Влияние мирового финансово-экономического кризиса 2008 – 2009 гг. на развитие экономики Республики Беларусь
Вступив в XXI век, человечество столкнулось с целым рядом сложных проблем, обусловленных, с одной стороны, противоречиями между обществом и природой, с другой стороны, политическими, экономическими, культурными противоречиями между экономически развитыми и остальными странами мира. Трансформационные процессы в мире связаны, прежде всего, с глобализацией - объективным процессом превращения экономик отдельных стран из относительно замкнутых систем в элементы единого мирового хозяйства. В основе глобализации лежит международное разделение труда и связанные с ним экономические, политические и другие отношения между государствами, предприятиями, фирмами, объединяющими национальные экономики, создающие единый мировой рынок и его инфраструктуру. Сегодня мировая экономика предстает не в виде простой суммы национальных хозяйств, а в виде реально существующей геоэкономики, то есть целостной экономической системы с наличием наряду с национальными государствами новых субъектов - транснациональных корпораций (ТНК), международных (межнациональных) компаний (МНК), их союзов, региональных группировок, международных организаций. Широко распространено мнение, что глобализация представляет собой новую фазу интернационализации и расширения производства и финансов по всему миру. Такие явления, как реорганизация производства, расширение активности транснациональных корпораций (ТНК), интеграция финансовых рынков, рост миграционных потоков, а также распространение идентичных товаров потребления, равно как и предпочтение демократической формы политического устройства общества, - часто представляют собой главные (но не все!) атрибуты глобализации. Концептуально, в рамках концепции глобализации, возможно, связать воедино несколько областей анализа - политику, экономику, культуру и идеологию, где основное внимание уделено политико-экономической составляющей феномена глобализации, - феномена, имеющего свои корни в кризисе 1970-х годов и получившего дополнительный импульс к своему развитию после окончания «холодной войны». Наиболее существенным отражением глобализации мировой экономики является динамичный рост международной торговли. Если за 1991-2000 гг. мировое производство продукции и услуг увеличилось на 37%, то объем мирового экспорта возрос на 72%, то есть на 1% прироста валового внутреннего продукта (ВВП) приходилось почти 2%: прироста экспорта. Значительно возрастают международные потоки капитала. Объемы прямых иностранных инвестиций в мире увеличиваются в среднем на 16% в год, а общий их объем накопления составил 6,3 трлн. долл. США. Основными донорам и выступают промышленно развитые страны, чьи достижения в области научно-технического прогресса и возросший экономический потенциал потребовали расширения внешних рынков. Действительна беспрецедентная скорость и глубина изменений в мировой экономике за последние 15-20 лет привели к появлению новых игроков активно наращивающих свое участие в международной торговле и разделении труда. Так в странах ВИС (Бразилия, Россия, Индия, Китай сегодня сосредоточено 45% всей рабочей силы планеты, тогда как в странах членах (ОЭСР) Организации экономического сотрудничества и развития не менее 20%. Особенностью мирохозяйственных связей в последнее десятилетие стало формирование региональных интеграционных объединений стран. В мире насчитывается около десятка интеграционных группировок, появившихся во всех континентах и различающихся между собой по целям и глубинам интеграции. Наиболее интегрированным является Европейский Союз (ЕС). Таким образом, в мировой экономике чётко обозначились тенденции: расширяющая по горизонтали и вертикали глобализация; интернационализация производства т региональная интеграция; растущие цены на энергоносители и зерно; золото; увеличивающийся спрос на продукцию промышленного производства, которые оказывают существенное влияние на формирование экономической модели страны. Республика Беларусь имеет высокий уровень открытой экономики ориентированной на экспорт. Около 70% ее ВВП (2008 г.) органично связано с внешними рынками, что определяет высокую зависимость страны : от мировых тенденции экономического развития . После распада СССР и связанного с ним экономического кризиса (1991-1995 гг.) Республика Беларусь смогла к 1996 г преодолеть спад производства и достигнуть в последующие годы положительной динамики макроэкономическ процессов - обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции и потребительских товаров, стабилизировало положение на внутреннем потребительском рынке. Была восстановлена система управления экономикой, отвечающая реалиям переходного периода, улучшена система социальной защиты населения. Уже в 2000 г был превышен уровень докризисного 1990 г. по производству промышленной продукции (100,7%), потребительских товаров (110%), реальным денежным доходом населения (107%). При этом ВВП составил 89%, продукция сельского хозяйства - 71%, инвестиции в основной капитал - 52% к уровню 1990 г Эти показатели значительно выше, чем в других странах СНГ. В частности, производство ВВП в России в 2000 г составило 67,3% от уровня 1990 г, в Украине - 43,3, в Казахстане -69,4, промышленное производство - соответственно 56,8, 57,4 и 57,6%. По данным ПРООН, по индексу развития человеческого потенциала (0,790) в 2002 г. Беларусь находилась на 62 месте среди 177 стран мира и вошла в группу стран со средним уровнем развития человеческого потенциала, опередив все страны СНГ, кроме России. О месте Республики Беларусь в мировом сообществе, Европейском Союзе и среди стран СНГ свидетельствуют некоторые социально-экономические показатели (см. приложение А). Беларусь по рейтингу конкурентоспособности национальной экономики, а также другим обобщающим показателям социально- экономического развития находится в одной группе с такими странами, как Россия, Литва, Латвия, Польша. Место любого государства в мире характеризуется его внешнеэкономической деятельностью,уровнем её конкурентоспособности: объём внешней торговли в Республике Беларусь в 2008 г. составил с ростом на 50% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Удельный вес торговли стран СНГ составил 42,9%. (см. приложение Б.) Финансовый кризис затронул Республику Беларусь в меньшей степени, чем страны Европы, США или России. К причинам можно отнести небольшие по сравнению с другими странами объёмы иностранных кредитов и инвестиций, незавершённость реформ по развитию фондового рынка, то есть те моменты, которые международные эксперты оценивали как недостатки белорусской экономики. Достаточно устойчивой к последствиям кризиса оказалась и банковская система страны. Доля иностранных средств в ресурсной базе белорусских банков некритична, что даёт возможность нашим банка заместить этот капитал, даже при его одновременном выводе из страны. Кроме того, белорусские банки имеют хорошие связи с иностранными банками, у которых нет проблем с ликвидностью. Практически не затронул кризис сектор малого бизнеса, который ориентирован в основном на внутренний рынок. Объём валового внутреннего продукта Республики Беларусь в 2008 году увеличился по сравнению с 2007 годом в сопоставимых оценках на 10 процентов. Рост инвестиций в основной капитал обеспечен на уровне 123.1 процента. Платные услуги населению возросли на 13.9 процента. Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг в 2008 году составила 14.2 процентов против 11.8 процентов в 2007 году. Рассмотрим темпы роста ВВП Республики Беларусь за период 2006-2010 г.г. согласно рисунка 3.1
Рисунок 3.1. – темпы роста ВВП РБ 2006-2010 Примечание: Источник - [13]
Из рисунка видно что ВВП резко пошел на спад в период 2008 года 3 квартала и спад продолжался до 3 квартала 2009 года. Нельзя сказать что кризис обошел Беларусь стороной. Наша экономика является открытой, экспортоориентированной, поэтому не может не может не зависеть от ситуации в мире. Основные негативные последствия мирового финансового кризиса проявились в уменьшении спроса на белорусские товары за рубежом, сокращении объёмов внешнего кредитования и инвестиций. В целях поддержания реального сектора и охранения макроэкономической стабильности Правительством предприняты усилия по минимизации последствий мирового финансового кризиса, в том числе: Меры по обеспечению стабильной работы валообразующих и ряда других иных организаций реального сектора белорусской экономики; Главой Администрации Президента Республики Беларусь и Премьер-министром Республики утверждён план первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009 году. В эти два ключевых документа вошли мероприятия по поддержке банковской системы и организаций реального сектора экономики. С учётом сокращения спроса на внешних рынках и соответственно снижение экспорта отечественной продукции и поступлений валюты в республике реализуются меры по стабилизации ситуаций на валютном рынке, привлечению внешних заимствований международных финансовых организаций наряду с мерами по сокращению расходов государственного бюджета и в государственном секторе экономики. Реализуемые в стране мероприятия оперативно корректируются с учётом зарубежного опыта борьбы с негативными проявлениями мирового финансового кризиса и отдельных антикризисных решений, принятые в соседних странах. Очевидно, что для преодоления возможных последствий кризиса национальных мер недостаточно. В этой связи Беларусь координирует действия по стратегическим направлениям со своими партнерами по интеграционным объединениям. Так 30 января 2009 года подписан план совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платёжного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли, в стадии согласования план реализации совместных мер государств – членов ЕврАзЭС по преодолению последствий мирового финансового кризиса (приложение Б). Аналогичная работа ведётся в рамках СНГ, ЕврАзЭС и с отдельными странами на двусторонней основе. Последствия финансового кризиса для Белоруссии могут быть более ощутимыми, если расценки на газ, поставляемый Россией, повысятся, что увеличит нагрузку на бюджет страны. Общая экономическая и финансовая обстановка в мире продолжит оказывать свое влияние на стабильность положения в Белоруссии, и кризисная ситуация еще проявит себя во всей красе в виде ухудшения платежного баланса страны. Но, вполне возможно, что при помощи своевременного принятия мер, прослеживания кризисных явлений и внесения корректирующих действий, улучшить или стабилизировать ход самого кризисного процесса. Это зависит от профессионализма и политической гибкости тех, кто находится у руля власти.
Заключение
Общеизвестно, что экономика развивается циклически - экономический рост сменяет спад или рецессия. Сама по себе рецессия экономики явление абсолютно нормальное и закономерное. Однако иногда рецессия выходит из под контроля и незаметно переходит в кризис. Что же такое финансовый кризис? Финансовый кризис это целый комплекс экономических явлений, синдром, основными симптомами которого являются - инфляция, нарастающий кризис ликвидности, а также курсовое падение или даже девальвация рубля (или другой местной валюты). Обычно финансовый кризис неизбежно перерастает в экономический кризис, а это уже принципиально другой круг явлений. Дефолт, банковский кризис, а затем и банкротство банков, девальвация рубля и коллапс всей финансовой системы в целом - это еще только начало. Кризис экономики это сокращение производства, безработица, падение уровня жизни, рост преступности, дефолт по социальным гарантиям государства, стагфляция и пр. Текущий глобальный экономический кризис свидетельствует о необходимости отказа от стандартных подходов и требует принятия коллективных, согласованных на международном уровне решений, направленных, по своей сути, на создание системы управления процессом глобализации. Всем странам нужно действовать максимально решительно, чтобы восстановить устойчивое экономическое развитие, а также доверие и стабильность на финансовых рынках. Новая международная архитектура финансовых отношений должна строиться на принципах: – совместимости деятельности и гармоничности стандартов национальных и международных институтов регулирования; – демократичности и равномерной ответственности за принятие решений; – достижения эффективности на основе легитимности механизмов международной координации; – прозрачности деятельности всех участников; – справедливого распределения рисков. Таким образом, хотя государство вынуждено активно вмешиваться в деятельность финансового сектора, когда возникает угроза системного кризиса, но уже на этой стадии оно должно не только думать об отражении сиюминутных угроз, но и иметь долгосрочный план возвращения ведущей роли частному сектору. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Актуальные проблемы современной экономики: материалы Респ. конф. молодых ученых, Минск, 23 дек. 2003 г. — Минск: БГЭУ, 2004. — 369 с. 2. Киреев, Л.П. Международная экономика: учеб. пос.: в 2 ч. / Л.П. Киреев. — М: Юрайт, Международные отношения, 2006. — Ч.2.: Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. — 488 с. 3. Кругман, П.Р., Обстфельд, М. Международная экономика. Теория и практика: учебник для вузов / П.Р.Кругман, М.Обстфельд; пер. с англ. под ред. В.П. Колесова, М.В. Кулакова. — 5-е изд. — М.: ЮНИТИ, 2003. — 800с. 4. Мировая экономика: Курс лекций. Под. ред. Матюшевской В.К. ‑ Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 292 с. 5. Ломакин В.К./Л74 Мировая экономика: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 735 с. 6. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под М 64 ред. И.С. Королева. — М.: Юристъ, 2003. — 604 с. 7. Электронные ресурсы:http://old. vedomosti.ru/newspaper/article. shtml? 2008/10/02/163334 8. http://www.all-of-all.ru/digest/crisis/ 9. http://www.ap7.ru/prognozy/konvertiruemost_russkogo_rublja.html 10. http://www.arteksgroup.com 11. http://www.expert.ru/economy/ 12. http://www.kroufr.ru/forum/index. php? topic=7093.0 13. http://marketing.by/main/market/analytics/0046502/ Приложение А Место республики Беларусь в мировом сообществе государств
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ПЛАН СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО МИНИМИЗАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА, УЛУЧШЕНИЮ ПАРАМЕТРОВ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ
┌───────┬─────────────────────┬─────────────────────────────────────┬───────────┐ │ │ │ Ответственные исполнители │ │ │ N │ Наименование ├────────────────┬────────────────────┤ Сроки │ │ п/п │ мероприятия │ с белорусской │с российской стороны│выполнения │ │ │ │ стороны │ │ │ ├───────┴─────────────────────┴────────────────┴────────────────────┴───────────┤ │ I. Меры по минимизации последствий финансового кризиса │ ├───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ Раздел 1. "В области расширения применения российского рубля во взаимных │ │ расчетах и создания системы доверия платежей" │ ├───────┬─────────────────────┬────────────────┬────────────────────┬───────────┤ │ 1.1.1 │Проведение │Национальный │Минфин, │2009 - │ │ │согласованных │банк, │Минэкономразвития, │2010 гг. │ │ │действий по │Минэкономики, │Банк России │ │ │ │расширению │Минфин │ │ │ │ │использования рубля │ │ │ │ │ │Российской Федерации │ │ │ │ │ │в расчетах по │ │ │ │ │ │внешнеэкономическим │ │ │ │ │ │сделкам │ │ │ │ ├───────┼─────────────────────┼────────────────┼────────────────────┼───────────┤ │ 1.1.2 │Подготовка │Национальный │Минфин, │Апрель │ │ │предложений о │банк, │Минэкономразвития, │2009 г. │ │ │заключении │Минфин, │Банк России │ │ │ │межгосударственного │Минэкономики │ │ │ │ │соглашения о │ │ │ │ │ │расширении применения│ │ │ │ │ │российского рубля в │ │ │ │ │ │расчетах между │ │ │ │ │ │субъектами │ │ │ │ │ │хозяйствования │ │ │ │ │ │Республики Беларусь и│ │ │ │ │ │Российской Федерации,│ │ │ │ │ │обеспечивающего │ │ │ │ │ │переход на систему │ │ │ │ │ │платежей в российских│ │ │ │ │ │рублях во внешней │ │ │ │ │ │торговле │ │ │ │ ├───────┼─────────────────────┼────────────────┼────────────────────┼───────────┤ │ 1.1.3 │Оценка потребностей и│Национальный │Минэкономразвития, │2009 г. │ │ │разработка │банк, │Минфин, │ │ │ │предложений по │Минфин, │Минпромторг │ │ │ │поддержке взаимной │МИД, │ │ │ │ │торговли │Минэкономики │ │ │ ├───────┴─────────────────────┴────────────────┴────────────────────┴───────────┤ │ Раздел 2. "В области развития взаимной торговли и взаимодействия субъектов │ │ хозяйствования реального сектора экономики" │ ├───────┬─────────────────────┬────────────────┬────────────────────┬───────────┤ │ 1.2.1 │Координация действий │Минэкономики │Минэкономразвития │Постоянно │ │ │при реализации │ │ │ │ │ │антикризисных мер, │ │ │ │ │ │принятых │ │ │ │ │ │правительствами │ │ │ │ │ │Российской Федерации │ │ │ │ │ │и Республики Беларусь│ │ │ │ ├───────┼─────────────────────┼────────────────┼────────────────────┼───────────┤ │ 1.2.2 │Содействие развитию │Минэкономики, │Минпромторг, │2009 и │ │ │производственной │республиканские │Минэкономразвития, │последующие│ │ │кооперации, созданию │органы │Минфин │годы │ │ │совместных │государственного│ │ │ │ │объединений, │управления, иные│ │ │ │ │корпораций и │организации, │ │ │ │ │холдингов. Подготовка│подчиненные │ │ │ │ │предложений по │Правительству │ │ │ │ │оказанию поддержки │ │ │ │ │ │кооперационным │ │ │ │ │ │связям, в том числе │ │ │ │ │ │за счет развития │ │ │ │ │ │банковского │ │ │ │ │ │кредитования, │ │ │ │ │ │урегулирования │ │ │ │ │ │взаимных неплатежей │ │ │ │ ├───────┼─────────────────────┼────────────────┼────────────────────┼───────────┤ │ 1.2.3 │Обеспечение │Минэкономики, │Минэкономразвития, │ │ │ │реализации │Минфин │Минпромторг, │ │ │ │национального режима │ │Минфин │ │ │ │доступа товаров на │ │ │ │ │ │внутренние рынки │ │ │ │ │ │государств Сторон, │ │ │ │ │ │включая участие в │ │ │ │ │ │государственных │ │ │ │ │ │закупках, а также │ │ │ │ │ │равного доступа │ │ │ │ │ │хозяйствующих │ │ │ │ │ │субъектов государств │ │ │ │ │ │Сторон к банковскому │ │ │ │ │ │кредитованию на │ │ │ │ │ │обычных коммерческих │ │ │ │ │ │условиях. │ │ │ │ │ │Подготовка │ │ │Февраль │ │ │предложений по │ │ │2009 г. │ │ │предоставлению равных│ │ │ │ │ │условий доступа к │ │ │ │ │ │мерам государственной│ │ │ │ │ │поддержки, в том │ │ │ │ │ │числе в рамках │ │ │ │ │ │государственных │ │ │ │ │ │закупок, оказываемым │ │ │ │ │ │предприятиям по │ │ │ │ │ │следующим критериям: │ │ │ │ │ │работающим по │ │ │ │ │ │кооперации; │ │ │ │ │ │в стоимости конечной │ │ │ │ │ │продукции которых │ │ │ │ │ │доля получаемой по │ │ │ │ │ │кооперации изделий │ │ │ │ │ │другой стороны │ │ │ │ │ │составляет │ │ │ │ │ │существенную часть; │ │ │ │ │ │производящим │ │ │ │ │ │продукцию в │ │ │ │ │ │соответствии с │ │ │ │ │ │балансами спроса и │ │ │ │ │ │предложения Союзного │ │ │ │ │ │государства │ │ │ │ ├───────┼─────────────────────┼────────────────┼────────────────────┼───────────┤ │ 1.2.4 │Подготовка │Минэкономики, │Минпромторг, │I квартал │ │ │предложений по │Минфин │Минэкономразвития │2009 г. │ │ │расширению │ │ │ │ │ │использования │ │ │ │ │ │лизинговых операций │ │ │ │ │ │при поставках │ │ │ │ │ │машинно-технической │ │ │ │ │ │продукции │ │ │ │ ├───────┴─────────────────────┴────────────────┴────────────────────┴───────────┤ │ Раздел 3. "В области развития банковского сектора, проведения курсовой и │ │ денежно-кредитной политики" │ ├───────┬─────────────────────┬────────────────┬────────────────────┬───────────┤ │ 1.3.1 │Обеспечение динамики │Национальный │ │2009 г. │ │ │обменного курса │банк │ │ │ │ │белорусского рубля в │ │ │ │ │ │рамках параметров, │ │ │ │ │ │установленных │ │ │ │ │ │Основными │ │ │ │ │ │направлениями │ │ │ │ │ │денежно-кредитной │ │ │ │ │ │политики Республики │ │ │ │ │ │Беларусь на 2009 │ │ │ │ │ │год, - привязка к │ │ │ │ │ │корзине иностранных │ │ │ │ │ │валют (евро, доллар │ │ │ │ │ │США и российский │ │ │ │ │ │рубль), с учетом │ │ │ │ │ │данных мониторинга │ │ │ │ │ │ситуации в экономике,│ │ │ │ │ │внешнеэкономической │ │ │ │ │ │сфере и на валютном │ │ │ │ │ │рынке │ │ │ │ ├───────┼─────────────────────┼────────────────┼────────────────────┼───────────┤ │ 1.3.2 │Проведение унификации│Национальный │Минфин, │2009 и │ │ │нормативных правовых │банк, │Минюст, │последующие│ │ │актов в области │Минфин, │Минэкономразвития, │годы │ │ │валютного │МНС, │Банк России │ │ │ │регулирования и │Минюст, │ │ │ │ │валютного контроля │Минэкономики │ │ │ │ │при осуществлении │ │ │ │ │ │внешнеэкономической │ │ │ │ │ │деятельности │ │ │ │ ├───────┼─────────────────────┼────────────────┼────────────────────┼───────────┤ │ 1.3.3 │Проведение совместных│Национальный │Банк России │2009 г. │ │ │консультаций │банк │ │ │ │ │Национального банка │ │ │ │ │ │Республики Беларусь и│ │ │ │ │ │Центрального банка │ │ │ │ │ │Российской Федерации │ │ │ │ │ │с представителями │ │ │ │ │ │платежной системы │ │ │ │ │ │"БелКарт" и ведущих │ │ │ │ │ │российских карточных │ │ │ │ │ │платежных систем по │ │ │ │ │ │вопросу создания │ │ │ │ │ │условий взаимного │ │ │ │ │ │приема пластиковых │ │ │ │ │ │карт данных платежных│ │ │ │ │ │систем на территории │ │ │ │ │ │Республики Беларусь и│ │ │ │ │ │Российской Федерации │ │ │ │ ├───────┼─────────────────────┼────────────────┼────────────────────┼───────────┤ │ 1.3.4 │Проведение │Национальный │Минфин, │Ежегодно │ │ │согласованных │банк, │Минэкономразвития, │ │ │ │действий в области │Минэкономики, │Банк России │ │ │ │регулирования │Минфин │ │ │ │ │инфляции │ │ │ │ ├───────┼─────────────────────┼────────────────┼─────────────γ
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |