Сущность дивидендной политики, её основные теории и задачи
12 ДФП 1. Под дивидендной политикой понимают механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственникам в соответствии с долей их вклада в капитал предприятия. Поскольку выплата дивидендов уменьшает объем реинвестируемой прибыли, решение о размере и порядок выплаты дивидендов является решением о финансировании деятельности предприятия и влияет на размер привлекаемых источников капитала. Реинвестирование прибыли является одной из самых распространенных и наиболее дешевых форм финансирования инвестиционных проектов и программ, поскольку позволяет избежать дополнительных расходов по привлечению новых источников финансирования и оставляет контроль за деятельностью предприятия в руках нынешних собственников. В связи этим, целью дивидендной политики является обеспечение оптимального сочетания интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия. * оказывает влияние на финансовую программу и бюджет капиталовложений организации; * воздействует на движение денежных средств организации; * влияет на отношения организации с ее инвесторами. Низкий уровень дивидендов может привести не только к слабой реализации выпускаемых акций, но и их массовой продаже акционерами, к снижению цен на акции и т.д.; * способствует сокращению или увеличению акционерного капитала [7, c. 158]. Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие. Для выработки собственной дивидендной политики предприятию необходимо решить два принципиально важных вопроса: 1. Влияет ли величина выплачиваемых дивидендов на совокупное богатство акционеров? 2. Какой должна быть оптимальная величина дивидендов? 2. С целью получения ответа на обозначенные вопросы разработано 3 основные теории дивидендной политики: 1. Теория ирревалентности дивидендов. 2. Теория существенности дивидендной политики. 3. Теория налоговой дифференциации. 1. Теория ирревалентности дивидендов сформулирована Модельяни и Миллером. В рамках данной теории утверждается, что стоимость фирмы определяется исключительно доходностью её активов и инвестиционной политикой и пропорции распределения дохода между дивидендами и реинвестированной прибылью не оказывают слияния на совокупное богатство акционеров. Следовательно, оптимальной дивидендной политики как фактора повышения стоимости фирмы не существует. Предпосылки выдвижения данной теории: 1. Существуют только совершенные рынки капитала, подразумевающие бесплатность и равнодоступность информации для всех инвесторов, отсутствие трансакционных расходов и рациональность поведения акционеров. 2. Новая эмиссия акций полностью размещается на рынке. 3. Отсутствуют налоги. 4. Для инвесторов равноценны дивиденды и доходы от прироста капитала. Данная теория подверглась критике в связи с тем, что на практике инвестору небезразлично получит он доход на вложенный капитал в форме дивидендных выплат или в форме повышения курса акций предприятия. На практике, как правило, сокращение размера дивидендных выплат приводит к падению курса акций, а увеличение – к его росту. 2. Теория существенности дивидендной политики (теория «синицы в руках»). Разработана М.Гордоном и Д. Линтнером. Сторонники данной теории считают, что дивидендная политика существенно влияет на величину совокупного богатства акционеров. Исходя из стремления избежать риска, акционеры всегда предпочтут дивидендные выплаты сегодня потенциально возможным выплатам в будущем, в том числе и приросту стоимости капитала, поскольку размер выплачиваемых дивидендов свидетельствует о стабильности предприятия и целесообразности инвестирования в данное предприятие. Акционеров 3. Теория налоговой дифференциации. Была предложена Р.Литценбергером и К.Рамасвами. Сторонники данной теории считают, что для акционеров важнее не дивидендная доходность, а доход от капитализации стоимости. С учётом того, что каждая из перечисленных теорий имеет свои достоинства и недостатки, основывается на своих предположениях, не всегда отражающих условия реальной практики, в настоящее время единой дивидендной политики акционерных обществ не существует. На разных этапах становления и развития предприятия, при различных ситуациях на рынке предприятия стремятся либо форсировать накопления и обеспечивать за счёт этого своё развитие, либо наращивать дивидендный доход акционеров. Выбор проводимой дивидендной политики в каждый отдельный период времени определяется необходимостью решения двух взаимосвязанных задач: 1. Максимизация совокупного богатства акционеров в форме дивидендных выплат и прироста стоимости предприятия. 2. Обеспечение достаточного объёма собственных финансовых ресурсов для осуществления расширенного воспроизводства.
12
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (135)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |