Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Малое и среднее предпринимательства в Республике Беларусь



2019-12-29 231 Обсуждений (0)
Малое и среднее предпринимательства в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




3.1. Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства в Р.Б.

Предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28.05.1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» в Республике Беларусь гарантируется:

● право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущество;

● защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством Республики Беларусь и договорами;

● научно-техническая, правовая поддержка предпринимательской деятельности;

● страхование предпринимательского риска;

● запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта (договора), кроме случаев, предусмотренных в контракте (договоре).

Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создает информационные, консультационные, исследовательские и другие центры, а также инновационные и страховые фонды.

Законом Республики Беларусь от 16.10.1996г. № 685- XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» определены основные направления, по которым должна осуществляться поддержка малого предпринимательства, а именно:

● формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;

● создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;

● введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;

●поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;

●организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;

●реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;

● организация многопрофильных исследований предпринимательских структур.

Центральные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии со своей компетенцией в целях осуществления государственной поддержки малого предпринимательства:

●разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства, проводят анализ состояния финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства и эффективности применения мер по их государственной поддержке, готовят прогнозы развития и предложения по приоритетный направлениям и формам государственной поддержки малого предпринимательства;

●организуют разработку и реализацию отраслевых и региональных программ поддержки малого предпринимательства, предусмотрев в них меры по содействию занятости населения, проведению миграционной политики, решению экологических задач;

●обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации важнейших народнохозяйственных проектов и программ, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных нужд;

●создают отраслевые и региональные системы государственной поддержки малого предпринимательства, включающие соответствующие структурные подразделения центральных органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов;

●готовят предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства налоговых и иных льгот, а также об использовании средств республиканского и местных бюджетов и специализированных внебюджетных фондов для их поддержки.

Указом Президента Республики Беларусь от 19.07.2007г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» определено, что в целях развития предпринимательской деятельности, насыщения потребительского рынка отечественной продукцией, а также создания новых рабочих мест необходимо:

●разрабатывать и утверждать годовые программы государственной поддержки малого предпринимательства, учитывая при их подготовке решение вопросов содействия занятости населения, миграционной политики, экологических задач;

●предусматривать в проекте республиканского бюджета отдельной строкой расходы на финансирование программ государственной поддержки малого предпринимательства;

●предусмотреть в проекте Налогового кодекса Республики Беларусь систему льготного налогообложения субъектов малого предпринимательства;

●образовывать в установленном порядке фонды неэффективно используемых производственных зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной собственности, для сдачи этих объектов в аренду субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе или через аукционы;

●создание Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей;

● создание программ поддержки малого предпринимательства;

и др.

Программы поддержки малого предпринимательства включают в себя:

● меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на республиканском и местном уровнях;

● перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

●меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;

● меры, направляемые на решение вопросов занятости населения путем вовлечения в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе безработных, вынужденных переселенцев, инвалидов, пенсионеров, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, женщин и молодежи;

● предложения по установлению налоговых и иных льгот и выделению средств из соответствующих бюджетов на цели поддержки малого предпринимательства;

●меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;

●меры по обеспечению передачи на льготных условиях субъектам малого предпринимательства объектов незавершенного строительства, неэффективно используемых производственных зданий, сооружений и пустующих объектов, а также нерентабельных и убыточных предприятий, находящихся в государственной собственности;

●меры по обеспечению субъектов малого предпринимательства возможностью для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств;

●меры по формированию многопрофильных исследовательских программ по развитию предпринимательских структур.

Финансовое обеспечение программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также средств Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства.

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства выполняет следующие задачи:

●предоставление финансовой помощи при осуществлении программ демонополизации, разукрупнении монопольных экономических структур и отдельных предприятий, перепрофилировании производства с целью развития конкуренции и насыщения товарных рынков с соблюдением требований действующего законодательства;

●финансирование мероприятий по информационному обслуживанию субъектов малого предпринимательства, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в области развития конкуренции, предпринимательства и защиты прав потребителей;

●финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью фондов;

●проведение мероприятий, направленных на привлечение средств отечественных и иностранных инвесторов и их эффективное использование, в том числе организация конкурсов, выставок, аукционов, лотерей, совершение операций с ценными бумагами в порядке, установленном действующим законодательством;

●организация сбора, обработки нормативно-правовой, патентно-лицензионной и иной информации, представляющей интерес для субъектов малого предпринимательства, изучение конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка, предоставление консультационной и организационно-методической помощи при разработке программ и проектов;

●осуществление в установленном порядке внешнеэкономической деятельности, участие в международных программах и проектах;

●компенсация организациям, учреждениям и предприятиям льгот, предоставляемых ими субъектам малого предпринимательства.

