Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность, цели и задачи финансовой политики



2019-12-29 177 Обсуждений (0)
Сущность, цели и задачи финансовой политики 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

Наблюдается серьезная ситуация на фондовом рынке страны, что вызвано так называемым сложившимся «мировым финансовым кризисом». Кризис достиг больших масштабов в США, затем проник во многие другие государства Европы и Азии, а также и в Россию. Но при первых же принятых мерах (это рефинансирование по снижению ставок) он «сбежал» из нашей страны.

     Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

Несомненно, данная тема считается актуальной на сегодняшний день. Финансовая политика не только регулирует, контролирует и распределяет поток денежных средств, но способствует экономическому развитию государства. В данной области создаются различные проекты, концепции по развитию финансовых рынков, международных экономических отношений, усиления работы налоговой службы.

 


Глава 1. Понятие финансовой политики

Сущность, цели и задачи финансовой политики

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Содержание финансовой политики достаточно сложнее, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

1) разработку общей концепции финансовой политики, определение её основных направлений, целей, главных задач;

2) создание адекватного финансового механизма;

3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования социальных и экономических процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Финансовая политика – составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.

При выработки финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренний и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения её взаимосвязи с другими составными частями экономической политики – кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на её соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Цели финансовой политики

Несмотря на все особенности формирования финансовой политики, можно выделить два целевых направления её проведения фискальное и регулирующее.

Любая финансовая политика в первую очередь предполагает решение фискальных задач государства, которые связаны с балансированием доходов и расходов государства. Оптимальной в этом случае является ситуация, при которой все расходы государства покрываются за счет его текущих обязательных доходов. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности в осуществлении расходов более динамичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов. Поэтому государству постоянно приходится искать пути сокращения расходов или увеличения доходов. Поэтому государству постоянно приходиться искать пути сокращения расходов или увеличения доходов. И то и другое направление является сложным с точки зрения его практического осуществления.

Особенно труден поиск дополнительных доходов, потому что это приводит к росту налогового бремени плательщиков и противоречиво влияет на всю совокупность получаемых государством доходов. Данная зависимость между налоговым бременем и доходами проявляется только в условиях рыночной экономики, когда экономические субъекты свободны в выборе своего поведения.

Балансирование доходов и расходов государство возможно также при помощи сокращения расходов, но этот процесс достаточно сложен, потому что может затрагивать интересы предпринимателей и больших социальных групп населения, что приводит к определенным социальным издержкам. Кроме того, уменьшение расходов очень часто не дает быстрого фискального эффекта, так как первоначально стимулирует увеличение смежных задач.

Кроме фискальных целей финансовая политика предполагает проведение регулирования экономических процессов. Государство располагает определенными ресурсами, которые оказывают влияние на интересы экономических субъектов (налоги, государственный кредит, бюджетные ассигнования, различные нормы и нормативы) и при помощи которых регулируются финансовые отношения.

К регулируемым экономическим процессам относятся: экономический рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий. Регулирование может осуществляться государством стихийно или сознательно. Если государство не ставит перед собой специальных целей регулирования и основной задачей финансовой политики является фискальная, то в таком случае регулирование осуществляется стихийно. Однако движение финансовых ресурсов всегда оказывает влияние на интересы экономических субъектов. Положительный или отрицательный результат такого регулирования определяется случайными факторами совпадения интересов государства и экономических субъектов.

В настоящее время регулирование является обязательным элементом финансовой политики любого государства и сознательно используется для достижения целей экономического развития. Существует два механизма финансового регулирования: стимулирующий и рестрикционный. Стимулирующий механизм направлен на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения. Рестрикционный механизм, наоборот, связан с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за счет усиления налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финансирования, в целях сдерживания деловой активности и стабилизации денежного обращения.

При этом возникают определенные сложности, которые связаны с выбором целей регулирования. С помощью одного и того же механизма регулирования нельзя воздействовать на все экономические процессы для достижения одновременного положительного воздействия на них.

Финансовые инструменты регулирования обеспечивает решение среднесрочных и долговременных задач, что связано с необходимостью наличия значительного периода времени для изменения законодательства и адаптации экономических субъектов к новым условиям деятельности.

Для оперативного воздействия на экономические процессы государство использует не финансовые, а кредитно-денежные инструменты: учетную ставку или ставку рефинансирования, прямые операции государства на кредитном, валютном и фондовом рынках и нормы обязательного резервирования средств кредитных учреждений в Центробанке.

Фискальные и регулирующие цели финансовой политики, как правило, находятся в определенном противоречии: фискальные требуют ежегодного балансирования доходов и расходов государства, а регулирующие очень часто приводят к бюджетным дефицитам в условиях стимулирования экономического роста и занятости. Однако такая ситуация временна, потому что после достижения позитивного результата обеспечивается сбалансирование бюджета и в ряде случаев формирование и накопление бюджетных профицитов. В целом осуществляется циклическое балансирование доходов и расходов государства, т.е. покрытие бюджетных дефицитов за счет накопленных в другие годы бюджетных профицитов.

 

1.2. Со­дер­жа­ние и зна­че­ние фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки.

В лю­бом об­ще­ст­ве го­су­дар­ст­во ис­поль­зу­ет фи­нан­сы для осу­ще­ст­в­ле­ния сво­их функ­ций и за­дач, дос­ти­же­ния оп­ре­де­лен­ных це­лей. Важ­ную роль в реа­ли­за­ции по­став­лен­ных це­лей иг­ра­ет фи­нан­со­вая по­ли­ти­ка.

Со­дер­жа­ние фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки мно­го­гран­но. Она вклю­ча­ет сле­дую­щие важ­ней­шие зве­нья:

- вы­ра­бот­ку на­уч­но обос­но­ван­ных кон­цеп­ций раз­ви­тия фи­нан­сов. Они фор­ми­ру­ют­ся на ос­но­ве изу­че­ния тре­бо­ва­ний эко­но­ми­че­ских за­ко­нов, все­сто­рон­не­го ана­ли­за со­стоя­ния раз­ви­тия хо­зяй­ст­ва, пер­спек­тив раз­ви­тия про­из­во­ди­тель­ных сил и про­из­вод­ст­вен­ных от­но­ше­ний, по­треб­но­стей на­се­ле­ния;

- оп­ре­де­ле­ние ос­нов­ных на­прав­ле­ний ис­поль­зо­ва­ния фи­нан­сов на пер­спек­ти­ву и те­ку­щий пе­ри­од; при этом ис­хо­дят из пу­тей дос­ти­же­ния по­став­лен­ных це­лей, пре­ду­смот­рен­ных эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­кой, учи­ты­ва­ют­ся ме­ж­ду­на­род­ные фак­то­ры, воз­мож­но­сти рос­та фи­нан­со­вых ре­сур­сов;

- осу­ще­ст­в­ле­ние прак­ти­че­ских дей­ст­вий, на­прав­лен­ных на дос­ти­же­ние по­став­лен­ных це­лей.

Един­ст­во трех ос­нов­ных звень­ев оп­ре­де­ля­ет со­дер­жа­ние фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки.

В за­ви­си­мо­сти от дли­тель­но­сти пе­рио­да и ха­рак­те­ра ре­шае­мых за­дач фи­нан­со­вая по­ли­ти­ка под­раз­де­ля­ет­ся на фи­нан­со­вую стра­те­гию и фи­нан­со­вую так­ти­ку.

Фи­нан­со­вая стра­те­гия - дол­го­вре­мен­ный курс фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки, рас­счи­тан­ный на пер­спек­ти­ву и пре­ду­смат­ри­ваю­щий ре­ше­ние круп­но­мас­штаб­ных за­дач, оп­ре­де­лен­ных эко­но­ми­че­ской и со­ци­аль­ной стра­те­ги­ей. В про­цес­се ее раз­ра­бот­ки про­гно­зи­ру­ют­ся ос­нов­ные тен­ден­ции раз­ви­тия фи­нан­сов, фор­ми­ру­ют­ся кон­цеп­ции их ис­поль­зо­ва­ния, на­ме­ча­ют­ся прин­ци­пы ор­га­ни­за­ции фи­нан­со­вых от­но­ше­ний. Вы­бор дол­го­вре­мен­ных це­лей и со­став­ле­ние це­ле­вых про­грамм в фи­нан­со­вой по­ли­ти­ке не­об­хо­ди­мы для кон­цен­тра­ции фи­нан­со­вых ре­сур­сов на глав­ных на­прав­ле­ни­ях эко­но­ми­че­ско­го и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия.

Фи­нан­со­вая так­ти­ка на­прав­ле­на на ре­ше­ние за­дач кон­крет­но­го эта­па раз­ви­тия об­ще­ст­ва пу­тем свое­вре­мен­но­го из­ме­не­ния спо­со­бов ор­га­ни­за­ции фи­нан­со­вых свя­зей, пе­ре­груп­пи­ров­ки фи­нан­со­вых ре­сур­сов.

Стра­те­гия и так­ти­ка фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки взаи­мо­свя­за­ны. Стра­те­гия соз­да­ет бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия для ре­ше­ния так­ти­че­ских за­дач. Так­ти­ка, вы­яв­ляя ре­шаю­щие уча­ст­ки и уз­ло­вые про­бле­мы раз­ви­тия эко­но­ми­ки и со­ци­аль­ной сфе­ры, пу­тем свое­вре­мен­но­го из­ме­не­ния спо­со­бов, форм ор­га­ни­за­ции фи­нан­со­вых свя­зей, по­зво­ля­ет в бо­лее сжа­тые сро­ки с наи­мень­ши­ми по­те­ря­ми и за­тра­та­ми ре­шать за­да­чи, на­ме­чае­мые фи­нан­со­вой стра­те­ги­ей.

Использование финансовой политики только как средства выполнения функций государства неизбежно ведет к конфликту интересов государственных органов власти, органов местного самоуправления с другими субъектами финансовой системы, а именно с хозяйствующими субъектами и населением страны.

Например, многими специалистами, включая представителей органов государственной власти, убедительно обосновывалась неэффективность существовавшей налоговой системы, а для ряда сфер – её губительность. Тем не менее она долго оставалась без изменения. Проводимая же в настоящее время реформа налоговой системы, по большому счету, не меняет её сущности. В данном случае государственная финансовая политика де-факто трансформировалась в финансовую политику отдельной группы лиц, которую активно проводят в жизнь соответствующие органы государственной власти.

Другой пример - из области взаимоотношений государства и наемных работников в части оплаты труда. Если в развитых странах минимальный размер оплаты труда наемного работника привязан к величине прожиточного минимума, то в России минимальный размер оплаты труда используется преимущественно как некий норматив при установлении государством различных платежей, в том числе штрафов, и никоим образом не увязан собственно с прожиточным минимумом граждан России. Самоустранение государства от регулирования доходов населения способствовало огромной дифференциации в уровнях оплаты труда между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями наемных работников, стало причиной того, что значительная часть населения страны оказалась за чертой бедности.

Из вышеизложенного можно сделать выводы. Во-первых, государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы. Во-вторых, финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.

Другие рассматривают финансовую политику как часть экономической политики государства, представляющую собой «совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики».

При вы­ра­бот­ке фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки сле­ду­ет ис­хо­дить из кон­крет­ных ис­то­ри­че­ских ус­ло­вий. Они долж­ны учи­ты­вать спе­ци­фи­ку ка­ж­до­го эта­па раз­ви­тия об­ще­ст­ва, осо­бен­но­сти как внут­рен­ней, так и ме­ж­ду­на­род­ной об­ста­нов­ки, ре­аль­ные эко­но­ми­че­ские и фи­нан­со­вые воз­мож­но­сти го­су­дар­ст­ва.

Учет осо­бен­но­стей мо­мен­та пред­по­ла­га­ет так­же тща­тель­ное изу­че­ние опы­та пред­ше­ст­вую­ще­го хо­зяй­ст­вен­но­го и фи­нан­со­во­го строи­тель­ст­ва, но­вых тен­ден­ций и про­грес­сив­ных яв­ле­ний, ми­ро­во­го опы­та.

Не­ма­ло­важ­ным тре­бо­ва­ни­ем, предъ­яв­ляе­мым к фи­нан­со­вой по­ли­ти­ке, яв­ля­ет­ся со­блю­де­ние ком­плекс­но­го под­хо­да при ее вы­ра­бот­ке и про­ве­де­нии, т.е. со­гла­со­ва­ние ме­ро­прия­тий, про­во­ди­мых во всех звень­ях фи­нан­со­вой сис­те­мы, пу­тем их ори­ен­та­ции на вы­пол­не­ние ос­нов­ной, клю­че­вой за­да­чи оп­ре­де­лен­но­го эта­па раз­ви­тия, а так­же обес­пе­че­ние тес­ной взаи­мо­свя­зи ме­ж­ду со­став­ны­ми час­тя­ми эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки - фи­нан­со­вой, кре­дит­ной, по­ли­ти­ки в об­лас­ти це­но­об­ра­зо­ва­ния, за­ра­бот­ной пла­ты.

Це­лью фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки яв­ля­ет­ся наи­бо­лее пол­ная мо­би­ли­за­ция фи­нан­со­вых ре­сур­сов, не­об­хо­ди­мых для удов­ле­тво­ре­ния на­сущ­ных по­треб­но­стей раз­ви­тия об­ще­ст­ва. В со­от­вет­ст­вии с этим фи­нан­со­вая по­ли­ти­ка при­зва­на соз­дать бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия для ак­ти­ви­за­ции пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти. Боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся оп­ре­де­ле­нию ра­цио­наль­ных форм изъ­я­тия до­хо­дов пред­при­ятий в поль­зу го­су­дар­ст­ва, а так­же до­ли уча­стия на­се­ле­ния в фор­ми­ро­ва­нии фи­нан­со­вых ре­сур­сов. Важ­ное зна­че­ние при­да­ет­ся по­вы­ше­нию эф­фек­тив­но­сти ис­поль­зо­ва­ния фи­нан­со­вых ре­сур­сов пу­тем их рас­пре­де­ле­ния ме­ж­ду сфе­ра­ми об­ще­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва, а так­же их кон­цен­тра­ции на глав­ных на­прав­ле­ни­ях эко­но­ми­че­ско­го и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия.

На­уч­но обос­но­ван­ная фи­нан­со­вая по­ли­ти­ка при пра­виль­ной и ус­пеш­ной ее реа­ли­за­ции при­но­сит по­ло­жи­тель­ные ре­зуль­та­ты. Ее зна­че­ние за­клю­ча­ет­ся в том, что она мо­жет со­про­во­ж­дать­ся по­вы­ше­ни­ем уров­ня бла­го­сос­тоя­ния на­ро­да.

Фи­нан­со­вая по­ли­ти­ка иг­ра­ет важ­ную роль в раз­ви­тии производительных сил и ра­цио­наль­ном их раз­ме­ще­нии по тер­ри­то­рии страны. Она способст­ву­ет обес­пе­че­нию фи­нан­со­вы­ми ре­сур­са­ми це­ле­вых про­грамм, со­сре­до­то­че­нию средств на клю­че­вых на­прав­ле­ни­ях раз­ви­тия эко­но­ми­ки, сти­му­ли­ро­ва­нию рос­та эф­фек­тив­но­сти про­из­вод­ст­ва; по­вы­ше­нию за­ин­те­ре­со­ван­но­сти всех ре­гио­нов в раз­ви­тии хо­зяй­ст­ва, ис­поль­зо­ва­нии ме­ст­ных сырь­е­вых ре­сур­сов.

Фи­нан­со­вая по­ли­ти­ка спо­соб­ст­ву­ет ук­ре­п­ле­нию и раз­ви­тию эко­но­ми­че­ских свя­зей со все­ми стра­на­ми ми­ра, обес­пе­чи­вая ус­ло­вия для осу­ще­ст­в­ле­ния со­вме­ст­ных ме­ро­прия­тий.

 

 



2019-12-29 177 Обсуждений (0)
Сущность, цели и задачи финансовой политики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность, цели и задачи финансовой политики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)