Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы и приемы организации воспитания в современной педагогической практике



2019-12-29 254 Обсуждений (0)
Методы и приемы организации воспитания в современной педагогической практике 0.00 из 5.00 0 оценок




Метод воспитания — это путь достижения заданной цели. Применительно к школьной практике это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них определенных качеств [14;126]. Первый уровень соответствует достигнутому на данный момент результату воспитания. Ставится новая цель, достижение которой выво­дит воспитанника на более высокий уровень воспитанности. Процесс перевода с более низкого уровня на более высо­кий называется процессом воспитания. Цели воспитания можно достичь различными путями. Их может быть столько, сколько может найти воспитатель, сотрудничая со своими воспитанни­ками, опираясь на их силы, возможности и желания. Несомнен­но, одни пути могут привести к цели быстрее, чем другие. Прак­тика воспитания использует, прежде всего, те, которыми вели своих учеников учителя, жившие прежде нас. Эти пути назы­ваются общими методами воспитания. Однако во многих слу­чаях они оказываются малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача найти неизведанные пути, ко­торые максимально соответствуют конкретным условиям вос­питания, позволяют быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Одному воспита­телю это не под силу, поэтому каждый, в меру своих возможно­стей, вносит в разработку общих методов свои коррективы, до­полнения, именуемые приемами воспитания. Приемы позволяют ему несколько сократить путь воспитания в рамках общего ме­тода. Образно говоря, приемы — это неизведанные тро­пинки, которые прокладывает воспитатель вместе со своими воспитанниками, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться и другие воспитатели, то они могут по­степенно превратиться в широкие столбовые пути — методы. Знание методов и приемов воспитания, умение правильно их применять — одна из важнейших характеристик уровня педа­гогического мастерства [14;127].

Существует и такое понятие, как средство воспитания. Прием это единичное воздействие, как средство - это совокуп­ность приемов. Средство - уже не прием, но и еще не метод. Например, труд - средство воспитания, но показ и оценка труда, указание на ошибку в нем - это приемы. Слово (в широком понимании) - средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение - это приемы. В связи с этим иногда ме­тод воспитания определяют как систему приемов и средств, ис­пользуемых для достижения поставленной цели; в структуре метода обязательно есть приемы и средства.

Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов, позволяющая обнаружить в них об­щее и специфическое, закономерное и случайное, теоретическое и практическое.

Таким образом, методы воспитания классифицируются на:

1.Методы формирования сознания (убеждение, рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад).

2.Методы организации деятельности и формирование опыта поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации).

3.Методы стимулирования (мотивация, соревнование, поощрение, наказание).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования были рассмотрены проблемы воспитания ребенка в отечественной педагогической науке: раскрыто понятие воспитания, рассмотрены подходы к воспитанию в трудах педагогов, выявлены проблемы воспитания в современной семье и школе, рассмотрены методы и приемы организации воспитания.

На основе исследования можно сделать ряд выводов.

В настоящее время в отечественной теории воспитания достаточно определенно оформились такие подходы: формирующий, культурологический, синергетический, социализирующий, герменевтический, аксиологический, антропологический, психотерапевтический. Воспитатель должен не только обладать широким философским кругозором, принимать изменения в идеологии детства, знать новые модели подходов к воспитанию и практические стратегии их реализации, но и иметь представление о герменевтических процедурах интерпретации педагогических наблюдений, понимать реальные проблемы жизни воспитанников, владеть психодиагностическими и социологическими технологиями, уметь строить отношения с ребенком как существом, живущим природной, душевной и духовной жизнью.

В современном обществе все заметнее кризис семьи, пути вы­хода из которого пока не ясны. Он выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию — воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране, в целом они имеют более об­щий характер. Большинство специалистов приходит к весьма пессимистичному выводу: мы начинаем расплачиваться за ин­дустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разру­шению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества.

Социокультурная ситуация в обществе оказывает огромное влияние на учащихся в школе. Она приводит к таким проблемам как: потеря национальных ценностных ориентиров, социальное расслоение общества, размывание культурного слоя нации; недостаточное владение педагогами воспитательными технологиями, низкая эффективность воспитывающего потенциала детских общественных организаций.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. "Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского."Просвещение", Москва, 1983 г.

2. Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке // Педагогика. 1997. № 2.

3. Филонов Т.Н. Воспитательный процесс: методология и специфика исследования // Педагогика. 2000. № 9.

4. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000.

5. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М., 2002.

6. Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1990.

7. Мудрик А.В. Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М., 1993.

8. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.

9. Максакова В.И. Педагогическая антропология. М., 2008.

10. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. М., 1986.

11. Арефьев А. Девиантные явления в среде учащейся молодежи / Народное образование. 2003. №7.

 



2019-12-29 254 Обсуждений (0)
Методы и приемы организации воспитания в современной педагогической практике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы и приемы организации воспитания в современной педагогической практике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)