Глава 2. Диагностика и коррекция агрессивности детей дошкольного возраста
12
Диагностика агрессии
Цель опытно-экспериментальной работы – изучение агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Задачи опытно-экспериментальной работы: 1. Организация и проведение диагностического эксперимента; 2. Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста; 3. Оценка и анализ эмпирического исследования; Гипотеза: Своевременная диагностика агрессивного поведения детей и опора на её результаты в коррекционной работе, а так же систематичность коррекционного воздействия способствует снижению уровня агрессивности детей дошкольного возраста. Эмпирическое исследование проходило в четыре этапа. Предварительная работа по отбору и совершенствованию диагностических средств позволила составить схему диагностики агрессивности у дошкольников, которая включает в себя работу с воспитателями, детьми и их родителями. На втором этапе по результатам беседы с воспитателями была выделена подгруппа агрессивных детей, а также намечены ориентиры для создания коррекционной программы. В ходе исследования были выделены степень проявления агрессивности в поведении детей с помощью специальной анкеты для воспитателей и проективного теста для детей. На третьем этапе, основываясь на проведенном анализе основных новообразований дошкольного возраста, теоретическом и эмпирическом изучение проблемы детской агрессивности мы разработали и реализовали систему мероприятий по коррекции и профилактики агрессивности у дошкольников. На четвертом этапе мы провели анализ опытно-экспериментальной работы и сделали выводы. Рассмотрим основные методики, использованные нами в эмпирическом исследовании. Рисуночный тест «Несуществующее животное» Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- «Всякая мысль заканчивается движением»). Вырезано Можно заключить, что в общении с детьми у которых присутствуют отклонения в поведении следует быть очень аккуратными, поскольку любое замечание в адрес ребенка, он воспринимает его как сугубо личное. Поскольку наименее употребляемым типом реакции является реакция на препятствие и ее преодоление, то ребенок предпочтет отступить, чем преодолеть. Именно это и объясняет преимущество самозащитного типа реакции. Следовательно, при проведении коррекционной и профилактической работы необходимо строить задания таким образом, чтобы она не была прямо направлена на личность ребенка и была мотивационно-ориентирована на удовлетворение его потребностей. Таким образом, согласно результатам первичной диагностики агрессивности в коррекционную группу вошли следующие дети: Валентин К., Вера П., Вова П., Зульфия А., Костя Г., Мальвина Ш., Марат А., Маша Д., Настя Ш. Выборочное среднее данной группы детей по методике Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М. - 15.4, по тесту «Несуществующее животное» - 0.67.
Коррекция агрессии
Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей мы проводили в трех направлениях: 1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. 2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. 3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д. Работа с гневом Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Один способов помочь детям легально выразить вербальную агрессию — поиграть с ними в игру «Обзывалки». Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения педагога негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно. Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу — беспрепятственно провести занятие может так называемый «Мешочек для криков» (в других случаях — «Стаканчик для криков», «Волшебная труба “Крик”» и др.). Перед началом урока каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом он «избавляется» от своего крика на время занятия. После занятия дети могут «забрать» свой крик обратно. Обычно в конце урока дети с шутками и смехом оставляют содержимое «Мешочка» учителю на В арсенале каждого педагога, безусловно, есть множество способов работы с вербальными проявлениями гнева. Мы привели лишь те, которые оказались эффективными в нашей практике. Однако далеко не всегда дети ограничиваются вербальной (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией. Воспитатель или учитель, видя, что дети «распетушились» и уже готовы вступить в «бой», может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Причем обидчики могут быть включены в одну команду или находиться в командах-соперницах. Это зависит от ситуации и от глубины конфликта. По завершении соревнований лучше всего провести групповое обсуждение, во время которого каждый ребенок сможет выразить чувства, сопутствующие ему при выполнении задания. Вырезано Диагностика и коррекция агрессивности в поведении у дошкольников в данном исследовании проводилась с учетом ее опосредованности социальной ситуацией развития. Делается вывод, что проявление агрессивности у дошкольника является следствием множества причин, наиболее значимыми из которых являются: 1) неудовлетворенность ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками; 2) низкий социальный статус ребенка в группе; 3) неуспех в совместной со сверстниками деятельности, обусловленный как трудностями операционального характера, так и изменением мотивационной стороны деятельности; 4) неудовлетворенность потребности в признании. Одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у дошкольника являются дефекты семейного воспитания. Предварительная работа по отбору и совершенствованию диагностических средств позволила составить схему диагностики агрессивности у дошкольников, которая включает в себя работу с воспитателями, детьми и их родителями. По результатам беседы с воспитателями была выделена подгруппа агрессивных детей, а также намечены ориентиры для коррекционной работы. В ходе исследования были выделены уровни проявления агрессивности в поведении детей с помощью специальной анкеты для воспитателей и теста для детей. Результаты показали, что большинство детей нуждаются в коррекции агрессивности. Проведенный анализ основных новообразований дошкольного возраста, теоретическое и эмпирическое изучение проблемы детской агрессивности позволили определить коррекционной работы с детьми, которой являлась оптимизация общения ребенка с близкими взрослыми и сверстниками в значимой для него деятельности. В исследовании обосновано проведение коррекционно-профилактической работы именно в группе дошкольного учреждения (в данном случае - детского сада) для преодоления трудностей в общении у агрессивного ребенка путем развития его коммуникативных способностей. Однако следует учитывать более глубокие возможные причины агрессивности у ребенка, уходящие своими корнями в недра семейной обстановки, являющую собой основу социальной ситуации развития дошкольника. Таким образом, коррекционная часть исследования сочетает в себе как симптоматическую (работа в группе детского сада), так и каузальную (работа с родителями) формы коррекционной работы. Основываясь на том, что базовыми видами деятельности в дошкольном возрасте являются игра, мы применили комплекс игровых методов коррекции агрессивного поведения. Работа, проведенная с родителями агрессивных детей, ставила своей целью обеспечение переноса того позитивного опыта, который был получен ребенком на занятиях, в его реальные жизненные ситуации. Результаты исследования позволили сделать следующие выводы. 1. Проведенное исследование показало открытый характер агрессивного поведения у дошкольников, возникающего как реакция психологической защиты в трудных ситуациях. 2. Проведенная коррекционная работа с агрессивными детьми позволила уменьшить частоту агрессивных проявлений в поведении, а также сформировать у многих детей умение конструктивно выходить из конфликтных ситуаций собственными силами. 3. Эффективность проведенной коррекционно-профилактической работы обусловлена направленностью психологических воздействий на социальную ситуацию развития и деятельность ребенка, комплексное использование методов коррекции, перенос сформированных положительных установок в общении со сверстниками в ходе занятий на повседневную жизнь дошкольников. Этому способствовало привлечение близкого окружения ребенка (семьи) по реализации предложенных коррекционных мероприятий. 4. В ходе исследования была подтверждена гипотеза о том, что своевременная диагностика агрессивного поведения детей и опора на её результаты в коррекционной работе, а так же систематичность коррекционного воздействия способствует снижению уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы
1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - №6. 2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М., 2001. 3. Божович Л.А. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности – М., Воронеж, Филинъ, 1995 4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 2000. 5. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – 1993. - №3. 6. Габрунер М., Соколовская В. Эмоционально-личностный тест «Сказка» // Обруч. – 2003. №2. – с. 14-19. 7. Запорожец А.В. Избранные произведения – М., Психология и педагогика, 1986 8. Подластый И.П. Педагогика – М., ВЛАДОС, 1999 9. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб., 1996. 10. Кукса В. Агрессивный ребенок. http://baby.com.ua 11. Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – СПб., 1997. 12. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. -№6. 13. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991. 14. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М., 1994. 15. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. 16. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка – М,, ИНФРА-М, 1992 17. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов ВУЗов и практических работников. – М., 2001. 18. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997. 19. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. – М., 1997. 20. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999. 21. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2. 22. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 1999. 23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. псообие: В 2 кн. - М., 2003. – Кн.1. 24. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. - №5/6. 25. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. – 2002. - №1. 26. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989. 27. Фромм Э. Детская агрессивность. – Минск, 1996. 28. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996. 29. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 30. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1997. 31. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка в дошкольном возрасте (от рождения до семи лет) – СПб., Питер, 1998 Приложения
Вырезано
12
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |