Реализация синергетического закона
Любая организация характеризуется следующими основными элементами [7] Рис. 1. Основные элементы организации
Значения представленных элементов определяют потенциал организации, ее способность к деятельности. В качестве примеров организаций с высоким потенциалом можно привести: Конструкторское бюро акад. С.П. Королева, где работал акад. А.Д. Сахаров; Группу фирмы “APPLE”, создавшей новый тип компьютеров серии “Macintosh”; крепкие семьи. [7] Потенциал организации зависит от каждого работника и их расстановки, технологической оснащенности и профессионализма руководителей. [7] Но важны не только и не столько сочетания потенциалов, а их согласованное поведение и взаимно - поддерживающие связи. Даже при четком разделение труда и хорошей специализации часто индивидуального задания одного специалиста может более профессионально выполнить другой специалист. Согласованный обмен такими частями общей работы может устранить взаимное „наползание“ потенциалов, дать положительную синергию и повысить суммарную эффективность. Поэтому повышение общего потенциала организации эквивалентно приобретению нового ресурса, а понижение общего потенциала – эквивалентно фактической потере организацией части прежнего ресурса. [6] Упрощенный подход к функционированию организаций, однобокость в интерпретации их базисных элементов и свойств не позволяют в полной мере использовать их потенциал. Наряду с традиционными экономическими критериями оценки деятельности организации, основанными на измерении эффективности использования ресурсов, на первый план выходят „не осязаемые“ измерители: интеллектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, социальная прибыль, организационная культура. Во многих случаях такие критерии лучше свидетельствуют о будущих результатах. [6] Сущность организации не может быть сведена лишь к формальным структурам или потокам информации, к механическим взаимодействиям или исполнению команд. Упрощенный подход к функционированию организации, однобокость в интерпретации их базисных элементов, не позволяют в полной мере использовать их потенциал. [6] Влияние потенциалов ресурсов, составляющих организацию, на ее общий потенциал. Различные сочетания элементов этих потенциалов могут создать большой набор возможного потенциала организации: от очень низкого до очень высокого. [7] Низкий потенциал может возникнуть, например, при приобретении организацией набора некомплектного оборудования и слабого профессионального уровня работников; при увольнении работников, генерирующих идеи; при приеме на работу конфликтного работника. Высокий потенциал может возникнуть, например, при приобретении организацией компьютера; при приеме на работу совместимых с коллективом работников; при совпадении целей организации с целями подавляющего большинства работников. При этом потенциал организации, т. е. возможность расширения объема услуг, повышения производительности труда, может меняться двумя способами: пропорционально привлечению дополнительных ресурсов, скачкообразно (существенно больше привлечения дополнительных ресурсов). [7]
Рис. 1. Варианты изменения потенциала организации: а) пропорциональное (постепенное) изменение, б) скачкообразное (резкое) изменение. [7]
При варианте (рис.1.б) соединение хорошо совместимых двух ресурсов А и Г создает такой общий потенциал организации, который существенно перекрывает потенциал, полученный при объединении трех ресурсов А, Б и В (рис.1.а). При этом величина самого ресурса Г существенно меньше суммы ресурсов Б и В. [7] Процесс резкого повышения потенциала аналогичен резонансу, т. е. резкому усилению деятельности в результате совпадения набора элементов и оптимального сочетания их характеристик. В теории управления процесс существенного усиления или ослабления потенциала какой-то материальной системы носит название синергии. Таким образом, синергия может вызывать как резко положительные, так и резко отрицательные последствия. Графически синергию можно представить следующим образом (рис.2). [7] Рис.2. Варианты синергии:
а) положительная; б) отрицательная [7]
На (рис.2.а) имеются три области (1, 2, 3). Область 1 характеризуется простым увеличением потенциала организации на величину потенциала очередного ресурса. Область 2 характеризуется резким (скачкообразным) увеличением потенциала организации от нескольких ресурсов, при этом приращение потенциала организации существенно больше, чем потенциал каждого введенного ресурса (эффект синергии). Область 3 - это спад, когда в организации работает слишком много людей или техники, а также при внесении новым ресурсом рассогласования между уже имеющимися. [7] На (рис.2.б) имеются три области (4, 5, 6). Область 4 характеризуется простым увеличением потенциала организации на величину потенциала очередного ресурса. Область 5 характеризуется резким (скачкообразным) уменьшением потенциала организации вследствие того, что новый элемент свел на “нет” потенциал имеющихся элементов и внес отрицательные последствия своего участия в деятельности организации (эффект синергии). Область 6 - это небольшой подъем при существенном увеличении составляющих ресурсов. Область скачкообразного изменения потенциала (2 или 5) может носить созидательный (область 2) или разрушительный (область 5) характер. Поведение кривой в областях 2 или 5 носит название закона синергии. Закон синергии вытекает из свойств систем. [7] Закон синергии формулируется так: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше. [7] Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер. [7] Закон синергии может быть реализован в трех вариантах: Первый вариант: Руководитель и подчиненные ничего не знают о законе синергии. [7] Результат стихийного действия закона. Руководитель и персонал, заботясь о процветании своей компании, исходя из средств будут основное внимание обращать на личные и профессиональные качества вновь принимаемых специалистов, технические характеристики оборудования. Однако очень хороший профессионал и замечательный человек может не вписаться в микроклимат коллектива и его отдача будет меньше; купленное первоклассное быстродействующее оборудование может не реализовать свои возможности в ряду уже имеющегося морально устаревшего оборудования или при отсутствии требуемой подготовки персонала. Таким образом, потенциал многих приобретенных ресурсов может в сумме дать меньший, чем запланировано, результат. [7] Второй вариант: руководитель знает о законе, а его подчиненные нет. Результат действия закона. Руководитель будет стараться приобрести или правильно расставить ресурсы в организации для достижения гармонии и получения положительного синергетического эффекта. Подчиненные могут не понять стратегических и тактических замыслов руководителя и начнут сопротивляться согласно закону самосохранения, так как не всегда непрофессионал в области управления может правильно понять маневр руководителя. Так, для подбора персонала в конкретный коллектив руководитель должен иметь (или собрать) своеобразное досье на каждого работника коллектива, чтобы качества нового работника сразу нашли там свое место и не создали неудобств для уже работающих. Однако многое работники с большой неохотой будут давать достоверную и подробную информацию о себе. [7] Это самый плохой вариант, приводящий к непониманию действий руководителя и персонала. [7] Третий вариант: Руководитель и подчиненные знают о законе синергии. Результат действия закона будет самым благоприятным. Все работники в рамках своих полномочий и ответственности с пониманием будут относиться к действиям руководителя по гармонизации деятельности и ресурсов. Кроме того, подчиненные будут сами самосовершенствоваться для достижения синергии. Синергия - это прежде всего благоприятный климат, творческая работа и прибыль. [7]
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |