Инновационный процесс как объект управления в условиях перехода РФ к рынку
Международный институт рынка Тольяттинский филиал Курсовой проект по дисциплине «Инновационный менеджмент»
на тему: «Управление инновационным процессом в условиях рынка»
Работу выполнила: Чернова Елена Геннадьевна Группа: М-2/06 Работу проверил преподаватель: Клюева Елена Валерьевна
Тольятти, 2010г. Содержание Введение.............................................................................................................. 4 1. Инновационный процесс как объект управления в условиях перехода РФ к рынку............................................................................................................................. 7 1.1. Инновационный цикл инновационного процесса.................................... 7 1.2. Стадия фундаментальных исследований................................................ 10 1.3. Стадия прикладных исследований......................................................... 11 1.4. Стадия инновационных разработок....................................................... 12 1.5. Стадия освоения производства............................................................... 12 1.6. Стадия собственного производства........................................................ 12 1.7. Стадия реализации.................................................................................. 13 1.8. Стадия эксплуатации............................................................................... 13 2. Органы и методы управления инновационным процессом в России......... 14 2.1. Государственные органы управления процессом инновации............... 14 2.2. Методы управления инновационным процессом................................... 16 2.3. Модели инновационного процесса......................................................... 21 2.4. Правовое регулирование в управлении инновационным процессом... 24 3. Основы управления инновационным процессом в России......................... 27 3.1. Особенности планирования инновационного процесса. Комплексная и целевые программы...................................................................................................... 27 3.2. Инновационное прогнозирование.......................................................... 30 3.3. Участие трудящихся в управлении инновационным процессом........... 31 3.4. Инновационный процесс и взаимодействие экономических результатов 33 4. Управление инновационным процессом в условиях развития рыночных отношений......................................................................................................... 38 4.1. Проблемы управления инновационным процессом в экономике зарубежных стран................................................................................................................ 38 4.2. Механизмы управления инновационным процессом в странах развитой экономики....................................................................................................... 41 4.3. Система управления инновационным процессом в развитых странах. 43 4.4. Управлении процессом инновации в фирмах Японии и США.............. 47 5. Опыт управления инновационным процессом в конкретном производстве 54 Заключение........................................................................................................ 61 Глоссарий............................................................................................................ 64 Библиография...................................................................................................... 66
Введение
Инновационная деятельность в самых различных сферах: маркетинге, производстве, технологии, закупках, сбыте, персонале, учете, планировании и т.п., обеспечивает конкурентные преимущества и эффективное функционирование предприятия в долгосрочной перспективе. Статистические исследования показывают, что процент успешно реализуемых инноваций, имеющих высокий уровень неопределенности целей и результатов, чрезвычайно низок. Неуспешная реализация инновационных намерений связана с рядом объективных и субъективных причин, среди которых выделяются следующие: глобализация рынков, приводящая к ужесточению конкуренции в сфере производства и обращения; отсутствие на федеральном и региональном уровнях комплексной целевой программы поддержки инновационно-инвестиционной деятельности предприятий; использование на предприятиях традиционных методов организации и управления инновационными процессами, не адекватных современным требованиям и динамике рынков. Проблемам инновационного менеджмента уделяется достаточно ibiuoe внимание со стороны отечественных и зарубежных исследователей. Однако существует целый ряд проблем и задач, которые до настоящего момента не получили удовлетворительного решения, учитывающего непрерывное изменение условий внешней и внутренней среды функционирования предприятия. В первую очередь это относится к проблеме организации и управления инновационными процессами на предприятии в условиях высокой динамики и нестабильности рынков. Существующие концепции, методологии и модели планирования и управления инновационными процессами в основном базируются на программно-целевом подходе, предполагающем достижение поставленной цели путем наиболее эффективного использования ресурсов при заданной системе ограничений. Используемые при этом классические методы и техника планирования PERT и критического пути (СРМ), более известного как метод сетевого планирования и управления (СПУ), а также их разновидности, предполагают четкое структурирование и определенность целей, задач и этапов реализации инновационного процесса. В целом ряде научных и методических публикаций проблематика менеджмента инноваций сводится лишь к решению задач планирования и управления научными исследованиями и разработками (НИОКР), что существенно снижает практическую ценность разрабатываемых методик для управления инновационными процессами. Дело в том, что процессы НИОКР достаточно хорошо структурированы и имеют четко поставленные цели и задачи. Инновационный процесс по сравнению НИОКР гораздо шире по своему содержанию и отличается не только неопределенностью результата, но и цели инновации. Также неправомерно отождествлять инновационную и инвестиционную деятельность, хотя на определенных фазах инновационного процесса возникают проблемы расчета эффективности инвестиций в инновационный проект. Несомненно, что методы планирования и анализа инвестиций могут использоваться в качестве инструмента управления инновационным процессом, но их целесообразно использовать лишь в тех случаях, когда речь идет об инновациях тактического характера: модернизации, модификации и т.п. Достаточно большой объем теоретических и практических наработок отечественных и зарубежных исследователей в области создания и освоения новой продукции также имеет ограниченное применение. Однако следует отметить, что разработанные предшественниками методы и инструменты технико-экономического и функционально- стоимостного анализа не потеряли своей актуальности в современных условиях и широко используются в системах инновационного менеджмента. Радикальное изменение условий производственно-коммерческой деятельности предприятий в Российской Федерации не позволяет в полной мере воспользоваться теоретическими и методологическими разработками отечественных ученых в области планирования и управления процессами создания и освоения новой продукции и услуг. Как показывает анализ зарубежных источников, теоретические и практические наработки по менеджменту инноваций, используемые в условиях стабильных рынков с относительно невысокой динамикой, сегодня могут лишь ограничено использоваться в качестве эффективного инструмента планирования и управления инновационными процессами. В значительной мере это объясняется резкими изменениями во внешней среде на глобальном и локальном уровнях, произошедшими за последние годы. Основной целью работы является управление инновационным процессом в условиях рынка. Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решить следующие основные задачи теоретического и прикладного характера: • исследовать основные теории, методы и модели управления инновационными процессами на предприятии, уточнить существующие классификации, понятия и определения инновации; • выявить теоретические особенности управления инновационными процессами в условиях высокой неопределенности и динамики рыночной среды; • сформировать требования к построению системы менеджмента инноваций; • обосновать теоретические принципы и разработать методологию управления инновационными процессами на предприятии, ориентированные на снижение уровня неопределенности, как целей, так и результатов инноваций; • обосновать выбор критериев и разработать методологию построения системы принятия решений при выборе инновационных стратегий; • сформировать требования к построению системы информационной поддержки, обосновать выбор математических методов и моделей принятия решений при управлении инновационными процессами; • построить структурно-логическую и экономико-математическую модели управления инновационными процессами с непрерывной оценкой эффективности этапов реализации инновации относительно перспектив изменений во внешней среде предприятия; •разработать методологию выбора организационной системы управления инновационными процессами для различных видов инновационных стратегий; • исследовать и систематизировать методы измерения и оценки эффектов от реализации инноваций; •разработать метод оценки экономической эффективности функционирования системы управления инновационными процессами на предприятии. Инновационный процесс как объект управления в условиях перехода РФ к рынку
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |