Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах



2019-12-29 232 Обсуждений (0)
Опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1 Зарубежный опыт развития малого бизнеса

 

Малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес (где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная масса их - это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики.

Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.

В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство.

Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики  следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.

Национальные особенности оказывают значительное влияние на процесс  включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.

В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.

В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.

Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.

В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 %.

Табл1. 1Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых зарубежных странах
Страны Кол-во малых и средних предпри-ятий, тыс. Кол-во малых и средних предприятий на 10 тыс.жителей Занято малых и средних предпри-ятий, млн. чел. Доля малых и средних предпри-ятий в общей числен-ности, % Доля малых и средних предпри-ятий в ВВП, %, оценочно
Великобритания 2630 460 13,6 49 50-53
Германия 2290 370 18,5 46 50-52
Италия 3920 680 16,8 73 57-60
Франция 1980 350 15,2 54 55-62
Страны ЕС 15770 450 68,0 72 63-67
США 19300 742 70,2 54 50-52
Япония 6450 496 39,5 78 52-55
Одной из первых западноевропейских стран, обратившей внимание на роль малого бизнеса, была Великобритания. Исследования, проведенные там, показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1–19 человек. Такие фирмы составляли 96% от общего числа мелких фирм Великобритании (2,4 млн.). В начале 90-х годов на долю малого бизнеса приходилось 21% общего товарооборота, в нем было занято 36% всех наемных работников. Сейчас в Великобритании каждый восьмой взрослый занят собственным бизнесом.В США функционирует более 15 млн. малых предприятий, которые производят около 40% ВВП и обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации.В Германии насчитывается около 2 млн. мелких и средних предприятий (более 99% всех предприятий страны), которые производят до 50% ВВП. В сфере мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного населения. За последнее десятилетие на малых предприятиях (с численностью менее 20 человек) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более крупных (с численностью 21–100 работающих) – лишь на 90 тыс.человек.В Японии на начало 90-х гг. малые и средние предприятия в отраслях производственной и непроизводственной сферы составляли 99,1%, а численность занятых на них – 79,2%. На долю подобных фирм приходится 78% годовой выручки в розничной торговле и 62,1% - в оптовой торговле Малые предприятия играют важную роль в механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран. Это обусловлено их тесными связями с крупным бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам. Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX в. 48 были сделаны в малых и средних фирмах. Малые предприятия впервые разработали и внедрили: персональный компьютер, копировальную технику, крекинг нефти, шариковую ручку. По данным Национального научного фонда США в расчете на 1 доллар, вложенный в научно-исследовательские работы, малые предприятия дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и в 24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия по статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия.В рыночной экономике развитых стран предпринимательство построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса, а, наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Если крупное производство ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют на небольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной номенклатурой изделий. Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий получила в современных условиях система контрактных отношений на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.Особенностью малого бизнеса в развитых странах в современных условиях является его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. Организационными формами такой интеграции являются финансируемый лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих изделий под определенные финансовые гарантии. Число мелких и средних предприятий, охваченных такой формой хозяйственных отношений, составило в США в конце 80-х годов 50 тыс. с объемом продаж 632 млрд. у.е. По оценкам оборот фирм на основе франчайзинга может возрасти к 2008 г. до 1,5 трлн. у.е.В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.Государственное содействие развитию малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:- создание стабильных государственных и негосударственных источников ассигнований на поддержку малого бизнеса;- использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;- обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;- создание сети специализированных институтов, обеспечивающихреализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти;- неправительственные объединения и организации; специализированные организации инфраструктуры; фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;- осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов;- разработка целевых программ государственной поддержки малого бизнеса на долгосрочную перспективу;- оказание консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей;- предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков;- содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.

 

2.2Государственная поддержка малого бизнеса в США

 

США является страной с одним из самых высоких уровней предпринимательской активности в мире. Для её оценки Национальная комиссия по предпринимательству США разработала специальный индекс, который составляет сумму взрослого населения страны в возрасте 18-64 лет, вовлеченных в предпринимательскую деятельность, то есть создание новых фирм по крайней мере в течении 12 месяцев к моменту оценки и доли населения уже участвующего в работе новых фирм в качестве владельцев или совладельцев. Новой считается фирма не старше 3,5 лет к моменту оценки. Это индекс полной предпринимательской активности (total entrepreneurial activity) в США равен 12,7%. Более высоким этот индекс является лишь в Бразилии (16%) и Южной Корее (13,7%). Однако этот факт обуславливается аграрным характером экономики указанных стран.

В США сама культура страны поощряет предпринимательство, так как по сути именно с него началась сама страна. Примечателен тот факт, что обанкротившемуся предпринимателю зачастую проще взять кредит у венчурных капиталистов, чем вновь открывающему дело. Поскольку общество не порицает неудачи в бизнесе, а относится к ним как к естественному и нормальному фактору в жизни предпринимателя, которое наделяет его необходимым для будущего опытом ведения игры. И его неудача трактуется как чересчур большой риск и ответственность, которую взял на себя человек.  

Анализ истории 200 крупнейших компаний США показал, что 101 из них возникло в результате частнопредпринимательской деятельности (50,5%), 69 – в результате слияния (34,5%), остальные типы дали 15%. Однако при более глубоком анализе истории фирм стало известно, что 97,5% крупных компаний США появились в результате предпринимательской деятельности.

Ни для кого не секрет, что именно малый бизнес является стержнем американской экономики. Успешно работающие малые предприятия необходимы для поддержания сильной американской экономики. Цифры говорят сами за себя:

· 99 процентов всех американских предприятий - малые;

· малые предприятия обеспечивают приблизительно 75 процентов новых рабочих мест, ежегодно добавляемых в американскую экономику;

· малые предприятия представляют 99,7 процента всех работодателей;

· на малых предприятиях занято 50,1 процента работников частного сектора;

· малые предприятия обеспечивают 40,9 процента частных продаж в стране.

Поистине, именно новаторство, гибкость и решительность владельцев малых предприятий обеспечивают им центральное положение в американской экономике. Малые предприятия расширяют базу социального участия, создают рабочие места, децентрализуют экономическую   мощь и делают людей заинтересованными в будущем. Владеть малым предприятием – дело трудное, но приносящее свои плоды. Владение малыми предприятиями стимулирует личную свободу и индивидуальные возможности. Оно укрепляет и сохраняет социальную и политическую стабильность. И оно ускоряет такие инновации, которые дают выигрыш в производительности и повышают, тем самым, благосостояние на местном и общенациональном уровнях. Но малые предприятия не могут делать этого в одиночку. Правительство США играет важнейшую роль в создании условий, в которых предприниматели могут процветать. Оно реализует меры, призванные сократить обременительные нормативы и устранить бюрократизм, чтобы создать благоприятную для малого бизнеса атмосферу. «Если правительственные меры тщательным образом не учитывают малый бизнес, они могут разрушить этот сектор в любой экономике», – считает Гектор В. Баррето Администратор Управления по делам малого бизнеса США . Сегодня в США насчитывается около 7 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек. Кроме того, действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий. Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в МБ. То есть малый бизнес в США - не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни. В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. МП и ликвидируется около 500 тыс. Однако никого это не ужасает. Дело в том, что владельцы МП очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. Думается, что в этом психологическом феномене коренятся истоки живучести всего американского бизнеса. В Соединенных Штатах провал дела не рассматривается как что-то негативное. Фактически американские законы о банкротстве построены так, чтобы у тех, кто терпит неудачу в бизнесе, были побудительные мотивы продолжать попытки организации нового бизнеса. К тому же банки и частные инвесторы в ряде случаев с большей готовностью и энтузиазмом предоставляют кредиты именно «неудачникам». Поскольку, в США, существует такая позиция, что прогоревший предприниматель виноват лишь в том, что взял непосильный груз ответственности. И в будущем этот опыт поможет предпринимателю в ведении и развитии нового бизнеса. По результатам опросов, от 80% до 90% жителей США позитивно оценивают роль МБ. И это неудивительно: ежегодно в сфере малого предпринимательства создается три из каждых четырех новых рабочих мест. Кроме того, малые предприятия помогают насытить и разнообразить потребительский рынок страны - на оплату товаров и услуг американцы ежегодно тратят около 8 трлн. долл. Американское малое предпринимательство, если так можно выразиться, всеядно: МП действуют и в торговле, и в производственной сфере, и в финансовом секторе, и в консалтинге, и в сфере инноваций, и в области социальных услуг. В штате Коннектикут, к примеру, 17% предприятий МБ заняты предоставлением профессиональных, научных и технических услуг; около 13% - в строительстве, 12% - в розничной торговле; 9% - в области здравоохранения и социальных услуг, остальные - в сфере недвижимости, финансов, транспорта, оптовой торговли, образования и др.

Значителен вклад малого предпринимательства в развитие НИОКР и освоение новой продукции: основная масса открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм. Освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов продукции начиналось именно на МП.

Малые предприятия в Соединенных Штатах являются движущей силой экономики. На них работает больше людей, чем в огромных многонациональных компаниях. Кредитная система и дополняющая ее система банкротства явно поддерживают малые предприятия и предпринимательство. И все же сам по себе объем кредитов, доступных в Соединенных Штатах, поразителен по мировым стандартам: многие рядовые американцы могут получить кредит в размере 50 000 долларов или больше в форме банковских ссуд, по кредитным картам и из других источников, даже не имея обеспечения, то есть недвижимой собственности или имущества. Новые предприниматели часто начинают свой бизнес на деньги из этих источников.

В отношении малых предприятий в США проводится мягкая и продуманная налоговая политика, поскольку администрация Белого Дома прекрасно понимает, что поддержав малое предприятие налоговыми послаблениями, льготами, прямыми инвестициями, и дав ему хорошо развернуться – государство, в конечном счете, получит гораздо больше, чем простой возврат вложенного капитала. По последним данным, в период правления нынешней администрации бизнес получил 80% налоговых сокращений от снижения налогообложения самой высокодоходной группы населения. По экспертным оценкам, 2/3 налогоплательщиков из верхней доходной группы являются представителями МБ.

На малый бизнес распространяются и специальные налоговые льготы, например, ”бонус первого года”, когда налог выплачивается не со всей, а с половины налогооблагаемой суммы.

Важнейшей задачей федерального правительства является сохранение и развитие конкурентной среды, которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более эффективных технологий.

 Проект федерального бюджета на 2006 финансовый год предусматривал выделение 22 млрд. долл. на кредитные программы МБ.

Государственные программы финансирования и кредитования частного бизнеса, охватывающие все предпринимательские структуры независимо от их размеров, начали разрабатываться в начале 30-х годов прошлого века. В 1942 году принимается Закон о малом бизнесе. Тогда же была образована Государственная корпорация по финансированию малых военных предприятий. Корпорация выступала в качестве генерального подрядчика перед федеральными ведомствами, осуществлявшими военные закупки: на конкурсной основе подбирались субподрядчики из среды МБ, проводились финансирование и координация работы по контрактам вплоть до их завершения.

В то же время начала действовать и такая государственная структура, как Бюро по малому бизнесу Министерства торговли, предоставлявшая техническое и управленческое содействие малым предприятиям.

С 1944 г. по 1953 г. осуществлялась программа, охватывавшая значительное количество начинающих предпринимателей - бывших военнослужащих. Администрация по делам ветеранов в соответствии с положениями Закона о реабилитации военнослужащих гарантировала и страховала частные банковские ссуды, выдаваемые бывшим военнослужащим для создания или расширения собственного бизнеса.

Основой современного законодательства по МБ является Закон о малом бизнесе 1953 г. Согласно этому закону Администрация по делам малого бизнеса стала правопреемницей Корпорации по финансированию реконструкции и Администрации малых оборонных предприятий, которые с этого периода прекратили свою деятельность. Кроме того, к новой Администрации перешла большая часть полномочий Бюро по малому бизнеса (SBA) Министерства торговли, а также программа кредитования малых предприятий, создаваемых бывшими военнослужащими .

Сегодня в США поддержку и развитие малого бизнеса контролируют структуры двух уровней: Федеральная (SBA) и различного рода муниципальные

Деятельность SBA базируется на двух основных подходах: ориентация на конкретного потребителя (клиента) и качественно-сфокусированное управление. При этом год 1998 в деятельности Администрации является поворотным прежде всего потому, что при формировании плана развития, определении приоритетов на будущий 1999г. руководство Администрации, проведя опрос владельцев малых компаний, а также изучив запросы своих клиентов, составило доклад Президенту США с подробным изложением результатов предыдущей работы и приемлемых перспектив деятельности SBA. Никогда прежде такой работы не проводилось. В итоге Администрация вынуждена признать необходимость коренного пересмотра системы и культуры управления, изменения организационной структуры и повышения квалификации сотрудников. Реализация и решение этих задач поможет создать более мобильный и эффективный механизм деятельности SBA. Администрация Малого Бизнеса видит смысл своей деятельности в формировании качественных, ориентированных на клиента полномасштабных программ и своевременном информировании сообщества предпринимателей обо всех новшествах.

Девиз SBA: “Главное в бизнесе – качественное обслуживание клиента”.

Одной из основных целей обновления деятельности SBA является создание агентства с более высоким уровнем эффективности, с меньшей численностью занятых и низкой себестоимостью услуг. Круг клиентов самый разнообразный: непосредственно малый предприниматель, займодатели, ищущие партнеров и пр. Агентство имеет шкалу стандартов наилучшего обслуживания, мониторинг и обновление ее возможны благодаря постоянной обратной связи с клиентами.

Деятельность SBA базируется на следующих принципах:

1. Незамедлительное, вежливое и аккуратное обслуживание клиента по телефону, письменно и визуально.

2. Продолжение поиска путей по снижению себестоимости обслуживания и созданию более дружеской среды общения при предоставлении информации малым предпринимателям.

3. Продолжение процесса руководства и поиска новых путей сотрудничества между SBA и клиентами, непосредственно между малыми предпринимателями, с иными партнерами.

4. Оказание малым предпринимателям специальной технической помощи посредством реализации различных локальных программ.

5. Продолжение поиска путей облегчения повседневной деятельности малых предприятий.

6. Продолжение обеспечения и поддержки рабочих связей между малым подрядчиком и федеральными агентствами-заказчиками.

 

Подводя итог, следует отметить, что основным принципом поддержки малого предпринимательства является принцип законности. А основными, следует считать следующие пять ключевых направлений государственной политики, основанием которых является законность, помогли создать и сохранить предпринимательскую экономику США.

1. Создание финансовых рынков для предпринимательских компаний

Самым важным направлением в развитии предпринимательской экономики в США за прошедшие сорок лет стало создание рынков капитала для компаний, находящихся в стадии предпринимательского развития. Ниже приведены некоторые из наиболее значительных шагов, предпринятых для реалиции этой задачи:

• В 1978 году Конгресс принял закон, значительно снижающий ставку налога на доходы с капитальных вложений. Установление разницы между величиной ставки на доход с капитальных вложений и обычной подоходной ставкой послужило орудием для изменения отношения потенциальных инвесторов, а также привлекло внимание талантливых, опытных руководителей к молодым предпринимательским компаниям.

•Нормы, ограничивавшие возможности пенсионных фондов инвестировать в рисковые активы, были ослаблены в конце 70-х– начале 80-х годов, освобождая дорогу значительному потоку средств пенсионных фондов в сферу рисковых вложений. К 2000 году ежегодные инвестиции в венчурные проекты возросли до более чем 100 млрд. долл., по сравнению с примерно 700 млн. в конце 70-х годов, когда ограничения еще не были сняты. Большая часть венчурного капитала в период наибольшего роста поступила от пенсионных фондов.

• NASDAQ (Национальная ассоциация игроков на электронной бирже), первая в мире электронная фондовая биржа, созданная в 1971 году, внесла существенный вклад в увеличение капитализации предпринимательских компаний. Появление NASDAQ было переломным моментом, так был создан ликвидный рынок акций развивающихся компаний. Однако, полностью потенциал NASDAQ стал реализовываться только после того, как в 1984 году она была уравнена по статусу с нью-йоркской фондовой биржей.

2. Исследования, разработки и защита интеллектуальной собственности на технологии малых предпринимательских компаний.

Научно-исследовательские проекты и опытно-конструкторские разработки, финансируемые из федерального бюджета, послужили катализатором для развития многих важнейших технологий, например, современного интернета. Ряд государственных организаций, таких как Министерство обороны, Национальные институты здоровья и Национальный научный фонд, инвестируют в фундаментальные исследования, которые предприятия не могут сделать собственными силами. Эти технологии помогли предпринимательским компаниям разработать многие из тех инноваций, на базе которых в дальнейшем возникли совершенно новые отрасли. Был также принят закон о правах на интеллектуальную собственность. Целью закона было обеспечить коммерческое применение частными компаниями результатов исследований университетов и лабораторий, финансируемых из федерального бюджета.

3. Подготовка талантливых специалистов и обеспечение возможностей для их трудоустройства в предпринимательских компаниях

 Различные правовые акты США дали предпринимательским компаниям возможность для привлечения специалистов без значительного увеличения издержек.

• В 1981 году Конгресс установил в законодательном порядке право на покупку акций компании по оговоренной цене без уплаты налога. На ранних этапах развития акции предпринимательских компаний имеют очень низкую рыночную стоимость. Сотрудник, заключивших опцион на право выкупа акций, при продаже выкупленных акций выплачивает только налог на прирост капитала.

• В 1978 году, в результате поправок к действующему закону, была упрощена процедура банкротства и реорганизации для предприятий и физических лиц.

4. Доступ на новые рынки

Правительство США проводит политику, направленную на обеспечение предпринимательским компаниям доступа к различным секторам внутреннего рынка, снятие барьеров для доступа в некоторые отрасли и на расширение внешней торговли.

Сокращение масштабов вмешательства государства в экономику и антитрестовская политика открыли новые возможности для малых предпринимательских компаний. Например, подъемом на верхнюю позицию в своей отрасли компания "Федерал Экспресс" (Federal Express) обязана сокращению масштабов вмешательства государства в грузоперевозки авиатранспортом в 1977 г.

5. Добродетельный цикл: государственная политика стимулирует предпринимателей заботиться об обществе

Многие предприниматели занимаются благотворительной деятельностью, которая поощряется федеральной налоговой политикой, направленной на создание выгодных условий для благотворительных пожертвований. Исследование, проведенное в Канаде в 2000 году, отметило, что, чем больше предпринимательских черт имеет даритель, тем с большей вероятностью он будет вести благотворительную деятельность. По закону Соединенных Штатов, дарители могут удерживать из налогооблагаемого дохода суммы, составляющие до 50% от денежных пожертвований общественным благотворительным организациям и до 30% пожертвований имуществом. На сегодняшний день, из 100 крупнейших американских фондов, примерно 68 было основано предпринимателями. В 1950 году было около 2000 фондов. К 1996 году, количество фондов в Америке возросло до 41 588, которые общими усилиями возвратили обществу 23,84 млрд. долларов.

Стимулирование активной рыночной экономики в Соединенных Штатах можно рассматривать почти как гражданский долг. Интересы малого бизнеса лоббируются на самом высоком уровне, всячески поддерживается и стимулируется его развитие и эволюцию. Поэтому население США не боится пробовать себя в бизнесе. Готовность взять на себя риск при открытии предприятия может принести большую финансовую отдачу. Если дела пойдут хорошо, предприниматель будет процветать, он повысит своё благосостояние, у него появится более высокий доход, он сможет создать рабочие места, тем самым, давая работу другим людям. В конце концов, выигрывает общество в целом, поскольку налоговые поступления в казну от субъекта возросли, и появились новые рабочие места. А в случае неудачи человек непременно получит второй шанс.

 

2.3Государственная поддержка малого бизнеса в Японии

 

В Японии малые и средние фирмы представляют собой важный элемент экономики наряду с крупными могущественными корпорациями. Функционируют около 7 млн малых и средних предприятий, на которых заняты свыше 40 млн человек (примерно 80% общей численности занятых). На малые и средние предприятия приходится около 60% объема производства промышленной продукции. Эти предприятия занимают господствующее положение в таких отраслях, как швейная, обувная, галантерейная промышленность, производство комплектующих изделий и конструкций, строительство, сфера услуг (включая обслуживание техники) и др.

Для малого бизнеса Японии характерна широко развитая субподрядная система, где малые и мельчайшие предприятия получают и выполняют заказы от крупных фирм - машиностроительных, авиастроительных, автомобилестроительных и т. Система Главбух - госзакупки консультации по любым вопросам.

Существуют четыре центра регулирования и стимулирования малых и средних предприятий:

• центральное правительство;

• местные органы власти;

• крупный бизнес;

• самостоятельные объединения малого бизнеса.

По линии центрального правительства делами малого бизнеса занимается Управление малых предприятий в составе Министерства внешней торговли и промышленности. Как центральные, так и местные органы власти стимулируют становление и развитие малого бизнеса при помощи займов, кредитных гарантий, налоговых льгот, обучения кадров и облегчения доступа к информации. Кроме того, предприятиям малого бизнеса предоставляется безвозвратная финансовая помощь только на осуществление научно-технических программ:

• повышение технического уровня производства;

• совершенствование технологии производства в пищевой промышленности;

     • разработку совместно с университетами и государственными научно-исследовательскими институтами новой наукоемкой техники и технологии.

Последняя программа финансируется местными органами власти, предыдущая — центральным правительством, а первая — и теми и другими.

Значительно шире, под льготный процент, предоставляются займы на осуществление следующих проектов:

•разработку новых видов продукции и новой технологии (финансирование по линии местных органов власти);

•разработку новых видов производств и техники (по линии центрального правительства);

• возрождение мелких предприятий для развития экономики отдельных регионов (по линии центрального правительства);

•содействие производственной и технической кооперации между предприятиями малого бизнеса (также по линии центрального правительства).

Большая роль в оказании финансовой помощи малым и средним предприятиям принадлежит Финансовой корпорации малого бизнеса Японии. Она предоставляет таким предприятиям долгосрочные займы (на срок более года) на льготных условиях на увеличение основного и оборотного капитала.

На кредитовании мелких и мельчайших компаний специализируется Национальная финансовая корпорация Японии. Обладая огромной сетью торгово-промышленных палат (свыше 500 в стране), она ежегодно выдает займов на сумму почти 500 млрд иен.

В Японии есть еще одно специализированное учреждение: банк Соко-Чукин, финансирующий деятельность кооперативов, малых и средних предприятий, а также отдельные их чипы.

Наконец, для финансирования специальных приоритетных программ в области структурной перестройки малых и средних предприятий, охраны окружающей среды, развития энергосберегающих производств Финансовая корпорация малого бизнеса и Национальная финансовая корпорация выдают кредиты на еще более льготных условиях.

Государство обеспечивает гарантирование и страхование кредитов, предоставляемых малым и средним предприятиям, через так называемую систему дополнительного общественного кредитования. С помощью этой системы обеспечивается перелив капитала от коммерческих финансовых институтов к компаниям малого и среднего бизнеса.

Важным звеном финансовой поддержки малых и средних предприятий служат займы и кредиты, предоставляемые для конкретной помощи предприятиям, попавшим в затруднительное финансовое положение вследствие объективных факторов.

Таким образом, в Японии создана и функционирует всесторонняя государственная поддержка малого предпринимательства на разных уровнях.

 

 



2019-12-29 232 Обсуждений (0)
Опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)