Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления инвестиционной политики в Республике Казахстан



2019-12-29 170 Обсуждений (0)
Основные направления инвестиционной политики в Республике Казахстан 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Важнейшим направлением государственной политики является достижение благоприятного инвестиционного климата в стране и дальнейшее стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в экономику. Казахстан сегодня занимает лидирующее положение по объему привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения среди стран СНГ. За период с 1996 г. по 2007 г. в казахстанскую экономику были привлечены прямые иностранные инвестиции на сумму более 25 млрд. долларов США. При этом только за последние 2 года их объем составил около 8 млрд. долларов, что говорит о нарастающей динамике роста иностранных инвестиций в казахстанскую экономику.

Признанием улучшения экономического положения Казахстана и инвестиционного климата в стране стало неоднократное повышение кредитных рейтингов страны ведущими международными рейтинговыми агентствами.

Казахстан сегодня является первой из стран СНГ, которой присвоен инвестиционный рейтинг агентством Moody"s Investors Service.

В настоящее время государственная политика в сфере привлечения иностранных инвестиций определяется Стратегией индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы и приоритетными задачами, поставленными в соответствии с данным документом перед государственными органами республики. Согласно данной стратегии предполагаемые объемы непосредственных затрат инвестиционного характера на реализацию Стратегии составят 1,2 млрд. долл. США в год. При этом стоимость государственных затрат на реализацию Стратегии составит порядка 260 млн. долл. США в год в ценах 2002 года.[28]

Выход на новый уровень реформ позволил приступить к реализации Стратегии развития Казахстана на период до 2030 года, обнародованной в Послании Президента РК Н. Назарбаева. Одними из важнейших приоритетов являются стратегия экономического роста, основанная на построении рыночной экономики, активной роли государства, привлечения иностранных инвестиций, а также стратегия эффективного использования энергетических ресурсов страны и достижение макроэкономической стабилизации.

Республика Казахстан обладает богатейшими ресурсами полезных ископаемых, обширными сельскохозяйственными угодьями, квалифицированными кадрами, а также значительным промышленным потенциалом, но для их дальнейшего эффективного использования не хватает денежных средств. На сегодняшний день ни Правительство Казахстана, ни внутренние инвесторы не в силах обеспечить полностью необходимый объем инвестиций в те или иные отрасли народного хозяйства. Поэтому возникает необходимость в привлечении иностранных инвестиций, особенно в такие стратегически важные отрасли экономики как топливно-энергетическая или минерально-сырьевая.

Таким образом, импорт международного капитала в Республику Казахстан на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных и скорейших путей оживления казахстанской экономики. При чем, необходимо отметить тот факт, что капитал из-за рубежа может быть привлечен по двум основным каналам: портфельные, в частности инвестиционные кредиты, и прямые иностранные инвестиции. В первом канале превалирует форма правительственного кредита, требующая выполнения предоплаты, предоставления правительственной гарантии и возврата с процентами. При скудном бюджете республики эта форма привлечения капитала постоянно держит государство в напряжении, поэтому со временем себя отживает.

Сегодня и в перспективе предпочтение отдается прямым инвестициям, которые имеют ряд существенных преимуществ перед другими формами экономического воздействия:

- являются прямым источником капиталовложений в производство товаров и услуг, обеспечивая привлечение новейших мировых технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;

- не ложатся бременем на внешний долг страны;

- способствуют интеграции национальной экономики в мировую благодаря разнообразному производственному и научно - техническому сотрудничеству, поднимая деловую и хозяйственную активность.

Таким образом, наиболее приемлемой для Казахстана формой привлечения иностранного капитала являются прямые инвестиции. Для достижения наилучшего результата в данном процессе необходимо создать все условия для иностранных инвесторов. То есть необходимо создать благоприятный инвестиционный климат.

Для создания более благоприятного инвестиционного климата в Казахстане необходим целый ряд различных мер:

- совершенствование законодательной базы;

- либерализация внешней и внутренней торговли;

- формирование частного сектора;

- развитие рыночной инфраструктуры;

- устойчивость банковской системы;

- развитие валютного рынка;

- упорядочение принятия управленческих решений в государственных органах и многие другие факторы.

Таким образом, наиболее важным фактором, которому придают наибольшее значение иностранные инвесторы, является дальнейшее совершенствование законодательной базы, так как это прямой способ поддержки со стороны государства капиталовложений зарубежных инвесторов. В принципе, уже не мало сделано в осуществлении государственной поддержки прямых инвестиций, к примеру, уже закрепленными в нашем законодательстве являются следующие аспекты:

- предоставление государственных гарантий по защите интересов инвесторов;

- свобода репатриации прибыли и вывоза капитала;

- упрощенная процедура регистрации предприятий;

- свободный доступ иностранных предприятий к приватизации объектов, возможность приобретения земли и недвижимости;

- формирование рыночной системы ценообразования;

- свобода предпринимательской деятельности;

- предоставление льгот и преференций инвесторам для реализации проектов в приоритетных секторах экономики.

Основными законодательными актами в формировании общегосударственной системы по поддержке и привлечению иностранных и отечественных прямых инвестиций, помимо Конституции страны, являются:

- Гражданский, Налоговый и Таможенный кодексы;

- законы об иностранных инвестициях, о государственной поддержке прямых инвестиций, о валютном регулировании, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах;

- указы Президента РК, имеющие силу Закона, о недрах и недропользовании, о нефти, о земле, о страховании и другие.

Таким образом, государственная поддержка прямых инвестиций заключается в законодательных гарантиях обеспечения инвестиционной деятельности (необходимые законодательные акты), установлении системы льгот и преференций, наличии единственного государственного органа, уполномоченного представлять Республику Казахстан перед иностранными инвесторами.

Целью государственной поддержки прямых инвестиций является создание благоприятного инвестиционного климата для обеспечения ускоренного развития производства товаров, работ и оказания услуг в приоритетных секторах экономики.

Рассмотрим основные законодательные акты, обеспечивающие инвестиционную деятельность на территории Республики Казахстан.

1. Для эффективной реализации инвестиционного проекта могут предоставляться следующие льготы и преференции:

1) государственные натурные гранды;

2) на срок до 5 лет с момента заключения контракта понижение ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество до 100 % основной ставки, а также на последующий период до 5 лет понижение ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество в пределах не более 50 % основной ставки;

3) полное или частичное освобождение от обложения таможенными пошлинами импорта оборудования, сырья и материалов, необходимых для реализации инвестиционного проекта.

2. Размеры льгот и преференций определяются в зависимости от объемов прямых инвестиций, обязательств инвестора по срокам реализации проекта, его окупаемости, приоритетности сектора экономики и других условий.

Если говорить о гарантиях, предоставляемых иностранным инвесторам, то к ним относятся:

1. Неограниченные права утвержденного инвестора на распоряжение своей долей акций хозяйственного товарищества в уставном фонде, на свободный перевод капитала, прибылей и доходов, полученных в результате продажи долевого участия или акций, при условии оплаты налогов и других обязательных платежей;

2. Запрет на создание государственных монополий, контролирующих сбыт товара, произведенного инвестором;

3. Отмена мер контроля или регулирования цен при сбыте сырья или продаже товаров;

4. Беспрепятственное открытие счетов в национальной и иностранной валюте, проведение конвертации валюты в тенге;

5. Осуществление мер таможенного регулирования, направленные на защиту инвесторов и повышение конкурентоспособности выпускаемой ими продукции;

6. Законодательная защита инвестиций, прибылей, дивидендов, прав и законных интересов инвестора;

7. Запрет государственным органам и должностным лицам на создание препятствий инвесторам в управлении имуществом.

Еще одним отрицательным моментом в данном законодательном акте является редакция подпункта 3 статьи 7 пункта 1. В нем говорится об освобождении от таможенных пошлин только оборудования, сырья и материалов, предназначенных только для реализации инвестиционного проекта. То есть, если иностранным инвестором ввозится оборудование, не для инвестиционного проекта, то он не освобождается от уплаты данной пошлины, даже если оборудование предназначалось не для продажи, а для работ выполняемых инвестором самостоятельно, например через свои филиалы и т.д.

Положительной чертой является наличие подробного изложения контракта между инвесторами и Государственным комитетом по инвестициям, который предоставляет все льготы и преференции, что освобождает инвестора от утомительной бюрократической волокиты, существующих в государственных органах. Также необходимо отметить факт наличии нормы, гарантирующей защиту интересов иностранных инвесторов в случае ухудшения их положения изменениями в казахстанском законодательстве.

Необходимо обратить внимание на стратегически важные, приоритетные сектора экономики, развитие которым придается особое значение, а именно:

- производственная инфраструктура;

- обрабатывающая промышленность;

- объекты города Астана;

- жилье, объекты социальной сферы и туризма;

- сельское хозяйство.

Необходимость привлечения в экономику страны крупномасштабных инвестиционных ресурсов, рационального и эффективного использования иностранных и отечественных инвестиций потребовала создания единого государственного органа. В соответствии с Законом РК "О государственной поддержке прямых иностранных инвестиций" был создан Государственный комитет РК по инвестициям, основным предназначением которого является содействие инвестиционной активности в целях динамичного развития экономики и общества. На начало февраля 2008 года было принято 55 заявок для реализации инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 409 058 217 долларов США, из них:[29]

- 44 заявки приняты в конце 2007 года с общим объемом инвестиций 302 083 105 долларов США;

- 11 заявок принято в 2008 году с объемом 106 975 000 долларов США. Структура заявок распределена следующим образом:

- производственная инфраструктура - 9 %;

- обрабатывающая промышленность - 74 %;

- объекты города Астана - 0;

- жилье, объекты социальной сферы и туризма - 11 %;

- сельское хозяйство - 6 %.[30]

Госкоминвестом заключено с инвесторами 15 контрактов на реализацию инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики. Объем предполагаемых инвестиций составляет 64 459 217 долларов США. Контракты распределены следующим образом:

- производственная инфраструктура - 7 %;

- обрабатывающая промышленность - 86 %;

- объекты города Астаны - 0;

- жилье, объекты социальной сферы и туризма - 7 %;

- сельское хозяйство - 0.[31]

Таким образом, процесс государственной поддержки прямых инвестиций в РК, а также взаимодействие государства с различными субъектами экономики выглядит следующим образом:

1. Проведение правовой реформы (в рамках которой ожидается принятие еще ряда законов помимо существующих, а также дальнейшее совершенствование уже существующих законодательных актов);

2. Облегчение бремени налогообложения (предоставление льгот и преференций);

3. Предоставление государственных гарантий;

4. Административная реформа (направленная на четкое определение функций государственного управления и преодоление бюрократизма);

5. Поддержание макроэкономической стабилизации (жесткий контроль со стороны государства денежно-кредитной политики, темпов инфляции, приверженность государства политике экономических реформ);

6. Организационное оформление иностранного и отечественного корпоративного капитала в лице транснациональных и национальных компаний, акционерных обществ и финансово-промышленных групп, составляющих сегодня стержень экономики и тесное сотрудничество которых с государством, становится неизбежным и оправданным;

7. Серьезный капитал заинтересован в поддержке государства в виде прямого содействия государства в продвижении конкурентоспособной продукции на мировые рынки сбыта, в создании благоприятных условий при реализации проектов реконструкции промышленности и производственной инфраструктуры и т.д.;

Правительство Казахстана намерено усилить государственное воздействие на инвестиционные процессы. Речь идет, прежде всего, о согласовании инвестиционного развития ключевых производств. Также предстоит увязать стратегические интересы республики и практические действия государства и капитала, заключение соглашений должно предусматривать взаимные обязательства государства и ведущих вкладчиков капитала в осуществлении крупных, стратегически важных проектов в целях структурно-технологической перестройки экономики, другими словами согласование ценовой, тарифной, таможенной и валютной политики, а также других направлений взаимодействия.

На современном этапе развития Казахстан нуждается не только в зарубежных, но и в отечественных инвестициях, вкладываемых одновременно в различные отрасли экономики. При чем со стороны государства будут приложены все усилия по дальнейшему углублению и расширению экономического сотрудничества.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.

На современном этапе развития Казахстана как независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.

Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики.

Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами. Иностранные инвестиции оказывают существенное воздействие на ход экономических преобразований.

Инвестиции сегодня выступают реальным рычагом выхода из кризиса, перехода от затянувшейся депрессии к экономическому подъему. Именно пониманием этого вызваны предпринимаемые Президентом и Правительством последние шаги по активизации инвестиционного процесса в республике. Так, Указом Президента РК образован Государственный Комитет Республики Казахстан по инвестициям.

Казахстанский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, при этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат РК, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Закон РК от 27. 12. 1994 года № 266 – XIII “Об иностранных инвестициях”.

Закон РК от 28. 02. 1997 года № 75 – 1 ЗРК “О государственной поддержке прямых инвестиций”.

Конституция Республики Казахстан – Алматы ,2000 г.

Гражданский Кодекс Республики Казахстан. Общая и особенная часть – Алматы, 2001г.

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (утверждена Указом Президента РК от 17 мая 2003 года N 1096)

Абрамов С.И. Инвестирование. - М.: ИНФРА-М, 2000.

Вахрин П.И. Организация и финансирование инвестиций: Практикум. - М.: Маркетинг, 2000.

Деловой еженедельник Капитал. Казахстан инвестирует в иностранные проекты, 10 декабря 2007.

Достияров М. Иностранные инвестиции в Республике Казахстан: анализ форм и необходимость привлечения на современном этапе. \\ Вестник КазГУ. Серия экономическая. –2004, №10

Жданов В.П. Организация и финансирование инвестиций. - М.: Наука, 2000.

Казахстан: 1991-2001 годы.: Информационно-аналитический сборник / Под ред. А.А. Смаилова. - Алматы: Агенство Республики Казахстан по статистике, 2001.

Косжанов Т., Атамкулов Б. Промышленная и инвестиционная политика в долгосрочной стратегии развития экономики страны// Транзитная экономика. 2000.

Мамыров Н.К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана (теория, опыт, проблемы) – Алматы: Экономика, 2003.

Нешитой А.С. Инвестиции. М: 2005г.

Оспанов М.Т., Мухамбетов Т.И. Инвестиционный капитал и инвестиции: вопросы теории, практики привлечения и использования. – Алматы, 2000.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Размеры и динамика предложения инвестиционных капиталов за период 1985-2007 гг. (млрд. USD)*

 

 

Развитые страны

Развивающиеся страны

Страны Центральной и Восточной Европы

Всего

Приток Отток Приток Отток Приток Отток Приток Отток
1985 – 1990 гг. 44 53 19 4 0,02 0,01 61 57
1991 – 2001 гг. 142 183 31 12 0,6 0,02 171 195
1998 г. 172 202 29 15 0,3 0,02 200 218
1999 г. 176 226 35 17 0,3 0,04 211 243
2000 г. 115 188 41 11 2,5 0,04 158 199
2001 г. 111 171 55 19 4,4 0,02 170 191
2002 г. 129 193 73 29 6,0 0,08 208 222
2003 г. 135 189 84 33 6,3 0,07 226 222
2004 г. 206 291 96 47 14   317 339
2005 г. 208 295 129 52 12   349 347
2006 г. 273 407 173 65 19 3,0 464 475
2007 г. 460 595 166 52 18 2,0 644 649

* http://www.ukrdzi.com/agro/jornals/2000/agro5ru/09.shtml

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Динамика изменения объема инвестиций в основной капитал за период 2000 - январь 2008 гг. (млн. тенге)

 

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

январь-декабрь 2007г. январь 2008г.
Республика Казахстан

595664

943398

1099986

1327864

1703684

2420976

2824523

3234193

173815

Акмолинская

3293

11710

14494

15809

24428

38189

44059

96852

2336

Актюбинская

41095

61921

82651

115842

130987

184130

187090

221056

5885

Алматинская

9986

17549

30294

49020

56687

99501

112414

134588

7003

Атырауская

119348

231586

244494

338521

447424

713681

727635

742735

42127

Восточно-Казахстанская

37629

38748

36904

44840

50748

82197

116054

125683

4382

Жамбылская

2338

5242

9350

32675

18062

22182

25553

28034

827

Западно-Казахстанская

131403

167220

198290

125093

89018

91860

106626

157336

4355

Карагандинская

33192

55153

62584

67157

96650

153438

134157

144023

6014

Костанайская

9946

17377

19601

29279

42582

56074

63831

87551

4358

Кызылординская

9973

16411

32434

53093

42900

61471

66455

95513

6535

Мангистауская

36979

56756

59933

75384

100518

143108

229755

206732

12386

Павлодарская

24559

26861

20597

33473

41213

64072

120019

118608

2884

Северо-Казахстанская

7399

6222

8546

12353

18186

37229

34328

39928

268

Южно-Казахстанская

15624

26361

23804

31221

45231

64939

84542

110634

1693

г.Астана

58991

89518

102615

137863

220560

274746

354583

436902

44077

г.Алматы

53909

114763

153395

166241

278490

334159

417421

488018

28685


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Инвестиции в основной капитал обрабатывающей промышленности (тыс. тенге)

 

 

Инвестиции
в основной
капитал

В % к соответствующему периоду 2007г.

в том числе финансируемые за счет средств

собственных иностранных заемных
Республика Казахстан 10037574 97,6 8062748 914502 1060324
Акмолинская 78247 79,9 65291 - 12956
Актюбинская 161373 24,1 53212 43000 65161
Алматинская 2113752 133,9 2068102 - 45650
Атырауская 1332941 95,0 1332941 - -
Восточно-Казахстанская 1623452 181,7 1464529 47561 111362
Жамбылская 218003 146,2 71506 - 146497
Западно-Казахстанская 68629 439,6 2700 - 65929
Карагандинская 1782611 67,5 956815 803941 21855
Костанайская 185132 321,9 135036 - 50096
Кызылординская 233430 432,6 20354 - 213076
Мангистауская 59041 46,4 39041 20000 -
Павлодарская 1771822 225,0 1457238 - 314584
Северо-Казахстанская 27608 81,4 27608 - -
Южно-Казахстанская 124900 29,0 123135 - 1765
г.Астана 348 0,0 348 - -
г.Алматы 256285 66,1 244892 - 11393

 

 


[1] Нешитой А.С. Инвестиции. М: 2005г.

[2] Оспанов М.Т., Мухамбетов Т.И. Инвестиционный капитал и инвестиции: вопросы теории, практики привлечения и использования. – Алматы, 2000.

[3] Нешитой А.С. Инвестиции. М: 2005г.

[4] Жданов В.П. Организация и финансирование инвестиций. - М.: Наука, 2000.

[5] Нешитой А.С. Инвестиции. М: 2005г.

[6] Нешитой А.С. Инвестиции. М: 2005г.

[7] Нешитой А.С. Инвестиции. М: 2005г.

[8] Нешитой А.С. Инвестиции. М: 2005г.

[9] Мамыров Н.К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана (теория, опыт, проблемы) – Алматы: Экономика, 2003.

[10] Нешитой А.С. Инвестиции. М: 2005г.

[11] Мамыров Н.К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана (теория, опыт, проблемы) – Алматы: Экономика, 2003.

[12] Нешитой А.С. Инвестиции. М: 2005г.

[13] Закон РК от 27. 12. 1994 года № 266 – XIII “Об иностранных инвестициях”.

[14] Закон РК от 28. 02. 1997 года № 75 – 1 ЗРК “О государственной поддержке прямых инвестиций”.

[15] Мамыров Н.К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана (теория, опыт, проблемы) – Алматы: Экономика, 2003.

[16] Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (утверждена Указом Президента РК от 17 мая 2003 года N 1096)

[17] Официальный сайт агентства РК по статистике www.stat.kz

[18] Официальный сайт агентства РК по статистике www.stat.kz

[19] Оспанов М.Т., Мухамбетов Т.И. Инвестиционный капитал и инвестиции: вопросы теории, практики привлечения и использования. – Алматы, 2000.

[20] Официальный сайт агентства РК по статистике www.stat.kz

[21] Официальный сайт агентства РК по статистике www.stat.kz

[22] Официальный сайт агентства РК по статистике www.stat.kz

[23] Официальный сайт агентства РК по статистике www.stat.kz

[24] Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (утверждена Указом Президента РК от 17 мая 2003 года N 1096)

[25] Статистический ежегодник Казахстана. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2008.

[26] Статистический ежегодник Казахстана. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2008.

[27] Статистический ежегодник Казахстана. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2008.

[28] Статистический ежегодник Казахстана. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2008.

[29] Статистический ежегодник Казахстана. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2008.

[30] Оспанов М.Т., Мухамбетов Т.И. Инвестиционный капитал и инвестиции: вопросы теории, практики привлечения и использования. – Алматы, 2000.

[31] Официальный сайт агентства РК по статистике www.stat.kz



2019-12-29 170 Обсуждений (0)
Основные направления инвестиционной политики в Республике Казахстан 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления инвестиционной политики в Республике Казахстан

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)