Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие памяти младших школьников на уроках чтения.



2019-12-29 885 Обсуждений (0)
Развитие памяти младших школьников на уроках чтения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Память проявляется в специальной деятельности человека. Различают произвольную и непроизвольную память. Эффективность произвольного запоминания определяется степенью интеллектуальной активности младших школьников. Активность же находится в прямой зависимости от овладения младшими школьниками средствами организации и управления запоминанием. К числу таких средств относится, прежде всего, умение опознавать и дифференцировать мнемические задачи, т.е. задачи запоминания (запомнить дословно, если это важное определение или формулировка, запомнит суть, которую можно рассказать своими словами).

Задача учителя – формировать у учащихся определенные установки запоминания. Учителю необходимо и обучить младших школьников приемам и средствам запоминания, смысловой группировке материала, составлению и использованию плана текста, как смысловой опоры запоминания, выделению своеобразных опорных пунктов для запоминания, соотнесению, сопоставлению, связыванию отдельных частей (8).

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. В этом случае запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Доказано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше чем произвольно. Это особенно характерно для детей младшего школьного возраста (18).

Одним из важнейших предметов в младшей школе является чтение (литература). Когда ребенок приходит в первый класс, одной из самых сложных задач для него является овладение быстрым, выразительным чтением. Сначала дети учатся читать, осваивая азбуку, затем отрабатывают технику чтения. Именно на уроках чтения дети сталкиваются наиболее часто с текстом и со стихами. И, на наш взгляд, именно по этой причине уроки чтения наиболее всего подходят для развития памяти, умения работать с текстом и обучения мнемическим приемам.

Кроме того, живое слово русской поэзии и художественной литературы позволит осуществить данный процесс легко, непринужденно и уроки чтения станут не только более интересными, но и более полезными, так как развитие памяти и обучение правильной работе с текстом очень пригодится в дальнейшем.

На уроках чтения в начальных классах, в основном, отрабатывают технику чтения и главная задача учебной деятельности на уроках чтения – научиться быстро и выразительно читать. Для этого ученики сначала знакомятся с буквами алфавита (букварный период), запоминают их, и, затем, непосредственно переходят к чтению. На уроках чтения учебными действиями являются чтение, пересказ, рассказ, заучивание стихов наизусть и так далее, из которых, собственно, и складывается учебная деятельность.

А.В. Левин подчеркивает, что в ходе учебной деятельности на уроках чтения дети осмысливают материал, анализируют его, синтезируют, сопоставляют, сравнивают с ранее прочитанным, пройденным материалом, и, тем самым, тренируют свою образную память и логическое мышление, что очень важно для их умственного развития (11)

Работу по развитию памяти нужно начинать с самого первого - букварного периода. Практика показала, что часто трудности чтения и письма у детей связана с плохим запоминанием букв.

Методист А.В. Левин предлагает специальные задания, способствующие запоминанию букв, которые можно использовать на уроках чтения:

· Задания на восстановление буквы или букв по данным элементам.

Можно использовать полубуквы, или отдельные элементы букв. Так, по овалу – О – дети могут сначала составить буквы а, о, позже к ним добавятся в, б, д, ю, наконец ф. Задания могут быть усложнены за счет введения дополнительных условий. Например, назвать буквы, обозначающие гласные или согласные (звонкие, глухие) звуки, в которые входит элемент (...). В этом случае ученики, перебирая в голове буквы алфавита, которые они изучили, осуществляют их синтез по данному элементу и одновременно анализируют в соответствии с дополнительным условием.

· Задания на вычленение букв из других букв или рисунков. Например, какие буквы спрятались в буквах Б и Ж, какие буквы спрятались в рисунке.

· Выкладывание букв пластилином на бумажной основе; конструирование букв из картонных элементов, из проволоки.

· Укладывание букв на ощупь (например, букв из магнитной азбуки).

· Работа с алфавитом. Алфавит напечатан или выписан в виде табличек с различным количеством строк и букв в строке. Замеряется скорость называния учеником букв выборочно по строчкам; затем и по столбцам.

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я   а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я   а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

· Привлечение для работы с изучаемым звуком близкого детям словаря: слышится ли этот звук в их именах, фамилиях, в названиях улиц, где они живут, в номере их дома, этажа, квартиры.

· Использование игр «Умный телефон», «Азбука» и другие.

· Диктанты букв или слогов.

По мнению А.В. Левина организуя деятельность учащихся на уроке чтения, учитель получает возможность не только сделать урок интересным, но и оказать существенную помощь в учебе (11).

Современные исследования показали, что гипотеза о том, что понимание служит одной из основ обучения и памяти абсолютно верна. Без понимания смысла информации трудно ее запомнить. По мнению В.Я. Ляудиса для того, чтобы дети лучше запоминали текст, необходимо пробуждать их ум к динамической деятельности:

· Задавать им вопросы.

· Упорядочить то, что почерпнули из чтения.

· Делать пуазы для размышления об основных идеях и творчески пересматривать содержание.

· Комментировать прочитанный текст, мысленно дополнять его и развивать применительно к личным интересам детей, лучше сразу же после чтения (10).

Таким образом, продуктивность запоминания повышается за счет осмысливание запоминаемого материала. Пути осмысливания материала различны. Например, для удержания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана.

Самым маленьким (первоклассникам) доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин. Если нет иллюстраций, то можно лишь называть, какую картину следовало бы нарисовать к началу рассказа, какую потом. Затем картины следует заменить перечнем основных мыслей: «О чем говорится в начале рассказа? На какие части можно разделить весь рассказ? Как назвать первую часть? Что главное?» и т. д.

Запись названий частей рассказа является опорой для его воспроизведения. Дети, таким образом, учатся запоминать не только отдельные факты, события, но и связи между ними (18).

Методисты Е.А. Адамович, В.И. Яковлева рекомендуют на уроках чтения для лучшего запоминания использовать способ «Планирование». Создание плана – одно из необходимых условий для успешного заполнения текста. И здесь тоже существуют определённые правила:

1. Текст должен быть хорошо прочувствован и ясно осмыслен.

2. Нельзя перегружать план второстепенными деталями, но необходимо более подробно представить в плане то, что запоминается хуже всего.

3. В плане обязательно должна быть выражена главная мысль и основные идеи текста.

Данные методисты советуют при составлении с детьми плана прочитанного произведения, прежде всего, показать детям, что всякое произведение имеет логическую последовательность изложения. Это важно и для понимания читаемого и для успешного запоминания. Но ребенок должен уметь правильно составить план, и это нужно достигать с помощью ряда соответствующих упражнений. Е.А. Адамович, В.И. Яковлева предъявляют следующие требования к текстам для подбора таких упражнений:

· Тексты должны иметь совершенно ясную и простую структуру.

· Изложение событий в тексте должно иметь чёткую логичную последовательность, так как детям трудно составить план по многим лирическим стихотворениям, к рассказу или статье, где дается недостаточно четкое описание, где изложение событий идет не в простой последовательности (1).

Отобрав подходящий текст, можно переходить к обучению ребенка правильно составлять план. По мнению авторов, следует мотивировать учащихся на выполнение упражнений по составлению плана не только на уроке, но и дома, при приготовлении домашнего задания, сконцентрировав внимание учащихся на том, что правильно составленный план поможет им быстрее, легче и эффективнее запоминать и понимать необходимую информацию. Они считают, что учащимся полезно предложить ряд следующих упражнений:

· Придумывание заголовков к каждой части и картине текста (выполняя это упражнение, ребенок создает зрительный образ данной части текста, находит основную мысль и на данной основе озаглавливает отрывок текста).

· Нахождение в тексте частей по данным заголовкам (ребенок запоминает заголовки и находит в тексте предложения, соответствующие теме заголовка, выстраивая содержимое данной части текста в логическую цепочку, что облегчает запоминание).

· Устное рисование картинок к частям рассказа (это упражнение позволяет создать зрительный образ и рассказать о том, что было представлено, способствует развитию образной памяти и воображения).

· Расположение картинок к тексту в правильном порядке, в соответствии с последовательностью изложения (учащийся поступает по принципу киноленты – кадр за кадром). Можно разделить детей на группы и предложить каждой группе нарисовать на память к определенной части текста с соответствующей последовательностью.

Авторы подчеркивают, что очень важно учить детей выделить существенную информацию и отбрасывать ненужную. В частности, при работе с картинками к тексту (устно) необходимо подвести детей к определенному количеству картинок, отражающих существенные детали текста, к правильному их отнесению к тому или иному отрывку, а работу над умением правильно составлять план и выделять существенную информацию следует начинать с первого класса, когда дети переходят от букваря к книге для чтения и начинают читать простые связные тексты.

Методисты считают, что необходимо как можно раньше дать понять детям, что в любом рассказе есть своя последовательность, которая должна сохраниться при запоминании. Нельзя пересказывать текст с конца, получится бессмыслица, и не следует пропускать существенное. Для этого предлагается использовать такой прием: пересказать какой-либо рассказ с конца или пропустить главное.

На первом этапе обучения составлению плана предлагается давать карточки с деформированным текстом (можно написать такой текст на доске), попросить учеников разделить текст по картинкам, озаглавить картинки (или группы картинок), подобрать части текста к данным заголовкам (1).

Очень важно научить детей пересказу своими словами и особенно творческому пересказу. Пересказывая своими словами, ребенок учится не только правильно говорить, но и тренирует свою память. Лучше всего начинать обучение пересказу своими словами с первого класса. Эффективным видом работы является пересказ от первого или третьего лица (творческий пересказ). Он является более сложным, но и более интересным, развивает образную память, воображение и является средством передачи описанных в рассказе событий от имени одного из действующих лиц (1)

На уроках чтения часто используется пересказ текста, поэтому, при обучении детей мнемическим приемам, Д. Лапп предлагает следующие способы запоминания текстов:

1. Чтение с ответами на вопросы (Что? Где? Когда?).

Это очень простой метод, который помогает улавливать основные идеи всякого рода текстов, а также фильмов, пьес и так далее. Чтобы чтение сделать эффективным, нужно предложить детям ответить на шесть простых вопросов: кто делает, что, когда, почему, где и как? При использовании этого метода не ускользает не один аспект какого-либо события, явления, описанного в тексте.

Способ «Просмотр».

Этот способ применяется для быстрого развития способностей к учебе. Он противодействует забыванию, и, заостряя внимание обучаемого на сути, позволяет сразу выделить основные идеи и при повторном просмотре текста уже держать в уме его структурную композицию. Алгоритм запоминания:

1. Бегло ознакомиться.

2. Задавать вопросы.

3. Делать отметки при чтении.

4. Пересказать своими словами.

5. Просмотреть повторно (9).

А.И. Липкина и М.И. Оморокова предлагают использовать для обучения детей другие способы запоминания: 

Способ «Суммирование»:

1. Игнорируйте маловажную информацию (детям необходимо объяснять, какая информация является маловажной).

2. Пересказывайте текст своими словами.

3. Выбирайте предложение, в котором содержится основная мысль (или составьте его самостоятельно).

4. Объединяйте отдельные части текста в единое целое.

 Осмысленное чтение:

1. В общих чертах перескажите содержание.

2. Возвращайтесь к неясным местам после прочтения текста и перечитывайте их.

3. Извлекайте из памяти информацию, дополняющую текст (личные ассоциации с другим материалом).

4. Достигайте полного понимания (задавайте вопросы, справляйтесь в словарях, обсуждайте с другими людьми основные мысли произведения с целью прояснить все темные места).

Активное восприятие:

1. Читайте текст активно (не бездумно).

2. Пробуйте задавать себе вопросы до, во время и после чтения.

3. Постоянно рисуйте в уме картины, отражающие содержание текста. Задавайте себе вопросы для вовлечения в процесс восприятия эмоций и интеллекта.

4. Подумайте над наиболее интересными местами и сделайте внутренние комментарии к ним, которые потом пригодятся при вспоминании.

Формула ОВОД:

1. Основные мысли.

Прочитайте текст с целью восприятия основных мыслей в их взаимосвязи. Если необходимо, подчеркните основные мысли или выпишите их.

2. Внимательное чтение.

Прочитайте текст очень внимательно, но на этот раз в обратном порядке. Проверьте, правильно ли вы связали главные мысли с вторичными. Повторите по памяти текст как можно подробнее.

3. Обзор.

Бегло просмотрите текст еще раз, но в обратном порядке. Задайте вопросы по существующим пунктам.

4. Наводка.

Вспомните самое существенное, повторив по памяти текст для самого себя или лучше для кого-нибудь другого. Постарайтесь свести до минимума число повторных чтений, а еще лучше – постарайтесь вспомнить текст (13).

На уроках литературного чтения очень часто ученикам предлагается выучить какое-либо стихотворение. Традиционный способ заучивания стихотворений – заучивание каждого четверостишия по отдельности, а потом соединение их в единое целое. Но, в таком случае, ученик, рассказывая стихотворение, «запинается» между четверостишиями и не может рассказать его в целом, без запинок. Запомнить стихи будет гораздо легче, если вместо текста запоминать мысленные образы, так как стихи построены из образов и метафор, способствующих активации воображения. А.И. Розов предлагает следующие способы запоминания стихотворений:

 Способ «Фотоаппарат»:

1. Прочитайте стихотворение.

2. Переводите текст в образную форму:

· Прочитайте вслух первую строку стихотворения, концентрируя внимание на содержащихся в ней образах.

· Закройте глаза и попробуйте зримо представить смысл этой фразы в уме. Если возможно, вовлекайте наряду со зрением и другие чувства.

· Перейдите к следующей строфе и сделайте то же самое. Поступайте так со всеми строфами.

· Ясно представьте себе картину образов, содержащихся в стихотворении. Проверьте, так ли это, читая стихотворение вслух, без остановки.

· Попробуйте воссоздать стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закройте глаза и попытайтесь воспроизвести образы, которые вам запомнились, опишите их словами, приходящими на ум.

· Проверьте себя, перечитывая стихотворение вслух. Если надо, подправьте образы, перечитывая стихотворение очень внимательно. Исправьте также последовательность, в которой у вас эти образы возникают.

· Вслушивайтесь в звучание слов. Обращайте внимание на ритм и рифмы.

3. Расскажите другу или родственнику о стихотворении; сначала опишите и охарактеризуйте стихи, а потом поделитесь впечатлениями от самого текста.

Можно предложить детям и другой способ запоминания стихов:

Способ «Повторение»:

· Повторяйте каждую фразу не более двух-трех раз. После длительного перерыва вновь повторите ее два-три раза.

· Если стихотворение большое – заучите примерно половину, а потом – все остальное.

· Если стих маленький, то лучше всего постараться запомнить его целиком (16).

По мнению педагогов, скорость чтения – один из самых важных факторов, влияющих на успеваемость учеников. В арсенале учителей начальных классов немало методик по развитию техники чтения. Часто технику чтения тормозит слаборазвитая оперативная память. Развивать оперативную память можно с помощью зрительных диктантов, методику и тексты которых разработал профессор И.Т. Федоренко. Суть заключается в том, что за отведённое время учащимся предлагается запомнить предложение с определённым количеством букв, а потом его записать. Ежедневно наращивается длина предложений.

Описание такой работы можно найти, например, в статье В.Н. Зайцева «Резервы обучения чтению» (4), в статье Л. Игнатьевой «Хотеть недостаточно, надо действовать» (5) и т.д.

В современной педагогике новаторы широко использует игровые ситуации, игровые элементы и игры на уроке. Игры, используемые в обучении, позволяют определить пробелы в конкретных знаниях, умениях и навыках, а также осуществить проектирование эффективного педагогического вмешательства. Тренинговые игры позволяют активизировать непроизвольное запоминание и в тоже время не исключают произвольное запоминание.

Так, на уроках чтения можно предложить детям следующие игры и задания, способствующие развитию памяти:

· Найди лишнюю букву: а, о, в, у, и.

· Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко.

· Найди лишнее слово:

река слон мала

речка лев моль

ручей мак мела

ручка тигр мила ручеек

· Раздели слова на две группы:

корова заяц ленивый

соловей горох смелый

коза ежик честный

ворона медведь жадный

овца капуста добрый

сорока волк трусливый

· Из какого произведения слова? Кто автор?

«Братец мой, - отвечает месяц ясный, - не видал я девы красной».

«Замяукали котята: «Надоело нам мяукать…!»

«Тихонько к ней подкрался щенок, прыг - и ухватил за хвост».

Таким образом, учебная деятельность младших школьников требует волевых усилий для того, чтобы удержать в памяти определенный учебный материал. Продуктивность произвольного запоминания зависит, прежде всего, от условий, которые создает учитель: использование наглядности, повторение, самоконтроль, мотивы и установка, осмысливание запоминания.

Без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка. Вот почему так важно в работе по развитию памяти ребенка ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запомнить.

Исследование показало, что уроки чтения предоставляют широкие возможности учителю для тренировки памяти младших школьников. Учитель может обучать младших школьников приемам и средствам запоминания, смысловой группировке материала, составлению и использованию плана текста, как смысловой опоры запоминания, выделению своеобразных опорных пунктов для запоминания, соотнесению, сопоставлению, связыванию отдельных частей. Все это будет содействовать не только развитию и усовершенствованию памяти, но способствовать общему интеллектуальному развитию учащегося, повышению культуры его речи.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблемой развития памяти занимались с древности: великий мыслитель-философ Аристотель, отечественный физиолог И.П. Павлов, советские психологи Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и в настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира.

Память можно определить как психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по структуре, и сходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.

Работая с методической литературой по развитию памяти на уроках литературного чтения, мы обобщили и систематизировали данные и, столкнулись с такими фактом как отсутствие современных методических пособий (последнее отечественное издание вышло в 1967 году) и ограниченность сведений о развитии памяти младших школьников на уроках литературного чтения.

По нашему мнению, уроки чтения призваны осуществлять интеллектуальное развитие младших школьников на новом, более высоком уровне. Прежде всего, он обеспечивается увеличением роли самих учащихся в организации учебной деятельности, основанной на осознанности и произвольности, что способствует углубленному осмыслению детьми учебного процесса. При этом учитель должен использовать такие приемы и формы деятельности, которые заинтересуют детей своей необычностью, новизной, нетрадиционными подходами. Это в свою очередь будет способствовать развитию различные виды памяти детей, активизации их интеллектуальных процессов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адамович Е.А, Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. – М., 1967.

2. Бакулина Г. А. Использование интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русс кого языка //Начальная школа, 1998, № 4.

3. Возрастные и индивидуальные различия памяти /Под ред. А.А. Смирновой. – М., 1967.

4. Зайцева В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа, №8, 1990.

5. Игнатьева Л. Хотеть недостаточно, надо действовать //газета «Начальная школа», №8, 1997.

6. Ипполитов Ф.В. Память и ее воспитание. // Память школьника. – М., 1978

7. Истомина З.М. Развитие памяти. – М., 1978.

8. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. – М., 1972.

9. Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. – М.,1993.

10. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М.,1976.

11. Левин А.В. Развитие речи на уроках чтения. – М. 1967.

12. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. – М., 1977.

13. Липкина А.И., Оморокова М.М. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения. - М., 1967.

14. Мальцева К.Б. Развитие памяти школьника. – М., 1956.

15. Михаэлис О.Н. Сжатый пересказ как условие развития связной речи младших школьников на уроках чтения. – Екатеринбург, 2000.

16. Розов А.И. Память. – М., 1970.

17. Столяренко Л.Д., Самыгин О.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. – Р/н/Д., 2001.

18. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1997.

19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М., 1998.

20. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997.

 

МАТЕРИАЛЫ ПРИЛОЖЕНИЯ



2019-12-29 885 Обсуждений (0)
Развитие памяти младших школьников на уроках чтения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие памяти младших школьников на уроках чтения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (885)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)