Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Средства народной педагогики.



2019-12-29 198 Обсуждений (0)
Средства народной педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок




Пословицы и поговорки .

Поговорки и пословицы - один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают думы народа, его взгляды на явления общественной жизни, его эмпирически сложившееся представление о воспитании молодого поколения. Народ отобрал в своей многовековой истории все ценное в педагогическом отношении в практике семейного воспитания многих поколений и выразил его в форме поучительных афоризмов.
В.И. Ленин писал: "Бывают такие крылатые слова, которые с удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений". Именно такими словами являются многие народные поговорки и пословицы, в которых синтезируются самые сокровенные мысли народа о человеке, о воспитании, о формировании личности.
На поговорках, пословицах, изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей.
Народ высоко ценит пословицы и поговорки потому что "в полой воде нет рыбы, в пословице нет лжи". В понимании народов поговорки и пословицы выступают как источник разума, как пример для подражания, как добрый советник и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления.
Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они созданы, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную задачу, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности.

Прежде всего афоризмы предельно сжаты, лаконичны, малословны, назидательны, легко запоминаются и служат молодежи девизом в жизни. Весьма характерны, например, пословицы о трудолюбии и трудовом воспитании. "Будешь трудится - поешь", - говорят казахи. "Потрудишься - добро получишь", - советуют киргизы.
Краткость, лаконичность пословиц особенно важны для запоминания нравственных норм и правил. И народ позаботился об этом: "Конец терпения - золото", "Доброе слово слаще меда".
Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании, формировании личности человека. Педагогический гений народа продуманно, сознательно создал не только однострочные, но и двух строчные, в ряде случаев многострочные, даже многоступенчатые афоризмы, наделенные поэтическими рифмами.
Большинство миниатюр народ слагал однострочными: "Без еды не будет беседы", "В торговле дружбы нет", "Беда голова от уст".
В двух строчных афоризмах вторая половина обычно путём сопоставления усиливает главную смысловую нагрузку и общую воспитательную идею пословицы. Например : "Ворона называет своих птенцов беленькими, еж называет своих детей нежненькими", "Не бойся темной тучи и говорливого, а бойся белой тучи и молчаливого". Здесь народ излагает уже более подробно свои мысли, где-то осуждает, где-то советует, а где-то предостерегает.
Ступенчатые многострочные афоризмы путём повторения сосредоточивает внимание слушателя на главной идее пословицы : "где много зелёной травы, там быки жирны, где много тяжб - судьи жирны, где много покойников - муллы жирны" или другая - "Если женятся двое хороших - будет счастье, если женятся хороший и дурной - будет беда, если женятся двое дурных - будет война". В этих пословицах народ путём повторения и сопоставления стремился укрепить в сознании слушателей чувство меры, справедливости, умение верно оценить людей и.т. д.
Всё это свидетельствует о том, что народ свои педагогические рекомендации сложил и выразил руководствуясь потребностями жизни, реагируя на разнообразные проявления условий материальной жизни общества. Эту мысль очень хорошо выразил П. Лафарг : " Обиходные выражения и пословицы показывают, быть может, ещё яснее, чем отдельные слова, те нити, которые связывают язык с явлениями окружающей жизни.
Таким образом, в самом композиционном построении афоризмов видна их педагогическая целесообразность, рассчитанная не просто на усвоении истин, но и на то, чтобы они стали не писаными законами жизни, оказывали прямое воздействие на воспитание и формирование личности.
В целях усиления воспитательного воздействия педагогических миниатюр народ также проявил заботу также о том, чтобы художественно оформить своё творение, используя для этого разнообразные средства поэтической образности, словесной ритмики, добиваясь таким образом яркого интонационного - смыслового звучания афоризмов.
Эмоциональность народной поэтической речи усиливается и намеренно подчеркивается также постановкой риторических вопросов. Подчеркивая дидактическое значение практики, казахи задают риторический вопрос : " Разве слышанное сравнить с виденным ? ". Изречение зовёт к тому, чтобы человек слышанное закреплял виденным, т.е. практикой.
Пословицы и поговорки с риторическими вопросами сосредоточивают внимание человека на главной, смысловой стороне изречения, побуждают его задуматься над поставленным вопросом, попытаться ответить на него, тем самым достигается более эффективное эмоциональное воздействие афоризмов на сознание и поведение молодого человека. Таким путём народная мудрость эффективно выполняет свою воспитательную функцию.
Риторические восклицания имеют определённую дидактическую задачу. Одним из признанных методов воспитания в народной педагогике является намёк. К примеру, желая безобидно воздействовать на нового человека в семье, говорят : "Тебе говорю очка, а ты слушай невестка !".
В целях эмоционального воздействия на молодое поколение народ разумно пользовался и богатствами звуковой формы, обращал внимание на музыкальность и мелодичность афоризмов, используя для этого сравнения, антитезы, гиперболы, метафоры, иронию, аллегорию и. т. д. Особенно часто народ прибегает к иронии, поскольку она даёт возможность в мягкой форме осмеять негативные явления, повторно облекая мысль в иносказательную форму, когда комическое и смешное намеренно подаются с серьёзным видом..
Таким образом, используя иронию в афоризмах, народ, соблюдая определённый педагогический такт, обращает внимание на людские слабости, пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки.
Используя гиперболы, народ намеренно обращает внимание на важность таких качеств, как воспитанность трудолюбие, стремление к знанию, верность в любви и. т. д.
Метафора как форма иносказательной образности, основанной на сходстве двух явлений, также встречается в структуре народной мудрости: "Яблоко от яблони далеко на падает", "Любовь сильнее смерти", "Муж и жена - птицы из одного гнезда".
Педагогический анализ показывает, что в целях усиления эмоционального воспитательного воздействия афоризмов на человека народ стремился поэтическую речь сделать мелодичной, музыкальной, используя для этого ритмические звуковые формы, повторы, тавтологии, олицетворения и.т.д.

 

И наконец, все афоризмы, отражающие условия материальной жизни общества, сокровенные чувства, мысли, чаяния народа, создают условия для обеспечения связи воспитания с жизнью.
Главное в народной педагогике - это процесс воспитания и обучения молодого поколения. Большой научно - педагогический интерес представляют вопросы о том, как народ понимает сущность воспитания, какими приёмами и методами пользуется в процессе воспитания , каково представление народа о трудовом, нравственном, умственном, физическом и эстетическом воспитании.
Народ всегда верно представлял себе сущность воспитания подрастающего поколения, его трудности, радости и благородство конечной цели. В народе говорят : "Воспитание - бесценное богатство".
Трудное дело - воспитать человека, оно требует заботливого и внимательного отношения, определённых знаний и умений. В народе существует много изречений, касающихся этих трудностей, но все их можно выразить одним выводом : "Кто не закалит своего сердца, тот не воспитает ребёнка".
Если время для начала воспитания упущено или воспитание велось неправильно, приходится перевоспитывать, а это задача более трудная. Недаром в народе говорится : "Даже полководцы не могут справиться с сыновьями и внуками , которые ведут разгульный образ жизни. "
Самовоспитание в народном представлении имеет большое значение в жизни человека.
Педагоги, чьи имена известны всему миру, указывали на огромную роль воспитания в раннем детстве. К.Д. Ушинский писал, что "Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека. Всё что усваивается человеком в последствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы ".


Характерно, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои афоризмы включить различные педагогические категории : наставление, предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия обычно детерминируются словом "если". Казахи считают "Если возвратился из путешествия шестилетний, его должен навестить шестидесятилетний". Каракалпаки на основе житейской мудрости и философии советуют : "Если посеял просо, не жди пшеницы".
Распространённым методом народной педагогики является приучение. "Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением", - говорит народ. Приучение типично для раннего детства. Приучают, например, в семье вечером вовремя ложиться спать, а утром рано вставать, содержать игрушки и одежду в порядке; приучают к навыкам культурного поведения : сказать "спасибо" за услуги взрослым, "доброе утро", "добрый день" родителям, старшим быть вежливым со сверстниками т. т. д. Приучая ребёнка, взрослые дают детям поручения, проверяют примеры и образцы поведения и действия.
Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им.
Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в практике семейного воспитания. Ребёнок всегда испытывал потребность в оценке своего поведения, игры, труда. Устная похвала и одобрение родителей - это первое поощрение в семье. Зная роль похвалы как средства поощрения, народ замечает: "Дети и боги любят бывать там, где их хвалят". Родители обычно одобряют поведение, учебные и трудовые успехи детей словами "молодец", "хорошо", "очень хорошо". При этом народ педагогически очень разумно установил, что эти слова одобрения и похвалы должны произносится с улыбкой на лице. Если работа выполнена не на должном уровне, родители скажут: "Ничего", "Ладно, сойдёт", но без улыбки. Дети без труда понимают, как оценена их деятельность.
Учитывая воспитательную силу и эффективность намёка, народ создал свои поучительные сказки . Как верно замечает Г.Н. Волков, "педагогическая ценность намёка в том, что о недостатках поведения того или иного мальчика они позволяют говорить в безобидном тоне". Можно смело сказать, что в намёке выразился педагогический такт народа, его интуиция.
Личный пример (особенно родителей) - это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству - всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать положительный пример : "Если у тебя взрослый сын - веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь - веди дружбу с мастерицей"
В народе чаще применялось словесное осуждение плохих поступков, опрометчивых действий. Осуждение сопровождалось внушением, чтобы ребёнок осознал свои ошибки и устранил их. Укор родителей применялся редко, в основном как одна из воспитательных мер предупреждения.
Итак, народные афоризмы рассматривают воспитание как "бесценное богатство " человека. Народ имеет определённое представление о целях, задачах, приёмах, методах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных и психологических особенностей. Особое значение придаётся воспитанию в раннем детстве; отмечается важность игровой деятельности детей.
Народ эмпирическим путём определял причины детской лени и капризов, с пониманием относился к трудностям воспитания в переходном возрасте, особое внимание придавал воспитанию девочки - подростка. Эмпирически определив, практически проверив, народ широко применял в условиях семейного воспитания самые разнообразные приёмы и методы воспитания : приучение, показ, поощрение, порицание, личный пример, благославление и другие, не противоречащие , а совпадающие с принципами научной педагогики.  

Загадки.

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из разных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании важно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. Народ всегда был высокого мнения о загадках: «Загадка – разгадка, да семь верст правды». Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.

Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигалось благодаря тесной связи в загадках умного (мудрые мысли, многочисленные сведения о важном, нужном), и прекрасного (совершенные художественные формы загадок, поэтизация человеческой жизни и явлений природы и т.п.). Именно благодаря прекрасному в загадках такими выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде.

Этнопедагогические миниатюры – пословицы и загадки – играли огромную роль в жизни народа. Их значение не исчерпано еще и до настоящего времени. Народ был экономен в употреблении слов, дорожил оптимальными средствами сохранения и передачи мысли, особо ценя лаконичность речи: «много сказанное – пустословие, кратко сказанное – мудрость». Испокон веков сохраняется высокое мнение о пословицах. Для всех народов пословицы и загадки были великим богатством в народной педагогической сокровищнице.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его обращенному мышлению, быстроте умственных реакций. Развивает наблюдательность.

Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.

Без рук, без ног Черная корова

Под окном стучится, Весь мир поборола,

В избу просится. А белая подняла.

(Ветер) (День и ночь).

Народные песни.

Народные песни отличаются необыкновенной образностью. В них высшая поэзия. И блеск звезд, и лунный свет, и животворящая сила земли, и дуб в логу глубоком, и утренняя роса, от которого братья рослыми стали, и молва людская, что людям голову кружит, и дом отцовский – белый дом, шелком белым конопачен, и печь у матери – печь белая, молоком да мелом побелена, и труд – святой, в нем горе и радость, и спасение; все это: и картины родной природы, тонкие нравственные движения души, и вековые традиции, сберегающие народ, - находит в народной песне поэтическую, высокохудожественную форму. Народные песни – это целый поэтический и философский мир. В них – душа народа. Без песни не жил ни один человек, он рождался и умирал, окруженный родными напевами.

Песни - более сложная форма народного поэтического творче ства, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен - при вить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песенное творчество молодежи всемерно стимулировалось и поощрялось пожилыми. «Она не стала еще девушкой, у ней нет своей песни», - говорили старые чуваши. Понимание прекрасного в слове и мелодии, по народному представлению, предполагает творческое отношение к нему: в процессе исполнения песни до пускалось улучшение текста и мелодии.

Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педаго гическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопро вождались все события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т. п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущ ность личности. Полный песенный цикл - это жизнь человека от рождения до смерти. Песни поют младенцу в колыбели, не научившемуся еще понимать, старцу в гробу, переставшему уже чув ствовать и понимать. Ученые доказали благотворную роль неж ной песни в психическом развитии ребенка в утробе матери. Ко лыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. У итальянцев есть пробудительные песни - чтобы младенец проснулся в хорошем настрое нии и встретил наступающий день в радости.

Комплексное воздействие песни

Песня - сложная форма народного поэтического творчества. Главное назначение песен - эстетическое воспитание. Но они име ют целью осуществление и других сторон формирования личности, т.е. являются комплексным средством воздействия на личность.

В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота челове ка, значение прекрасного в жизни; они - одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения. Кра сивые мелодии усиливают эстетическое воздействие поэтического слова песен. Влияние народных песен на крестьянскую молодежь всегда было огромно, причем их значение никогда не исчерпыва лось только красотой стиха и мелодии (внешней красотою, красо той формы). Красота мыслей, красота содержания относятся так же к сильным сторонам народных песен. И сами слова песен, и условия и характер их исполнения спо собствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия. В пес нях воспевается здоровье, оно называется счастьем, высшим благом. Редкие детские и молодежные песни исполняются в по мещении, они поются на лугу или опушке леса во время хорово дов, сопровождаются танцами, плавными движениями, поются во время подвижных игр на улице. В народе всегда считали, что песни развивают голос, расширяют и укрепляют легкие: «Чтобы громко петь, надо иметь сильные легкие», «Звонкая песня рас ширяет грудь».

Неоценимо значение песни в трудовом воспитании детей и мо лодежи. Как уже было сказано выше, песни сопровождали и стиму лировали трудовой процесс, они способствовали согласованию и объединению трудовых усилий работающих. В этом отношении особенная роль принадлежала трудовым песням, которых у всех народов очень много. Что же касается песен как средств, раскры вающих значение труда в жизни, то в этом велика роль и хоровод ных, и посиделочных, и даже свадебных и застольных песен. В них рассказывается о видах труда. Так, например, в одной из чуваш ских песен, в веселой и шутливой форме, сообщается о местных ремеслах. В песне поется: «Мы, чуваши, живущие около Марпоса да, занимаемся бондарным делом», далее говорится о живущих около Цивиля и занимающихся плетением корзин, об абашевских кулеткачихах, о производителях кирпича, о тех, кто живет вдоль Волги и занимается рыболовством.

Во многих песнях называются и трудовые операции и вырази тельно описывается целый трудовой цикл. Так, например, в песне о льне содержатся вопросы вроде - «Как сеют лен» и ответы - «Его сеют вот так», демонстрируются соответствующие движения. Далее в песне раскрывается, как лен полют, выдергивают, моло тят, мочат, мнут на мялке, в ступе, прядут, ткут...

Песни, как уже было сказано выше, - эффективное средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, причем дело не только в красоте поэтических форм песен, но и в красоте их содержания: они призывали к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению и т.п. В песнях содержатся, и призывы в труде создавать прекрасное (красивые ткани и вышивки, кра сивые предметы домашнего обихода) и красиво выполнять лю бую работу. В песнях прекрасное - цель, а сам труд - средство. Через труд устанавливается связь эстетического с нравственным, умственным и физическим воспитанием.

В песне опоэтизированы национальные традиции и обычаи, приводятся пословицы и благопожелания.

В ней выступают в единстве многие стороны формирования личности, где труд занимает главенствующую позицию. В труде и благодаря нему укрепляется здоровье, развиваются эстетический вкус, лучшие черты характера, формируется коллективизм, обога щается ум.

Есть немало песен, в которых специально говорится об уме, о нравственности. Песни так же, как и пословицы, неоценимы в умственном воспитании подрастающего поколения: с одной стороны, они призывают к овладению богатым интеллектуаль ным опытом трудящихся, а с другой, представляют материал для раздумий, размышлений, обогащают память сведениями об ок ружающей действительности (в песнях встречаются числа, про стейшие действия над ними, в словаре Н.И.Ашмарина двена дцать называется даже песенным числом). Песни содействуют эстетическому, нравственному воспитанию и непосредственно (действием, делом, предоставлением возможности упражняться), и опосредованно (раскрытием задач и значения той или иной составной части воспитания в общем процессе развития и фор мирования личности).

При всем многообразии средств народной педагогики в ней все дифференцировано, все тщательно продумано, все - на месте. Бес толковое, случайное отбрасывается - тысячелетиями происходит естественный, интеллектуальный, эстетический и этический отбор средств воспитания. Песня в этом ряду средств занимает особое место. Ее поют все от мала до велика. Каждому возрасту соответст вуют свои песни. Она сопровождает человека от рождения до смер ти. Воздействуя на чувства человека, она одновременно влияет на его сознание и поведение. Вот почему ее с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народной педагоги ки.

Воспитатель и учитель начальных классов должен знать раз личные колыбельные песни, уметь убеждать родителей в необхо димости разучивать их с детьми. Он может дать тексты колыбель ных песен родителям, показать, как можно изменить текст в соот ветствии с индивидуальными особенностями ребенка. Приведем тексты нескольких колыбельных песен для использования в вос питательном процессе.

Сказки.

Сказки, являясь художественно-литературными произведения ми, одновременно были для трудящихся и областью теоретиче ских обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищни ца народной педагогики, более того, многие сказки суть сочине ния педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педаго гической работе. Так, В.Г.Белинский ценил в сказках их народ

кость, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фан тазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные соци альные отношения. В.Г.Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н.А.Добролюбов считал сказки произведе ниями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к со временности. Н.А.Добролюбов стремился понять по сказкам и пре даниям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преда ниям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия

народа, сохранившего эти предания».

Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настоль ко высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систе му. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что про стота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую цен ность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педаго гическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки», в ежемесячном педагогическом листке «Воспитание и обучение» ,пишет, что сказка поя вилась еще в то отдаленное время, когда народ находился в состоя нии младенчества. Раскрывая значение сказки как педагогического средства, он признает, что, если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвого буквою; но если же рассказать им сказку, проникнутую тою же самою мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ею. Далее в статье комментируется рассказ А.П.Чехова. Маленький мальчик вздумал курить. Его усовещивают, но он остается глух к убеждениям старших. Отец рассказывает ему трогательную исто рию, как вредно повлияло курение на здоровье одного мальчика, и сын со слезами бросается на шею отца и обещает никогда не ку рить. «Таких фактов из жизни детей много, - заключает автор ста тьи, - и каждому воспитателю, наверное, приходилось иногда употреблять с детьми этот прием убеждения».

 



2019-12-29 198 Обсуждений (0)
Средства народной педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Средства народной педагогики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)