Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВЛИЯНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.                                          



2019-12-29 561 Обсуждений (0)
ВЛИЯНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.                                           0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ                                                                                                     3

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ                                                                                                         6

1.1Применение коллективных форм работы в процессе эстетического воспитания.                                                                                                                      6

1.2 Влияние коллективных форм работы на развитие творческой личности в процессе нравственного воспитания                                                                             9

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА                                                12

2.1Коллективные формы работы с использованием активных форм обучения.  12

2.2 Методы организации уроков изобразительного искусства с учетом  коллективных форм работы.                                                                                          17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                 22                                                                                           

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                       24                                      

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                            25

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная работа представляет собой научно - методическое исследование коллективных форм работ на уроках изобразительного искусства (ИЗО).

 

Актуальность темы исследования:

Наиболее важным документом, регламентирующим деятельность образовательных учреждений, является Закон Республики Казахстана «ОБ ОБРАЗОВАНИИ», в котором содержатся те основные принципы и положения, на основе которых необходимо строить стратегию, и тактику реализации законодательно закреплённых идей развития.

 

Главной целью развития педагогического процесса является формирование социально интеллектуально - гармонически развитой личности. В связи с этим, в познавательном процессе педагогу, прежде всего, необходимо организовать взаимодействие обучаемых, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений:

 

- каждый имеет право высказывать любую точку зрения;

- отстоять ее убедительной аргументацией;

- обязан выслушать и понять другого;

- терпимо относиться к чужому мнению, извлекать из него рациональное;

- нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела.

 

Такое взаимодействие в познании стимулирует у каждого желание проявить инициативу, творчество, которое способствует развитию эстетически-нравственной личности.

Современные дети отличаются широкой информированностью, рационализмом, расчетливостью, потерей терпимости к ошибкам и недостаткам окружающих людей.

Проблемы организации коллективной формы работы в школе - теряется опыт коллективной работы, отдается предпочтение индивидуальному подходу. При этом индивидуальная работа включает в себя "борьбу" с педагогически запущенными детьми и создание условий для одаренных детей. Дети, не входящие в эти две категории (то есть не доставляющие беспокойства или успеха) остались вне педагогического внимания.

В настоящее время существующая в образовании тенденция рассматривает весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества, и при этом обнаруживает себя проблема учебного сотрудничества, т. е. коллективных, групповых форм работы.

При систематической организации коллективной работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей разного школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми.

Цель курсовой работы заключается в исследовании коллективных форм обучения на уроках ИЗО, как одного из важнейших показателей развития личности учащегося.

Задачи курсовой работы:

1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2) изучить учебно-методическую литературу о формах организации учебной работы;

Предметом курсовой работы является коллективный способ обучения. Этим способом является такая форма его организации, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый \тит каждого. В коллективном способе обучения нет возрастной дифференциации.

Объектом исследования является учебный процесс при коллективной форме обучения на уроках ИЗО (рассматриваются проблемы реагирования и запоминания материала).

В качестве гипотезы выступает предположение о том, что использование различных форм коллективной работы способствует повышению качества знаний учащихся в том случае, если:

- учитель сознает необходимость данных форм работы, если они проводятся систематически;

- дети принимают участие в них осознанно.

Теоретическими основами исследования являются: положение о том, что основной формой организации учебного процесса классно-урочная система, но среди форм работ она должна включать коллективную работу.

Работа состоит из двух частей, первая из которых посвящена педагогическим аспектам применения коллективных форм работы. Вторая глава посвящена методике организации коллективных форм работ на уроках изобразительного искусства. В конце работы приведен список используемой

литературы.

 

 1 Педагогические аспекты применения коллективных форм работы

 

1.1 Применение коллективных форм работы в процессе эстетического воспитания

 

Коллективное обучение происходит при наличии связей не только между учителем и обучаемыми, но и между самими учащимися. Учитель устанавливает, организует, поддерживает эти связи, не дает им прерваться и выродиться в бесполезные разговоры.

Коллективное обучение - это только такое обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной работе.

Коллективные формы работ имеют следующие признаки:

1. Общая социально значимая цель.

Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.

2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности.

Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

3. Отношения ответственной зависимости.

Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).

4. Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Таким образом, коллективная форма организации учебной работы - это обучение обучающих и обучаемых в динамических парах, или парах сменного состава.

Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя. В то же время коллективное обучение развивает эстетическое и нравственное воспитание личности учащегося.

Эстетические (художественные) дела — общее название дел, доминирующая цель которых — формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению.

Сегодня особенно актуальна проблема воспитания эстетического вкуса учащихся, выработка у них умений самостоятельной оценки произведений искусства, в связи с чем возрастает роль аксиологических параметров художественного образования, развития у школьников критического мышления. Ознакомление с культурным наследием прошлого позволяет учащимся глубже понять духовный, эстетический мир тех, кто жил и творил в нём, систему ценностей предыдущих эпох, конкретно представить образ жизни, мнения людей, понимание нерушимого единства художественного образа с природой, бытом, трудом, историей и национальными традициями. Вместо традиционного «анализа» произведений искусства в научно-педагогический оборот и школьную практику вводится понятие «интерпретация» произведений искусства. Поэтому поиск в искусстве личностно значащих смыслов, созвучных собственному духовному миру каждого учащегося, его художественно-эстетическому опыту, приобретает особое значение. Главные задачи эстетического воспитания — формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей.

Эстетическая культура как составная часть культуры духовной  предполагает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но также в любом проявлении жизни: в труде, быту, поведении человека. Коллективные формы работ играют немало важную роль в эстетическом воспитание личности учащегося.

Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты. Любовь к природе, литературе, театру, музыке, поэзии, живописи и другим видам искусства служит стимулом для всестороннего умственного развития. Эстетическое воспитание имеет огромное значение для формирования нравственности. Эстетическое наслаждение вызывают не только произведения искусства, но и добрые дела, преданность коллективу, добросовестный труд.

 

ВЛИЯНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.                                          

 

В структуру воспитательных уроков ИЗО этической направленности педагог включает сведения о человеческой морали, добивается ясного понимания того, что мораль — форма человеческого сознания, часть человеческой культуры. Понимание сущности, норм и принципов морали приводит воспитанников к нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают поступки — свои и других людей. На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые в конечном счете и определяют поведение и поступки человека. Нравственно убежденный человек глубоко уверен в справедливости моральных норм, признает необходимость их выполнять. Но знание и понимание нравственных норм еще не могут сами по себе обеспечить действенность убеждений, а становятся лишь необходимой предпосылкой для их формирования. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они применяются в жизненном опыте, продуманы, критически переработаны воспитанниками.

В систему этических воспитательных уроков ИЗО органично вплетаются средства, стимулирующие нравственные чувства, под которыми понимается переживание человеком своего отношения к действительности, людям, своему собственному поведению. Но конечная и главная цель этических воспитательных дел — формирование нравственного поведения. Воспитательные дела составляют цепь нравственных поступков в ежедневных жизненных ситуациях. Именно поступок характеризует отношение человека к окружающей его действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия. Однако даже поступки не всегда говорят о нравственной воспитанности. Важны и побудительные мотивы, которые движут человеком и объясняют поступки.

Поэтому формирование высоконравственных мотивов деятельности — важная и необходимая часть этических воспитательных дел.

Чтобы воспитанник совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. Формирование нравственных потребностей личности есть процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания. С помощью нравственных потребностей создается основа самой природы морали — возможность свободного выбора. Именно в выработке способности к свободному нравственному выбору состоит функция этических воспитательных дел.

Система поступков ведет к формированию нравственной привычки — устойчивой потребности совершать нравственные поступки. Привычки, как мы уже знаем, могут быть простыми (в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины) и сложными, когда создается потребность и готовность к деятельности, имеющей как общественное, так и личное значение.

При организации и осуществлении этических воспитательных дел нужно учитывать следующие признаки:

1.  Нельзя допускать, чтобы процесс нравственного воспитания превращался в «кампанию по борьбе». Воспитание не «борьба», а длительная кропотливая работа, складывающаяся из повседневных творческих дел учащегося.

2.    Нравственные качества личности не формируются без насущной жизненной необходимости. Поэтому можно организовать ситуации конфликтного столкновения нравственных позиций. Дайте воспитанникам пережить и почувствовать на себе последствия нарушений этических норм. Тогда древняя истина — поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе, — приобретет понятный и конкретный смысл.

3.  Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, — вот одно из золотых правил воспитания нравственных качеств.

4. Проектируя этические воспитательные дела, создающие нравственные привычки нельзя вырабатывать сразу несколько привычек, так как это требует больших затрат нервной энергии и контроля над собой; нужна повторность разумных действий, вначале — чаще, затем — реже, чтобы не доводить нервную систему до переутомления; число повторений разумных действий очень индивидуально: для одного человека их может быть меньше, для другого больше, все зависит от приобретенного опыта; еще более длите­лен и труден процесс искоренения дурной привычки. Здесь, с одной стороны, надо действовать против причин, ее породивших, с другой — необходимо вытеснять дурную привычку воспитанием положительной (привычку к грубости вытеснять привычкой к вежливости, привычку лгать — привычкой говорить только правду); нужно при этом добиваться, чтобы ребенок по­нимал, насколько вредна дурная и полезна хорошая привычка

5.  Высокие нравственные качества основываются на простых, элементарных качествах творческой личности. Гуманизм, уважение к людям, милосердие нельзя воспитать, не вырабатывая навыков культурного поведения: вежливости, предупредительности, умения обращаться, деликатности в словах.

6. Для воспитания коллективизма, гражданственности, сознательной дисциплины и многих других нравственных качеств должны быть прочно усвоены конкретные привычки: заботиться о других, сочувствовать людям, тормозить свои эгоистические порывы, выполнять требования коллектива, обязательства перед людьми, отвечать за свои слова и действия и т. п.

7. Через призму моральных качеств рассматриваются и отрицательные привычки: слишком громко говорить, не слушать или перебивать других, грызть ногти, размахивать руками  и т. п. На конкретных примерах

необходимо показать молодым людям, что их будущая жизнь, карьера могут не сложиться из-за таких безобидных на первый взгляд привычек.

 

2 ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

2.1 КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ.

Активизация учебно-познавательной деятельности способствует формированию личности человека, который умеет творчески решать задачи, самостоятельно и критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически пополнять свои знания и применять их в трудовой деятельности.

Активность в обучении характеризуется проявлением устойчивого интереса к изучаемой теме, возникшей проблеме, задаче, направленностью внимания и мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения и сопоставления и др.), пониманием изучаемого материала. Выделяют три уровня познавательной активности:

Первый уровень — воспроизводящая активность — характеризуется стремлением ученика запомнить и воспроизвести материал, овладеть его применением по образцу. Характерным показателем первого уровня активности является отсутствие у учащегося стремления к углублению знаний.

Второй уровень — интерпретирующая активность — характеризуется стремлением ученика осмыслить изучаемое, связать его с уже известными понятиями, овладеть способами применения знаний в новых условиях. Характерным показателем второго уровня является большая самостоятельность, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднениях ищет пути их преодоления.

Третий уровень — творческий уровень активности — характеризуется интересом и стремлением ученика к нахождению нового способа решения задачи (проблемы). Отличительная особенность этого уровня — в проявлении упорства и настойчивости при достижении цели, в широких и разносторонних познавательных интересах.

Таким образом, «активность в учении — не просто деятельное состояние школьника, а качество этой деятельности, в котором проявляется личность самого ученика с его отношением к содержанию и характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей».

В качестве средств активизации выступают не только содержание учебного материала, методы и формы обучения, но и материальная база учебного процесса, личные качества учителя и многое другое. Однако, бесспорно, что основой активизации познавательной деятельности являются действия учащихся по осознанию и разрешению учебной проблемы, Известно, что человек мыслит тогда, когда он сталкивается с условиями, при которых не может выполнить какого-либо действия известным способом и вынужден решать проблемные ситуации.

Что же может побудить учащихся к активной мыслительной дея­тельности? Эмоционально-познавательное отношение к учебной деятельности возникает тогда, когда она организована как поиск ответа на вопрос, как решение возникающей перед ними задачи. Таким образом, ключ к творческой активности — поиск ответа на вопрос. Но не всякий вопрос заставляет школьников сравнивать, сопоставлять, доказывать.

Значительно повышают эмоциональную привлекательность учения элементы занимательности на уроке. В зависимости от поставленной учителем цели занимательность можно использовать перед объяснением нового (в этом случае занимательная задача может выступать как проблема), в ходе объяснения нового (переключение внимания учащихся), перед закреплением материала — словом, на любом этапе обучения. При этом занимательность не должна выступать как самоцель. Она - одно из средств решения учебно-воспитательных задач. Не следует забывать, что основа учебного процесса — в целеустремленной творческой активности, а не в эмоциональной впечатлительности. Любое чередование заданий должно быть направлено прежде всего на изменение в характере или темпе мыслительной деятельности.

Иногда активность сводят лишь к физическим движениям ученика: считается, что ученик активен, если он рисует, чертит, пишет и т. д., а если читает про себя, слушает учителя, то он пассивен. Такое понимание активности одностороннее: ученик может быть внешне неподвижен, а его мысль в это время очень активно работает.

С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружились опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видя в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в ни правлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Анализ педагогической литературы позволил выделить но сколько десятков типов нестандартных уроков. Их названии дают некоторое представление о целях, задачах, методике про ведения таких занятий(уроки творчества, уроки обобщения, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, интегральные уроки и др.). Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного по­знавательного труда, невысокой результативности и т. п.

Среди огромного количества видов коллективных форм работ на уроках ИЗО особенно практикуются следующие: кружок, студия, клуб, факультатив, творческая комната, реставрационная деятельность, игровая площадка, лекция, вечер, устный журнал, экспедиция, музей ИЗО, домашнее рисование, показ кинофильмов, внеклассная беседа, ИЗО-КВН, коллективное оформление стендов, изготовление элементов для украшения интерьера. Пожалуй, самым излюбленным видом является сочетание клубной и кружковой работы и работа в творческой комнате.

Особенно хороший эффект дает сочетание традиционных и инновационных уроков. Но на всех них гибко меняется соотношение теоретической, практической и методической частей в зависимости от темы. И на наш взгляд надо оценивать не то, каков урок, традиционный или инновационный, а каков его результат, каков его "выход" на творчество студента.

Нестандартные формы уроков развивают у учащихся следующие качества:

1. формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика;

2. воспитание и развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры, формирование навыков практического решения художественных задач;

3. обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

4.  систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, комбинаторики, умения выражать в художественных образах решение творческих задач, художественный и конструкторский замысел;

5. приобщение к наследию отечественного и мирового искусства, формирование представлений о внутренних закономерностях культурно-исторического процесса, с учетом прошлого и современного опыта пластических искусств;

6. воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям.

 

 



2019-12-29 561 Обсуждений (0)
ВЛИЯНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.                                           0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВЛИЯНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.                                          

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (561)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)