Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Агрессивность и агрессивное поведение



2019-12-29 141 Обсуждений (0)
Агрессивность и агрессивное поведение 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы агрессивного поведения в дошкольном возрасте. 5

1.1.  Психологические особенности дошкольного возраста. 5

1.2.  Агрессивность и агрессивное поведение. 11

1.3.  Агрессивное поведение дошкольника и его причины.. 26

1.4.  Методы диагностики и коррекции агрессивного поведения дошкольников 30

Глава 2. Диагностика и коррекция агрессивности детей дошкольного возраста 36

2.1. Диагностика агрессии. 36

2.2. Коррекция агрессии. 50

2.3. Результаты коррекционной работы.. 59

Заключение. 63

Список литературы.. 66

Приложения. 68

 

 


Введение

Актуальность исследования. Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. На­растающая волна детской преступно­сти и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, вы­двигают на первый план задачу изуче­ния психологических условий, вызываю­щих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности явля­ется в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего станов­ления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Те или иные формы агрессии ха­рактерны для большинства детей. Од­нако известно, что у определенной ка­тегории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняет­ся, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ре­бенка, сужаются возможности полно­ценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности су­щественно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тема­тике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, ос­таются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные под­ходы к определению сущности агрес­сивного поведения, его психологичес­ких механизмов. При всем многообра­зии трактовок этого явления, агрессив­ность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Цель исследования – изучение агрессивного поведения детей дошкольного возраста и разработка направлений его коррекции.

Объект исследования – агрессивность дошкольников.

Предмет исследования – методы диагностики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. Организация и проведение диагностического эксперимента;

3. Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста;

4. Оценка и анализ эмпирического исследования;

Гипотеза: Своевременная диагностика агрессивного поведения детей и опора на её результаты в коррекционной работе, а так же систематичность коррекционного воздействия способствует снижению уровня агрессивности детей дошкольного возраста.

База исследования: ДОУ №1429 г.Москвы.

Методы исследования:

Теоретические:

- анализ литературы.

Эмпирические:

- педагогическое наблюдение;

- анкетирование;

- тестирование:

- методы математической статистики.

 

 


Глава 1. Теоретические основы проблемы агрессивного поведения в дошкольном возрасте

 

Психологические особенности дошкольного возраста

 

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.

С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

Вырезано

В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.

У детей, начиная примерно с трехлетнего возраста, отчетливо проявляется стремление к самостоятельности. Будучи не в состоянии реализовать его в условиях сложной, недоступной жизни взрослых, дети обычно довольствуются тем, что отстаивают свою самостоятельность в игре. По гипотезе, которая была предложена Д.Б.Элькониным [30], детская игра возникает именно благодаря существованию у ребенка такой потребности. В отдаленные от нас времена истории, а также у детей из современного общества, воспитывавшихся в условиях, когда сама жизнь побуждала их с раннего детства быть самостоятельными, детские игры возникали гораздо реже, чем в условиях новейшей европейской цивилизации. К появлению и дальнейшему развитию игр привело выделение детства как особого подготовительного периода жизни. Современные игрушки – это заместители тех предметов, с которыми ребенок должен будет встретиться в реальной жизни по мере своего взросления.

К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении.

Особую роль в планировании и прогнозировании результатов личностного развития ребенка играет представление о том, как дети разного возраста воспринимают и оценивают своих родителей. Те из родителей, кто является хорошим объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положительное отношение ребенка, способны оказывать на его психологию и поведение наиболее сильное влияние. В некоторых исследованиях (Запорожец А.В. [7], Непомнящая Н.И. [15], Подластый И.П. [8] и др.) установлено, что самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от трех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Этот период времени охватывает годы от трех до восьми лет. Что касается мальчиков, то они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от пяти до семи лет, т.е. на три года меньше.

 

Агрессивность и агрессивное поведение

 

Западные психологи под термином «агрессия» понимают поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Это определение включает частные положения: 1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией избежания подобного с собой обращения.

Вырезано

Еще одно общее теоретическое направление в изучении агрессии включает в себя многие процессы, о которых уже говорилось выше. Это теория социального научения, предложенная Бандурой. Агрессия рассматривается им как и любое другое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается так же, как и многие другие формы социального поведения. В соответствии с теорией Бандуры, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания на: 1) способы усвоения агрессивной модели поведения;  2) факторы, провоцирующие ее появление; 3) условия, способствующие закреплению данной модели поведения [22].

Теория социального научения рассматривает как агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения». Бандура учитывает роль биологического фактора в приобретении агрессии. Любая активность зависит от нейрофизиологических механизмов. Однако в случае человеческого поведения его детерминантами скорее являются социальные факторы.

Одним из важных способов усвоения человеком агрессивных реакций является прямое поощрение такого поведения. Получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность повторения в дальнейшем подобных действий. Характерная особенность человека в том, что разнообразие видов подкрепления огромно. Это могут быть улучшение материального положения, социальное одобрение и более высокий статус, более приемлемое отношение со стороны других людей.

Бандура высказывает предположение, что самую большую роль в усвоении агрессивных реакций служит непосредственное наблюдение. В этом случае индивид получает возможность проследить то, как оно выстраивается, какие бывают последствия. А затем усвоенная модель может стать «руководством к действию». Не случайно, что правонарушители с агрессивным поведением выходят из семей, где подобное поведение является «нормой»: отец бьет мать, мать бьет ребенка, дети дерутся между собой при безразличном к этому отношении родителей. Источником научения могут оказаться герои кинофильмов, телепередач или прессы, особенно если подобное поведение встречает одобрение или, по крайней мере, безразличие [22].

После усвоения агрессивных моделей поведения, выступают факторы отвечающие за их регуляцию – сохранение, усиление и контроль. Регуляторами могут быть внешние поощрения и наказания (материальные, общественная похвала или порицание, ослабление или усиление негативного отношения со стороны других людей), викарное подкрепление (наблюдение за тем как поощряют или наказывают других) и, наконец, механизмы саморегуляции.

Рассмотрев теории агрессии, стоит остановиться на вопросе мотивации агрессии. Следует сразу развести агрессивное поведение как комплексного психологического феномена и склонность к нему (агрессивностью как интегральным свойством личности). Кроме того, для понимания мотива агрессии, следует отсечь другие характеристики личности (например, конфликтность).

С точки зрения Ильина Е.П. мотив агрессивного поведения может быть описан следующим образом. Все начинается с возникновения конфликтной (при общении) или фрустрирующей (при деятельности) ситуации, играющей роль внешнего стимула. Для возникновения конфликта необходимо, чтобы столкновение мнений, интересов, целей, желаний между общающимися было 1) осознано субъектами как таковое, 2) необходимо, чтобы субъекты общения не захотели пойти на компромисс, 3) чтобы между ними возникли взаимные неприязненные отношения – враждебность (или, хотя бы у одного из участников спора) [1; 2; 5].

Вырезано

Мы рассмотрели общие принципы и направления коррекции агрессивных проявлений в поведении детей и подростков выделенные          Р.В. Овчаровой.

Представляется целесообразным строить психологическую коррекционную работу при различных формах агрессивного поведения с учетом уровней агрессии.

 




2019-12-29 141 Обсуждений (0)
Агрессивность и агрессивное поведение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Агрессивность и агрессивное поведение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (141)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)