Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность внимания, его виды и свойства.



2019-12-29 302 Обсуждений (0)
Сущность внимания, его виды и свойства. 0.00 из 5.00 0 оценок




Взаимосвязь устойчивости внимания и ситуативной тревожности у студентов 2 курса .

 

 

Выполнила: студентка группы 820552, Климчук А.В.

Проверил: Ежов И.В.

 

 

Тула 2007

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...2

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования устойчивости внимания студентов в связи с уровнем ситуативной тревожности...

1.1. Сущность внимания, его виды и свойства……………………….. ……….4

1.2. Физиологические основы внимания……………………………………….14

1.3. Психологическая характеристика тревожности…………………………..18

1.4. Влияние ситуативной тревожности на устойчивость внимания...............25

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи устойчивости внимания студентов с уровнем их ситуативной тревожности

2.1 Экспериментальное исследование устойчивости внимания студентов в связи с уровнем ситуативной тревожности. .....................................................28

2.2 Обработка и интерпретация данных………………………………………29

2.3 Эксперимент с одним испытуемым………………………………………..34

Заключение……………………………………………………………………...38

Список литературы……………………………………………………………..40

Приложение 1 Экспериментальные бланки испытуемых

Приложение 2 Результаты обработки экспериментальных данных с помощью программы Statistica 6.0.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется вниманием. Без него восприятие невозможно.

    Природа и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической науке. До открытия нейронов внимания некоторые специалисты даже сомневались в существовании внимания как особой самостоятельной функции. Но проблема изучения внимания остается актуальной до сих пор, пока существуют нерешенные вопросы и невыясненные закономерности.

    Под устойчивостью внимания понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания оказывают значительное влияние многие факторы, такие как интерес, активная деятельность с объектом внимания, а также уровень ситуативной тревожности.

    Говоря о влиянии ситуативной тревожности на устойчивость внимания, стоит заметить, что единого мнения по этой проблеме у психологов не сложилось, однако многие отмечают эту взаимосвязь.

    Анализ литературы показывает, что тревожность формируется под влиянием различных факторов и условий. Так как в процессе обучения в университете тревожность оказывает большое влияние на успешность учебной деятельности и формирование личности, эта проблема становится очень актуальной.

    Целью нашей работы является изучение устойчивости внимания как психического процесса и его взаимосвязи с уровнем ситуативной тревожности.

Исходя из поставленной цели, нами были поставлены следующие задачи:

1. ознакомиться с опытом изучения внимания и обобщить результаты изучения специальной литературы в виде краткого аналитического обзора;

2. определить понятийный аппарат рассматриваемого феномена;

3. провести исследовательскую часть работы по выявлению связи между уровнем ситуативной тревожности и устойчивостью внимания у студентов 2 курса;

4. получить и представить результаты практической части;

Проблема: влияет ли состояние ситуативной тревожности на снижение уровня устойчивости внимания?

Объект  - устойчивость внимания у студентов 2 курса.

Предмет – взаимосвязь устойчивости внимания с уровнем ситуативной тревожности у студентов 2 курса.

Экспериментальная гипотеза работы: отклонение уровня ситуативной тревожности от нормы, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, снижает уровень устойчивости внимания у студентов 2-го курса.

При проведении исследования использовались следующие методики: корректурная проба Бурбона, методика диагностики самооценки                     Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина.

Выборка исследования составила 12 человек. Исследование проводилось на студентах 2 курса Тульского Государственного университета.

ГЛАВА 1.

Теоретические основы исследования устойчивости внимания студентов в связи с уровнем ситуативной тревожности.

Сущность внимания, его виды и свойства.

       Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно – сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

    Внимание понимается как направленность и сосредоточенность психической деятельности, обеспечивающей выделение в сознании какого-либо идеального или реального объекта, при одновременном отвлечении от других объектов. При этом под направленностью внимания понимают выделение из окружения значимых для индивида предметов, явлений или выбор определённого вида психической активности; также в понятие направленности входит сохранение избранного вида активности в течении определённого промежутка времени. Под сосредоточённостью понимается углублённость в деятельность, связанную с отвлечением от всего постороннего. Направленность связана с переходом от одного вида занятия к другому, сосредоточенность – с углубленностью в занятие[6].

    Внимание проявляется в большей или меньшей степени в любой сознательной деятельности людей, включено в процесс восприятия, проявляется также в процессах памяти, мышления, воображения. Наличие внимания в деятельности человека делает ее продуктивной, организованной, активной. Не являясь самостоятельным психическим процессом, внимание выступает как активная сторона всей психической деятельности человека.

В прошлом столетии и на современном этапе вопрос о внимании приобрел чрезвычайно многосторонний характер. Проблемам внимания посвящены работы таких психологов, таких как Л.С. Выготский и С.Л.Рубинштейн, также внимание изучали отечественные физиологи И.П.Павлов,                             А. А. Ухтомский и многие другие.

    В процессе исследований внимания сложилось несколько точек зрения на природу внимания:

 1. Внимание есть результат двигательного приспосо6ления.Эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения или идеи получают особую интенсивность и ясность сравнительно с прочими ощущениями и идеями, притом эта особая интенсивность и ясность находятся до известной степени в нашей власти, так как мы можем по желанию переносить внимание с одного предмета на другой.

    Эти черты присущи моторной теории внимания, представителями которой являлись Декарт, Феррьер, Рибо и другие. Т. Рибо считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей. Двигательный эффект внимания по мнению Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими, вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем наше внимание. Существует, также моторная теория русского психолога Ланге Н.Н.. Он полагал, что постоянные колебания внимания можно объяснить теми движениями, которые производит человек при восприятии или представлении предмета.

2. Внимание есть результат ограниченного объема сознания. С этой точки зрения рассматривали внимание главным образом Гербарт и Гамильтон. Гербарт, исходя из своих недоказанных и даже иногда маловероятных принципов, пытался математически определить силу нового представления в зависимости от давления на него старых; Гамильтон указывает только, что если одно из представлений особенно интенсивно, то прочие тем самым вытесняются из сознания.

3. Внимание есть результат эмоций. Так как интересными состояниями являются для нас эмоции или разнообразные чувствования удовольствия и неудовольствия, то внимание есть результат именно эмоций или эмоциональной окраски данного представления; чем эта окраска резче, тем представление интереснее для нас, или, иными словами, тем внимательнее мы к нему: интересность, эмоциональность и внимательность можно считать синонимами.

    Эта теория, особенно ярко развитая в английской ассоциационной психологии, верно, указывает на зависимость внимания от интересности представления.

4. Внимание есть результат апперцепции. Учение об апперцепции было развиваемо целым рядом немецких психологов: Лейбницем, Вольфом, Кантом, Вундтом. Лейбниц называет апперцепцией ясное и интенсивное сознание, сопровождающееся памятью и различением; Вольф и Кант полагают апперцепцию в акте самосознания; Вундт внес в понятие апперцепции волевой элемент.

5. Внимание есть особая активная способность духа.                                Некоторые психологи, пораженные своеобразием явлений внимания, особенно тем, что при внимании волевое усиление ведет к прямому изменению интенсивности известного представления, считают внимание за первичную и активную способность. Эту теорию можно наблюдать в двух формах: старой, представителями которой были шотландские психологи Рид и Стюарт, считающие, что разумение и воля – это разные способности, внимание же рассматривается как влияние воли на разумение; и современной, утверждающей, что внимание есть не результат, а сама сила, что оно является самостоятельным видом активности. Общей и наиболее характерной чертой этих теорий является утверждение, что волевые движения должны быть объяснимы из волевого внимания.

6. Внимание есть результат нервной задержки. Теория внимания как нервного подавления желает объяснить основной факт внимания, а именно исключительное преобладание одного представления над другими, тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего и является факт особой концентрации сознания. Сторонники этой теории Феррьер и Марилье. [3]

    Имеется еще одна теория, которая связывает внимание с понятием установки. Она была предложена Д.Н. Узнадзе. Он считает, что внимание нужно характеризовать как процесс объективации, в котором из круга наших первичных восприятий, т.е. восприятий, возникших на основе наших установок, стимулируемых условиями актуальных ситуаций поведения, выделяется какое-нибудь идентифицируясь, одно из них, становится предметом наших познавательных усилий и в результате этого наиболее ясным из актуальных содержаний нашего сознания..

    Таким образом, по мнению Узнадзе акт объективации является специфическим состоянием, свойственным человеку – состоянием, которого лишено животное и, на котором по существу строится все преимущество человека, строится возможность нашего логического мышления.

    Интересную концепцию внимания предложил П.Я. Гальперин в 1958 году. Он говорил о внимании как самостоятельной форме психической деятельности, продуктом которой является контроль над деятельностью других психических процессов.

    Также он утверждал, что все виды умственной познавательной деятельности можно разделить на две группы. Первая – процессы образования образов, фантазии, направленности логического мышления, и вторая – процессы контроля, за тем, чтобы образы и направление мышления не уходили слишком далеко от действительности. Отсюда понятно, что контроль – это отдельное психическое действие. Благодаря ему происходит совершенствование всякой деятельности.

    Л. С. Выготский имел свои взгляды на проблему внимания. В частности, он указывал, что внимание следует понимать, не иначе, как известную систему реакций установки, т. е. таких подго­товительных реакций организма, которые приводят тело в нужное положение и состояние и подготавливают его к предстоящей деятельности. С этой точки зрения реакции установки ничем реши­тельно не отличаются от всех прочих реакций. В них очень легко обнаружить и показать те же самые необходимые три момента, которые возникают при полном протекании какой-либо реакции.

    Первый из них – это наличие соответствующего раздражения, толчка или импульса, в чем бы он ни выражался, в каком-нибудь внешнем впечатлении или во внутреннем раздражителе, непроизнесенном, слове, желании, эмоции и т. п. Без такой опорной точки не возникает никогда ни одна реакция установки.

    Далее следует момент центральной переработки этого импульса, о наличии которого мы можем судить по тому, какие разнообразные формы принимают эти реакции; хотя бы вызванные одним и тем же толчком, в зависимости от разнообразия и сложности тех состояний, в которых находится центральная нервная система.

    Наконец, третий момент реакции - ее ответный эффект, кото­рый всегда реализуется при внимании в ряде движений внешних или внутренних, в ряде соматических реакций внутренних органов, или внутренней секреции. Реакция установки в этом смысле есть самая обычная реакция организма, но только на ее долю в поведении человека выпадает особая роль - подготовка нашего буду­щего поведения. Поэтому предварительную реакцию установки можно назвать предреакцией.  

    О связи внимания и установки Лев Семенович утверждал, что реакции установки необходимо характеризовать с нескольких сторон. Первое, что позволяет различать между собой реакции установки – это так называемый их объем, т.е. то количество од­новременных раздражителей, которое при данной установке может быть включено в механизм действия поведения.

Интересную идею Выготский высказал также о соотношении внимания и рассеянности. По его мнению, эти понятия не так противоположны как кажется на первый взгляд. Выготский считал, что с психологической точки зрения приходится различать две совершенно несходные, стороны в рассеянности. Рассеянность может проистекать, действительно, из слабости внимания. Однако существует другой вид рассеянности, который проистекает из непременного сужения сознания при концентрации внимания, когда целый ряд идущих на нас раздражений остаётся нейтральным и не возбуждает ответных реакций с нашей стороны. Как сказал по этому поводу сам Лев Семенович, «Быть внимательным к чему-либо непременно предполагает быть рассеянным по отношению ко всему остальному. Зависимость приобретает совершенно математический характер прямой пропорциональности, и мы можем прямо сказать: чем больше сила внимания, тем больше и сила рассеяния…»[1]. 

    На сегодняшний день в понятие «внимания» вкладывается различное содержание и поэтому ему даются разные определения. Наиболее распространена точка зрения профессора Н.Ф. Добрынина, к которой пришел ученый на протяжении многолетних наблюдений и экспериментальных работ, и именно этой точки зрения мы будем придерживаться в своей работе. Так Н.Ф. Добрынин дает следующее определение внимания: «Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте». По мнению Добрынина, за вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности, т.е. её готовность к действию. Они вызывают изменение отношения к объекту. Это изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, он становится более ясным и отчетливым. Во внимании находит выражение связь сознания с предметом: чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем отчетливее выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание.

    Добрынин также указывает, что внимание тесным образом связано с деятельностью. Лишь совершая мысленно какую-нибудь деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания. Он говорит, что внимание – это не самостоятельный процесс. Оно является стороной других каких-либо психических процессов, например, восприятия, памяти и т.п., которые не могут существовать без этой необходимой стороны.

    Традиционно принято в психологии разделять внимание на произвольное и непроизвольное.

    Отличительная особенность непроизвольного внимания заключается в том, что оно возникает в силу особых свойств самого объекта для индивидуума. Отсюда определение: непроuзвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя. Немов называетпроизвольное вниманиеактивным или волевым. Этим он указывает, что, во-первых, инициатива в формировании произвольного внимания принадлежит субъекту, а во-вторых, что способ его формирования – за счет усилий воли человека. Он определяет произвольное вниманиекак сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, независимое от свойств самого объекта: его привлекательности, внешних и внутренних свойств, интереса к нему наблюдателя. Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. По его мнению, в зависимости от характера условий и от системы деятельности, в которую включены акты произвольного внимания, можно выделить следующие его разновидности:

1. Процессы намеренного обращения внимания могут протекать легко и без помех. Такое внимание он называет собственно произвольным.

Необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между разными мотивами. Борьба с самим собой – суть любых процессов волевого внимания.

2. Волевой характер выжидательного вниманияособенно проявляется в ситуациях решения так называемых задач на бдительность.

3. Особенно важный вариант развития произвольного внимания заключается в трансформации волевого внимания в спонтанное. Функция непроизвольного внимания состоит в создании спонтанного внимания. Спонтанное внимание обладает качествами как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным вниманием его роднит активность целенаправленность, подчиненность намерению внимать выбранному объекту или виду деятельности. Общим моментом с непроизвольным вниманием является отсутствие усилия, эмоционального сопровождения. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание устойчивой избирательной активности.

Послепроизвольное внимание это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий высокого интереса к деятельности.

    Выделяют следующие свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключаемость и объём. Так как в нашей работе мы касаемся только устойчивости внимания, то мы дадим лишь краткое определение других свойств, а затем остановимся на интересующем нас свойстве.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в относительно короткий отрезок времени. Ряд исследователей в понимании объёма внимания предлагают исходить из объёма информации, на котором может сосредоточиться сознание субъекта с тем, чтобы оперировать этой информацией. Современные исследования позволили сделать вывод, что объём внимания определяется шестью элементами. При дальнейшем увеличении числа элементов происходит их структурирование.

Распределение внимания- это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно. То есть это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Распределенное внимание является необходимым условием для успешного выполнения многих видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций.

Переключение внимания это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации и сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Переключение бывает полным (завершенным) и неполным (незавершенным) – в том случае, когда человек перешел к другой деятельности, а от первой еще полностью не отвлечен. Легкость и успешность переключения внимания зависят: от отношения между предшествующей и последующей деятельностью; от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности; от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее, тем легче переключиться, и наоборот); от индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы, индивидуального опыта и др.); от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.

Избирательность внимания – проявляется в различных формах. Первоначально выбор объектов внимания связан с анализом огромного потока информации, непрерывно поступающего из внешнего мира. Эта ориентировочно-исследовательская деятельность протекает в значительной мере на уровне подсознания. Избирательность внимания проявляется в бдительности, настороженности, в тревожном ожидании (непроизвольная избирательность). Осознанное выделение каких-то объектов происходит в целенаправленной познавательной деятельности. В одних случаях избирательность внимания может носить характер поиска, выбора, контроля, связанных с определенной программой (произвольная избирательность ). В других случаях (например, чтение книги, прослушивание музыки и т.д.) четкая программа необязательна.

Концентрация внимания - это степень сосредоточения. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность - необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым. Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсивностью, что необходимо для выполнения важных видов деятельности. Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными внешними признаками: в соответствующей позе, мимике, выразительном живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений. В то же время внешние признаки не всегда соответствуют действительному состоянию внимания. Так, например, тишина в классе, в аудитории может свидетельствовать как об увлечении предметом, так и о полном равнодушии к происходящему.

Устойчивость внимания– это способность субъекта не отклоняться от направленности психической активности и сохранять сосредоточенность на объекте внимания. Внимание подвержено произвольным периодическим колебаниям. Периоды таких колебаний составляют обычно две-три секунды и доходят до 12 секунд. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания оказывают влияние следующие факторы: усложнение объекта (сложные объекты вызывают сложную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения); активность личности; эмоциональное состояние (под влиянием сильных раздражителей может возникнуть отвлечение внимания на посторонние объекты); отношение к деятельности; темп деятельности (для устойчивости внимания важно обеспечить оптимальный темп работы: при слишком низком или слишком высоком темпе нервные процессы иррадиируют захватывают ненужные участки коры головного мозга. Как утверждал К.Д.Ушинский, устойчивость тесно связана с динамическими характеристиками внимания, например с его колебаниями. Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительного периода работы, который подразделяется на следующие стадии сосредоточения: первоначальное вхождение в работу; достижение сосредоточения внимания, затем его микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий; снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости.

 

1.2 Физиологические основы внимания  Внимание представляет собой сложное психическое явление. Столь сложное явление может быть объяснено только на основе широко действующих физиологических закономерностей. Для понимания физиологических основ внимания большое значение имеют работы русских физиологов И. П. Павлова и А. А. Ухтомского.       И. П. Павлов указывал, что раздражители, сигналы, поступающие в мозг, вызывают ориентировочно-исследовательскую реакцию, рефлекс «что такое?».       Организм готов к тому, чтобы отреагировать на новые обстоятельства той или иной формой поведения. Говоря простым языком, животное или человек становятся внимательными к тому, от кого можно ожидать      каких-то неожиданных действий.       При поступлении сигнала о потенциальной опасности возникает необходимость оценить её степень. Для этого нужно прекратить все текущие дела и обратить внимание на источник беспокойства.  Затем происходит оценка важности наступившего события, в результате станет ясно, стоило ли прерывать текущую деятельность. Далее, в зависимости от оценки, произойдет либо поступление сигнала о возможности вернуться к прерванной деятельности, либо включатся механизмы, ответственные за спасение организма.       Уже в выдвинутом И. П. Павловым представлении об ориентировочных рефлексах содержалось предположение о рефлекторной природе непроизвольного внимания. По современным данным, ориентировочные реакции очень сложны. Они связаны с активностью значительной части организма. В ориентировочный комплекс входят как внешние движения (поворот головы, глаз), так и изменения чувствительности определенных анализаторов, изменяется характер обмена веществ; изменяется дыхание, сердечно- сосудистые и кожно-гальванические реакции, т.е. происходят вегетативные изменения и изменение электрической активности мозга.       Говоря о физиологических механизмах активного внимания, следует заметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью.       Выявление уровней бодрствования возможно как по внешним признакам, так и с помощью прибора электроэнцефалографа (ЭЭГ), определяющего по слабым токам мозга его электроактивность. Обычно выделяют 5 стадий бодрствования:· глубокий сон, · дремотное состояние, · спокойное бодрствование, · активное (настороженное) бодрствование, · чрезмерное бодрствование.       Эффективное внимание возможно лишь на стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишь отдельные функции. Например, в дремотном состоянии возможна реакция лишь на 1-2 наиболее важных раздражителей, в то время как на остальные реакции полностью отсутствует. Активизация мозга осуществляется его неспецифической системой, включая ретикулярную формацию, диффузную таламическую систему, гипоталамические структуры,  гиппокамп и т.д.        Так, раздражение восходящей ретикулярной формации вызывает появление быстрых электроколебаний в коре головного мозга (явление десинхронизации), повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности, что очень сходно с общим состоянием внимания организма.       Среди пусковых механизмов ретикулярной формации следует, прежде всего, отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. Этот рефлекс И. П. Павлов очень метко назвал рефлексом «что такое?».       Однако всего вышесказанного явно недостаточно для объяснения избирательного характера внимания и, следовательно, необходимо более глубоко ознакомиться со сложными процессами, происходящими в организме человека.       Обычно выделяют две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражений из среды: периферические и центральные. К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств.      По мнению Д. Е. Бродбента, внимание – это фильтр, отбирающий информацию именно на входах, т.е. на периферии. Он установил, что если человеку подавали информацию одновременно в оба уха, но, согласно инструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся при этом в правое ухо другая информация полностью игнорировалась. В  дальнейшем было показано, что периферические механизмы отбирают  информацию по физическим характеристикам. У. Нейсер назвал эти механизмы предвниманием, связывая их с относительно грубой обработкой информации (выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле).      Концентрация психической деятельности в определенном направлении и одновременное отвлечение от всего остального достигается благодаря закону взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, с которыми вы знакомились в курсе анатомии и физиологии. Возникший под воздействием внешнего сигнала очаг возбуждения в коре больших полушарий вызывает торможение в других участках коры. Так обеспечиваются оптимальные,   т. е. наилучшие, условия для восприятия или обдумывания того, на что направлено внимание.        С представлениями И. П. Павлова о физиологических механизмах внимания хорошо сочетается принцип доминанты, выдвинутый замечательным русским физиологом А.А.Ухтомским.                                 В нервной системе под влиянием внешних или внутренних причин возникает очаг возбуждения, который на определенное время подчиняет себе остальные участки, доминирует, господствует над ними. Внешним выражением доминанты является стационарно поддерживаемая работа или рабочая поза организма. При этом доминанта является не топографическим единым пунктом возбуждения в центральной нервной системе, а определенной констелляцией центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе. Она поэтому проявляется в целом комплексе симптомов во всем организме – в мышцах, в секреторной работе, в сосудистой деятельности. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения.       Итак, учение Павлова и учение Ухтомского дают опорные точки для выяснения физиологического субстрата внимания. Внимание обусловлено активностью целого ряда иерархически связанных между собой мозговых структур. Весьма сложная структура физиологических механизмов внимания и противоречивые взгляды на его природу заставили многих великих ученых заняться разработкой целого ряда теорий внимания. Природой внимания занимались такие ученые, как Н. Н. Ланге,                        П. Л. Гальперин, а также широкую известность приобрела теория Т. Рибо, который считал, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими.   Следует отметить, что, несмотря на значительное количество имеющихся теорий, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания. Эта проблема по-прежнему остаётся актуальной.


2019-12-29 302 Обсуждений (0)
Сущность внимания, его виды и свойства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность внимания, его виды и свойства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)