Основными задачами центров поддержки предпринимательства являются оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, в подготовке и обеспечении указанных объектов квалифицированными кадрами, а также иное содействие в осуществлении их деятельности.

Центры поддержки предпринимательства пользуются правом первоочередного получения высвобождаемых производственных и иных площадей, земельных участков, льготных кредитов Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей в течение первых двух лет функционирования, а также ассигнований из республиканского бюджета, предусмотренных в государственных программах республики для решения конкретных социально-экономических задач.

Инкубатором малого предпринимательства является организация, которая создается на основе любых форм собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой самостоятельности.

Инновационный центр представляет собой специализированный инкубатор малого предпринимательства, в котором субъектам малого предпринимательства дается возможность использовать и разрабатывать новые технологии и другие новшества, которые позволили бы им в будущем развить собственное производство.

Основной задачей инкубаторов малого предпринимательства и инновационных центров является оказание на принципах долевого участия субъектам малого предпринимательства услуг как общего характера, включающих в себя помощь в секретарском обслуживании, электронной обработке текстов, использовании телефонной и факсимильной связи, предоставлении информации, проведении консультаций экспертов, так и специализированного финансового и коммерческого характера.

Также законом Республики Беларусь от 16.10.1996г. № 685-XII «О государственной поддержке предпринимательства в Республике Беларусь» предусмотрена поддержка субъектов малого предпринимательства в обеспечении условий производства, производственно-техническая поддержка, поддержка в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержка в информационной сфере.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. N 262 "О государственной поддержке малого предпринимательства" и Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь" на основе анализа современного состояния развития малого предпринимательства разработана Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2007 год, предусматривающая реализацию основных направлений государственной политики в сфере малого предпринимательства, изложенных в Комплексе мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2006г. N 1029. Целью данной Программы является дальнейшее развитие малого предпринимательства, содействие в увеличении его доли в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, количества субъектов малого предпринимательства, а также в создании новых рабочих мест. На финансирование мероприятий Программы предусмотрено из средств республиканского бюджета 206,4 млн. рублей, на деятельность Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей – 192, из средств местных бюджетов – 1972, других источников – 1000998 млн. рублей, из которых 1 трлн. рублей – средства банков.

В результате реализации мероприятий данной Программы планировалось:

● довести в 2007 году долю малого предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, до 22,8 процента;

● увеличить количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства до 34 тыс., а общее число занятых в сфере малого предпринимательства, включая численность индивидуальных предпринимателей, до 15,3 процента от общей численности экономически активного населения.

Большое внимание уделяется информационному обеспечению предпринимателей. Организован выпуск газет и журналов, таких как "Налоговый курьер предпринимателя", "Индивидуальный предприниматель", "Экономика Беларуси" и др., регулярно организовываются и транслируются передачи по радио и на телевидении.

Освоены и новые формы и методы работы по информационному обеспечению предпринимателей. Проводятся ежемесячные информационно-консультационные дни для предпринимателей в налоговых инспекциях, исполнительных комитетах с участием государственных правоохранительных и контролирующих органов.

В целях стимулирования мотивации предпринимательского труда организован и с 1997 года ежегодно проводится конкурс на звание лучшего предпринимателя года. Ежегодно определяются победители в 16 номинациях. Участие в конкурсе дает возможность повысить имидж предприятия, наладить новые деловые контакты, в хорошем смысле слова сделать себе рекламу, укрепить репутацию, обменяться опытом.

 

3.2 Численность и структура субъектов малого бизнеса в Р.Б.

 

Динамику изменения численности субъектов малого бизнеса можно проследить по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь на начало 2008 г. в республике насчитывалось 33 094 малых предприятий, что на 270 больше, чем на начало 2007 г. и на 2 107 больше чем на начало 2006 г. Соответственно темп роста числа малых предприятий в 2007 г. в сравнении с 2006 г. составил 100,8 %, и в 2006 г. по сравнению с 2005 г. – 105,9 % (рис. 1).

По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на начало 2008 г. численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах, составила 177 949, что меньше на 5 938 чел., чем на начало 2007 г. и на 10 851 меньше чем на начало 2006 г. Снижение числа индивидуальных предпринимателей в 2007 г. по сравнению с 2006 г. составило 3,2 % , в 2006 г. по сравнению с 2005 г. – 2,6 % (см. рис.1).

Рис. 1. Динамика развития малого бизнеса в 2005–2007 гг.

 

Таким образом, по состоянию на конец 2007 г. в республике на 1 000 жителей приходилось 3,3 малых предприятия и 17,8 индивидуальных предпринимателей (в 2005 г. – 3,1 и 18,9; в 2006 г. – 3,2 и 18,4 соответственно).

Анализ данных (см. рис. 1) изменения числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей свидетельствует о тенденции снижения числа индивидуальных предпринимателей и роста малых предприятий. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что некоторые индивидуальные предприниматели в процессе ведения бизнеса смогли выйти на новый уровень развития и зарегистрировать малое предприятие, то есть перейти в категорию юридического лица (увеличение на 270 малых предприятий). С другой стороны, принятие в 2005–2006 гг. нормативных правовых актов, регулирующих сферу малого бизнеса, привело к переходу индивидуальных предпринимателей в категорию юридических лиц или прекращению деятельности.

По формам собственности наибольший удельный вес в общем количестве малых предприятий около 90 % занимают предприятия частной формы собственности (рис. 2).

 

Рис. 2. Распределение малых предприятий по формам собственности в 2007 г. (в % к общему количеству)

В зависимости от организационно-правовых форм среди малых предприятий больше всего унитарных предприятий – 42 %, обществ с ограниченной ответственностью – 33 %, меньше всего акционерных обществ – 5 % (рис. 3).

Рис. 3. Распределение малых предприятий в зависимости от их организационно-правовых форм в 2007 г.

 

 

Отраслевая структура предприятий малого бизнеса неоднородна. Малые предприятия в Беларуси заняты в основном в области торговли и общественного питания, промышленности и строительства. Отраслевая структура малых предприятий в последние годы практически не меняется (табл. 2).

 

Таблица 2.Распределение числа малых предприятий по отраслям

Отрасль

Число малых

предприятий, ед.

Удельный вес предприятий, %

2005 2006 2007 2005 2006 2007
1 2 3 4 5 6 7
Промышленность 6 877 7 450 7 793 22,2 22,7 23,6
Строительство 3 585 3 921 4 069 11,5 11,9 12,3
Сельское и лесное хозяйство 316 386 355  1,0  1,1 1,2
Транспорт 1742 1861 1833 5,6 5,7 5,5
Связь 148 155 167 0,5 0,5 0,5
Торговля и общественное питание 13 147 13 552 13 634 42,4 41,3 41,2
Материально-техническое снабжение и сбыт 185 222 424 0,6 0,7 1,3
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения 358 439 504 1,2 1,3 1,5
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 672 740 702 2,2 2,3 2,1
Наука и научное обслуживание 374 324 274 1,2 1,0 0,8
Другие отрасли 3 583 3 774 3 339 11,6 11,5 10,0
ВСЕГО 30 987 32 824 33 094 100,0 100,0 100,0

В сфере торговли и общественного питания доля малых предприятий составляет 41,2 % к общему количеству предприятий в 2007 г. (2005 г. – 42,4%, 2006 г. – 41,3 %); в сфере промышленности занято около 23,6 % малых предприятий (2005 г. – 22,2 %, 2006 г. – 22,7 %); в строительстве – 12,3 % (2005 г. – 11,5 %, 2006 г. – 11,9 %); на транспорте – 5,5 % (2005 г. – 5,6%, 2006 г. – 5,7 %).

Анализ показателей последних лет свидетельствует о постепенных изменениях в отраслевой структуре предпринимательского сектора в сторону увеличения, пусть и небольшого, количества малых предприятий, занятых в промышленности. Если в 2001 г. малых промышленных предприятий насчитывалось 5 860, то в 2007 г. – 7 793 предприятия.

Постепенно растет количество малых предприятий в таких сферах, как строительство, транспорт, связь, материально-техническое снабжение и сбыт, финансово-кредитная сфера.

Все остальные отрасли, такие как, сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, наука и научное обслуживание имеют невысокий процент в общем количестве субъектов малого предпринимательства. Например, в сельском хозяйстве в 2007 г. было занято 317 малых предприятий, что составляло 1 % их общего количества. В области здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения функционировало 702 предприятия, или 2,1 % (2006 г. – 740 предприятий, или 2,3 %).

Таким образом, торговля и общественное питание, промышленность, строительство, а также транспорт в малом бизнесе занимают более 80 %.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то согласно экспертным оценкам (официальные данные об отраслевой структуре этой категории субъектов отсутствуют) около 80 % из них осуществляют торговлю промышленными и продовольственными товарами народного потребления на рынках, остальные 20 % заняты в сфере мелкого производства и оказания бытовых услуг населению.

Для сравнения отметим, в Германии, Франции, Польши малые предприятия:

– занимают доминирующее положение в деревообработке (производство мебели) и трикотажной отрасли;

– лидируют в легкой промышленности (швейная, обувная) и биотехнологии;

– создают серьезную конкуренцию крупным предприятия в электронной промышленности, отрасли строительных материалов и т.д.

 

3.3Проблемы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь Анализ состояния малого бизнеса в Беларуси выявил следующие тенденции: сокращение основных параметров развития, ориентированность на торгово-посредническую деятельность, неравномерность развития по отраслям и регионам, сокращение количества реально работающих юридических лиц и устойчивый рост индивидуальных предпринимателей.Малый бизнес не стал альтернативным сектором экономики, способным должным образом решать задачи экономического роста государства, повышения уровня занятости и благосостояния населения. На 1 тысячу жителей Беларуси приходится только 2,7 организаций, имеющих статус субъекта малого предпринимательства, в то время как в России этот показатель равен 6, в странах Евросоюза - 30, в США- 74.Таким образом, сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости изменения подходов к проводимой государством политике в отношении малого бизнеса, совершенствования механизма его государственной поддержки. В перечне основных направлений совершенствования государственной политики в отношении малого бизнеса необходимо предусмотреть ревизию законодательных актов с целью выработки предложений о сокращении функций органов государственного управления по осуществлению контроля за субъектами малого бизнеса. При этом одним из главных направлений государственной политики должно стать постепенное уменьшение любых форм государственного вмешательства в сферу малого бизнеса.Принятая в 2006 г. программа поддержки малого предпринимательства предполагала принятие мер по отмене актов законодательства, препятствующих развитию малого бизнеса (в сферах лицензирования, сертификации, государственной регистрации, аренды помещений и землеотвода). В то же время планировалось установить упрощенную процедуру регистрации и ликвидации субъектов малого предпринимательства, ввести ограничения на приостановление их деятельности контролирующими органами, сократить виды нарушений, влекущих применение финансовых санкций, и уменьшить размер этих санкций. Значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития малого предпринимательства в нашей республике лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства.Как известно, финансовая поддержка со стороны кредитно-банковской системы и органов власти играет крайне незначительную роль как при создании малых предприятий, так и на этапе их развития.Так исключительно вклады учредителей явились источником стартового капитала 86% малых предприятий; менее 2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов власти или программ развития предпринимательства.По мнению руководителей малых предприятий, получение банковского кредита, прежде всего, затрудняют очень высокие проценты, нереальные требования по поводу залога и гарантий возврата кредита, ограниченность сроков кредитования, длительность процедуры принятия решений, трудности, связанные с оформлением соответствующих документов, необходимость личных связей в банке. Затрудненный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие государственной системы гарантирования кредитов для малых предприятий существенно снижают предпринимательскую активность населения, не дают стимула к развитию малых производств.  Наибольшим финансовым ресурсом обладают банковские структуры.Сегодня производственные отрасли малого предпринимательства и малая инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере. Связано это с тем, что для развития таких предприятий необходимы долгосрочные и сравнительно недорогие кредитные ресурсы, поскольку большая часть субъектов малого предпринимательства испытывает острую потребность в обновлении оборудования, приобретении новых и современных технологий. С учетом сложившейся тенденции потребность инновационных малых предприятий в инвестиционных ресурсах сверх их собственных ресурсов составит свыше 1, 9 млрд. р. в год. Общая потребность действующих субъектов малого предпринимательства только в микрокредитах в настоящее время составляет около 2 трил. р.Однако сегодня, согласно данным проведенных исследований, доступ к внешним финансовым ресурсам ежегодно имеют лишь порядка 1-1,5 тыс. предпринимателей. Обеспечить доступ предпринимателей к кредитам - значит не только поддержать существующий сектор малого предпринимательства и вывести его из тени, но и стимулировать появление новых предприятий, обеспечить развитие существующих, в том числе их техническое перевооружение. Стоит отметить, что в соответствии с государственной поддержкой малых и средних предприятий в 2007 г. объем микрокредитов для финансирования подобных компаний планируется увеличили до 1 трил. р. (2-х кратный прирост к 2006г.). При этом объем прямой государственной поддержки малого бизнеса из республиканского бюджета в 2007 г. Составил 206,4 млн. р., а также из республиканского бюджета было выделено 192 млн. р. Белорусскому фонду финансовой поддержки предпринимательства. На уровне местных бюджетов на поддержку малого предпринимательства  выделено в 2007г. 972 млн.р. Достаточно гибким и доступным для малого предпринимательства финансовым инструментом, альтернативным банковскому кредитованию, мог бы стать лизинг – весьма эффективный способ привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, особенно в условиях нехватки капитала.Учитывая более высокую фондоотдачу малых предприятий, лизинг, как средство обновления основных фондов, именно в малом предпринимательстве может обеспечить наиболее быстрый инвестиционный доход, снизить сроки окупаемости инвестиционного проекта, повысить эффективность использованных финансовых средств.Таким образом, можно сделать вывод о том, что одной из основных проблем развития малого предпринимательства в Республике Беларусь является недостаточная финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения такой поддержки.Налоговое законодательство все еще остается противоречивым и сложным. Налоговая система, способствующая развитию предпринимательства, должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура ее применения прозрачной.Несмотря на предпринимаемые государством меры по совершенствованию налогового законодательства, налоговый пресс на предпринимательскую деятельность остается все еще тяжелым. Анализ имеющей в последние три года место практики налогообложения субъектов малого предпринимательства, в том числе с применением упрощенных систем налогообложения, выявляет многочисленные противоречия в нормативных и законодательных актах, отсутствие целостности законодательных актов, регулирующих налогообложение малого предпринимательства.Негативное влияние на развитие малого предпринимательства оказывает отсутствие дифференциации размеров штрафов в отношении крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних (удельный вес издержек от штрафных санкций для малых предприятий несоизмеримо выше, чем для крупных).Несовершенство налоговой системы усугубляется, как уже было сказано, чрезмерной бюрократизацией и излишним администрированием развития малого предпринимательства со стороны государства.Препятствия, связанные с необходимостью выполнения предпринимателями обязательных правил и процедур, предусмотренных подзаконными актами, существенно затрудняют предпринимательскую деятельность. Все нормативные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий, готовились теми или иными властными структурами, и каждый из этих нормативных актов, рассматриваемых в отдельности, содержит логичные требования, однако в совокупности они создают труднопреодолимые барьеры на пути осуществления Предпринимательской деятельности.Отсутствие или противоречивость законодательных актов, возможность их неоднозначного толкования и применения, бюрократическая запутанность процедур регистрации бизнеса, лицензирования деятельности, сертификации продукции, оформления прав собственности и т.д., а также связанные с этим значительные финансовые издержки остаются главными проблемами в деятельности малого предприятия.Однако даже решившее завершить предпринимательскую деятельность малое предприятие не в состоянии сделать это юридически корректно. Действующим законодательством установлена излишне усложненная процедура добровольной ликвидации юридических лиц. В результате имеется значительное количество неработающих фирм, которые существуют лишь формально.Инновационная деятельность является одним из решающих факторов повышения эффективности экономики и конкурентоспособности отечественных предприятий, создания условий нормального функционирования промышленности в целом, реструктуризации отраслей. При этом малые предприятия являются наиболее эффективными объектами для развития научных изысканий. Основное направление государственной инновационной политики в этой сфере состоит в том, чтобы сохранить накопленный научно-технологический потенциал и развивать необходимую инфраструктуру и экономические механизмы, стимулирующие инновационные процессы. Особенность текущей ситуации состоит в наличии значительного объема фундаментальных и технологических заделов, высококвалифицированных кадров в сочетании с недостаточной реализацией конкретных инноваций в силу отсутствия у предприятий собственных и привлечённых средств, труднодоступности заемных средств, отсутствия системы гарантирования высокорискованных научных проектов, низкого спроса на научно-техническую продукцию.Недооценка государством значения малого предпринимательства вызывает недоверие к власти со стороны предпринимательских кругов, приводит к обострению существующих проблем, к снижению динамики его развития, а возможно и к свертыванию частного сектора предпринимательства с одновременным обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности в стране.Предприниматели в целом считают заинтересованность органов власти всех уровней в развитии малого предпринимательства меньшей, чем это требуется в настоящее время.

 

3.4Государственная поддержка малого предпринимательства в 2009 году

 

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2009 г. № 65 утверждена Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2009 год (далее – Программа).

Мероприятия Программы направлены на дальнейшее формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки данного сектора экономики.

Программа предусматривает:

-совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства;

-финансовую поддержку субъектов малого предпринимательства;

-совершенствование инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства;

-развитие производственной кооперации субъектов малого предпринимательства с крупными организациями;

-развитие малого предпринимательства в малых и средних городских поселениях, сельских населенных пунктах;

-информационное обеспечение малого предпринимательства;

-международное сотрудничество и развитие внешнеэкономической деятельности в сфере малого предпринимательства;

-подготовка и переподготовка кадров для малого предпринимательства.

Реализация мероприятий Программы будет способствовать доведению доли малого предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров (работ, услуг), до 18,5 процентов; численности занятых в сфере малого предпринимательства, включая численность индивидуальных предпринимателей, до 18,5 процентов от общей численности занятых в экономике республики, позволит вывести сферу предпринимательства на качественно новый уровень развития, повысить его вклад в экономику страны.

На финансирование мероприятий Программы в I полугодии 2009 года направлено 3 337,2 млн. рублей. Из республиканского бюджета выделено 45,0 млн. рублей, местных бюджетов – 2 426,4 млн. рублей, Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей – 865,8 млн. рублей, что позволило оказать поддержку в реализации 81 инвестиционного проекта субъектов малого предпринимательства под создание 262 новых рабочих мест. По состоянию на 1 июля 2009 г. количество состоящих на учете малых предприятий составило более 72 тысяч, индивидуальных предпринимателей – около 216,5 тыс. человек. Общая сумма налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства за I полугодие 2009 года составила около 2,5 трлн. рублей.

 

Заключение

Малое и среднее предпринимательство сегодня представляет собой сложное социально-экономическое явление, которое определяет состояние общества на данный момент развития. Для Беларуси это относительно новая форма хозяйствования, к которой население относится неоднозначно. Малый бизнес есть философия рыночного, социально ориентированного общества. В этом заключается его глубинный смысл. Если нет массового развития частного предпринимательства, значит, в стране нет демократии. Потому что средний класс, составляющий большинство в так называемых цивилизованных странах, оказывает влияние на государственную власть. А это и есть демократия. Человек, имеющий своё дело, недвижимость, высокую стабильную зарплату, не позволит власти действовать себе во вред. Когда развивается малый предпринимательство, общество становится более открытым, власть становится более контролируемой. Малое и среднее предпринимательство составляют основу бизнеса в любой стране, делает общество более стабильным, формирует так называемый средний класс, не позволяющий обществу впадать в крайности.

 Субъекты малого предприниматель­ства играют исключительно важную роль в решении социально-эконом



2019-12-29 231 Обсуждений (0)
Малое и среднее предпринимательства в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Малое и среднее предпринимательства в Республике Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)