Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ результатов повторной диагностики



2019-12-29 268 Обсуждений (0)
Анализ результатов повторной диагностики 0.00 из 5.00 0 оценок




Для повторной диагностики были выбраны: тест определения детской тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена; методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин; проективный тест «Семья животных», с целью выявления качественных изменений, произошедших в диаде мать и дитя за период проведенных встреч. Таким образом, мы можем сравнить результаты первичной и повторной психодиагностики.

 

В паре Арина и мама анализ результатов теста «семья животных», выполненного девочкой позволил выявить следующее: размер изображенных в виде животных родителей выражает их субъективное значение для девочки и показывает, что для нее они оба значимы в данный момент времени. Брат же нарисован самым маленьким, хотя фактически является старшим ребенком, что может говорить о сиблинговой ревности. Можно предположить, что папа вызывает у Арины наибольшую тревогу, так как на рисунке сильно заштрихован. Мама изображена с большими глазами, что можно интерпретировать как тревожность, беспокойство. У папы же наоборот глаза нарисованы точками – внутренний «запрет на плач», боязнь просить о помощи.

При завершении консультаций рисунок семьи животных, выполненный Ариной, носил уже иную информацию, в отличие от того, что было изображено при первичной диагностике. А именно - фигура девочки переместилась с периферии родительского внимания в центр рисунка. Теперь, по мнению Арины, она, как и ее брат, находится между родителями.

Сравнительный анализ первичной и повторной диагностики стилей воспитания выявил следующие различия, представленные в виде гистограммы на рис. 1: снизился уровень отвержения, менее выраженным стал симбиоз и гиперсоциализация.

Рис. 1. Гистограмма. Динамика стилей воспитания в паре Арина и мама по результатам ОРО(%).

При изменении стилей воспитания наблюдается тенденция к снижению тревожности ребенка - по результатам методики Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена уровень тревожности снизился с 57% до 50%. Мама в ходе беседы рассказала о следующих изменениях, произошедших благодаря консультациям – диада стала проводить совместно больше времени, девочке чаще читают сказки на ночь. Арина так же отметила тот факт, что начала помогать маме по хозяйству (учится стирать, подметать, гладить).

 

В паре Владимир и мама анализ результатов теста «семья животных», выполненного мальчиком позволил выявить следующее: об уверенности и хорошей приспособляемости Владимира свидетельствует изображение семьи с размахом на всем листе. Ближе в психологическом отношении к ребенку папа и мама, это наблюдается в дистанции между членами семьи. У всех нарисованных животных большие, расширенные глаза, что говорит о беспокойстве, тревожности.

При завершении консультаций рисунок семьи животных, выполненный Владимиром, носил уже иную информацию, в отличие от того, что было изображено при первичной диагностике. А именно – фигура мальчика переместилась в центр, теперь сын находится между родителями. Так же следует заметить, что папа стал меньше размером, и более того – изображен самым маленьким в кругу семьи, что может свидетельствовать о перераспределении власти. Сестра Владимира стала самым высоким членом семьи, но тем не менее занимает все то же место (с правого края).

В паре Владимир и мама сравнительный анализ первичной и повторной диагностики стилей воспитания выявил следующие различия: снизился уровень отвержения, так же менее выраженным стал стиль «маленький неудачник», и в то же время повысился уровень кооперации. Эти данные представлены в Гистограмме (рис. 2).

Рис. 2. Гистограмма. Динамика стилей воспитания в паре Владимир и мама по результатам ОРО(%).

При изменении стилей воспитания снизились и показатели тревожности ребенка с 50% до 43% (по результатам методики Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена). Мама в ходе беседы рассказала о следующих изменениях, произошедших благодаря консультациям – Владимир начал убираться у себя на столе, диада стала больше играть друг с другом, чаще выполнять совместные дела.

 

В паре Клавдия и мама анализ результатов теста «семья животных», выполненного девочкой позволил выявить следующее: размер изображенного в виде кота отца выражает его субъективное значение для девочки и показывает, что для нее он наиболее значим в данный момент времени. Так же папа изображен с большими глазами, что можно интерпретировать как тревожность, беспокойство. У мама же, наоборот, глаза нарисованы точками, что может говорить о внутреннем «запрете на плач», боязни просить о помощи. Самым умным в семье, судя по размеру головы, для Клавдии является папа. Расположив себя на рисунке напротив отца, девочка показала, насколько хорошие отношения связывают ее с папой.

