Социально педагогическая запущенность в детском возрасте.
12 Содержание
1 Введение…………………………………………………………….... 3 2 Теоретическая часть………………………………………………….. 4 2.1 Социально – педагогическая запущенность в детском возрасте….. 4 2.2 Особенности личности социально и педагогически запущенности ребенка…………………………………………………. 8 2.2.1 Особенности учебной деятельности в социально-педагогических запущенных детей………………………………………………........... 9 2.3 Организация коррекционной работы с педагогической запущенностью детей………………………………………………….. 11 2.4 Педагогическая коррекция запущенного ребенка…………………… 12 3 Практическая часть…………………………………………………..... 15 3.1 Констатирующий эксперимент……………………………………….. 15 3.2 Формирующий эксперимент.................................................................. 17 3.3 Контрольный эксперимент ……………………………………………. 22 4 Вывод …………………………………………………………………… 23 5 Рекомендации …………………………………………………………. 24 6 Понятийный аппарат ………………………………………………….. 26 7 Литература …………………………………………………………….. 27 8 Приложения …………………………………………………………… 28 Введение
В современном социуме бушуют невидимые человеческие страсти, идет отчаянная борьба за выживание, уносящие не только здоровье, но и жизнь людей. Положение детей в современной жизни вызывает сейчас наибольшую тревогу. Вся неясность социально-экономической ситуации проецируется на детях. Рост материальных возможностей засчет сверхзанятости при низком культурном уровне многих ведет к падению духовной культуры, нравственности. Сложившаяся ситуация: специфические особенности каждой семьи, причины стрессовых ситуаций и кризисных состояний является основой для расширения социальной работы в образовательных учреждениях и в частности психокоррекционной работы с педагогически запущенными детьми. В данной дипломной работе решается проблема особенности организации исследовательской и психокоррекционной работы с педагогически запущенными детьми и применяется следующий методологический аппарат. Объект исследования – особенности организации обучения педагогически запущенных детей. Предметом исследования являются ученики: Лупинина Люба и Иванов Александр 2А класса средней школы № 2 города Лихославля. Целью данной работы является определение причин запущенности и разработки методов и приемов устранения отставания в обучении. Эту цель помогут раскрыть следующие задачи: 1. Изучение теоретического материала по данной теме; 2. Подбор диагностического аппарата для исследования и развития причин отставания в обучении данных школьников; 3. Разработка рекомендаций для всех участников педагогического процесса для устранения педагогической запущенности.
Исходя из поставленных целей и задач, можно выдвинуть следующую рабочую гипотезу: организация обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей позволяет устранить педагогическую запущенность и добиться повышения успеваемости.
2. Теоретическая часть
Социально педагогическая запущенность в детском возрасте.
Социальная педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально – педагогическими условиями, в которых развивается ребенок: с одной стороны, он должен обладать недетской социальной активностью, с другой – воспитательное окружение сдерживает его. Социальная запущенность формируется под влиянием соответствующего фактора, который, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка,вызывает определенные деформации его личности. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности: низкая способность к социальной рефлекции, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности как определенному уровню развития социально значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной дезатаптации ребенка. Педагогическая запущенность обусловлена прежде всего недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать
труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е.собственно педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе. У младших школьников несостоятельность в учении демонстрируется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, они не осознают цели обучения и смысл учебной деятельности, учебно-познавательная активность недостаточно развита.Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное развитости, образованности: отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов. Социальный и педагогический аспекты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в игру и учение, помогая овладеть ими. Неуспеваемость в деятельности, необученность, необразованность, в том числе не владение знаниями социально-этического характера влияют на уровне социального развития ребенка, его адаптацию в школе, среди друзей. Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, в частности дегуманизации педагогического процесса и семейного воспитания. Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип состояния здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими и другое. В качестве критериев для оценки социально-педагогической ситуации развития ребенка приняты следующие параметры: Характер воспитательного окружения.
а) ориентированное на ребенка,полное,стабильное,положительно воздействующее; б) неустойчивое в отношении к ребенку, неполное (полное), нестабильное, противоречиво воздействующее; в) безразличное к ребенку, неполное (полное), стабильное, дезорганизующее; г) враждебное к ребенку, неполное, нестабильное, негативно воздействующее на ребенка; Характер воспитательно-образовательной работы с детьми: а) личностно-ориентированный, развивающий, эффективный; б) целерациональный, репродуктивно-адаптивный, достигающий цели путем личностных жертв; в) апатичный, информационно-репродуктивный, не эффективный; Характер внутренней позиции ребенка: а) взаимодействие (относительная независимость, устойчивость, сопротивляемость); б) противодействие (гипернезависимость, упрямство, негативизм, трудновоспитуемость); в) бездействие (гиперзависимость, неустойчивость). Социально-педагогическая запущенность берет начало в раннем детстве –примерно с 3-х летнего возраста ребенка, его правилособразного поведения к нормативной деятельности. При неблагоприятной ситуации развиваются признаки и проявления запущенности , накапливаются и переходят в качественное образование – симптомокомплексы. Проявляются они сначала в поведении ребенка, не затрагивая его личность, находящуюся в стадии становления (дошкольное детство). В дальнейшем запущенность распространяется на личностный уровень. В младшем школьном возрасте в связи с переходом к учению в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований , перегрузка учебными заданиями, отрицательная
оценка результатов учения, методика негативного стимулирования поведения и другое. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, в детском саду, в школе – затрагиваются все личностные структуры ребенка, нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие субъективных свойств. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированным. Выход из этой ситуации возможен лишь при изменении методов воспитания и обучения ребенка, при социальной работе с ним. В зависимости от характера динамики, выраженности признаков, уровня средовой адаптации и уровня овладения социально значимой деятельностью можно выделить Латентную, начальную и выраженную степени социально-педагогической запущенности ребенка. Латентная (личная) степень запущенности характеризуется количественной динамикой, незначительными, трудно отличаемыми от возрастных проявлений (кризисов),отклонениями в социальном и нравственном развитии ребенка. В нем как в личности преобладают положительные свойства, отрицательные качества однородны по своему составу, ребенок хорошо чувствует себя в семье и пытается адаптироваться в группе сверстников. Отношение к учению невыраженное, обнаруживаются первые симптомы неуспеваемости из-за начинающего проявляться отставания в развитии психических процессов, отсутствия соответствующего возрасту уровня знаний, умений и навыков,недостатка социального опыта. Начальная (средняя) степень – это углубление отклонений в социальном и нравственном развитии ребенка. Выраженная степень запущенности – количественная динамика переходит в качественную. Положительные свойства личности, неподкрепляемые в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми и сверстниками, теряют свою глубину, проявляются все слабее. Признаки запущенности, демонстрируемые как внешние симптомы поведения, наоборот, приобретают более зрелый характер. Они формируются
уже под влиянием ряда факторов, проявляются разнопланово, в определенных ситуациях, отношение к учебной деятельности равнодушное. Явно обнаруживается несостоятельность ребенка в качестве субъекта деятельности, в силу которой он постепенно выталкивается из формальных детских общностей. Ухудшаются его отношения в семье. Таким образом, социально-педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка: окружающая среда-микро, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияет на формирование личности ребенка как субьекта собственной жизни: он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой.
12
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (359)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |