Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие памяти и её характеристики в трудах отечественных и зарубежных авторов.



2019-12-29 2540 Обсуждений (0)
Понятие памяти и её характеристики в трудах отечественных и зарубежных авторов. 5.00 из 5.00 3 оценки




КУРСОВАЯ        РАБОТА

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ   ШКОЛЬНИКОВ

НА  УРОКАХ   ЧТЕНИЯ

                                                     

                                                          Автор работы:  Завялова Галина

                        Александровна,

                                                                                        студентка 5 курса, 

группа «В»

                                                                                         заочного отделения

                                                           Руководитель: Бреусова Тамара 

                                                                                          Игоревна     

   

 

ст. Ленинградская

2010 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………...      3

ГЛАВА I . Теоретические    основы развития памяти  у   младших

       школьников на уроках чтения.

§1. Понятие памяти и её характеристики в трудах отечественных и

   зарубежных авторов ………………..……………………………………    6

§2. Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте….........  13

§3. Развитие памяти младших школьников на уроках чтения …………  19

 

Заключение………………………………………………………………………. . 32

Список литературы……...………………………………………………………. 33

Приложения…………………………………………………...………………. … 34

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательных способностей учащихся. Способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей. Одной из основ развивающего обучения является – развитие памяти младших школьников.

На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. Труды и исследования многих ученых посвящены памяти человека – Сеченов М.И., Шифрин Р., Карнеги Д., Смирнов А.А. и многие другие.

Человеку надо много знать и многое помнить, с каждым годом все больше и дольше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.

Невысокая успеваемость школьников всегда огорчительна и для родителей и для учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объема информации. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Поэтому на сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции не мыслим.

Наиболее целесообразно, на наш взгляд, развивать память на уроках литературного чтения, так как в младшем школьном возрасте восприятие окружающего мира продолжает быть эмоциональным, чувственным, и живое слово будет способствовать наилучшему усвоению мнемических приемов.

Анализ исследований по проблеме развития памяти у младших школьников на уроках чтения показывает, что теоретические основы освещены недостаточно широко и подробно, и практическая сторона вопроса требует дальнейших разработок. Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы, определили выбор темы курсовой работы: «Развитие памяти у младших школьников на уроках чтения».

Проблема исследования – каковы возможности уроков чтения в развитии памяти младших школьников.

Предмет исследования – развитие памяти у младших школьников на уроках чтения.

Объект – память младших школьников.

Цель исследования – выявить возможности уроков чтения для развития памяти младших школьников.

Для решения поставленной цели нами были выделены  задачи исследования:

1. Опираясь на исследования отечественных и зарубежных авторов дать характеристику памяти как одного из важнейших познавательных процессов личности.

2. Проанализировать особенности развития памяти у младших школьников; показать роль учебной деятельности в этом развитии.

3. Раскрыть возможности уроков чтения: методов, приемов работы с текстовым материалом, средств обучения используемых учителем начальных классов на уроках чтения для развития памяти младших школьников.

Для решения поставленных задач нами был использован метод анализа и обобщения литературных данных.

Новизна работы заключается в обобщении материалов по вопросам развития и совершенствования памяти младших школьников на уроках чтения.

Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы и материалов  приложения.

ГЛАВА I . Теоретические    основы развития памяти  у   младших школьников на уроках чтения.

Понятие памяти и её характеристики в трудах отечественных и зарубежных авторов.

Проблемой развития памяти занимались с древности: великий мыслитель-философ Аристотель, отечественный физиолог И.П. Павлов, советские психологи Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и в настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира.

В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (от греч. слова «воспоминание»). По имени своей богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью. В научной психологии проблема памяти является «ровесницей психологии как науки» (П.П. Блонский).

Интерес к проблеме памяти проявляется уже в далёкой древности. Попытки подойти к её пониманию мы находили у Платона и Аристотеля, которые осмысливали эти вопросы в основном с философской позиции. Древнегреческие философы считали, что ум человека можно уподобить восковой дощечке для письма на ней и запечатляются происходящие события.

Более высоких успехов в научном изучении памяти добились английские психологи XVIII – XIX вв. собравшие большой экспериментальный материал, давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений. В частности, получено развитие представления об ассоциациях и их роли в процессах памяти.

Проблеме развития памяти и её индивидуальных различий большое влияние уделялось советскими и зарубежными психологами. Одна из самых ранних работ – исследование Геллета (1909), проводившего опыты над самим собой и своим двухлетним сыном.

Сравнительное изучение продуктивности памяти детей от 5 до 10 лет проводил Декроли и Деганом. Из более поздних работ можно указать исследование Мак Елви(1933) и Мак Пич(1935), изучавшие память детей дошкольников на предметы. Ломли и Колхаун посвятили свои исследования развитию памяти на слова.

Из советских работ, посвященных изучению памяти необходимо указать, прежде всего, работу А.Н. Леонтьева(1931),исследовавшего возрастные и индивидуальные различия в продуктивности запоминание бессмысленных слогов и осмысленных слов, а также развитию непосредственного и опосредованного запоминания.

В обширном исследовании П.И. Зинченко(1961) сопоставлялось продуктивность двух видов запоминания – произвольного и непроизвольного – у испытуемых разного возраста.

Л.В. Зайков и Д.М. Маянц исследовали различия запоминания детьми предметов, предъявляемые в одиночку и парами. В работе Е.Д. Кажерадзе (1949) предметом изучения было влияние, оказываемое на объём памяти группировкой предметов с различной степенью сложности или трудности наименования каждой группы соответствующим обобщающим словам. В исследованиях Н.А. Корниенко (1955) сравнивалось развитие запоминания наглядного и словесного материала.

Изучению индивидуальных различий в запоминании посвящено большое число работ, обзор которых представлен в монографии Меимана (1913,1916), Гауппа (1913), И.С. Продановой, в обобщающих трудах Уипма (1913), С.А.Рубинштейна (1940), Мак Пича и Аарона (1952), Хавланда (1951).

Что же такое память? Этот вопрос интересовал древних людей, и даже в XXI веке не утихают споры по определению памяти. Аристотель утверждал, что память является результатом работы сердца, а мозг служит лишь для охлаждения крови. Лишь в XVI веке фламандский ученый Андреас Везалий показал, что память связана с работой мозга (16).

В настоящее время, когда ученые собрали и обобщили данные о памяти, как о высшей психической функции, появилось множество определений. Например, в словаре Уэбсерта дано два взаимодополняющих определения памяти:

1. Процесс воспроизведения или восстановления усвоенных и сохраненных в уме знаний и представлений, особенно посредством ассоциативного мышления.

2. Сумма усвоенной и сохраненной информации (8).

М.И. Еникеев и О.Л. Кочетков дают определение памяти как интегрированного психического отражения прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационного фонда его жизнедеятельности.

Л.Г. Воронин рассматривает память с биологической точки зрения и определяет её как «процесс изменения нервной ткани под влиянием действия раздражителей, результатом которого становится сохранение и запечатление следов нервного возбуждения» (под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах – нервных клетках).

А. Н. Леонтьев определяет память как когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта (15).

С.И. Крутецкий дал следующее определение: «память – это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации». Л.Д. Столяренкоопределил память как форму психического отражения, заключающуюся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающую возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения (17).

Значение памяти в жизни и деятельности людей огромно. Память — основа всякого научения. Если бы человек забывал все, что он воспринимал, переживал и делал, его психическое развитие было бы невозможно.

Когда ребенок рождается, он ничего не знает и ниче­го не умеет. Для того чтобы подняться на более высокую ступень развития, он должен усвоить знания об окру­жающем мире, овладеть нормами поведения, приобрести определенные навыки и умения. Все это связано с рабо­той памяти.

Память — необходимая предпосылка любой творче­ской деятельности, всегда осуществляемой на основе уже полученной и усвоенной человеком информации (7).

Различают три основных процесса памяти: запоминание, представляю­щее собой с физиологической стороны образование нерв­ных следов, воспроизведение и узнавание того, что было в прошлом опыте данного человека. Каждый из этих процессов может протекать или в форме единичного акта, или как более или менее сложная, целенаправленная психическая деятельность (7).

Память начинается с запоминания. Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий охранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Если запоминание имеет характер специальной организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, она называется заучиванием.

Воспроизведение – существенный компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, самовоспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия).

Узнавание – проявление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо. Этот процесс более «слепой», он характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов.

Сохранение и забывание – это две стороны единого процесса долговременно удерживаемого воспринятой информации. Сохранение – это удержание в памяти, а забывание – это исчезновение, выпадение из памяти заученного. Благодаря забыванию, человек расчищает место для новых впечатлений и, освобождая память от груды деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению (8).

Индивидуальные особенности памяти не являются чем-то прирожденным, твердо устанавливаемым. Они складываются в жизненной практике и в процессе обучения. Индивидуальные особенности выражаются в различной быстроте, точности и прочности запоминания. Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Сами эти особенности высшей нервной деятельности изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей.

Наилучшей считается память человека, который легко, быстро и прочно запоминает много различных единиц информации и сохраняет это в памяти так долго, как это нужно.

Индивидуальные различия памяти проявляются также в том, на какой вид представлений по преимуществу опирается человек при запоминании. Одни запоминают лучше то, что могут увидеть, другие – то, что могут услышать, третьи – то, что может быть выполнено практически.

Процессы памяти взаимосвязаны со всеми психиче­скими процессами, и особенно — что имеет исключитель­ное значение — с процессами мышления. Челове­ческая память — сознательный, осмысленный процесс. Это ее важнейшая характерная черта.

Память тесно связана с волевыми качествами — с их целенаправленностью, мотивами поведения человека, склонностями и интересами, умением преодолевать труд­ности, бороться с препятствиями.

К основным видам памяти относят:

· непроизвольную память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Непроизвольная память сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

· произвольную память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит: от целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить), от приемов заучивания.

Память бывает:

· механическая –  основанная на повторении материала без его осмысления;

· логическая (смысловая) – основанная на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем механической;

· образная бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная (17)

В соответствии с этим можно выделить:

· человек зрительного типа памяти, запоминая текст книги, предпочитает его видеть.

· человек слухового типа памяти предпочитает слышать содержание текста в чтении кого-либо.

· человек двигательного типа памяти должен обязательно записать или проговорить заучиваемый материал.

Чаще всего встречается смешанный тип памяти: слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой. Он жизненно ценнее, чем тип односторонней памяти по причине большого разнообразия практической деятельности человека. Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания.

Выделяют также кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации (17).

В процессе развития человека относительная последовательность становления видов памяти выглядит примерно так:

     I.                              II.                    III.

Двигательная          Непроизвольная             Кратковременная

Эмоциональная      Произвольная                 Оперативная

Образная                                                               Долговременная

Смысловая

Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни взрослого человека они не исчезают, а обогащаются, взаимодействуют между собой.

Таким образом, память человека можно определить как психофизические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.

Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями. Все виды памяти можно условно разделить на три группы:

· что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, словесно-логическую и образную память;

· как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память;

· как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, долговременная и оперативная память.

 



2019-12-29 2540 Обсуждений (0)
Понятие памяти и её характеристики в трудах отечественных и зарубежных авторов. 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Понятие памяти и её характеристики в трудах отечественных и зарубежных авторов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2540)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)