическая работа учащихся; -подведение итогов. Второй этап - выполнение наглядно-методического материала. В идеале подача научно-методического материала должна быть в форме конструкций, удобных для демонстрации. Подобные конструкции представляют собой либо серию плакатов, оформленные в жесткие несущие конструкции (направляющие), либо комплект последовательно скрепленных поэтапных разработок. Последнее наиболее удобно в хранении, транспортировке и использовании. Содержание методического материала зависит от целей и задач конкретного вида занятий. Возможна методическая разработка содержания одного урока либо блока уроков. В настоящее время блоковая система занятий является наиболее эффективной в методическом плане, поскольку проводит принцип последовательности в обучении.
Здесь же имеет смысл напомнить последовательность ведения некоторых видов работ, так как принцип научности является одним из основополагающих в педагогике. Натюрморт графический. - компоновка в листе с габаритными размерами; - определение пропорциональных отношений и перспективных - конструктивный анализ форм с выделением плановости; - прокладка основных тональных отношений в половину тона; - уточнение тональных отношений с выявлением объема; - создание плановости и определение материальности. Натюрморт живописный. Следует отметить, что этапы ведения живописного натюрморта варьируются в зависимости от материала, но общий принципиальный подход остается следующим: - композиционно-перспективная организация листа; - конструктивный анализ форм с определением основных тональных прокладка теней и теневых глубин второго плана; - определение основных цветовых отношений за счет полутени и - выявление объема форм; - уточнение плановости и материальности. Пейзаж графический. - композиционная организация листа; - определение плановости, перспективы и кулисности изображения; - выполнение в материале. Особенностью работы над пейзажем в берется в расчет гравюра /. Главное условие - соответствие мотива, творческим задачам, ставящимся в данной работа и выбору материала. В основном ход работы в материале соответствует аналогичным действиям при работе над натюрмортом. Пейзаж живописный: - композиционная организация листа; - выявление плановости, определение основных тональных пятен; - выявление общего колористического строя за счет раскрытия крупных цветовых отношений неба и земли; - выявление плановости за счет определения световоздушной среды; - прописка первых и плоскостное обобщение последующих планов; обобщение цветовых отношений. Портрет: - композиционная организация листа; - выявление пространственной среды посредством конструктивного анализа и распределение основных тональных пятен; - определение колористического строя через раскрытие основных светотональных отношений среды и теней и полутеней натуры; - лепка объемов через выявление распределения светов, теней, полутеней, рефлексов; - определение планов; - обобщение. Сюжетная композиция: - сбор материала; - выполнение эскизной работы; - перенос фор-эсказа на основной формат; - выполнение в материале, соответствующем выбранному виду изобразительного искусства.
Третий этап - составление поурочного плана проведения занятий. В большинстве случаев заявленную тему невозможно раскрыть на одном уроке, поэтому в педагогической практике применяется блоковая система подачи материала. Она состоит из блока-серии уроков, объединенных одной темой. Но, в свою очередь, каждый из уроков этого блока-серии имеет свою оригинальную тематику, которая развивает и конкретизирует общую тему. При составлении плана проведения занятия важно: 1). Коротко и ясно выразить тему урока. 2). Четко разграничить цель и задачи: цель - это то, к чему должен прийти ученик в конце занятия, задачи - это то, что должен решить ученик, чтобы достичь поставленной цели. 3). Сочетание аудио и визуального ряда, активное использование разных органов чувств приводит к более эффективному усвоению учебного материала. Однако, слишком активное применение аудиовизуального ряда, а также технических средств может негативно сказаться на конечном результате занятия, так как у учащегося просто не останется времени и сил на выполнение практической работы. 4). Система отчетности может быть представлена различно, в зависимости от темы занятия. Применимы такие варианты: 1) фронтальный просмотр с обсуждением работ (работа с натуры), 2) выставка работ (творческие задания). Главное при подведении итогов помнить, что резко негативный, более того насмешливый отзыв на работу ученика может вызвать отчуждение от предмета, психологическую травму. Поскольку мы имеем дело с творческим процессом, здесь крайне необходимы чувство такта и объективность. Подведение итогов каждого урока является обязательной формой работы с учащимися, поскольку стимулирует дальнейшую деятельность и демонстрирует динамику усвоения материала учащимся в рамках предмета. Сценарий урока можно записать в виде развернутого литературного плана, а можно в виде таблицы-схемы. Таблица-схема проведения занятия.
После проведения занятий производиться анализ проделанной работы. Основными критериями такого анализа являются: четкость в определении темы, цели и задач, полнота раскрытия материала, соответствия изложения темы возрастной категории учащихся, уровень выполнения работ, качество подведения итогов. Таким образом, научно-методическая часть дипломной работы складывается из: - теоретических предпосылок; - практического результата; - анализа практики; - заключения выводов. Раскроем некоторые аспекты подачи того или иного материала в педагогической практике. Первый аспект - соответствие темы возрастной категории школьников и особенности содержания занятий в этой связи. Натюрморт. Темы, связанные с изображением натюрморта следует проводить среди учащихся среднего звена, поскольку именно в этом возрасте приходит понимание профессионального изображения окружающей действительности (композиционная организация листа, конструктивное построение, тон, колорит, фактура). Однако, помимо чисто методического подхода к изображению мира вещей, существует подход, при котором на примере жанра натюрморта разных времен дается возможность детям осознать, что через изображение предметного мира художники выражали понимание своего времени, отношение к жизни. Сами изображаемые предметы - средства выражения этого отношения. Они также могут характеризовать человека-владельца этих предметов, не прибегая к портретному изображению. То есть эстетическое отношение к жанру натюрморт раскрывается через понимание той или иной исторической эпохи и, наоборот, понимание исторической эпохи раскрывается через натюрморт. Пейзаж. Эта тематика близка как младшей возрастной группе, так и средней. Различны цели и задачи, преследуемые при подаче учебного материала в той или иной возрастной группе. Если для младших школьников изображение пейзажа - способ «формирования восторга перед красками и формами природы, развитие интереса к вглядыванию в нее». То в средневозрастной группе пейзаж - «инструмент понимания природы, как общечеловеческой ценности: любовь к родной природе, понимание ее красоты, осознание поэзии окружающего мира природы», выражение отношения к ней в художественных образах. Практическая работа в жанре пейзажа дает много возможностей освоения профессиональной художественной подготовки (законов перспективы, композиции, колорита). Портрет. Данная тема проходит в среднем звене. Изображение людей требует некоторой подготовленности с точки зрения художественной грамоты: профессионального изображения человека - общие конструктивные особенности головы и тела человека, основное расположение форм в движении, пропорции. По содержанию занятий - это акцентировка внимания на разности задач и возможностей фотоизображения и изображения в искусстве, проблема сходства идеала человека и конкретной личности. «Каждая эпоха предъявляет свои требования к человеку, которые выражаются в изобразительном искусстве. В его недрах формируется идеальный образ идеальный образ, который находит наиболее яркое отражение в портрете. Эту мысль можно раскрыть детям через осознание разновидностей портретного жанра: портрет характерный, портрет парадный, психологический портрет, автопортрет». Б.М. Неменский. Сюжетные композиции. Уместно подробное освещение тем, связанных с действием, как в начальной школе, так и в среднем звене. Начальная школа ставит задачи пробудить в ребенке сопереживание чужому горю, радоваться чужой радости. Однако не надо усложнять эту задачу. Имеет смысл взять за основу контрастные чувства: доброе - злое, тихое - бурное. Эту тему следует давать на основе литературного материала. В плане овладения изобразительной грамоты здесь школьников можно ознакомить со способами композиционной организации листа. В среднем звене сюжетные композиции дают богатую возможность в ознакомлении с искусствоведческим материалом: разъяснение, что такое бытовой, батальный, исторический жанр, знакомство с произведениями мирового изобразительного искусства. Главное здесь дать понимание того, что человек - высшая ценность общества. Представления о красоте человека конкретно исторически и социально обусловлены. Внимание школьников должно быть направлено и на физическую, и на духовную красоту человека как личности. Это может проявляться как в повседневной жизни, так и в неординарной обстановке. «Каждый народ, каждое общество старались осознать, что в жизни прекрасно и что безобразно. Здесь охватывается, в первую очередь, отношения человека к человеку, тема добра и зла в отношениях к труду, семье, к любви, дружбе». Б.М. Неменский. В основном эта тема находит отражение в бытовом жанре, где художники раскрывают эстетическую ценность повседневной жизни во всех ее проявлениях. У учащихся формируется способность вглядываться в жизнь, удивляться ее повседневности и осознавать ее как великую красоту и ценность. В области приобретения художественной грамоты продолжается накопление опыта практической работы, умение изображать человека и среду, дальнейшее формирование навыков в построении композиции, передачи световоздушной среды графическими и живописными средствами. Героические события представлены в батальном жанре. Необходимое воспитание патриотических чувств идет на примерах картин мастеров. В этой связи уместна искусствоведческая беседа с анализом картин великих баталистов прошлого и современного нам искусства. Исторический жанр требует знания освещаемого исторического момента, поэтому здесь возможен комбинированный урок, связанный с историей. Это дополнительно активизирует подход к решению учебной задачи, позволяет неординарно подать материал, разнообразить тематику. В рамках создания жанровой композиции углубляются знания школьников о работе над станковым произведением. Главное условие поступательный ход развития умений и навыков, композиционного мышления, поэтапного ведения работы: замысел, сбор материала, создания эскизов и завершенной композиции. А так же задачи, которые ставятся на профессионально-художественном уровне, будущий учитель изобразительного искусства должен трансформировать и адаптировать к ученической аудитории, нисколько при этом, не упрощая глубину раскрытия той или иной темы, ссылаясь на то, что школьник не поймет. Это в корне неверное представление о художественно-педагогической работе. Главная задача учителя ИЗО суметь найти методы подачи материала, чтобы у учащегося сложилась целостная картина места изобразительного искусства в жизни конкретного человека, его связи и взаимодействии с другими видами искусства. Главные критерии здесь - дидактические принципы обучения: - Принцип научности. Вся информация, подающаяся на уроке, - Принцип наглядности. Выстраивание зрительного ряда, - Принцип активности и сознательности обучения. Раскрывается сочетание визуального и аудио рядов, сочетание ИЗО с музыкой, литературой, историей. Принцип последовательности обучения. По направлению усложнения учебно-воспитательных задач. Принцип доступности и посильности обучения основывается на понимании психологических особенностей той или иной возрастной группы учащихся и подборе соответствующего учебного материала.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |