Особенности глагола В.Маяковского.
Самая богатая область словотворчества Маяковского – создание новых глаголов путем присоединения к обычным формам глагола различных приставок:
Пухлыми пальцами в рыжих волосиках солнце изласкало вас назойливостью овода – в ваших душах выцелован раб. («Владимир Маяковский», 1913г.)
Здесь в двух смежных строках мы видим два глагольных окказионализма, наиболее типичных для стиля Маяковского. Приставка из-, присоединенная к глаголу ласкать, вносит в его значение оттенок усиленного проявления действия, доведение его до крайнего предела. Аналогично построен второй неологизм – выцеловать. Если мы сопоставим его, с одной стороны, с более употребительной формой исцеловать, а с другой стороны, с группой глаголов, образованных префиксом вы- (выговорить, выкинуть, выписать и т.д.), то увидим, что приставка вы- вносит в значение основы те же признаки движения изнутри наружу или исчерпанности процесса, как и префикс из-. Окраска этих глаголов позволяет Маяковскому создавать множество неологизмов на префиксе из-(-ис).
Топорщились застрявшие поперек горла, Пухлые taxi и костлявые пролетки. Грудь испешеходили. Чахотки площе. (Облако в штанах, 1915)
Глагол испешеходить образован от существительного пешеход путем прибавления приставки –ис и суффикса –и. Обычно глаголы с этими морфемами образуются от прилагательных: иссушить образован от основы прилагательного сухой с помощью приставки –ис и суффикса –и. Таким образом, отличительной чертой этих двух дериватов является производящая основа, а именно часть речи, от которой образованы глаголы. В первом случае глагол образован от существительного, во втором – от основы прилагательного. Рассмотрим еще несколько примеров окказиональных глаголов, образованных от глаголов несовершенного вида путем прибавления приставок –из(-ис).
Мы еще извеселим берлинские улицы. (Германия, 1922) Из-веселитьð веселить.
Если всю доску изыграть эту... (Стих резкий о рулетке и железке, 1922) Из-ыгратьð играть
Обрезовой пулей сельскую темь кулак иссверлил неистов. (На что жалуетесь?, 1929) Ис-сверлитьð сверлить
Некоторые глаголы Маяковский образует от имени существительного. Такие глаголы принято называть метафоричными. Основа этих частей речи уже является окказионализмом.
Мир зашевелится в радостном гриме, цветы испавлинятся в каждом окошке... («Владимир Маяковский», 1913г.)
Глагол испавлинятся несет на себе новую смысловую нагрузку: в него включено сравнение цветов с оперением павлинов. Объяснить нарушение закона словообразования мы можем, выстроив словообразовательную цепь: ис-павлин-ят-сяðпавлин (ср. измучить ð мучить ð мука). В данном случае окказиональный глагол образован от имени существительного (так же как и примеры, приведенные ниже), тогда как глагол измучить образован от основы глагола несовершенного вида.
...изэлектричат и Днепры и Волховы. (На что жалуетесь?, 1929) Из-электричитьð электричество
А нам (150 000 000, 1920) Из-динамитьð динамит
Метафоричные глаголы Маяковский образовывал также постфиксальным способом:
В норах мистики вели ему мышится (Мысли в призыв)
Не летим, а молньимся, (150 000 000)
А ночь по комнате тинится и тинится,- из тины не вытянуться отяжелевшему глазу. (Облако в штанах, 1915)
Глагол тиниться, (Н.ф.) образован от основы существительного тина с помощью суффикса –и и постфикса –ся. Аналогом такого образования слова может являться глагол туманиться, который в свою очередь образован от основы существительного туман путем присоединения суффикса -и и постфикса -ся. В данном случае словообразовательная модель, существующая в языке, послужила образцом для окказионального образования.
Тинитьсяð тина+ить+ся Туманитьсяð туман+ить+ся Аналогичную словообразовательную цепь имеют глаголы мышится и молньимся: Мышитьсяð мышь+ить+ся Молньитьсяð молния+ить+ся В смысловой основе метафоричных глаголов лежит не только признак действия, но и образность предмета, то есть глагол воспринимается не только как действие, а еще как предмет. Например, молньится (то есть не просто несется\летит, а несется\летит как молния).
Маяковскому также свойственно наращение вторичных приставок к глаголам, что вследствие приводит к образованию сложных глаголов. Например, Маяковский пользуется для создания сложных глаголов приставкой –раз(-рас). В большинстве случаев приставка –раз(-рас) выражает высокую степень действия, доведенную до крайнего предела.
Леди, спросите у мерина сивого – он как Мурманск разизнасиловал. (Хорошо!, 1927)
Буржуй бежал, подгибая рессоры, сел на английской мели . В его интересах расперессорить народы советской земли. (Жид, 1928)
Разизнасиловалð раз+из+насиловать+л Расперессоритьð раз+пере+ссорить
Феномен данных глаголов обуславливается тем, что таких слов в русском литературном языке просто не существует.
Больше всего у Маяковского новоизобретенных глаголов с приставкой вы-. Почти в каждом стихотворении мы можем найти один или несколько образцов таких неологизмов:
Пока выкипячивают, рифмами пиликая, из любвей и соловьев какое-то варево, улица корчится безъязыкая - ей нечем кричать и разговаривать.
Производящей базой к глаголу выкипячиватьявляется основа глагола выкипятить,который в свою очередь образован от основы глагола кипятить, а кипятить - образование от существительного кипяток (выкипячиватьð выкипятитьð кипятитьð кипяток). Так же образуется глагол выколачивать, произошедший от основы глагола выколотить, который в свою очередь образован от основы глагола колотить (выколачиватьð выколотитьð колотить). Словообразовательная цепь окказионального слова отличается от узуального тем, что исходным словообразующим словом является имя существительное, тогда как во втором случае - глагол.
...пошел грозою вселенную выдивить (150 000 000, 1920)
Дай хоть в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб (Лиличке! Вместо письма, 1916)
...кто зубы еще злобой выщемил (Война и мир, 1916)
А мне не жалко, Лица не выгрущу (Мысли в призыв, 1915)
К основам глаголов присоединяется префикс -вы. Примером такого словообразования могут служить такие глаголы, как: выпустить ð пустить, выписать ð писать. Выдивитьð удивить Выреветьð реветь Выщемилð щемить Выгрущуð грустить
Небольшая, но очень интересная серия глаголов создана Маяковским при помощи префикса в-. Значение этой приставки не подвергается колебаниям: она всегда указывает направление движения вовнутрь предмета. Учитывая это значение, Маяковский строит такие новообразования: Железо рельс всочило по жиле в загар деревень городов заразу! (Война и мир, 1916)
В каждое ухо ввой: Вся земля – каторжник с наполовину выбритой солнцем головой! (Ко всему, 1916) (Ср. вкрутитьð крутить, вбежатьð бежать)
Все эти глаголы характеризуют какое-то конкретное движение, и значение их легко раскрывается из контекста. Но опять-таки, как и в разобранных выше примерах, Маяковский нередко соединяет этот предлог с глаголами иных разрядов. Таким путем создаются метафорические неологизмы.
По черным улицам белые матери судорожно простерлись, как по гробу глазет. Вплакались в орущих о побитом неприятеле: «Ах, закройте, закройте глаза газет!». (Мама и убитый немцами вечер, 1914)
Родственная этому типу глаголов группа, построенная на префиксе вз- (вс-), означающем движение вверх, подъем (а также и напряженность действия или доведение его до предела). Маяковский нередко усиливает эмоциональную окраску нормальных глаголов, вырывая из них обычную приставку раз- , и заменяя их префиксом вз-:
...взрумянились щеки-пончики. (Взяточники, 1926)
Неологизм можно было заменить обычной формой данного глагола (разрумянились), но тогда специфический эмоциональный тон данного глагола был бы утрачен.
Немногочисленны, но очень интересны глаголы группы с префиксами при- (основное значение приставки – направление движения к одной точке или сосредоточение процесса вокруг одного центра: причалить, прижить. Другая функция – ограничение сферы или силы действия: приоткрыть, придержать). Метафорическую нагрузку несет глагол в таком примере:
Чикаго внизу землею прижаблен. (150 000 000, 1920)
В этом глаголе скрещиваются два значения: действие («прижат», «придавлен») и объект действия («как жаба»). (Ср. примагниченð действие «притянет» + субъект действия – «магнит».) Прижаблен действие «прижат» + субъект действия «как жаба».
В стихе Маяковского происходит, как говорил О.М. Брик, своеобразное «размыкание» синтаксических связей. Глагол перерастает свою обычную функцию носителя действия и перетягивает на себя те признаки значения, которые в традиционных синтаксических конструкциях распределяются между другими словами.
Существительное в творчестве В.Маяковского Общеизвестны новообразованные Маяковским собирательные имена (с суффиксом -ё-). В современном русском языке этот суффикс малопродуктивен, и собирательные имена вытесняются обычными формами множественного числа. Однако для Маяковского важна отрицательная аффективная окраска этих слов, возникшая в обычном словоупотреблении, где суффикс -ё- приобрел оттенок пренебрежительности (хулиганьё, старьё, тряпьё, бабьё). Зазубрит фразу – ишь ребятьё! (Марксизм – оружие, огнестрельный метод. Применяй умеючи метод этот!, 1926)
Над дохлым лошадьём вороны кружатся. (Два не совсем обычных случая, 1921)
Я планов наших люблю громадьё, размаха шаги саженьи. (Хорошо!, 1927)
Будут месть ступени лестниц бородьём лохматым. (Чье рождество, 1928)
Обновляя слово В.Маяковский использует непродуктивный суффикс -ев(о)-, который мало распространен в русском языке: варить ð варево, курить ð курево. Маяковский предлагает свой вариант, при котором образует окказионализм:
Бродвей сдурел Бегня и гулево. (Барышня и Вульворт) Гулятьð гулево
Для образования окказиональных существительных В.Маяковский пользуется также суффиксы -ищ, -ишк.
Адище города окна разбили на крохотные, сосущие светами адки.
Я думал – ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик.
Ну, пора: рассвет лучища выкалил (Юбилейное, 1924)
Окказиональные существительные адище, божище, лучища образованы по аналогии с существительным сапожище, с помощью суффикса –ищ. Данный суффикс несет в себе смысловую нагрузку громоздкости. Автор, использовав данный суффикс в своих неологизмах, придал существительным ту стилистическую окраску, которая была необходима для выражения более точного эмоционального оттенка. Адищеð ад+ищ+е Божищеð бог+ищ+е Лучищаð луч+ищ+а
На лице обгорающем из трещины губ обугленный поцелуишко броситься вырос. (Облако в штанах, 1915)
Существительное поцелуишко образовано по одной схеме с существительным домишко. Но суффикс -ишк прибаляется к основе абстрактного существительго поцелуй, в то время как в языке этот суффикс всегда присоединяется к основе конкретных существительных : домðдомишко, воробейð воробьишко и т.д.
Для придания слову любовь значение «маленькой любви» Маяковский использует уменьшительно-ласкательный суффикс –ёночек.
Откуда большая у тела такого: должно быть, маленький, смирный любёночек. Она шарахается автомобильных гудков. Любит звоночки коночек.
Любёночек - существительное, образованное от основы слова любовь, которое по своему категориальному значению является неодушевленным. В данном случае можно провести сопоставление с существительным тигренок, но оно образовано в соответствии с нормой от основы существительного тигр,которое по категориальному значению является одушевленным. Любеночекð любенокð любовь Тигреночекð тигренокð тигр Львеночекð львенокð лев
В поэзии Маяковского можно выделить новообразования, которые сконструированы с иронической аналогией и не имеющие оценочной суффиксации.
Бюрократиада Прабабушка бюрократизма (бюрократиада) Бюрократð бюрократиада (Ср. Олимпð олимпиада)
Поэт нарушает закон производности от слова бюрократ лексем с суффиксом -над(а)-.
В словотворчестве поэта можно найти словообразовательные пародии на канцеляризмы:
Чуть ночь превратится в рассвет, Вижу каждый день я: кто в глав, кто в ком, кто в полит, кто в просвет расходится народ в учреждения. (Прозасидавшиеся)
Поэт намеренно разбивает на отдельные части уже существующее слово «Главкомполитпросвет», получив якобы четыре новых учреждения и добившись чувства иронии и комизма, высмеял непонятное многообразие аббревиатур.
Одним из действенных приемов поэтического языка является нарушение привычных грамматических категорий единичности и множественности. Символисты создавали целые циклы новых имен абстрактного значения во множественном числе . Маяковский также часто пользуется приемом необычного множественного числа, но, в отличие от символистов, он не изобретает новых отвлеченностей, а оперирует обычными словами, имеющими предметное значение и окаменевшими в единственном числе.
...встречу я неб самодержца... (Я и Наполеон, 1915)
Тех нашли у истории в пылях... (С товарищеским приветом, Маяковский, 1919)
Утихомирились бури революционных лон... (О дряни, 1921)
Железо текло в океанские илы... (Рабочим Курска, 1924)
Окказиональные имена прилагательные.
Прилагательные Маяковского чаще всего являются сложными, те есть слиты значения двух и более корней, что усиливает их смысловую роль. Маяковский создает многосложные эпитеты. Роман Якобсон отмечает такие «чудовищные эпитеты» Маяковского в стихах первого периода (1912–1920): «звонконогие гимнасты», «простоволосая церковка», «мясомясая быкомордая орава».
Тело лазоревосинесквозное. ...Эскадры верблюдокорабледраконьи. (Пятый Интернационал, 1922)
...школа – кино америколицее. (Беспризорщина, 1926)
...И Урал орал, непроходимолесый. (Рабочим Курска, 1924)
Лазоревосинесквозноеð лазоревый+ синий+ сквозной Верблюдокорабледраконьиð верблюд+корабль+дракон Америконолицееð Америка+лицо (ср. круглолицый) Непроходимолесыйð непроходимый+лес
Данный пример указывает, что сложные эпитеты Маяковского создавались путем слияния самостоятельных слов. Некоторые возникали сразу, как слитные комплексы, но смысловая функция их в обоих случаях одинакова: это слова с удвоенной смысловой нагрузкой, эпитеты, заменяющие описательное словосочетание.
Излюбленный Маяковским способ форсирования словесных значений – создание необычных степеней сравнений:
Очистительнейшей влагой вымыт грех отлетевшей души. ...Дантова ада кошмаров намаранней. (Война и мир, 1916)
Где роза есть нежнее и чайнее? (Надоело, 1916)
Маяковский присоединяет усилительную приставку раз- и к прилагательным, превращая их в гиперболические эпитеты:
Все в порядке разударном в спешном, в экстренном и в срочном. (В чем дело?, 1928)
Возьми разбольшущий дом в Нью-Йорке. (Небоскреб в разрезе, 1925)
В прилагательном поэт использует прежде всего ту его функцию, в которой оно реализуется «более конкретно, живо, индивидуально» (А.М. Пешковский) – функцию обозначения принадлежности, материальной связи между людьми и предметами. Так, например, в поэме «Облако в штанах»:
Вот и вечер в ночную жуть ушел от окон, хмурый, декабрый.
Прилагательное декабрый образовано по аналогии с прилагательными храбрый, бодрый, которые в языке вовсе не являются словами производными. Однако декабрый - образование либо от существительного декабрь с помощью прибавления нулевого суффикса, либо от основы прилагательного декабрьский путем усечения суффикса –ск, то есть данная часть речи является производной, что и указывает на нарушение закона словообразования.
Специфика словотворчества Маяковского. Заключение. Поэтическое дарование Маяковского в значительной степени концентрируется на его новообразованиях. Они входят в словесную ткань его произведений с самой различной тематикой: революционной, трудовой, урбанистической, лирической. Неологизмы поэта построены в соответствии с закономерностями русского словообразования. Среди активных моделей окказиональных образований встречаются как аффиксальные, так и безаффиксные приемы и способы, среди которых преобладает словосложение (основосложение) и сложносокращенные единицы. Маяковский часто обновляет традиционную структуру стихотворной речи. Его поиски в области формы и содержания предопределяются окказиональными образованиями. Это слова одноразовой фиксации, но эта особенность как раз и усиливает выразительность художественного повествования поэта. Словоновшества, метафора, каламбур и т.д. для Маяковского не самоцель, а прием, подчиненный идеологической установке. Высокое стилистическое мастерство поэта всегда и везде служило социальному заданию. Работая с текстами поэта, мы лишний раз убедились в том, что Маяковскому в высшей степени было свойственно чувство русского языка. Образование новых слов не было для него самоцелью. В своем словотворчестве Маяковский осознанно и целенаправленно реализует те особенности, функции, потенциальные возможности всех классов слов русского языка, которые позволяют ему наиболее ярко, «весомо», «зримо» выразить свою мысль и свое отношение к изображаемым предметам, событиям, людям, создать наиболее эмоциональный, живой и конкретный образ.
Список литературы
1. Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык // Вопросы языкознания. 1987. № 3. – С. 3-19.
2. Быкова Л.А. Современный русский литературный язык. Морфемика и словообразование. – Харьков, 1974.
3. Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. – М., 1975.
4. Виноградов В.В. К спорам о слове и образе // Вопросы литературы. 1960. №5. – С. 66.
5. Винокур Г.О. Маяковский - новатор языка. – М., 1943.
6. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. – М., 1991.
7. Гинзбург Е.Л. Словообразование и синтаксис // Наука. 1979. – С. 264.
8. Гончаров Б.П. О поэтике Маяковского. – М., 1973.
9. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973.
10. Катышев П.А. О функциях окказионального образования // Общие проблемы строения и организации языковых категорий. - М., 1998. - С. 83.
11. Лопатин В.В. Рождение слова: неологизмы и окказиональные образования. – М., 1973.
12. Лыков А.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово). – М., Высшая школа, 1976.
13. Маяковский В.В. Стихотворения. Поэмы. – М., 1973.
14. Немченко В.Н. Современный русский язык. – М., 1984.
15. Современный русский литературный язык. Под редакцией Леканта П.А. – М., 1982. 16. Ханпира Э. Об окказиональном слове и окказиональном словообразовании // Развитие словообразования современного русского языка. – М., Наука, 1966. – С. 153-167.
17. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык, часть 2. – М.,1987.
18. Шанский Н.М. Основы словообразовательного анализа. – М., 1953.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (752)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |