Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Управление маркетингом



2019-12-29 194 Обсуждений (0)
Тема 2. Управление маркетингом 0.00 из 5.00 0 оценок




Модуль 1. Сущность и цели маркетинга.

Тема 1. Основные понятия и категории маркетинга

Термин «маркетинг» появился в США в самом начале XX века как ответ па обострение конкурентной борьбы в условиях быстрого роста концентрации и укрупнения производства.

Маркетинг (от англ. market - рынок) - система управленческой, регулирующей и исследовательской деятельности, направленной на эффективное доведение товаров от сферы производства до сферы потребления.

Маркетинг – явление разноплановое, комплексное, включающее систему взглядов, координацию различных направлений деятельности фирмы с целью увязки её производственных возможностей и потребности рынка в соответствующей продукции.

Среди специалистов нет единого общепринятого определения маркетинга. Однако все существующие определения (а их около 20001) отражают ориентацию на работу в сфере обращения продукции, выделяя при этом либо отдельные функции и направления маркетинговой деятельности, либо его комплексный характер. Целесообразно использовать определение, предложенное профессором Ф. Котлером в его книге «Основы маркетинга».

МАРКЕТИНГ- вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. (по Ф. Котлеру)

Цель маркетинга - удовлетворение потребностей покупателя и за счет этого получение прибыли продавцом.

Маркетинг - любая деятельность, направленная на доведение товара от сферы производства до сферы потребления, т.е. удовлетворение потребностей в соответствии с покупательским спросом.

 

Маркетинг опирается на ряд основных категорий и понятий.

Нужда - чувство нехватки чего-либо. Это абстрактное понятие, присущее любому человеку, которое можно подразделить на нужду духовную (нужда в общении) и материальную (чувство голода).

Потребность - нужда, принявшая конкретную определенную форму (продукт питания, который способен удовлетворить чувство голода).

Спрос - потребность, усиленная покупательной способностью потребителя, т.е. подкрепленная денежными средствами или другими ценностями. Спрос, на какой- либо товар, не подкрепленный денежными средствами остается на уровне потребности.

Предложение - желание владельца товара или услуги реализовать его на определенных условиях

Обмен - акт получения желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. Обмен товара на денежные средства носит название акта продажи или сделки.

Сделка - Если обмен- основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка.

СДЕЛКА – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

Сделка может быть: денежная и бартерная.

Товар - все то, что способно удовлетворить нужду, потребность, спрос и предлагается на рынок с целью привлечения внимания, приобретения и потребления.

Рынок - совокупность продавцов и покупателей и система взаимоотношений между ними.

Усилия по маркетингу могут быть направлены как на потребителей, так и на общество в целом. Спрос потребителей складывается из спроса конечных потребителей, организаций потребителей, оптовой и розничной торговли, некоммерческих организаций, государственных организации, международного рынка. Предприятие может выходить на все группы потребителей или на отдельные из них. Общественный спрос определяется спросом служащих, профсоюзов, акционеров, объединений потребителей, государства и т.д.

Маркетинг – одна из основополагающих дисциплин при подготовке профессиональных деятелей рынка: руководителей предприятий, менеджеров, работников сбыта и рекламы, разработчиков и организаторов производства.

Предметом дисциплины маркетинг является изучение социально-экономических и организационных аспектов создания и продвижения товаров от изготовителя к потребителю посредством обмена.

 

Маркетинговая деятельность может быть представлена в форме постоянной возобновляющегося маркетингового цикла. (рис. 1.1).

 

Маркетинговое исследование
Стратегическое и оперативное планирование
Разработка нового товара
Товародвижение и дистрибьюции
Продвижение товара

         

 

Рис. 1.1. Основные этапы маркетинга

 

Отраслевые виды маркетинга:

· производственный маркетинг (в том числе промышленный, строительный, аграрный), главными целями которого являются: поиск рынка сбыта, оценка его емкости, обоснование производственно-инвестиционной программы, ценообразование, разработка нового продукта, соответствующего по своим качественным признакам требованиям потребителей, самосертификация и оценка конкурентоспособности продукта;

· торгово-сбытовой маркетинг, к главным целям которого относятся: дистрибьюция и формирование канала товародвижения, организация сбыта и продажи товаров, управление перемещением и складированием товаров (логистика), изучение и прогнозирование покупательского спроса. Анализ потребительского поведения, создание системы торгового и после торгового сервиса;

· маркетинг сферы услуг, где сочетаются цели производственного и торгового маркетинга (поскольку производство, продажа и потребление услуг концентрируется во времени и в пространстве), но в то же время имеется своя специфика (нематериальность услуг, неспособность услуг к хранению и т.п.);

· маркетинг интеллектуального продукта (в том числе маркетинг (Информационного продукта и информационных технологий), когда продукт может иметь нематериальную форму, и используются особые формы его реализации и сервиса;

· международный маркетинг, предметом которого является внешнеэкономическая деятельность;

· маркетинг финансово-кредитного продукта и страхового дела, а также маркетинг ценных бумаг, продуктом которого являются различные формы биржевой и финансовой деятельности.

Уровни маркетинга:

Первый - микромаркетинг, т.е. рыночная деятельность отдельного предприятия (фирмы, компании), в том числе внутренний маркетинг - организация деятельности персонала собственной маркетинговой службы и внешний маркетинг - доведение товара до  потребителя, организация связей с клиентами и торговыми посредниками, изучение рынка;

Второй - макромаркетинг, т.е. участие государственных учреждений, отраслевых и региональных структур в управленческой, регулирующей и исследовательской деятельности в рыночной сфере; третий - глобальный, или международный маркетинг - деятельность на внешнем, мировом рынке, внешняя торговля (особая форма - мегамаркетинг, т.е. деятельность транснациональных компаний по проникновению на рынок какой либо страны).

Спрос - явление чрезвычайно гибкое и изменчивое, эластичное. Его размер, структура, динамика, распределение по социальным группам потребителей зависят от комплекса социально-экономических, демографических, торгово-организационных, национальных и природно-климатических факторов, а также случайных, конъюнктурных воздействий.

Эластичность спроса - реакция потребителей на изменение какого-либо фактора. Прежде всего, цен и дохода. Она характеризуется процентным изменением спроса при увеличении факторного признака на один процент.

Регулирование спроса - процесс воздействия на потребителей с помощью системы маркетинговых рычагов. Иногда эту систему обозначают аббревиатурой ФОССТИС[1].

 

Она включает:

· создание нового или диверсифицированного рынка путем выпуска нового, либо модифицированного товара (так называемый «технологический прорыв»), расширение и совершенствование ассортимента, повышение качества товара и привлекательности его дизайна;

· гибкие изменения цены товара (в соответствии с рыночной конъюнктурой и стратегией фирмы, этапом жизненного цикла товара, задачами конкурентной борьбы и т.п.), организация сезонных, рекламных и ситуационных распродаж товара по сниженным ценам.

· система скидок с цены, премий, бонусов и льгот для постоянных клиентов, продажа товара в кредит по подписке;

· формирование привлекательного образа товара: реклама, коммерческая пропаганда, пробные продажи (пробный маркетинг), выставки-продажи, презентации товара, разработка запоминающейся товарной марки и т.п.

· сервис (высококачественное обслуживание, комплекс предпродажных, сопутствующих и послепродажных услуг и удобств для покупателей, экономия времени покупателя, предоставление гарантий качества, Пием подержанных товаров и другие способы привлечение покупателей);

· совершенствование форм взаимоотношений с потребителями, диалог с покупателем, продажа по образцам, система заказов и посылочной торговли, продажа по каталогам (в том числе компьютерным);

· формирование и поддержание имиджа фирм, ее доброго имени (goodwill), включая ее солидность, надежность, известность, кредитоспособность, привлекательность товаров, твердые гарантии качества (в том числе бесплатный ремонт или возврат/обмен некачественного или непонравившегося товара, возмещение физического и морального ущерба), удобное и рациональное размещение торговой сети, коммуникабельность, привлекательность работников, общающихся с клиентами, их высокая квалификация, авторитетность менеджера, отношение фирмы к консьюмеризму, ее экологическая позиция, спонсорство, благотворительность и т.д.

Общая цель заключается в том, чтобы обеспечить удовлетворение спроса потребителей, предъявляемого на рынке, и за счет этого получать максимально возможную прибыль. К глобальным целям маркетинга как составной части рыночного механизма относятся следующие требования:

· сделать рынок упорядоченным (подчиняющимся определенным, правилам), «прозрачным» (позволяющим оценивать его состояние, параметры и тенденции развития) и предсказуемым (обеспечивающим возможность прогнозировать его изменения);

· ограничить стихийность рынка путем регулирования некоторых рыночных процессов;

· сделать конкуренцию упорядоченной, подчиняющейся определенным ограничениям, исключить возможность недобросовестной конкуренции;

· обеспечить своевременное обновление ассортимента выводимой на рынок продукции с тем, чтобы завоевать и удержать конкурентное преимущество и удовлетворять меняющиеся потребности покупателей;

· подчинить производство и торговлю требованиям рынка, т.е. интересам потребителя;

· разработать и внедрить в рыночную деятельность принципы научно обоснованной технологии товародвижения (логистику) и распределения (дистрибъюции);

обеспечить высокую эффективность рекламной и другой маркетинговой деятельности по влиянию на рынок и формированию привлекательного образа товара в представлении потенциальных и фактических покупателей.

Субъекты маркетинга:

Конечный потребитель (индивидуум);                     Производитель;

Организации-потребители;                                        Специалисты по маркетингу;

Оптовая торговля;                                                        Розничная торговля.

Задачи маркетинга:

 

 

 

 


Маркетинг осуществляет определенный набор функций, которые позволяют фирме выполнять полный цикл маркетинговой деятельности. Функции маркетинга группируются по пяти блокам (рис.1.2.).

 

Блок 1. Планово-исследовательские, контрольные и организационные функции:

• маркетинговое исследование (сбор и анализ информации, прогнозирование рынка);

• разработка маркетинговой стратегии;

• составление плана и бюджета маркетинга, разработка оперативной программы маркетинговых мероприятий;

• маркетинговый контроллинг;

• организация маркетинга,

Блок 2. Функции формирования рынка и ценообразования:

• поиск и раздел рынка сбыта;

• сегментация рынка;

• разработка нового товара или модернизация старого;

• тестирование рынка, самосертификация товаров;

• разработка жизненного цикла товара (ЖЦТ);

• разработка и осуществление ценовой стратегии маркетинга;

• разработка и защита марки товара.

Блок 3. Функции регулирования рынка:

• стимулирование спроса и предложения;

• регулирование товарных запасов;

• регулирование цен.

Блок 4. Функции товародвижения дистрибьюции :

• выбор дистрибьюторов (торговых посредников), формирование и эксплуатация каналов товародвижения;

• организация сбыта и продажи товаров;   

• управление перемещением и складированием товаров (логистика);

• научная организация торгового процесса;

• организация франчайзинга, лизинга и факторинга.

Блок 5. Функции управления продвижением товаров:

• организация рекламной деятельности;

• организация каналов маркетинговых коммуникаций:

• организация конкурентной борьбы;

• научная организация сервиса.

 

Блок 1
Планово- исследовательские, организационные, контрольные функции
Блок 4
Функции товародвижения и дистрибьюции

 

                

Блок 3
Функции регулирования рыночных процессов
Блок 2
Производственно сбытовые и ценообразующие функции

  

                                                                                                                                                            

 

Блок 5
Функции продвижения товаров и рекламы

 

 

                                                                           

 

 

Рис.1.2. Блок-схема функций маркетинга

 

Комплекс маркетинга

 


Тема 2. Управление маркетингом

Управление маркетингом рассматривается как вид деятельности, направленный на решение проблем и организацию планомерного, целесообразного функционирования фирмы. Процесс управления включает следующие этапы:

– формирование целей;

– выявление проблем, которые могут возникнуть в холе достижения целей;

– оценка имеющихся и распоряжении предприятия средств для достижения поставленных целей;

– определение возможных вариантов путей достижения целей предприятия, их эффективности и последствий;

– выбор наиболее предпочтительного варианта;

– разработка детального плана (программы) деятельности и обеспечение его финансовыми и другими ресурсами,

– руководство исполнением программы (выдача рекомендаций, указаний, директив),

– контроль исполнения,

– оценка достижения поставленных целей,

– анализ процессов, происходящих в окружающей среде, тенденций ее изменения, и выработка действий по корректировке деятельности предприятия, создание обратных связей.

Основными функциями управления маркетингом на предприятии являются планирование, информационное и коммуникационное обеспечение, контроль,

Планирование определяет основные задачи и критерии разработки планов, структуру и резервы планов, устанавливает исходные данные и определяет общую организацию процесса.

На современном этапе считается наиболее целесообразным применение систем стратегического планирования, позволяющих ориентировать всю плановою работу на наиболее перспективные для фирмы направления.

Информационное обеспечение маркетинговой деятельности является ключевой задачей организации всей системы управления, Такая роль информации объясняется обшей ориентацией концепции маркетинга на изучение и всесторонний анализ рынков, потребителей и других факторов внешней среды. Потребность в разнообразной и достаточной по объёму информации обуславливает использование системного полхода и формирование маркетинговых информационных систем (МИС) на предприятии. Такие системы включают в себя подсистемы внутренней и внешней информации, отслеживание результатов деятельности и анализа.

Коммуникационное обеспечение маркетинга заключается в создании системы обмена информацией на всех этапах МИС. Эта система включает источники получения первичной информации, методы представления первичных данных, создание баз данных и экспертные оценки.

Контроль представляет собой форму воздействия на производственно-коммерческую деятельность предприятия, основанною на сравнении фактических результата работы с запланированными.

Организация маркетинга представляет собой структурное построение, позволяющее управлять выполнением маркетинговых функций, устанавливать ответственность и подчиненность при выполнении конкретных работ и видов деятельности.

Каждая фирма создает маркетинговое подразделение таким образом, чтобы оно наиболее полно и эффективно обеспечивало выполнение всех необходимых функций и достижение поставленных целей.



2019-12-29 194 Обсуждений (0)
Тема 2. Управление маркетингом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Управление маркетингом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)