Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сокрытие части оборота



2019-12-29 227 Обсуждений (0)
Сокрытие части оборота 0.00 из 5.00 0 оценок




Ко второй группе теневых операций относятся такие коммерческие сделки, которые намеренно исполняются и отражаются в первичных и в бухгалтерских документах только частично, в итоге создаются неучтенная продукция или выручка. Для доказательства того, что создание неучтенной продукции является именно целью сделки, а не последствием сокрытия от налогообложения результатов реальной сделки, необходимо, чтобы сокрытая часть оборота была выведена из того оборота, в котором она непосредственно скрывалась, то есть с этой частью сокрытого капитала должна совершиться новая теневая операция.

В бухгалтерских счетах или первичных счетах могут также не отражаться эпизоды сделок. Многие контракты заключаются, например, при помощи посредников и передаются на исполнение третьим организациям. Но при этом не оформляется в письменной форме с соответствующими изменениями и дополнениями, хотя посредники получают вознаграждение от 3% до 6%, которые фактически уходят в «тень». Вывод сокрытой выручки из легального оборота и свидетельствует о теневом характере произведенной сделки. Происходит сопутствующая теневая сделка.

Псевдооперации

Этот вид теневой операции осуществляется посредством заключения фиктивного контракта – псевдосделки. Суть этого способа состоит в следующем: оформляется фиктивная сделка, благодаря которой денежные средств или товар, предусмотренный к продаже, формально отражены в учете какой-либо фирмы, а реально оказываются выведенными в теневой оборот или вновь легализуются в другом финансово-хозяйственном обороте. При этом инициатор сделки уходит от любой предусмотренной законодательством ответственности. Ведь факта налогового преступления или правонарушения нет: сделка учтена, перечисленные средства или поставленный товар отражены в дебиторской задолженности предприятия, с произведенной сделки начислены или могут быть начислены все необходимые налоги. А то, что средств для уплаты налогов не оказалось, - проблема налоговых органов, благо, существующая законодательство «позволяет» сделать подобный вывод.

Заключение одной псевдосделки – проявление простой псевдооперации. На практике нередко встречаются случаи, когда в целях создания дополнительных трудностей при отслеживании финансовых потоков и снятия с себя ответственности за уклонение от уплаты налогов в схемах поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) и расчетов руководителями хозяйствующих субъектов часто используются либо подставные фирмы.

Схемы сокрытия доходов при помощи подставных фирм и фиктивных документов иногда разрабатываются высокопрофессиональными юристами и аудиторами, таким образом, чтобы у легально действующих организаций налоговая база была минимальной, в то время как основные долги перед бюджетом «вешались» бы на баланс реально несуществующих фирм. Гражданско-правовые отношения оформляются так, чтобы плательщик был посредником (комиссионером, поверенным, агентом) с минимальным вознаграждением. В результате ответственность за налоговое преступление перекладывается на несуществующие субъекты, а лица, действительно совершившие такую операцию, практически уходят от уголовного наказания.

 

3.Практикуемые подходы к «высветлению» теневой экономики

Финансовый контроль должен охватывать три основные сферы: утечку капитала, отмывание денежных средств, уклонение от налогообложения.

Контроль над налоговой преступностью

Решение проблемы налоговой преступности требует комплексного подхода. Рассмотрим основные направления борьбы с использованием неучтенных наличных как одного из наиболее широко распространенных методов уклонения от уплаты налогов. Для ликвидации системы использования неучтенных наличных для уклонения от уплаты налогов специалистами предложено использовать меры, которые бы учитывали интересы и мотивы разных групп налогоплательщиков.

Персонификация социальных отчислений, предполагающая поступление на индивидуальные пенсионные счета работников значительной части средств, в настоящее время отчисляемых в Пенсионный Фонд. Это повысит заинтересованность каждого работника в уплате этих отчислений его работодателем. В результате он будет стремиться к получению официальной заработной платы.

Изменение базы налогообложения. Если налоги в большей степени опираются на видимые ресурсы, используемые бизнесом (имущество, производственные и торговые площади и т.д.), то возможности уклонения от налогов сокращаются. Этот подход лежит в основе системы налогообложения вмененного дохода, которая была разработана в Минэкономики РФ и внедряется в последнее время в ряде регионов.

Упрощение налогового законодательства, которое остается крайне запутанным и неясным для предприятий.

Прямое ужесточение контроля и санкций по отношению к организаторам бизнеса по "обналичиванию"/"обезналичиванию". Результатом таких мер будет повышение издержек по "обналичиванию"/"обезналичиванию" для легально действующих предприятий-налогоплательщиков.

Уголовно-правовая борьба с налоговой преступностью является одним из основных направлений обеспечения правопорядка в сфере налогообложения.

Борьба с отмыванием денег

В развитых странах проблемой борьбы с «отмыванием» денег заняты постоянно. Так, например, комитет по оценке технологий при Конгрессе США внедряет ряд способов обнаружения подозрительных денежных переводов. Так, например, в отделе по борьбе с финансовыми преступлениями при министерстве финансов США установлена компьютерная система с использованием методов искусственного интеллекта для анализа предоставляемой банками информации об операциях по перечислению денежных сумм в размере свыше 10 тыс. дол. Другой способ - это обязанность банков до выполнения операции по переводу денег анализировать информацию о клиентах и беспрепятственно выполнять только операции, которые производятся клиентами с известными банку реквизитами. Сомнительные операции должны переадресовываться в отдел по борьбе с финансовыми преступлениями при Минфине США для анализа в вышеназванной компьютерной системе с использованием методов искусственного интеллекта.

Наличие изощренных схем укрытия финансовых и коммерческих операций, и тем более с учетом возможностей систем электронных платежей, делает в ряде случаев крайне затруднительным систематическое обнаружение таких операций и участвующих в них криминальных капиталов в разных формах.

Мы можем выделить следующие факторы, затрудняющие обнаружение и расследование таких преступлений:

а) недостаточная компетентность сотрудников правоохранительных органов в вопросе установления и расследования самого факта совершения организованных экономических преступлений по «отмыванию» денег (в особенности межрегионального и международного масштаба);

б) общая криминализация экономических процессов, приводящая к общепринятой практике корыстного использования служебного положения и совершения операций, лежащих на грани закона и преступления. Все это приводит к нежеланию должностных лиц коммерческих банков привлекать внимание правоохранительных органов к деятельности своих организаций и к своим клиентам;

в) сложность квалификации преступных действий в связи с их завуалированностью и неясностью умысла и корыстной сущности;

г) трудности в проведении следственных действий необходимого масштаба и тщательности в связи с недостатками уголовно-процессуального законодательства;

д) непонимание характера и масштабов нанесенного ущерба, а также причин и условий его возникновения вследствие новизны осуществляемой хозяйственной деятельности и финансово-хозяйственных операций и т.п.

Все это приводит к сложности не только в установлении причинно-следственных связей, но и в определении всех аспектов и последствий преступления, не говоря уже об отличении умысла от неосторожности. Мы можем выделить несколько групп обстоятельств, которые затрудняют установление основных параметров события по «отмыванию» денег, особенно через электронные банковские системы:

а) достаточно сложно установить весь период, в течение которого совершалось преступление (тем более применительно к каждому эпизоду), место преступления и весь остальной комплекс условий, характеризующих обстановку, в которой совершалось «отмывание» денег;

б) как правило, нелегко установить факты, подтверждающие виновность участников и мотивы преступного деяния:

в) трудности установления объективного и субъективного характера нарушения соответствующих правил организации конкретной производственной и коммерческой деятельности, учету и отчетности по финансово-хозяйственным операциям, расчетам и т.п.;

г) часто затруднительно точно, а иногда и приблизительно определить фактический объем и размер нанесенного ущерба, источники получения преступных доходов, способ непосредственного уголовно наказуемого правонарушения с финансовыми средствами и материальными ценностями, имущество и ценности, нажитые именно вследствие совершения этого конкретного преступления и т.д.

Сегодняшняя российская практика проверки крупных финансовых и торговых структур такова, что проверяются имеющиеся договора с другими предприятиями и фирмами, стоящее на балансе имущество, направления расходования безналичных и наличных средств и т. п. Однако надо отметить, что грамотный руководитель такой коммерческой структуры при наличии опытного бухгалтера может спрятать наиболее сомнительные договора и закамуфлировать операции, оформив их на подставные фирмы через посредство внешне безобидных договоров и сделок. При этом проверка, естественно, даст минимальные результаты. При оформлении таких операций через 2-3 звена их суть проследить очень сложно, и еще сложнее доказать корыстность первоначальной сделки - начинающей цепочку.

В этом случае отталкиваться при проверке необходимо не от заключенных договоров, а от объема и структуры, находящихся в обороте и использовании финансовых и материальных ресурсов и собственности. Деньги и имущество, как и энергия, никуда не исчезают бесследно и ниоткуда не берутся. Следовательно, по объемам находящихся в обороте ресурсов, при знании примерных параметров таких операций в аналогичных предприятиях можно получить представление о масштабах реальных «спрятанных» денег и иных операциях. После этого уже можно, зная примерные объемы реальных операций, определять реальное движение ресурсов и капиталов и действительную суть операций и сделок.

Вообще в этом случае достаточно эффективны экономико-математические модели деятельности предприятия. Учитывая значения входящих и выходящих финансовых и материальных потоков, можно с достаточно высокой степенью достоверности просчитать объемы движения средств и определить наиболее вероятные направления и формы сокрытия операций.

Таким образом, для выяснения подлинной деятельности юридических лиц (прежде всего крупных банков, финансовых и страховых компаний, а также коммерческих фирм) целесообразно использование методов экономико-математического моделирования деятельности таких предприятий. Именно построение модели, наряду с экспертными оценками и нейросистемами, учитывающее и анализирующее входящие-выходящие финансовые и товарные потоки фирмы и ее партнеров, может показать наличие спрятанных и вовсе неучтенных операций, наличие неоформленной собственности и капиталов, другие признаки или факторы преступных операций или криминальность сделок.

Учитывая, что такие модели могут учитывать большое число факторов, в том числе косвенных, а также неявных связей и нелинейных зависимостей, по этим малозаметным признакам можно выделить тщательно спрятанные стороны деятельности организаций и примерные, ориентировочные их объемы. После чего этим могут уже заниматься традиционными методами работники контролирующих и правоохранительных органов.

Таким образом, методы организации «отмывания» российских капиталов, в особенности при их утечке за рубеж, характеризуются во многих случаях как крайне трудные к выявлению и доказыванию. Традиционные способы их обнаружения основаны на недостатках и просчетах их участников при оформлении этих сделок и на оперативной информации. В то же время тщательно оформленную сделку выявить и доказать очень сложно. При рассмотрении экономической деятельности наиболее активных участников и организаторов таких сделок - крупных российских финансовых организаций, занятых финансовыми операциями по обслуживанию внешнеторговых сделок, экспорта продукции и сырья, импортом и крупными оплатами за рубеж, серьезную роль в выявлении таких операций может сыграть контроль финансовых и товарных потоков в организацию и из нее, в особенности за рубеж и обратно во временном разрезе в связи с показателями динамики общей производственной деятельности, построение модели движения денег и продукции и сравнение масштаба и структуры этих процессов с ранее происходившими и аналогичной деятельностью других организаций этого профиля.

Именно такой анализ может вскрыть тщательно оформленную, убедительно обоснованную и замаскированную сделку по вывозу капитала, убедительно, так как она по ряду параметров будет выделяться из повседневного хозяйственного процесса и нарушать устоявшуюся структуру входных-выходных товарных и финансовых потоков. Создание комплекса таких моделей для наиболее распространенных операций и крупных организаций, вместе с телекоммуникационной системой сбора и обмена информацией между различными правоохранительными и контрольными органами, явится мерой, которая сможет с достаточно высокой степенью достоверности выявить утечку капиталов в 25 - 40% от общего оборота теневого вывоза капиталов.

Как мы видим, для расширения возможностей обнаружения криминальных проявлений в экономике правоохранительные органы нуждаются в как можно более широком получении информации.

Все это приводит к тому, что электронные сети и телекоммуникационные системы, используемые для осуществления финансовых, торговых и иных операций, практически действуют бесконтрольно, являясь лазейкой (быстро превращающейся в широкий канал) для совершения разного рода теневых и прямо криминальных действий. Кроме того, в связи с недостаточной отработанностью юридических основ деятельности таких систем возникает широкий комплекс проблем при сбоях в их работе или прецедентами недобросовестного поведения пользователей таких систем в отношениях друг с другом.

Необходимо законодательное уточнение права, а также порядка и правил доступа и работы работников правоохранительных и контролирующих органов со средствами компьютерной техники, электронными сетями передачи информации и телекоммуникационными системами передачи данных. Кроме того, необходимость становления комплексного учета и контроля экономических процессов в регионе через использование такой техники, сетей и систем, а также методов сбора, обработки и анализа экономической информации требует регламентации возможностей постоянного текущего, а не разового доступа работниками правоохранительных и контрольных органов к информационным базам и текущей информации при работе таких систем.

При этом такой текущий доступ должен быть осуществлен через соответствующие технические средства и системы, создающие возможность полноценного и достоверного контроля и анализа имеющейся в этих системах информации и совершаемых операциях. Новизна этой проблемы, вставшей перед российской правоохранительной системой, к сожалению, только частично может найти ответ при рассмотрении аналогичных процессов за рубежом.

Конечно, элементы таких систем уже имеются в некоторых городах России. Однако возможности использования таких систем могут быть реализованы наиболее полноценно только при их системном и комплексном строении и развитии. К сожалению, такой подход к этой проблеме пока отсутствует. Создаваемые в различных правоохранительных органах или в контрольных и , четных органах базы данных и информационные системы:

- строятся на разной компьютерной и телекоммуникационной технике, отличающейся по используемым стандартам, техническим и эксплуатационным характеристикам, что часто приводит к невозможности ее сопряжения или состыковки с иными информационными системами;

- часто используются разные языки программирования и стандарты построения баз данных;

- из экономии средств часто привлекаются малоквалифицированные программисты и иные специалисты, что ведет к несовершенной структуре баз данных, программного обеспечения с точки зрения повседневной эксплуатации и тем более с точки зрения перспективы;

- базы данных создаются под узко понимаемые и чрезмерно специализированные профильные задачи и функции этих органов, что часто ликвидирует или сильно ограничивает возможности использования этих баз данных для правоохранительных целей; отсутствует единая информационная и телекоммуникационная концепция и, соответственно, политика развития этих важнейших областей инфраструктуры, пока не ставится задача превращения информационных баз и телекоммуникационных систем в инструмент цивилизованного глобального контроля за идущими в экономике и обществе процессами и их отдельными областями деятельности со стороны правоохранительных органов.

Все это требует безотлагательного внимания и совершенствования.

Заключение

Чтобы избавиться от “тени”, надо устранить ее причину. Проблема устранения самого явления теневой экономики не может быть разрешена в какие-то определенные временные сроки путем применения каких-то определенных экономико-правовых мер. Видимо, следует говорить о легализации и поддержке тех положительных рыночных начинаний, которые проявили себя “в тени”, а также о дальнейшей либерализации законодательства. Надо полагать, что введение более низких ставок налога будет несколько способствовать перемещению некоторых операций теневых рынков в сферу легальных отношений.

Поэтому магистральный курс снижения теневой экономики – это разбюрократизация ведения бизнеса, разгон всех лишних, с точки зрения здравого смысла, разрешительно – лицензионных проверяющих контор. Надо еще и осознавать, что быстрой кампанией по борьбе с теневиками и коррупционерами проблемы не решить (хотя делать это надо). Одних посадят, на их места придут - другие.

Как ни прискорбно, полностью уничтожить теневой бизнес невозможно. Если есть открытая экономика – будет и скрытая. Это в натуре человека. Другое дело, что снизить ее объемы можно.

Но для этого необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная работа. И не только честных правоохранителей, законодателей, но и самих граждан.

Следует отметить чрезвычайную важность институциональных процессов, происходящих в сфере теневых экономических отношений. Материалы наших исследований показывают, что развитие “теневой “экономики приводит к тому, что здесь возникает своя теневая юстиция, складывается свое специфическое контрактное право, заявляют о себе новые агенты рыночных отношений - вроде теневых купцов, теневых банкиров, поставщиков теневых производственных услуг и т. д. В эту институциональную систему оказываются, включены и агенты бюрократического рынка, которые продают здесь свои административные решения. Именно рыночные интересы чиновников и заставляют их поддерживать и укреплять систему административного регулирования производства - а значит, способствовать постоянному воспроизводству теневого товара, каким являются административные решения.

Введение в научный оборот понятия “теневая” экономика, масштабы развития неформальных отношений во многих странах, особенно в России, осознание необходимости исследования данной сферы экономики и социальной жизни людей, выработанные методы и материалы проведенных исследований дают основание полагать, что формируется новая междисциплинарная область научного знания. Ее изучение необходимо для понимания современного мира и особенно той ситуации, которая в настоящее время сложилась в России.

 

 

Список используемой литературы

1. “Теневая экономика” /Бунич А.П., Гуров А.И. и др. М.: Экономика, 1991.

2. “Экономика и время” /Журнал.

3. Закон РФ "О противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем".

4. “Россия и современный мир” /Вопросы экономики /Пороховский А.

5. “Теневой” сектор обеспечивает рост российской экономики”/Новая газета

6. “Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России” /Вопросы экономики /Макаров Д.

7. Сайты:

· http://www.ccsis.msk.ru

· http://users.g.com.ua

· http://www.rol.ru

8. «Теневики пережили объявленную государством войну, переживут и перемирие. Государство заявляет о новой тактике борьбы с теневой экономикой: кнут планируется сменить на пряник».\ Елена Добронравова \ «Контракты» №30, сентябрь 2000 года.

9. «Из тени в свет…перетаскивая. Российской экономике нужна единая система финансового контроля» \Александр Мовсесян \ Независимая газета №239 19 декабря 2000 года.

10. «Экономическая безопасность. Проблемы борьбы с «отмыванием» денег в России и за рубежом. Проблемы научно-технической безопасности российской экономики».\Л.В. Волков, Е.Л. Логинов.\ «Финансы и кредит» №18 (132) 2003 сентябрь.

11. «Экономическая безопасность. Трансформация финансово-хозяйственной деятельности организованных преступных групп в экономике в условиях изменения структуры государственной власти. Теневая экономика: причины и последствия для стран евразийского союза» \ Е.Л. Логинов, Г.Р. Ибраева,   С.А. Филин. \ «Финансы и кредит» №19 (133) 2003 октябрь.

12 «Теневая экономика: причины и последствия для стран евразийского союза».\ Г.Р. Ибраева, С.А. Филин. \ «Финансы и кредит» №20 (134) 2003 октябрь.

13. Национальная экономическая газета \ выпуск газеты №11 (628) от 14.02.2003 \ экономическая политика.

14. «Теневая экономика и налоговые потери в сельском хозяйстве» \ Центр по изучению нелегальной экономической деятельности, 1999-2003 гг.\ http://corruption.rsuh.ru/books/5-7281-0482-7.shtml

15. «Теневая экономика» \ Никифоров Л., Кузнецова Т., Фельзенбаум В.\ «Вопросы экономики» №1 1991 г.

16. Теневая Россия / Знамя. 2000. №8

17. «Теневая экономика» \ Косалс Л., Радаев В. \ «Вопросы экономики»1998. №10

18. «Теневая экономика» \ Чернов С. \ «Наука и жизнь» 1998. №4

19. «Теневая экономика» \ Николаев И. \ «Общество и экономика» 1998. №6

20. «Теневая экономика в современной России» \ Глинкина С. \ «Свободная мысль» \ 1995 №3

21. «Скрытые тенью…» \ Арсентьева Н.М.\ ЭКО. 1997. №10

22. «Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в России» \ Кузнецова Т. \ Вопросы экономики. 1997. №9

23. «Методические подходы к оценке величины неучтенного наличного оборота» \ Яковлев А., Воронцова О. \ «Вопросы экономики» 1997. № 7

24. «Легализация доходов полученных незаконным путем, и их налогообложение» \Соловьёв И.\ «Налоговый вестник» -2000, -№2

25. «Незаконное предпринимательство и уклонение от уплаты налогов» \ Соловьёв И. \Налоговый вестник.- 1999,- № 12

26. Свенссон Б. Экономическая преступность. - М.: Прогресс, 1987.


[1] Исправников В.О. “Теневой капитал: конфисковать или инвестировать?” (“Экономика и жизнь”, №24 июнь 1996)

[2] Исправников В.О. “Теневой капитал: конфисковать или амнистировать?” (“Экономика и жизнь” №24 июнь 1996).

[3] Ореховский П. “Статистические показатели и теневая экономика”(РЭЖ №4 1996,стр.14)

[4] Исправников В.О. “Теневой капитал: конфисковать или амнистировать?” (“Экономика и жизнь” №24 июнь 1996).



2019-12-29 227 Обсуждений (0)
Сокрытие части оборота 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сокрытие части оборота

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)