Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие о словообразовании.



2019-12-29 220 Обсуждений (0)
Понятие о словообразовании. 0.00 из 5.00 0 оценок




Маяковский, видите ли,

Поэт, так пусть он сидит на

Своей поэтической

лавочке… Мне наплевать

На то, что я поэт. Я не поэт, а

Прежде всего поставивший

Свое перо в услуженье,

Заметьте, в услуженье,

Сегодняшнему часу и

Настоящей

действительности…

                                                                      (Из выступления на диспуте

                                                                       «Пути и политика «Совкино»).               

                                                      

                                                                                                           

                                           Введение.

 

Опираясь на общие законы словообразования и на особенности окказиональных слов в современном русском языке, мы сделали попытку определить специфику словотворчества поэта и классифицировать окказиональные слова В.Маяковского.

 

Объектом исследования в представленной работе являются авторские неологизмы в поэтическом творчестве В.Маяковского.

Предмет исследования - особенности словообразовательной структуры этих слов.

Цель исследования - изучение наиболее характерных особенностей окказионального словообразования на основе языкового материала.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть раздел «Словообразование». Описать способы словообразования.

2. Знакомство с понятиями «окказионализм», «окказиональное словообразование». Отличие неологизма от окказионализма.

3. Рассмотреть специфику словотворчества  В.Маяковского

4. Создать  определенную классификацию собранного материала и сделать выводы  по результатам  исследования  в  области окказионального словообразования.

Глава 1. Словообразование.

Понятие о словообразовании.

Словообразование в современном русском языке изучает структуры слов и законы их образования: образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксальным способом по определенным моделям, существующим в языке. Существует такое понятие как словообразовательная система, которая представляет собой совокупность словообразовательных типов языка – продуктивный и непродуктивный – в их взаимодействии. Специфика словообразования в структуре языка определяется словообразовательными значениями и средствами их выражения. Словообразовательное значение включает значение, присущее слову в целом (а не отдельной словоформе или нескольким словоформам), и формально выражается внутрисловными средствами у части слов, относящихся к данной части речи.

Слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное же слово называется производящим, или мотивирующим.

Словообразование как языковой процесс называется также деривацией, а его результаты – дериватами. Слова, имеющие более одной мотивации, относятся одновременно к разным словообразовательным способам, типам и подтипам. Исчерпывающее рассмотрение всех слов, имеющих более чем одну мотивацию, - задача словообразовательного словаря языка. Задача грамматики – характеристика всех типов мотивации, существующих в словообразовательной системе языка.

Различают синхронное и диахроническое словообразование. Диахроническое словообразование изучает реальные процессы образования одних языковых знаков от других на протяжении исторического развития языка, а также исторические изменения словообразовательной структуры отдельных слов (в частности, путем опрощения и переразложения). Синхронное словообразование изучает не столько процессы, сколько отношения между словами, сосуществующими в одном синхронном срезе языка.

Так, русское слово зонтик с синхронной точки зрения является производным от слова зонт. Оно образовано с помощью присоединения к последнему суффикса -ик со значением уменьшительности. Однако реальная историческая последовательность появления этих слов в русском языке иная. Сначала из нидерландского языка было заимствовано слово зонтик (нидерл. zonnedek). Затем произошло переразложение, т.е. перемещение границы морфем внутри слова (в данном случае – ее возникновение). Заключительная часть корня -ик под влиянием аналогии (домик, столик и т.д.) стала восприниматься как самостоятельная морфема – уменьшительный суффикс. Вследствие этого возникло слово без уменьшительного суффикса – зонт. Таким образом, с синхронной точки зрения, можно говорить о следующем направлении словообразования: зонт ð зонтик, а с диахронной – об обратном: зонтик ð зонт.

Словообразовательная система русского языка представлена значительным количеством словообразовательных типов. Словообразовательный тип – это схема построения производных слов. Словообразовательные типы различаются по ряду признаков. Так, словообразовательные типы различаются в зависимости от соотношения значений производного и производящего слов и от того, к какой части речи принадлежат производящее и производное слова. По этому признаку выделяются две разновидности словообразовательных типов.

1. Значение производного слова отличается от значения производящего слова: мечтать ðмечтатель (тот, кто мечтает), жить ð житель (тот, кто живет). Словообразовательные типы рассматриваемой группы называют типами лексического словообразования (лексической деривации).

2. Значение производного и производящего слов одинаково: грубый ðгрубость, храбрыйðхрабрость (обозначает признак); петь ð пение (обозначает действие). Производные слова словообразовательных типов этой группы всегда выполняют иную синтаксическую функцию, чем производящие. Поэтому словообразовательные типы данной разновидности называют типами синтаксического словообразования (синтаксической деривации).

Выделяют типы продуктивные и непродуктивные. Тип, по которому в современном языке образуются новые слова является продуктивным. Тип, по которому в современном языке не образуются новые слова – непродуктивным.

Ряд последовательно связанных между собой пар составляет словообразовательную цепочку: учить ð учитель ð учительствовать. Существительное учитель, занимающее срединное место в этой цепочке, оказывается производным по отношению к одному глаголу (учить) и мотивирующим по отношению к другому (учительствовать). Движение по цепочке в обратном направлении демонстрирует последовательность шагов образования глагола учительствовать, своего рода его «словообразовательную предысторию». Множество однокоренных слов называется словообразовательным гнездом, а совокупность всех цепочек с этими словами задает структуру гнезда.

Как цепочки в целом, так и отдельные пары слов, связанные отношением мотивации, выделяются в результате словообразовательного анализа. Его следует отличать от морфемного анализа, который состоит в расчленении слова на составляющие его морфемы. Словообразовательный же анализ подразумевает определение мотивирующего слова и проведенной с ним операции, в частном случае выделение форманта, участвовавшего в образовании слова. Полный словообразовательный анализ подразумевает также восстановление всех предшествующих словообразовательных шагов, т.е. установление для данного слова всей его словообразовательной цепочки.

Другим важным понятием словообразования является словообразовательное значение. Речь идет, прежде всего, о значении аффиксов, используемых в рамках одного словообразовательного шага. Рассматривается ряд аналогичных шагов с разными мотивирующими словами, в которых участвует данный аффикс. Существуют два основных подхода к выделению словообразовательного значения. При первом подходе оно определяется при помощи «семантического вычитания»: как повторяющиеся семантические различия между производными и мотивирующими словами. При втором подходе оно определяется как общая часть семантики соответствующих производных слов.

Производные слова, относящиеся к одной части речи и образованные с помощью одной и той же операции с одним и тем же значением, образуют словообразовательный тип. Так, в один словообразовательный тип входят существительные с уменьшительным суффиксом -ик: домик, садик, лилипутик; глаголы с приставкой за- в «начинательном» значении: забегать, запрыгать, зазвенеть и др.

 



2019-12-29 220 Обсуждений (0)
Понятие о словообразовании. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие о словообразовании.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)