Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С УЧЕТОМ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ.



2019-12-29 217 Обсуждений (0)
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С УЧЕТОМ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Передовой опыт учителей начальной школы на современном этапе характеризуются поисками такой организации совместной учебной деятельности учащихся, которая создавала бы наиболее благоприятные условия для включения каждого школьника в активную работу на уроке.

Устный опрос, проверка выполнения письменных домашних и классных самостоятельных работ занимают в учебном процессе до двадцати пяти процентов рабочего времени урока. Но именно здесь ученик чаше всего остается один на один с учителем, отвечая только перед ним за результаты своей личной работы, а класс фактически остается «вне игры».

В современной практике школы довольно редко используются индивидуально-коллективные формы работы учащихся. Коллективная работа, возникающая на базе дифференцированной работы учащихся, должна иметь следующие признаки:

- класс воспринимает данное учителем задание, как задание, за которое класс несет ответственность как коллектив и получает соответствующую социальную оценку;

- организация выполнения задания ложится на плечи самого класса и отдельных учащихся под руководством учителя;

- действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;

- есть взаимный контроль и ответственность перед классом и группой.

 

Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений:

- каждый имеет право высказывать любую точку зрения;

- отстоять ее убедительной аргументацией;

- обязан выслушать и понять другого;

- терпимо относиться к чужому мнению, извлекать из него рациональное;

- нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела.

Такое взаимодействие в познании стимулирует у каждого желание проявить инициативу, творчество.

Эти задачи можно решать с помощью любых разделов нашего курса, где-то щедрее, где-то экономнее. Зачастую необходим эмоциональный настрой учащихся на тему, широкая предупредительная работа (которая проявляется в виде анализа темы урока, закрепления узловых точек), самостоятельная работа по теме, анализ работ и итог урока. Каждый этап урока может быть проведен либо учителем в плане анализа темы, вариантов решения ее, либо студентами в виде фрагментов школьных уроков; очень широко используется взаимопроверка, оценка и самооценка, контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ; практическая работа представляет собой изготовление наглядных пособий для методических копилок студентов. Широко используется педрисунок (полный, частичный, с элементами аппликации), его выполняет как учитель, так и подготовленный студент. Для взаимопроверки и анализа студенты разрабатывают оценочный критерий данного вида работы, где особое место отводится самостоятельности, оригинальности, творчеству работы, умению нестандартно ее решить и подать. Для анализа, контроля и оценки предлагаются примерные опорные вопросы, с которыми студенты работают и в аудиториях, и на пробной практике, и в самостоятельной педагогической деятельности.

Но самым благодарным материалом в этом отношении, судя по опыту работы, является декоративно-прикладное искусство. Оно в состоянии решить широкий круг задач, как познавательных (познакомить с промыслами, их технологией, особенностями декора, мастерами), воспитательных ( научить ребенка гражданственности, патриотизму, гуманизму, творчеству, научить определять художественную ценность произведений, защищать и творить красоту, хотя бы на уровне детских возможностей), так и вырабатывать умения, навыки, необходимые в такой работе, будить так необходимое в жизни умение и желание трудиться, и трудиться красиво. Содержание декоративных заданий должно органически связываться со всеми видами учебной работы по изобразительному искусству (рисование с натуры, на тему, по памяти). Анализ экспериментальных работ показал, что успешное развитие творчества учащихся в области декоративной работы находится в зависимости от уровня подготовки их в рисовании с натуры.

Также можно использовать при организации коллективных форм работ на уроках ИЗО графику. При разработке занятий линогравюрой вытекают следующие задачи:

 

1. Развить образное мышления учащихся;

2. Давать учащимся понимание средств гравюры и умение пользоваться ими.

 

Известно, что умение наблюдать - важное и необходимое качество для развития художественно-творческих способностей учащихся. Эти занятия развивают у учащихся прежде всего композиционные способности, что проявляется в умении зрительно уравновешивать формы - элементы рисунка, гравюры. Они приучают школьников рассматривать средства искусства со стороны их не только изобразительных, но и выразительных возможностей. И что особенно важно: занятия линогравюрой в высшей степени содействуют формированию у учащихся эстетического отношения к окружающим явлениям жизни.

Поэтому особое внимание необходимо уделять внеучебной работе, дополнительному образованию. На материале декоративно-прикладного искусства стараются учить народному искусству не спеша, сохраняя наши корни, но настойчиво и ненавязчиво - всегда, чтобы оно вечно жило в человеческих душах и питало их человечностью.

Полученные знания, умения и навыки подтверждаются различными видами учета основного курса, участием в отчетных выставках учебных и творческих работ, периодических зачетных занятиях по дополнительному образованию. Контроль знаний, умений и навыков проводится текущий (по мере освоения темы), также проводится итоговый зачет.

Знакомство с несколькими промыслами завершается праздником, в котором участвуют несколько классов. Это может быть ИЗО КВН, "Путешествие в страну Красоты", "Поле ИЗОчудес", "Следствие ведут ИЗОзнатоки" и т. д. На таких праздниках должны быть интересные, динамичные задания, требующие нестандартных решений (например, "оживить" картину, расписать блюдо только заданной росписью - аппликация и роспись и т. д.). Особый эффект выходит, когда соревнуются команды, составленные из игроков разных групп, например, в команде "Палитра" игроки из группы За, 3б, 3в классов; в команде "Мастера" игроки - другие, но из этих же За, 3б, Зв классов. Таким же образом готовятся группы поддержки. Тогда на празднике превалируют не групповые, а командные интересы, что дает возможность увидеть воспитанников другой гранью, часто нестандартной.

Огромно значение коллективных форм работ, когда учащиеся всем классом украшают зал для торжественного утренника, сцену, оформляя декорации для кукольного театра, изготовляют наглядные пособия, готовятся к праздникам.

Для выполнения таких общественных задач учащихся распределяют на соревнующиеся между собой небольшие группы. Общая работа обсуждается, корректируется (выбирается наилучший вариант) и планируется между группами, которым даются посильные задания, учитывая при этом возможности каждого ученика и группы в целом. Участие в таких мероприятиях отстающих учеников всегда вызывает чувство товарищеской взаимопомощи, взаимовыручки, старания каждого хорошо выполнить задание, чтобы не подвести других. Коллективная ответственность подтягивает отстающих. Школьники убеждаются, что коллективным, дружным трудом задание можно выполнить быстрее и красивее. Но самое главное, дети учатся ценить свой труд и труд товарищей, сохранять и беречь

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В настоящее время, когда задача развития личности, индивидуальности и творческой активности становится одной из центральных проблем современности, настоятельной необходимостью жизни, проблема педагогической разработки круга вопросов по организации учебного процесса становится исключительно актуальной.

Экспериментальная работа доказывает, что использование коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на развитии детей. Дети учатся высказываться, находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других.

При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения. Развивается самостоятельность. Коллективная форма дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.

Активность и самостоятельность школьников выражается и в психологическом настрое их деятельности: сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в интересе к совершаемой деятельности, личной инициативе. Активный отклик на обсуждение проблем, задач, заданий, которые ставят ученики в группах, стремление принять участие в ответах товарищей, дополнить их, внести коррективы - все это значительные критерии познавательной самостоятельности и активности, показывающие, что школьник становится субъектом учебно-познавательной деятельности, то есть осуществляется развивающее обучение.

Для учителей изобразительного искусства по использованию коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса разработаны следующие методические рекомендации:

1. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык.

2. При введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец.

3. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок.

4. При организации групповой работы необходимо учитывать противопоказания:

1) недопустима пара из двух «слабых» учеников;

2) детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить вновь работать вместе);

3) нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.

Таким образом,    анализ методической литературы наглядно

свидетельствует о том, что коллективная форма работы обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с первоклассниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями.

Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие со школьниками особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Банников В. Развивающее обучение в рамках этнохудожественной системы поствузовского дополнительного профессионального образования // Искусство в школе. - 2007. - №3. - С. 15-17

2. Буланова И. Коллективная изобразительная деятельность // Искусство в школе. - 2007. - №4. - С. 17

3. Изобразительное искусство в школе / Под ред. В.В. Колокольникова. -М.: «Педагогика», 1975. - 96с. + 16с. цв. вкл.

4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003. - Кн.1: Общие основы, процесс воспитания. - 256с.

5. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003. - Кн.2: Процесс воспитания. - с.256

6. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания ИЗО в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - 3-е изд. М: АГАР, 2000. -256с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ



2019-12-29 217 Обсуждений (0)
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С УЧЕТОМ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С УЧЕТОМ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)