Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управление мотивацией.



2019-12-29 157 Обсуждений (0)
Управление мотивацией. 0.00 из 5.00 0 оценок




Теории мотивации

 

Понятие мотивации. Соотношение мотивов, стимулов, потребностей, интересов и целей. Внутренняя и внешняя мотивации. Управление мотивацией. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Теория К. Альдерфера. Теория потребностей Д. Макклелланда. Двухфакторная концепция Ф. Герцберга. Ограничение содержательных теорий. Процессуальные теории мотивации. Теории ожиданий (модель мотивации по В. Вруму, Дж.К. Хомансу). Теория справедливости. Модель Портера-Лаулера. Виды и средства мотивации. Проблемы мотивации в современной России.

Понятие мотивации.

Мотивация – это процесс создания у сотрудников внутреннего побуждения к действиям для достижения целей организации. Трудовая мотивация – процесс побуждения работника к эффективному труду, в котором формируется трудовое поведение индивида, работника в соответствии с целями его работы, особенностями и условиями труда в организации.

Соотношение мотивов, стимулов, потребностей, интересов и целей.

Мотив - побуждение. Физиологические и психологические факторы, которые приводят в действие поведение человека.

Стимул относится к внешним воздействиям в целях побуждения к определенному поведению.

Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму.

Потребность побуждает к активности, а мотив - к целенаправленной деятельности. Следовательно, мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта.

Внутренняя и внешняя мотивации.

Внутренняя мотивация (то, что движет человек «изнутри»): социальная справедливость, творческий характер труда, удовлетворение от хорошо выполненной работы, общественная полезность труда.

Внешняя мотивация (исходит извне): - уровень оплаты труда, социальный пакет, социальная защищенность, возможность профессионального роста.

Управление мотивацией.

Существуют два подхода к изучению теорий мотивации.                                                                                     

Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. МакКлелланда. Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель. Портера - Лоулера.                     

Теория мотивации по А. Маслоу. Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп: физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в уважении, потребность самовыражения.

Самый важный урок, который может извлечь для себя менеджер из теории Маслоу, это более глубокое понимание механизмов мотивации поведения человека, знанием которого можно руководствоваться в своем деле. Если знать, что любое поведение мотивировано потребностями, то менеджеру легче учитывать, в какой степени его собственные действия влияют на удовлетворение потребностей подчиненных. Руководитель не достигнет успеха в изменении поведения других, оперируя логическими аргументами либо манипулируя действиями людей на вербальном уровне, т.е. взывая к их сознательности.

Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда.

С развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию.                                                                                                           

Теория мотивации Фредерика Герцберга. Ф.Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой. Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями. а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы.           

При разработке системы мотивации на предприятии, согласно Ф. Герцбергу, следует учитывать следующие моменты:

1. Хорошая гигиена труда способна предотвратить множество негативных последствий низкого морального духа;

2. Однако благоприятные гигиенические условия не должны быть самоцелью: они лишь начало процесса, а излишний упор на них таит угрозу больших неприятностей;

3. Акцент следует делать на усиление мотиваторов, а не на экстратрудовых стимулах.

Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.

Теория ожиданий В. Врума. В теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.                    

Вообще процесс выполнения какого-либо действия можно представить как цепочку: действие – результат – вознаграждение. Таким образом, согласно теории В. Врума при разработке системы мотивации важно для начала определить вознаграждение, которое наиболее ценно для работника. Затем необходимо соотнести возможности работника (профессиональный уровень подготовки) с поставленными перед ним задачами (цель должна быть для него достижимой). И конечно простроить цепочку взаимодействия результатов работы и вознаграждения, донести ее до работника (работник должен быть уверен в том, что получит ожидаемое вознаграждение, если достигнет результата).

Теория справедливости. Сотрудник оценивает свой размер поощрения по сравнению с поощрениями других сотрудников. При этом он учитывает условия, в которых работают он и другие сотрудники.                                         

Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами. Портер и Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться.                                                     



2019-12-29 157 Обсуждений (0)
Управление мотивацией. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управление мотивацией.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)