Учреждение поста Президента России.
В юридической литературе можно встретить различные мнения о причинах учреждения в 1991 году поста Президента. Учёные указывают на аналогичный опыт СССР (где пост Президента был учрежден в марте 1990 года), на необходимость обеспечить персональную ответственность за эффективность государственного управления и выход из кризиса начала 90-х гг., проведение политической линии, намеченной в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Чрезвычайная ситуация, сложившаяся в годы перестройки, заставляла искать чрезвычайные методы выхода из неё. На это указывали историки, возводившие президентскую власть к экстраординарной магистратуре Древнего Рима. Для недопущения возрождения авторитаризма предлагалось обеспечить действенную систему сдержек и противовесов. Первым шагом к введению президентуры стало принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР. [8]Статья 13 Декларации устанавливала, что «разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. Сформированной в июне 1990 г. Конституционной комиссии было поручено выработать проект новой Конституции РСФСР с учётом указанных положений Декларации. При разработке проекта Конституции дискуссионным стал вопрос, быть будущему президенту главой государства или главой исполнительной власти. Первый вариант поддерживали депутаты [9]Л.Б. Волков и В.Л. Шейнис: «Ответственное лицо должно возглавлять Республику, представлять и отстаивать её суверенитет. В нарождающейся демократии оно призвано гарантировать своим конституционным и личным авторитетом устойчивость и авторитетность решений и действий всех государственных органов Республики». Президент будет организатором работы власти, ответственным перед народом. В силу своего статуса главы государства президент имеет возможность «влияния» на политику правительства. Президента – главу исполнительной власти хотел видеть в РСФСР В.Д. Зорькин. Он обращал внимание на возможность обеспечения разделения властей: без этого может возникнуть деспотия одной из ветвей власти. Необходимо выбрать между парламентской и президентской формами правления в общепринятом понимании каждой из них. Для самого автора статьи вопрос решен: предпочтительнее для России президентская республика. Неприемлемость парламентской формы В.Д. Зорькин объясняет тем, что в России нет устойчивой двухпартийной системы, поэтому возникнут сложности с формированием правительства. [10]В.Д. Зорькин предложил классическую президентскую республику: члены правительства назначаются президентом с одобрения парламента, президент не имеет права роспуска парламента, парламент не может отправить в отставку правительство. Устойчивость государственной власти обеспечит возможности для проведения реформ. Обе точки зрения были высказаны на пленарном заседании Конституционной комиссии. По её решению был опубликован проект Конституции Российской Федерации, в которой были включены оба варианта построения президентской власти. Официально вопрос о введении поста Президента РСФСР был поставлен на II Съезде народных депутатов РСФСР. По требованию 1/3 народных депутатов он был вынесен в марте 1991 года на референдум, который решил данный вопрос положительно. 24 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Законы РСФСР [11]«О выборах Президента РСФСР» и «О[12] Президенте РСФСР». Положения последнего через месяц были включены в Конституцию РСФСР. Проанализируем статус и функции российского Президента. Статус. Президент РСФСР являлся главой исполнительной власти и высшим должностным лицом РСФСР. Он избирался на 5 лет всеобщими выборами. Президент обладал неприкосновенностью. Функции и полномочия по их осуществлению. За президентом закреплялась представительская функция. Так, он был уполномочен принимать верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств. Президент РСФСР награждал государственными наградами и присваивал почётные звания РСФСР, осуществлял помилование. В качестве главы исполнительной власти Президент отвечал за ход реформ. Не реже раза в год он представлял Съезду народных депутатов доклад о выполнении его решений в области внутренней и внешней политики. Большинством голосов Съезд вправе был потребовать внеочередного доклада. Для реализации своей главной задачи [13]Президент руководил деятельностью Совета Министров – Правительства РСФСР. В связи с этим он: - с согласия Верховного Совета назначал Председателя Совета Министров РСФСР; - по представлению Председателя формировал Совет Министров РСФСР; - принимал отставку Совета Министров РСФСР. Отставка Правительства допускалась в случае выражения недоверия Съездом народных депутатов или Верховным Советом РСФСР, по собственной инициативе президента РСФСР, по инициативе самого Правительства. Правительство слагало полномочия перед вновь избранным Президентом РСФСР. В случае отставки Правительства в связи с недоверием Съезда или Верховного Совета Президент РСФСР не имел полномочий «защитить» Правительство; - закреплялась подотчётность Совета Министров РСФСР Президенту РСФСР. В целом закреплялась зависимость Президента от Съезда Верховного Совета. В соответствии с этим строилась система сдержек и противовесов. Президент располагал правом законодательной инициативы и правом вето, которое могло быть преодолено простым большинством голосов парламента – верховного Совета в каждой его из палат. Президент не имел права распустить или приостановить деятельность «законно избранных органов» и изменить национально-государственное и общественное устройство. Съезд народных депутатов большинством в 2/3 голосов по собственной инициативе или инициативе Верховного Совета либо одной из его палат мог отрешить Президента от должности за нарушение Конституции РСФСР.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |