Обработка и интерпретация данных.
Первичная обработка данных в корректурной пробе Бурбона проводилась по формуле: S = N - c / t, где S – устойчивость внимания; N – количество знаков просмотренных за время испытания; c – количество ошибок, допущенное во время работы; t – время (5). Проведение испытания и обработка полученных данных по методике диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина проводилось по стандартной процедуре согласно инструкции по обработке результатов, приведённой в самой методике. В результате были получены следующие данные (см. Табл.1): Табл. 1.
Условные обозначения в таблице 1: ЭГ1 – экспериментальная группа 1: группа испытуемых с пониженной ситуативной тревожностью; КГ – контрольная группа: группа испытуемых с нормальной тревожностью; ЭГ2 – экспериментальная группа 2: группа испытуемых с повышенной ситуативной тревожностью; НП – независимая переменная: уровень ситуативной тревожности; ЗП – зависимая переменная: уровень устойчивости внимания. Для наглядности мы решили представить график соотношения уровня устойчивости внимания в разных экспериментальных группах.
График 1 На графике видно, что по уровню устойчивости внимания экспериментальные группы 1 и 2 не имеют больших различий, но при этом показатели устойчивости внимания у контрольной группы лежат выше, чем аналогичные показатели у экспериментальных групп. Для того, чтобы узнать, является ли разница между группами статистически существенной, нам было необходимо подвергнуть полученные данные соответствующей обработке. Для обработки полученных данных, интерпретации полученных результатов и выявления связи между зависимой и независимой переменной нами была применена батарея методов математической обработки данных, в том числе и компьютерная программа Statistica 6.0. Н-критерий Крускала-Уолиса. Одним из методов математической обработки, применяемых нами для обнаружения статистической связи между исследуемыми переменными был Н-критерий Крускала-Уоллиса. Данный критерий позволяет оценить различия между 3 и более выборками по уровню какого-либо признака. Статистическая гипотеза для данного критерия была следующей: существует статистически значимая разница по уровню устойчивости внимания у групп с различными показателями ситуативной тревожности.
Результаты обработки представлены нами в Таблице 2: Табл. 2
Формула вычисления критерия: Н= [12/N*(N+1)*ΣT2i/n]-3*(N+1), где Н – вычисляемый критерий; Т – сумма рангов; N – общее количество испытуемых; n – количество испытуемых в каждой группе. В результате мы получили значение критерия Н= 0,0769, что соответствует статистически значимому различию результатов, при уровне достоверности р=0,01. Таким образом, согласно этому критерию, имеет место быть разница между экспериментальными и контрольной группами. Следовательно, наша статистическая гипотеза для данного метода подтвердилась. Кластерный анализ. Данный метод позволяет разделить испытуемых на группы, сходные или близкие по исследуемым признакам. Особенность этого метода в том, что он позволяет выделить устойчивые свойства личности и личностные структуры, а также выделить тип личности – создать типологию. Кластерный анализ проводился нами с помощью программы Statistica 6.0. Гипотеза для кластерного анализа: существует тип личности, у которых уровень ситуативной тревожности оказывает влияние на устойчивость внимания, и противоположный тип. Результат кластерного анализа представлен в Приложении 2. В нём мы видим, что наиболее близки между собой испытуемые под номерами 1 и 3, 2 и 4, 6 и 8, 11 и 12. Наибольшие различия наблюдаются между испытуемым под номерами 9 и испытуемыми под номерами 7 и 8. Интерпретируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что наибольшая близость в значениях исследуемых признаков наблюдается у испытуемых находящихся в одной группе. Таким образом, мы можем сделать вывод, о том, что наша гипотеза для кластерного анализа также подтвердилась. Факторный анализ. С помощью программы Statistica 6.0. мы провели также факторный анализ. Результат приведён в таблице 3, а также в Приложении 2. Табл. 3
Из таблицы 3 мы видим, что существует фактор, который одинаково положительно коррелирует как с ситуативной тревожностью, так и с устойчивостью внимания. Так как дополнительные исследования нами не проводились, мы не можем с уверенностью сказать, что это за фактор, однако мы можем предположить, что этот фактор представляет собой эффект соревновательности. Мы предполагаем, что человек, находясь в группе, стремится показать лучший результат, даже если такое стремление не осознаётся самим испытуемым. Именно это стремление, во-первых, стимулирует устойчивость внимания, так как в ходе эксперимента именно оно требовалось в максимальном значении, а во-вторых, повышает у испытуемого ситуативную тревожность, из-за осознания возможности того, что другие участники эксперимента могут показать лучшие результаты, чем он. Возможно, дальнейшие исследования помогут подтвердить или опровергнуть наше предположение.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |