Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II . Экспериментальная работа по диагностике и коррекции тревожности у детей 5-7 лет



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Глава II . Экспериментальная работа по диагностике и коррекции тревожности у детей 5-7 лет 0.00 из 5.00 0 оценок




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Специальность 030301.65 «Психология»

Психологическая коррекция тревожности детей 5-7 лет средствами семейного консультирования

 

 

Выполнила                                                                              студентка 5 курса

очной формы обучения

Кириллова Анастасия Валерьевна

 

 

Научный руководитель                              к.психол.н., доц. Богатырева М.Б.

 

 

Рецензент                                                     д. психол. н., проф. Сысоев В.В.    

 

 

 

 

 

Допустить к защите

 

Заведующий кафедрой                              к.психол.н., проф. Крук В.М.

 

Декан факультета психологии                 д. психол. н., проф. Булгаков А.В.    

 

 

Москва 2010

 

Введение…………………………………………………………………... 3
Глава I  Теоретический анализ психологической литературы по проблеме тревожности……………………………………………………   6
1.1  Исследование проблем тревожности в зарубежной психологии …………………………………………...……………   6
1.2  Исследование проблем тревожности в отечественной психологии ……………………………..………………………….   14
1.3  Психологические исследования, посвященные детской тревожности ….…………………………………………………...   19
Выводы……………………………………………………….…………… 27
Глава II  Экспериментальная работа по диагностике и коррекции тревожности у детей 5-7лет …………………….……………………….   28
2.1  Организация и методы исследования …..…………………... 28
2.2  Анализ результатов психологических методик …….……… 32
2.3  Анализ консультативной работы ….………………………... 42
2.4  Анализ результатов повторной диагностики ..……………... 52
Заключение..……………………………………………………………… 59
Выводы…..……………………………………………………………….. 61
Литература…………………………..……………………………………. 62
Приложения ……………………………………………………………… 66

Содержание

 

 

Введение

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные экспериментальные исследования (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и др.).

Для последних двадцати лет жизни нашего общества характерны постоянные социально-экономические преобразования, которые создали условия для увеличения тревоги и волнений. Как известно, тревогу и волнения на эмоциональном и мыслительном уровне взрослые передают своим детям (А.М. Прихожан, А.И. Захаров и др. ).

Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи. Самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции. Зачастую тревожность детей связана непосредственно с тревожностью матерей, а в дошкольном возрасте, когда ребенка надо готовить к поступлению в школу, состояние родительниц становится наиболее критичным.

Детей с повышенной тревожностью педагоги и родители довольно часто считают «удобными», поскольку они  всегда выполняют задания и требования взрослых, соблюдают правила поведения на уроках. Однако существуют и другие формы проявления высокой тревожности: «неуправляемость», «невоспитанность», «невнимательность», «агрессия» - типичные проблемы так называемых «трудных» детей. Несмотря на, казалось бы, значительные различия в поведении детей, в их основе лежит тревожность, выявить которую зачастую сложно. Своевременная идентификация и коррекция тревожности поможет ребенку не только быстрее и безболезненнее адаптироваться к различным условиям, но и останавливает процесс перехода ситуативной тревожности в личностную особенность подростка и, далее, взрослого человека.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что проблема тревожности является одной из наиболее острых в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении.

Цель нашего исследования: снижение уровня тревожности у детей 5-7 лет в ходе семейного консультирования пары (диады) мать – ребенок.

Объектом исследования является стили родительского отношения к детям с высоким уровнем тревожности.

Предмет исследования – методы семейного консультирования, направленные на снижение уровня тревожности у детей 5-7 лет.

Гипотеза: методы семейного консультирования будут способствовать снижению уровня тревожности у детей 5-7 лет и повышению стиля «кооперация» в детско-родительских отношениях.

Задачи исследования:

1. проанализировать психологическую литературу по данной теме;

2. выявить уровень тревожности у детей 5-7 лет;

3. исследовать детско-родительские отношения в семьях детей с высоким уровнем тревожности;

4. провести психо-коррекционные мероприятия по снижению уровня тревожности, средствами семейного консультирования.

Методологической основой исследования являются концепция М. Боуэна об эмоциональном функционировании семейных систем; концепция А.М. Прихожан о специфике детской тревожности, и идеи А.Я. Варги по построению стратегий консультативного воздействия на семейную систему.

Методы исследования:

- Теоретический анализ литературы;

- Наблюдение;

- Беседа.

Методики:

1. Тест определения детской тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена;

2. Проективный тест «Рисунок семьи»;

3. Опросник АСВ для родителей детей в возрасте 3-10 лет;

4. Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин;

5. Проективная методика «Семейная социограмма»;

6. Проективный тест «Семья животных».

База исследования: учащиеся 5-7 лет детско-юношеского клуба «Искра» г. Мытищи Московской области в течение 2009-2010 учебного года в количестве 18 человек и их родители (мамы).

 

Глава I. Теоретический анализ психологической литературы по проблеме тревожности

 

1.1 Исследование проблем тревожности в зарубежной психологии

Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.

Две тысячи лет назад Цицерон в трактате «Тускуланские беседы» писал: «Тревожность как черта характера отличается от состояния тревоги в том смысле, что тот, кто иногда испытывает страх, не обязательно всегда встревожен, а тот, кто тревожен, не обязательно во всех случаях испытывает страх»[11].

Понятие тревожности впервые было введено С. Кьеркегором, последовательно разводившим конкретный страх и неопределенный, безотчетный страх-тоску. Первый психологический анализ тревожности принадлежит Э. Фрейду (1916, 1926). В его работах было дано систематическое описание тревожности как переживания, носящего глубинный, иррациональный характер, выделены "связанная" тревожность, проявляющаяся в определенных ситуациях и выполняющая важную сигнальную функцию, и разлитая, "свободно витающая", которую, по его выражению, "тревожный человек носит всюду с собой" [21, 30].

Фрейд определял тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Содержание тревожности — чувства неопределенности и беспомощности. Тревожность характеризуется тремя основными признаками — специфическим чувством неприятного; соответствующими соматическими реакциями (прежде всего усилением сердцебиения); осознанием этого переживания. Первоначально Фрейд допускал и существование бессознательной тревожности, однако затем пришел к заключению, что это состояние переживается сознательно и сопровождается возрастанием умения справляться с опасностью (с помощью борьбы или бегства). Тревожность помещается им в Эго. Что касается бессознательной тревожности, то в дальнейшем она стала рассматриваться в русле исследований психологической защиты (А. Фрейд и др.) [41, 22].

В работах А. Фрейд выделяются три основных вида тревожности детей: объективная тревожность, боязнь суперэго и боязнь собственных инстинктов, страх перед их силой. А. Фрейду принадлежит стройная концепция генеза тревожности. Согласно этой концепции первоначальная, очень рано возникающая тревожность ребенка - объективная. «Внешний мир очень рано устанавливал свое представительство в психике ребенка в виде объективной тревоги». Этот вид тревоги является «предвестником» формирования суперэго, сигналом ребенку о возможности наказания со стороны внешних сил, и именно он «управляет поведением Я, вне зависимости от того, наступает ли это наказание или нет». Эта тревога сталкивается с инстинктивными требованиями ребенка, с внутренней тревожностью, порождаемой его фантазиями, в результате чего и возникают, с одной стороны, те стороны эго, которые в дальнейшем позволяют ему противостоять требованиям инстинктов, а с другой - симптомы детского невроза [32].

В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает новый взгляд на происхождение неврозов. По мнению Адлера, в основе невроза лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться, то есть отчетливо видно, что в основе невроза лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств в той или иной мере испытывает чувство тревоги [46].

Итак, у Адлера в основе конфликта личности, в основе неврозов и тревожности лежит противоречие между “хотеть” (воли к могуществу) и “мочь” (неполноценность), вытекающее из стремления к превосходству. В зависимости от того, как разрешается это противоречие, идет все дальнейшее развитие личности.

Проблема тревожности стала предметом специального исследования у неофрейдистов и, прежде всего, у К.Хорни. В теории Хорни главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений.

В книге “Невротическая личность нашего времени” Хорни насчитывает 11 невротических потребностей [44]. Она считает, что при помощи удовлетворения этих потребностей человек стремится избавиться от тревоги, но невротические потребности ненасыщаемы, удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревоги нет путей избавления.

В большой степени К. Хорни близка Г.С. Салливану. Он известен как создатель “межличностной теории”. Личность не может быть изолирована от других людей, межличностных ситуаций. Ребенок с первого дня рождения вступает во взаимоотношение с людьми и, в первую очередь, с матерью. Все дальнейшее развитие и поведение индивида обусловлено межличностными отношениями [31].

Согласно Салливану, во-первых, тревожность порождается межличностными отношениями; во-вторых, потребность в избегании или устранении тревожности, по сути, равна потребности в межличностной надежности и безопасности. Это приводит его к заключению, что тревожность сопутствует человеку везде, где он вступает в контакт с другими людьми, а поскольку человек живет среди других людей, то тревожность сопровождает его повсюду и постоянно. Она является основным источником психической энергии, на ней во многом основывается личностная динамика [39].

Г.С.Салливан так же, как и К.Хорни, рассматривает тревожность не только как одно из основных свойств личности, но и как фактор, определяющий ее развитие. Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревога постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека. Избавление от чувства беспокойства для индивида становится “центральной потребностью” и определяющей силой его поведения. Человек вырабатывает различные “динамизмы”, которые являются способом избавления от страха и тревоги [31].

Иначе подходит к пониманию тревожности Э. Фромм. В отличие от Хорни и Салливана Фромм подходит к проблеме психического дискомфорта с позиции исторического развития общества. Э. Фромм считает, что в эпоху средневекового общества с его способом производства и классовой структурой человек не был свободен, но он не был изолирован и одинок, не чувствовал себя в такой опасности и не испытывал таких тревог, как при капитализме, потому что он не был “отчужден” от вещей, от природы, от людей. Человек был соединен с миром первичными узами, которые Фромм называет “естественными социальными связями”, существующими в первобытном обществе. С ростом капитализма разрываются первичные узы, появляется свободный индивид, оторванный от природы, от людей, в результате чего он испытывает глубокое чувство неуверенности, бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Чтобы избавиться от тревоги, порожденной “негативной свободой”, человек стремится избавиться от самой этой свободы. Единственный выход он видит в бегстве от свободы, то есть бегство от самого себя, в стремлении забыться и этим подавить в себе состояние тревоги [46].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что тревожность основана на реакции страха, а страх является врожденной реакцией на определенные ситуации, связанные с сохранением целостности организма.

Иначе рассматривает эмоциональное самочувствие Роджерс. Он определяет личность как продукт развития человеческого опыта или как результат усвоения общественных форм сознания и поведения.

Основной конфликт личности и основную тревогу Роджерс выводит из соотношения двух систем личности – сознательной и бессознательной. Если между этими системами имеется полное согласие, то у человека хорошее настроение, он удовлетворен собой, спокоен. И наоборот, при нарушении согласованности между двумя системами возникают различного рода переживания, беспокойства и тревога. Главным условием, предупреждающим эти эмоциональные состояния, является умение человека быстро пересматривать свою самооценку, изменять ее, если этого требуют новые условия жизни. Таким образом, драма конфликта в теории Роджерса переносится от плоскости “биосоцио” в плоскость, возникающую в процессе жизни индивида между его представлениями о себе, сложившимися в результате прошлого опыта и данного опыта, который он продолжает получать. Это противоречие – основной источник тревожности [38].

Тревога, так же как страх и надежда, — особая, предвосхищающая эмоция. Образно это описал основатель гештальт-терапии Ф. Перлз: «...Формула тревоги очень проста: тревога – это брешь между сейчас и тогда» [28].

В работах М. Хайдеггера тревожность обусловлена основным направлением экзистенции - к предмету, к смерти, в «ничто».

Другой точки зрения придерживался К. Ясперс. Он рассматривал тревожность (экзистенциальный страх) - как одну из благотворных сил, дающих человеку возможность перейти из повседневного бытия («бытия - в мире») в экзистенциальный план бытия, мир свободной воли. Она важный элемент, сталкивающий человека с «напряжением пограничной ситуации», т.е. такой, которая только и позволяет человеку прорваться к подлинной свободе как выходу за пределы бытия [50].

Экзистенциальная, онтологическая тревожность как борьба бытия с небытием в ее соотношении с патологической тревожностью является предметом анализа религиозного философа П. Тиллиха. Тревожность с точки зрения П. Тиллиха - это «состояние, в котором бытие осознает возможность своего небытия», или, что для автора равнозначно, «экзистенциальное осознания небытия». Тревогу порождает не мысль о том, что все имеет преходящий характер, и даже не переживание смерти ближних, а воздействие всего этого на постоянное, но скрытое осознание неизбежности нашей смерти». П. Тиллих рассматривает и патологическую тревожность, которая для автора равнозначна неврозу. Такая тревога также представляет собой вид экзистенциальной тревоги, возникающей в условиях, когда у человека не хватает мужества принять тревогу, и он спасается от трудной ситуации, уходя в невроз [42].

В работах представителей экзистенциального психоанализа предпринимается попытка психологической интерпретации экзистенциального учения о тревоге.

В работе Р. Мэя «Смысл тревожности», проблема рассматривается во всех возможных аспектах: от биологического до социального. Тревожность понимается как переживание, возникающее у человека при столкновении бытия с небытием и в борьбе с ним. Она порождается конфликтом, который создает не боязнь смерти, а боязнь нашего отношения к ней: смерть одновременно нас притягивает и отталкивает. Борьба бытия с небытием имеет экзистенциальный характер - это борьба за подлинное существование, за реализацию своих возможностей. Позже Р. Мэй сформулировал это следующим образом: «Тревожность - состояние человеческого существа в конфликте с небытием», конфликте, который 3. Фрейд мифологически изобразил в своем инстинкте смерти [25].

В антропологической психиатрии антитеза онтологическая (уверенность - тревога) является ведущей в объяснении неврозов и психических нарушений. По мнению представителей этого направления невротические и психические нарушения - это сугубо индивидуальный вид «бытия в мире», представляющий собой попытку избавиться от чувств экзистенциального страха и виновности, «онтологической тревоги» путем отказа от самореализации, от выбора, от ответственности за свою жизнь. Это метод разрешения экзистенциальных проблем, способ «избежать небытия, уклоняясь от бытия» (X. Колм, 1966. С. 138), что, как можно видеть, практически повторяет ведущие положения П. Тиллиха. Отсюда и основной путь преодоления указанных нарушений в антропологической, экзистенциальной психотерапии и психиатрии - обретение пациентом вновь возможностей самореализации. Подобный подход характерен и для гуманистической психологии и психиатрии, в частности для А. Маслоу и К. Роджерса [15].

Проблеме тревожности детей значительное внимание уделяется в выдержанных в русле классического психоанализа теориях и практической психотерапевтической работе М. Кляйн и А. Фрейд. Между этими авторами существовали разногласия практически по всем вопросам детского психоанализа, что проявилось и в их воззрениях на интересующую нас проблему[2].

Тревожность, с точки зрения М. Кляйн, зарождается в младенчестве и связана с необходимостью установить контакт с объектами внешнего мира, к которым относится по сути все за пределами тела матери. Все эти объекты несут угрозу и вызывают тревожность. Дальнейшее развитие ребенка во многом зависит от наличия у него возможностей на самых ранних этапах противостоять этой тревожности: «Вообще следует сказать, что способность «Я» справиться даже с обычной тревожностью у разных людей неодинакова, этот факт имеет этиологическое значение для возникновения невроза» [4].

Большая часть исследований о природе тревожности и ее компонентах была проведена с позиций бихевиоризма и на основе теории научения. В целом авторы этих исследований считают тревожность эмоциональным состоянием, в котором преобладает состояние, подобное страху. Так, один из первых исследователей тревожности в США О.А. Мауер определил это состояние как условно-рефлекторный страх перед угрозой. Д.Х. Левис считает ее формой невротической реакции, включающей в условно-рефлекторную боязнь. Б.С. Босселмен идентифицирует ее признаки с симптомами реакции страха [15].

Существенное влияние на изучение тревожности в русле теории научения оказала «концепция влечения» К.Л. Халла. Она легла в основу работ по тревожности, относящихся к социальной школе научения, являющейся попыткой ее синтеза с психоанализом, относящимся к другому крылу теории научения исследованиям Р. Спенс и Дж. Тейлор [33].

К.Е. Изард в своей книге «Психология эмоций» посвящает отдельную главу изучению тревожности и страха в контексте «дифференциальной теории эмоции». Он определяет тревожность как комплекс эмоций и состояний, в котором страх является доминирующей эмоцией. Теория дифференциальных эмоций предполагает, что тревожность определяется, заключается в страхе как доминирующей эмоции, из взаимодействия страха с одной или несколькими другими основными эмоциями, особенно с такими, как страдание, гнев, стыд, вина и интерес, а также из аффективно-когнитивных взаимодействий. Отталкиваясь от понимания Гельгорном тревожности (Е. Gellhorn, 1965, 1970) как результата одновременного и антагоничного функционирования эротропической и трофотропической систем, К.Е. Изард считает такие комбинации эмоций, как страх - гнев и страх - страдание, формами тревожности. Его эмпирические исследования, а также исследования, проводимые на той же основе другими авторами показали, что реальная и воображаемая ситуации, вызывающие тревогу, связаны со страхом как доминирующей эмоцией и усилением одной или нескольких эмоций. По мнению К.Е. Изарда, от индивида к индивиду характер взаимодействия аффективных компонентов тревожности может варьировать, и это большое разнообразие в динамике эмоций делает задачу тщательного анализа тревожности очень сложной [15].

М. Боуэн объединяет понятия тревоги и тревожности, называя их физической, эмоциональной или поведенческой реакцией организма на реальную угрозу. С его точки зрения в той или иной форме тревогу испытывают все живые организмы. Хроническая же тревога (тревожность) – это индивидуальная физическая, эмоциональная или социальная реакция на нарушение равновесия в значимой системе отношения, продолжающаяся длительное время. Поддерживается, исходя из концепции М. Боуэна, скорее нарушением отношений, нежели какими-либо конкретными событиями [47].

Каждая новая попытка изучения тревожности вносила что-то свое в ее, понимание различными школами и авторами. Вследствие чего все больше возрастала концептуальная неопределенность проблематики, связанной с тревожностью. Это объясняется различиями в понимании тревожности различными научными направлениями: тревога рассматривается как эмоциональное состояние и эмоциональный процесс, комплекс эмоций, влечение, диспозиция или свойство личности, свойство темперамента, настроение, чувство и т.п. В то же время любая попытка объединения различных точек зрения не отвечает требованиями практики. Количество психических исследований и работ практического направления постоянно росло.

Таким образом, можно сделать вывод, что в зарубежной литературе исследование тревожности шло по нескольким направлениям: биологическое (З. Фрейд, А. Фрейд и др.), межличностное (Г.С. Салливан и др.), внутриличностное (К. Роджерс и др), объектные (М.Кляйн и др.).

 

1.2 Исследование проблем тревожности в отечественной психологии

Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, социологии. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это различение зафиксировано соответственно в понятиях "тревога" и "тревожность". Последний термин, кроме того, используется и для обозначения явления в целом [33].

Анализ литературы в отечественной психологии позволил выявить несколько направлений в изучении тревожности: физиологическое, социально-личностное и системно-структурное.

Подход к объяснению склонности к тревоге с точки зрения физиологических особенностей свойств нервной системы мы находим у отечественных психологов. Так, в лаборатории Павлова И.П., было обнаружено, что, скорее всего нервный срыв под действием внешних раздражителей происходит у слабого типа, затем у возбудимого типа и меньше всего подвержены срывам животные с сильным уравновешенным типом с хорошей подвижностью.

По определению А.В. Петровского: “Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности” [29].

Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность – это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами [3].

Тревожность - как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги [3].

Далее рассмотрим направление, связывающее тревожность с социальными, а так же личностными аспектами. В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают [35].

Однако чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связывая ее с переживаниями стресса. Так, Ю. Л. Ханин отмечает, что тревога как состояние – это реакция на различные (чаще всего социально-психологические) стрессоры, которая характеризуется различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства и сопровождается выраженной активизацией вегетативной нервной системы. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях [43].

Л.И. Божович говорит об адекватной и неадекватной тревожности. Согласно этой точке зрения, критерием подлинной тревожности выступает ее неадекватность реальной успешности, реальному положению индивида в той или иной области. Только в таком случае она может рассматриваться как проявление общеличностной тревожности, «зафиксировавшейся» на определенной сфере [6].

Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения (Петровский, 1990).

А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности”. Исследования отечественных психологов показывают, что отрицательные переживания, ведущие к трудностям в поведении детей, не являются следствием врожденных агрессивных или сексуальных инстинктов, которые “ждут освобождения” и всю жизнь довлеют над человеком. Эти исследования можно рассматривать как теоретическую базу для понимания тревожности, как результат реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, как образования, возникающие в процессе его деятельности и общения. Иначе говоря, это явление социальное, а не биологическое [33].

Особый интерес представляет исследование В.А. Бакеева, проведенное под руководством А.В. Петровского, где тревожность рассматривалась в связи с изучением психологических механизмов внушаемости [5].

К усилению и укреплению «замкнутого психологического круга» и, следовательно, тревожности приводит связанная с ней, по исследованиям В. А. Бакеева, внушаемость и ситуация, в которой тревожность однажды возникла. В последнее время в исследованиях отмечаются не отдельные черты, а особенности ситуации, а так же взаимодействия личности и ситуации. Таким образом выделяют либо общую неспецифическую личностную тревожность, либо специфическую, характерную для определенного класса ситуаций [5, 18].

А. М. Прихожан описала два типа тревожности: беспредметную тревожность, когда человек не может соотнести возникающие у него переживания с конкретными объектами, и тревожность как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и общения. Первый вариант тревожности определяется особенностями нервной системы и является врожденным, а второй – связан с особенностями формирования личности в течение жизни. Таким образом, можно предположить, что у одних людей существуют генетически обусловленные предпосылки к формированию тревожности, а у других данное психическое свойство является приобретенным в процессе жизни [30].

По мнению А. М. Прихожан, существуют различные формы тревожности, то есть особые способы ее переживания и преодоления. Первая форма – открытая тревожность – сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги. Она может существовать в различных видах, например: острая, слабо или нерегулируемая тревожность, как правило, дезорганизующая деятельность человека; регулируемая и компенсируемая тревожность, которая может способствовать исполнению деятельности, но главным образом в привычных ситуациях; культивируемая тревожность, связанная с поиском «вторичных выгод» от собственной тревожности, что требует определенной личностной зрелости и проявляется только в подростковом возрасте. Вторая форма – скрытая тревожность – в разной мере осознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии к реальному неблагополучию, отрицании его, либо косвенным путем через определенные поведенческие признаки (теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивания пальцами по столу и т.д.): неадекватное спокойствие (реагирование по принципу «У меня все в порядке!», представляющее собой компенсаторно-защитную попытку поддержать самооценку; низкая самооценка в сознание не допускается); уход от ситуации [4].

Так же следует упомянуть о системно-структурном подходе в отечественной литературе по изучению тревожности.

Г. Ш. Габдреева, рассматривая проблему с позиции системного исследования, выделяет несколько теоретических подходов к изучению тревоги. Системно-структурный подход, раскрытый в работах Н. А. Аминова, К. Е. Изарда, Н. Д. Левитова и других, предполагает рассмотрение тревоги как цельного, интегрального явления. Системно-функциональный подход рассматривает состояние тревоги как специфическую отражательную форму психики, запечатлевающую отношения между предметным миром и человеком или между людьми, где тревога, влияя на компоненты любого из уровней проявления активности, играет либо положительную роль, являясь мобилизатором резервов психики, либо отрицательную. Системно-исторический подход раскрывает причинность тревоги в социальном, психологическом и физиологическом аспектах [8].

А.Я. Варга говорит о тревоге, имеющей место в симбиотических отношениях, называя их очень близкими с выраженной эмоциональной зависимостью людей друг от друга. При увеличении дистанции у этих людей растет тревога. Также автор говорит о том, что тревога всегда сопровождается раздражением [7].

В своих работах Э.Г.Эйдемиллер говорит о «семей­ной тревоге», под которой понимает состояния нередко плохо осознаваемой и плохо локализуемой тревоги у обоих или од­ного из членов семьи. Характерным признаком данного типа тревоги яв­ляется то, что она проявляется сомне­ниями, страхами, опасениями, касающимися, прежде всего семьи в целом. Это страхи в отношении здоровья членов семьи, их отлучек, поздних возвраще­ний, в отношении стычек, конфлик­тов, возникающих в семье. Тревож­ность эта обычно не распространя­ется на внесемейные сферы, а именно производственную деятельность, род­ственные, межсоседские отношения и т. п. В основе «семейной тревоги», как правило, лежит плохо осознавае­мая неуверенность индивида в ка­ком-то очень для него важном аспек­те семейной жизни. Это может быть неуверенность в чувствах другого супруга, неуверенность в себе; на­пример, индивид вытесняет чувство, которое может проявиться в семей­ных отношениях и которое не соот­ветствует его представлению о себе. Важными аспектами этого состоя­ния являются также  чувство бес­помощности, ощущение неспособ­ности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужном на­правлении [48].

 

1.3 Психологические исследования, посвященные детской тревожности

Исследование возрастных аспектов тревожности впервые было проведено в русле ортодоксального психоанализа и касалось описания "травмы рождения" как прообраза и источника всех последующих переживаний и проявлений тревожности (О. Ранк). Эти представления легли в основу ряда современных психотерапевтических подходов (.С. Гроф, Дж. Грехем). В работах А. Фрейд возрастные характеристики тревожности и способы защиты от нее рассматриваются как определяемые на каждом этапе онтогенеза спецификой силы и взаимоотношений таких инстанции психики, как "Ид", "Эго" и "Супер-Эго" [9, 30].

Выделен ряд страхов и тревог, типичных для детей разных возрастов. Выявлено, что несмотря на наличие культурных и национальных различий в содержании страхов и тревог обнаруживается и определенное сходство, которое тем больше, чем с более маленькими детьми проводятся исследования. Обнаруживаются и определенные различия в источниках тревоги и страха между мальчиками и девочками, причем эти различия оказываются более выраженными в подростковом и раннем юношеском возрастах (А.И. Захаров, В.Р. Кисловская, Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, Й. Джерсилд и др.).

Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, по мнению А.М.Прихожан, формируют соответствующий характер. Чувства дошкольника непроизвольны. Они сначала быстро вспыхивают, затем ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами [33].

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей? По мнению О.М.Дьяченко, совершенно нормально [10}.

Никольская И.М., Грановская Р.М. считают, что неприятные события, трудные ситуации неизбежны в жизни каждого человека, но дети сталкиваются с ними чаще взрослых, так как «то, что взрослому кажется привычным и естественным, может вызвать у ребенка беспокойство, тревогу и страх» [26].

А.И. Захаров обращает внима<



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Глава II . Экспериментальная работа по диагностике и коррекции тревожности у детей 5-7 лет 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II . Экспериментальная работа по диагностике и коррекции тревожности у детей 5-7 лет

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)