Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История возникновения торговли и денег



2019-12-29 184 Обсуждений (0)
История возникновения торговли и денег 0.00 из 5.00 0 оценок




 Торговля возникла с появлением общественного разделения труда и товарно-денежных отношений, в период разложения первобытнообщинного строя.

Торговля – отрасль производства, осуществляющая особую трансформацию среды без изменения формы первоначального продукта труда, как-то доставку к месту потребления, складирование, хранение, предпродажную подготовку (сортировка, фасовка и т.д.).

Первоначально шел натуральный обмен товаров между их владельцами, что было неудобно. Во-первых, стоимости, заключенные в товарах различны, и мгновенно определить их соотношения крайне затруднительно. Во-вторых, зачастую было необходимо построить целую цепь обменов ненужное на ненужное что бы в конечно итоге получить то, что необходимо. Для решения этих проблем сначала стали устраивать ярмарочные дни, когда в одно время и в одном месте собиралось множество владельцев товаров. Там обратили внимание, что для переноса стоимости с чужого на свой товар можно использовать условность, уникальные ни чего незначащие предметы (листики, раковины и т.д.), так появились первые настоящие деньги.

Деньги – условность, используемая для счета-учета стоимости в товаре и прямого переноса с нужного товара на свой, минуя связывающие их обмены. Это их единственная функция – функция обращения, преодоления пространственно временного лага при обмене.

Своим появлением настоящие деньги сильно облегчили обмен, дав дополнительный толчок товарному производству, но этим же погубили себя, их научились производить, и они потеряли свою уникальность. 

Далее появились товарные (ненастоящие) деньги. Товарные деньги - товар, используемый как средство обмена и в то же время продаваемый и покупаемый, как обыкновенный товар. Уже эта первая система, ненастоящих денег, поддержав дальнейшее разделение труда, привела к первой технологической революцией в производстве, разделив производство и торговлю, вследствие чего разделение труда стало носить не случайный, а системный и целенаправленный характер. Именно в этот момент купечество становится необходимым элементом социальной структуры в классовом обществе, развиваясь с ростом общественного разделения труда и обмена и в процессе развития распадаясь на различные имущественные группировки: на одном полюсе выделяется богатое купечество, представляющее торговый капитал, на другом - мелкие торговцы.

В Древней Руси употреблялось два термина - "купец" (горожанин, занимающийся торговлей) и "гость" (купец, торгующий с другими городами и странами). С XIII века появляется термин "торговец". Первое упоминание о купечестве в Киевской Руси относится к X веку. В XII веке в наиболее крупных экономических центрах возникли первые купеческие корпорации. Процесс роста купечества был прерван монголо-татарским нашествием и возобновился в Северо - Восточной Руси на рубеже XIII-XIV веков. Развитие городов и численный рост купечества привели к выделению наиболее богатых и влиятельных групп купцов-гостей в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Нижнем Новгороде, Вологде и др. В это время, как и раньше, накопление купечески капиталов происходило главным образом в сфере внешней торговли. Объединение русских земель вокруг Москвы сопровождалось ликвидацией податной и иной автономии местных купеческих корпораций, а позднее и их разрушение.

Трудности путешествий по торговым путям заставляли средневековых купцов быть одновременно и торговцами, и дипломатами, и воинами. Гость XVI века настолько же купец, насколько и воин; "он в равной мере владеет и веслом и мечом; он настолько же опытен в торге, как и в ратном деле".

В XVI веке в России ходили серебряные и медные деньги: московские, тверские, псковские, новгородские; серебряных считалось 200 в рубле (который стоил два червонца), а медных пул 1200 в гривне. Новгородские деньги имели почти двойную цену: их было только 140 в рубле. На сих монетах изображался Великий князь, сидящий в кресле, и другой человек, склоняющий перед ним голову; на псковских бык в венце; на московских старых св. Георгий, или всадник, и цветок, а новые, ценою в половину менее старых, представляли одну надпись[3]. Золотые деньги ходили только иностранные: венгерские червонцы, римские гульдены и ливонские монеты, коих цена переменялась. Всякий серебряник бил и выпускал монету: правительство наблюдало, чтобы сии денежники не обманывали в весе и чистоте металла. Государь не запрещал вывозить монету из России, однако ж хотел, чтобы мы единственно менялись товарами с иноземцами, а не покупали их на деньги. - Вместо нынешнего ста, обыкновенным торговым счетом было сорок и девяносто; говорили: сорок, два сорока, или девяносто, два девяноста, и проч.

Для характеристики предпосылок, приведших к образованию всероссийского рынка в XVII в., очень важно выяснить движение цен на товары, реализуемые на внутреннем рынке. Этому периоду свойственны крайне различные цены в отдельных частях страны. В этом нет ничего удивительного, если учесть существовавшие тогда транспортные средства и все еще слабый общий уровень товарных отношений.

XVI столетие характеризуется повышением цен на продукты ремесла и в особенности сельского хозяйства. Цены на хлеб на внутреннем рынке за столетие выросли в 4,5 раза, на скот — в 2,5, на мясо — в 2, на животное масло — в 3, на сено — тоже почти в 3 раза; в среднем цены на продукты питания повысились почти в 4 раза. Поднялись они за это столетие и на продукцию ремесленного производства: на железо — в 3,5—4 раза, на холст — в 1,5, на крашенину — в 1,6, на сукно — почти в 2 раза. В целом по группе товаров ремесленного производства цены возросли примерно в 2 раза.[4]

Таким образом, цены на товары ремесленного производства выросли меньше, чем на сельскохозяйственные товары. Некоторые ученые объясняют отмеченный факт тем, что «сравнительная оценка этого процесса в области сельского хозяйства и ремесла приводит к признанию более глубокой товаркзации продукции именно сельского хозяйства, а не ремесел»[5]. С этим утверждением согласиться нельзя. Данные показывают, что и в XVI в. товаризация сосредоточенного главным образом в городах ремесла, которое все больше превращалось в мелкое товарное производство, работающее на рынок, была выше, чем сельского хозяйства.

Следует указать, что такой рост цен не является особенностью лишь XVI столетия. Движение цен зависело как от факторов, связанных с изменением стоимости товаров и металлических денег, так и от спроса на товары и предложения их. Производительность труда в феодальном хозяйстве хотя и медленно, но росла. При этом она могла расти быстрее в ремесленном производстве, а не в сельском хозяйстве, в большей мере опутанном.

                                     Государственные сборы

Торговая и купеческая деятельность, как и все другие виды активной деятельности, трудно сочетались с методами феодальной централизации. Суммы государственных торговых сборов с больших торговых городов определялись наперед при любом результате деятельности. Собирали деньги в казну целовальники или откупщики, не забывая при этом себя. В Москве искусственно концентрировался самый крупный капитал, сюда насильственно переводились, как и в XV веке, самые богатые купцы (из Пскова, Смоленска, Твери и других городов). При разорении Новгорода в 1570 году, как когда-то в 1477 г., московских и новгородских купцов против их воли поменяли местами. Массовый характер приобрели подобные переселения в городах Поморья и Приуралья, районах богатейших пушных, рыбных и соляных промыслов. Это обедняло провинцию, но превращало торговых людей в "доходных слуг" московского правительства. А ведь торговое дело, как никакое другое, требовало устоявшихся партнерских отношений, доверия. Лишь немногие из предпринимателей добиваются от правительства права жить при своих промыслах и на своей земле, хотя Строгановы, например, формально числились в московских "именитых" людях. Это и предопределило их стабильное преуспеяние. Если многие поморские "сведенцы" конца XVI века, ставшие московскими торговыми людьми, в дальнейшем разоряются, то оставшиеся на местах в XVII - XVIII веках выбиваются в крупных промышленников и купцов.

При появлении более активного торгового капитала усиливается социальная дифференциация. Во второй половине XVI века оформляется торговая верхушка, создается особый чин гостей, связанных с рядом привилегий и несением определенных служб, создаются две сотни: гостинная и суконная.

Экономическое усиление купечества способствовало его политическому укреплению. Но при слабом общем экономическом развитии купцы надеялись только на сильную власть царя, ибо их процветание зависело именно от этого. Поэтому в борьбе с боярством купечество встало на сторону царя. Совсем не случайно на Земский собор 1566 года правительство привлекло представителей высших разрядов купечества, в уверенности найти поддержку (в том числе и экономическую) планам в отношении Ливонии. В целом борьба, начавшаяся в XVI веке - в значительной степени борьба торгово-промышленных людей против феодальных устоев, за создание более благоприятных условий развития, но в рамках централизованного государства. Торговцы и купцы, поддерживая борьбу низов против частновладельческих слобод, при этом сами попадали в зависимость от великого князя. Началось государственное закабаление городов, подчинение их чиновникам.

 



2019-12-29 184 Обсуждений (0)
История возникновения торговли и денег 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История возникновения торговли и денег

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)