При завершении консультаций рисунок семьи животных, выполненный Клавдией, носил уже иную информацию, в отличие от того, что было изображено при первичной диагностике. А именно – на рисунке появилась фигура отца, что можно интерпретировать, как появление эмоционального контакта с ним. Так же следует заметить, что теперь, по мнению Клавдии, власть в семье находится у папы.

Рис. 3. Гистограмма. Динамика стилей воспитания в паре Клавдия и мама по результатам ОРО(%).

Сравнительный анализ первичной и повторной диагностики стилей воспитания выявил следующие различия: повысилась кооперация, однако так же повысился уровень стиля «маленький неудачник». Эти данные представлены в Гистограмме (рис. 3).

При изменении стилей воспитания наблюдается тенденция к снижению тревожности ребенка - по результатам методики Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена уровень тревожности снизился с 50% до 43%. Мама в ходе беседы рассказала о следующих изменениях, произошедших благодаря консультациям – в семье пересмотрели отношения, папа начал гулять с дочкой, отвозить ее на занятия, кроме того Клавдия теперь играет в компьютерные игры в компании отца, а раньше это время она проводила одна.

 

В паре Нина и мама анализ результатов теста «семья животных», выполненного девочкой позволил выявить следующее: об уверенности и хорошей приспособляемости девочки свидетельствует изображение семьи на всем листе, с размахом. Размер изображенных в виде животных родителей выражает их субъективное значение для Нины и показывает, что для нее они оба значимы в данный момент времени. Мама и дети изображены с большими глазами, что можно интерпретировать как тревожность, беспокойство. У папы же наоборот глаза нарисованы точками – внутренний «запрет на плач», боязнь просить о помощи. У брата и папы нарисованы большие заштрихованные рты, что может свидетельствовать об агрессии. Расположение Нины, примыкающей к маме, можно рассматривать как хорошие (близкие) отношения и тесный психологический контакт. 

При завершении консультаций рисунок семьи животных, выполненный Ниной, носил уже иную информацию, в отличие от того, что было изображено при первичной диагностике. А именно – на рисунке «Семья животных» появились фигуры детей(в виде животных), которые на «рисунке семьи», по словам девочки, «не уместились». Так же следует заметить тот факт, что мама находится ближе к детям, чем папа, возможно это обусловлено посещением совместных занятий.

Сравнительный анализ первичной и повторной диагностики стилей воспитания, как видно на гистограмме (рис. 4), выявил следующие различия: снизилась кооперация, увеличилась гиперсоциализация, а уровень отвержения, симбиоза и инфантилизации остались на том же уровне..

Рис. 4. Гистограмма. Динамика стилей воспитания в паре Нина и мама по результатам ОРО(%).

При изменении стилей воспитания уровень тревожности ребенка в данный момент времени остался тем же. Однако мама в ходе беседы рассказала о следующих изменениях, произошедших благодаря консультациям – больше времени стали вместе проводить, начали играть (мама поделилась, что раньше и не думала, на сколько интересно играть с ребенком), теперь стали чаще договариваться и приходить к согласию.

 

В паре Серафим и мама анализ результатов теста «семья животных», выполненного мальчиком позволил выявить следующее: рисунок занимает меньшую часть листа, что говорит о низкой самооценке. Группа маленьких фигур изображена внизу листа, что свидетельствует о низком уровне притязаний. Наибольшей властью в семье, по мнению ребенка, обладает мама, затем папа, а минимальная власть у младшего брата. Расстояние между персонажами говорит о психологической отдаленности мамы. Наличие клыков у обоих детей, а так же когтей у детей и отца может свидетельствовать об агрессии. Серафим изобразил себя с большими глазами, что можно интерпретировать как тревожность, беспокойство. У остальных же членов семьи, наоборот, глаза нарисованы точками – внутренний «запрет на плач», боязнь просить о помощи.

При завершении консультаций рисунок семьи животных, выполненный Серафимом, носил уже иную информацию, в отличие от того, что было изображено при первичной диагностике. А именно – на рисунке теперь отсутствуют неодушевленные предметы, но в то же время наблюдается больше черт агрессии в персонажах. Так же следует заметить тот факт, что папа по-прежнему находится ближе к детям, чем мама.

Сравнительный анализ первичной и повторной диагностики стилей воспитания выявил следующие различия, представленные в гистограмме на рис. 5: увеличился симбиоз, снизилась гиперсоциализация, но в то же время вырос уровень стиля «маленький неудачник».

Рис. 5. Гистограмма. Динамика стилей воспитания в паре Серафим и мама по результатам ОРО(%).

При изменении стилей воспитания уровень тревожности ребенка в данный момент времени остался тем же. Однако мама в ходе беседы рассказала о следующих изменениях, произошедших благодаря консультациям – больше времени стала уделять сыну, чаще бывает «на одной волне» с Серафимом, стали чаще общаться.

 

Таким образом, консультативная работа показала, что воздействие на отношения родителей к детям средствами семейного консультирования снижает уровень тревожности у детей 5-7 лет.

 

 

Заключение.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование частично подтверждает гипотезу, что методы семейного консультирования будут способствовать снижению уровня тревожности у детей 5-7 лет и повышению стиля «кооперация» в детско-родительских отношениях. Гипотеза подтверждается частично, поскольку наблюдаются лишь тенденции к снижению тревожности. Возможно, это обусловлено недостаточностью количества встреч.

Проведенное эмпирическое исследование показало, что в ходе семейного консультирования при работе с диадой разнообразие методов помогает с разных сторон наблюдать и делать более гибкими детско-родительские отношения. А именно: игровая терапия помогает увидеть способы взаимоотношения в диаде мать – ребенок; консультативная беседа позволяет дополнять информацию о взаимодействие в семье ребенка и отца, которое психолог не может увидеть в сессии; арт-терапия позволяет увидеть виды взаимодействий в паре при невербальном контакте.

В эмпирическом исследовании были сделаны следующие наблюдения. В паре Серафима и его мамы к концу работы по результатам диагностики снизился такой стиль воспитания, как авторитарная гиперсоциализация, при этом увеличился симбиоз, но в то же время вырос уровень стиля инфантилизация. Из беседы с мамой было выявлено следующее: ребенку больше времени стало уделяться, мама с сыном чаще бывают «на одной волне», стали чаще общаться, что подтверждает диагностические данные. А в паре Владимир и мама по результатам диагностики снизился уровень отвержения, так же менее выраженным стал стиль инфантилизация, и в то же время повысился уровень кооперации. Со слов мамы Владимир начал убираться у себя на столе, диада стала больше играть друг с другом, чаще выполнять совместные дела, что так же подтверждает диагностические данные.

В паре Клавдии и ее мамы произошли следующие изменения: повысилась кооперация, однако так же повысился уровень стиля инфантилизация. Со слов мамы в семье пересмотрели отношения, папа начал гулять с дочкой, отвозить ее на занятия, кроме того Клавдия теперь играет в компьютерные игры в компании отца, а раньше это время она проводила одна.  В паре Арина и мама по результатам диагностики снизился уровень стиля отвержения, менее выраженным стал симбиоз и гиперсоциализация. Из беседы с мамой было выявлено следующее: диада стала проводить совместно больше времени, девочке чаще читают сказки на ночь. Счастливая Арина так же отметила тот факт, что начала помогать маме по хозяйству (учится стирать, подметать, гладить), что подтверждает диагностические данные. А в паре Нина и мама по результатам диагностики снизилась кооперация, увеличилась гиперсоциализация. Возможно, для этой пары необходимо разработать другую стратегию работы. Однако из беседы с мамой было выявлено следующее: больше времени стали вместе проводить, начали играть (мама поделилась, что раньше и не думала, на сколько интересно играть с ребенком), теперь стали чаще договариваться и приходить к согласию. Однако необходимо заметить, что мы не ставили задачи – наблюдать гендерные различия в отношениях мамы к ребенку.

Наше исследование требует дальнейших разработок по консультативной работе отдельно с мамами и отдельно с детьми. Мы предполагаем, что используемых нами методов (игровая терапия, консультативная беседа и арт-терапия) может быть не достаточно, в связи с чем дальнейшую работу считаем нужным проводить в русле групповой терапии. Что в дальнейшем будет усиливать эффективность и, по нашему мнению, будет поддерживать динамику снижения тревожности.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Теоретический анализ работ зарубежных и отечественных психологов позволил выявить необходимость снижения высокого уровня детской тревожности. Под тревожностью в дипломной работе понимается переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Тревожность в данной работе рассматривается как устойчивое функциональное личностное образование. По мнению исследователей, факторы семейного воспитания, прежде всего взаимоотношений «мать–ребенок», выделяются в настоящее время в качестве центральной, «базовой» причины тревожности едва ли не всеми исследователями данной проблемы, практически независимо от того, к какому психологическому направлению они принадлежат.

2. На основании проведенных методик была сформирована группа из детей с высоким уровнем тревожности и их матерей, с которыми проводились психо-коррекционные мероприятия;

3. В результате проведенного исследования были выявлены следующие стили детско-родительских отношений в семьях детей с высоким уровнем тревожности: инфантилизация (в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность), симбиоз (родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком) и авторитарная гиперсоциализация (в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм.);

4. При проведении психо-коррекционных мероприятий произошло снижение таких стилей, как отвержение и авторитарная гиперсоциализация, в то же время наблюдается повышение стиля кооперации. Что и приводит к наблюдаемым тенденциям снижения тревожности у детей 5-7 лет.

Литература

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер с англ. А.А. Валеева и Р.А. Валеевой. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 448с.

2. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа. - М., 1995. - 608 с.

3. Аракелов Г., Лысенко Н., Шот Б. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психол. журн. — 1997. — Т. 18, №2. — С. 7-13.

4. Астапов В. М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЭ, 2001. — 160 с.

5. Бакеев В.А. О соотношении внушаемости и тревожности// Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов. – Тбилиси, 1971. — С. 29-30.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. — 464 с

7. Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с.

8. Габдреева Г.Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности: Дис. … канд. Психол. Наук. – М., 1990. - 244 с.

9. Грэхем Д. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. – М., 1993. - 206 с.

10. Дьяченко О.М. Психолог в дошкольном учреждении. -М.: Гном и Д, 2002. - 95 с.

11. Жигарькова О. Время тревожных детей // Психологическая газета.- 2001.- №11. - С. 6-7.

12. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Союз, 2004. — 448 с.

13. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 2004. - 336с.

14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001. – 400с.

15. Изард К. Психология эмоций. – СПб., 2003. — 464 с.

16. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. Российское педагогическое агенство. - М., 1997. – 190 с.

17. Карандашев В.Н. Квалификационные работы по психологии: реферативные, курсовые и дипломные: Учеб.-метод. пособие. — 3-е изд., перераб. — М: Смысл, 2007. — 128с.

18. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2002. – 198с.

19. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М., 1988. – 96 с.

20. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2010. 5-е изд. – 208с.

21. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М.: Республика, 1993. – 112с.

22. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. – 1969. – №1. - С. 38-45.

23. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: пер. с англ./Предсил. А.Я.Варга. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 360с

24. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000 – 192с.

25. Мэй Р. Смысл тревоги. Перев. с англ. М.И. Завалова и А.И. Сибуриной. – М., 2001. – 384с.

26. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей.— СПб.: Речь, 2001. – 507с.

27. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии/Перев. С англ. - М.: Независимая фирма «Класс», 2009. – 336с.

28. Перлз Ф.С. Гештальт-терапия дословно// Московский психотерапевтический журнал. 1994. №3.

29. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М: Наука, 1982. – 255с.

30. Прихожан А. М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1977. – 141с.

31. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 1998. – №2. - С. 11-18.

32. Прихожан А. М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): Авто-реф. дис. ... докт. психол. наук. М., 1995. – 48с.

33. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. – Спб.: Питер, 2009. - 192с.

34. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. Москва–Воронеж, 2000. – 304с.

35. Психологический словарь /под ред. Давыдова В.В.,М.1983. – 448с.

36. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Бахрах-М. 2000. – 672с.

37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 480с.

38. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. - М.: Прогресс, Универс., 1994. – 478с.

39. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. – М.; СПб., 1999. – 347с.

40. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов// А.С. Спиваковская. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.2. – М., 1999. – 304с.

41. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте / Сост. Ю. Л. Ханин. – М., 1983. – С. 12-24.

42. Тиллих П. Мужество быть// Пауль Тиллих. Избранное. Теология культуры. – М., 1995. – С.7-131.

43. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. – М., 1980. – 208с.

44. Хорни К. Собр. соч.: В 3 т. – М.: Смысл, 1997. Т.2. С. 174—180.

45. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е, Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2007. – 175с.

46. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Пер. с англ. – СПб.: Питер-Пресс, 1997. – 608с.

47. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. – Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. – 208с.

48. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003. – 336с.

49. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Ленинград: "Медицина", 1990. – 192с.

50. Ясперс Карл. Всемирная история философии: введение/Пер. с нем.- СПб.:Наука,2000. – 272с.

 

 

Приложение 1

Результаты диад мать – ребенок по методике «Семейная социограмма».

Приложение 2

Cовместный рисунок Арины и ее мамы.

 

Cовместный рисунок Владимира и его мамы.

Cовместный рисунок Клавдии и ее мамы.

Cовместный рисунок Нины и ее мамы.

Cовместный рисунок Серафима и его мамы.

 



2019-12-29 268 Обсуждений (0)
Анализ результатов повторной диагностики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ результатов повторной диагностики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)