Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задачи нравственного воспитания.



2019-12-29 198 Обсуждений (0)
Задачи нравственного воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок




Задачи нравственного воспитания и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоя тельств и условий: запросов общества, экономических фак торов, уровня развития науки, возможностей возраста вос питуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающе го поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы че ловека.

В главе «Целеполагание в педагогике...» мы рассматри вали различия в акцентах и содержании воспитания в кон цепциях разных периодов. В одни годы самым значимым становилось воспитание коллективизма; в другие - патри отизма. Сегодня значимыми стали деловые качества, пред приимчивость и др. И каждый раз созданный обществом идеал экстраполировался на дошкольное детство, так как фраза «Все начинается с детства» не только журналистская, публицистическая, она имеет и глубокий научный смысл и обоснование.

Итак, вторая группа задач нравственного воспитания от ражает потребности общества в людях, обладающих конк ретными, сегодня востребуемыми качествами.

Если первая группа задач носит постоянный, неизменяе мый характер, то вторая - подвижна. На ее содержание ока зывают влияние и исторический этап, и особенности возрас та объекта воспитания, и конкретные условия жизни.

В советский период задачи нравственного воспитания младших школьников (по второй группе) были сгруппированы в четыре смысловых блока. Надлежало воспитывать: гуманные чувства и отношения; начала патриотизма и интернационализма; тру долюбие, умение и желание трудиться; коллективизм.

На современном этапе развития нашего общества суще ственных преобразований в формулировке смысловых бло ков, пожалуй, не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное напол нение каждого блока и его значение, конечно, меняются, уточняются. Так, сегодня ставится под сомнение необхо димость воспитания коллективизма как нравственного ка чества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патрио тическое и интернациональное воспитание. Однако в нрав ственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя.

 

1.4. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности.

 Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате “ наставление нравов” он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: “научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней”. Там же цитировал народное изречение: “ кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает”.

Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог- демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждения в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: “Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность”.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: “из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра”.

Однако из педагогов- классиков прошлого столетия наиболее полно ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. в статье “о нравственном элементе в воспитании ” он писал :

«Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой….

Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…»

Но если педагоги- классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания.

 



2019-12-29 198 Обсуждений (0)
Задачи нравственного воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задачи нравственного воспитания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)