Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка торговли России на рубеже XV - XVI вв.



2019-12-29 169 Обсуждений (0)
Оценка торговли России на рубеже XV - XVI вв. 0.00 из 5.00 0 оценок




Процесс производства и углубление общественного разделения труда привели на рубеже XV-XVI веков к усилению развития товарно-денежных отношений, как внешнего рынка, так и внутреннего.

Торговля в России процветала. Очень важную роль в развитии внутреннего рынка  играла торговля солью, рыбой, медом, хлебом, продуктами животноводства и сельского хозяйства. Крупная торговля солью способствовала установлению связей между отдаленными рынками и процессу образования всероссийского рынка. Общий подъем внутренней торговли в XVI веке нашел отражение в росте цен и увеличении доходов таможен. Однако развитие внутренней торговли замедлялось воздействием феодальных отношений, недостаточно был развит кредит. 

Внешняя торговля России велась с Скандинавией, Прибалтикой, Великим княжеством Литовским, Англией, Голландией, Францией, Персией, Испанией, Казанским и Астраханским ханствами (до 1552-1554 годов), со среднеазиатскими ханствами, Ногайской ордой, Крымом, Турцией и Ираном. С русской стороны в торговлю с Востоком было втянуто прежде всего среднее и мелкое купечество. При внешней торговле расчет производился не наличными деньгами, а товаром. Поэтому внешняя торговля носила преимущественно меновый характер. В Россию импортировались ткани, металлы и металлические изделия, в том числе деньги, предметы вооружения. Главным поставщиком металлов в Россию была Англия. также ввозились стеклянная утварь, бумага, некоторые меха, драгоценные камни, продукты питания.

Торговый оборот России с восточными странами был несравненно меньше, чем с западными. На рубеже XVI -XVII веков торговый оборот с Западом достигал 150 тыс. руб., а с Востоком - немногим более 4 тыс. руб.

Вывозились из России предметы земледелия, охоты, животноводства, рыболовства, морского промыслов, пушнина, кожевенные изделия. Экспортировались и продукты животноводства, земледелия.

Государева казна хотела иметь монопольное право на товары приобретения или продажи, ими были благородные металлы, собольи меха, воск, хлеб (зерно), смола, льняное семя, икра, персидский шелк и ревень и объявляла "заповедными" эти товары.[13]

 

 

                       

Заключение

В целом эволюция социально-экономических отношений  России в XVI веке была весьма сложной. С одной стороны, шел процесс развития феодализма вглубь и вширь, который приводил к закрепощению крестьян и увеличению прав землевладельца на личность непосредственного производителя. С другой стороны, в России происходил бурный рост товарно-денежных отношений, намечалось превращение ремесла в мелкое товарное производство, возникали мануфактуры, возрастало значение наемного труда, увеличивался обмен между областями и с зарубежными странами. Развитие феодализма не могло приостановить развития товарно-денежных отношений, но и последние пока еще никак не угрожали устоям феодальной собственности на землю и принципу внеэкономического принуждения.

Расширение внутреннего рынка и купеческого капитала привело к образованию в XVII в. всероссийского рынка. Рост торговых оборотов, усиление обмена между областями в условиях господства феодального способа производства привели к широкому развитию торгового капитала. Значение его в экономике феодального государства возросло, но отнюдь не изменило самого способа производства. Хотя развитие купеческого капитала и составляет предпосылку возникновения буржуазного производства, однако превращению денежного капитала в промышленный сильно препятствовал феодальный строй.

Рост товарного производства, усиление отделения города от деревни, создание централизованного государства и образование всероссийского рынка увеличили роль торгового капитала в экономике страны. Купеческий капитал в отличие от предыдущих периодов, когда производители сами продавали свою продукцию, становится посредником во внутренней торговле между производителем и потребителем товаров. Следовательно, внутренняя торговля XVII в. и последующего времени отличалась от более раннего периода не только объемом товарооборота и дислокацией рынков, но и своей природой, поскольку важнейшую роль стал играть купеческий капитал.

 


[1] См. Карамзин Н.М. Предания веков. Москва: "Правда", 1988, 766 с.

[2] Лященко П.И. История народного хозяйства СССР. Издание второе. Т. 1. М., 1950.

[3] Критсотакис Я.Г. Торговые ярмарки и выставки. Техника участия и коммуникации. - М.: Аспект пресс, 2007. - С. 85.

[4] См.: Маньков А. Г. Цены и их движение в русском государстве XVI века. М., 1951. С. 72       

[5] Там же С.97.                                                                                                     

[6] См. Карамзин Н.М. Предания веков. Москва: "Правда", 1988, С. 766.

[7] См. Критсотакис Я.Г. Торговые ярмарки и выставки. Техника участия и коммуникации. - М.: Аспект пресс, 2007. - С. 85., С. 87.

[8] См. В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» Т. 1-4. — М.: Русский язык, 1978.

[9] См. Лященко П.И. История народного хозяйства России. Издание второе. Т. 1. М., 1950. С 96.

[10] См. Савич А. А. Соловецкая вотчина XV — XVII вв. Пермь, 1927. С. 155.

[11] См. Лященко П.И. История народного хозяйства России. Издание второе. Т. 1. М., 1950. С 115.

[12] «Внешняя торговля Русского Царства» http://ru.wikipedia.org/wiki

[13]http://www.agmi.ru/category/istoriya_rossii/vneshnyaya_politika_rossii_v_xvi_vek_rasshirenie_territorii_rossii.phtml



2019-12-29 169 Обсуждений (0)
Оценка торговли России на рубеже XV - XVI вв. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка торговли России на рубеже XV - XVI вв.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)