Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мало инициативы, тяготение к шаблонным действиям и решениям, затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.



2019-12-29 207 Обсуждений (0)
Мало инициативы, тяготение к шаблонным действиям и решениям, затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. 0.00 из 5.00 0 оценок




     Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.

 

     

     Компоненты психологической готовности к школе

 

  Составными компонентами психологической готовности детей  к школе являются: интеллектуальная готовность, личностная, социально-психологическая и эмоционально-волевая.

· Интеллектуальная готовность к школьному обучению Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитиеммыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей иотношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочныдействий дети переходят к решению их в уме с помощью элементарныхмыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная формамышления. Вместе с тем, дети становятся способны к первым обобщениям,основанным на опыте их первой практической предметной деятельности изакрепляющемся в слове. Ребенку в этом возрасте приходится разрешать всеболее сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использованиясвязей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре,рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он непросто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получаяновые результаты. Развивающееся мышление дает детям возможность предусматривать за ранеерезультаты своих действий, планировать их. Ребенок начинает ставить перед собой познавательный задачи, ищетобъяснения замеченным явлениям. Он прибегает к своего рода экспериментамдля выяснения интересующих его вопросов, наблюдает явления, рассуждает иделает выводы. Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать сисследования памяти – психического процесса, неразрывно связанного смыслительным. Для определения уровня механического запоминания даетсябессмысленный набор слов: год, слон, меч, мыло, соль, шум, рука, пол,весна, сын. Ребенок, послушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые онзапомнил. Может использоваться повторное воспроизведение – последополнительного зачитывания тех же слов – и отсроченное воспроизведение,например, через час после прослушивания Л.А. Вегнер приводит такиепоказатели механической памяти, характерной для 6-7 летнего возраста: спервого раза ребенок воспринимает не менее 5 слов из 10; после 3-4прочтения воспроизводит 9-10 слов; через один час забывает не более 2 словвоспроизводившихся раньше; в процессе последовательного запоминанияматериала не появляются «провалы», когда после одного из прочтений ребеноквспоминает меньше слов, чем раньше и позже (что обычно бывает признакомпереутомления). Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений инекоторые другие аспекты мышления изучаются с помощью методики предметнойклассификации. Ребенок составляет группы карточек с изображенными на нихнеодушевленными предметами и живыми существами. Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку и давать им обобщенные названия. Например: мебель, одежда. Может по внешнему признаку («все больше» или «они красные»), по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что «платье висит в шкафу»). Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуетсясозреванием аналитических психологических процессов, овладением навыкамимыслительной деятельности.· Личностная готовность к школьному обучению Чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего, должен стремиться кновой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям.На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, какк важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем иградошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться нановую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении состаршими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет кобразованию его внутренней позиции. Л.И. Божович характеризуетвнутреннюю позицию как центральное личностное позиционирование,характеризующее личность ребенка в целом.       Внутреннюю позицию школьника можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой т.е. такое отношение к школе,когда причастность к ней переживается ребенком, как его собственнаяпотребность («Хочу в школу»).   Такая положительная направленность ребенка на школу, как   насобственное учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучноговхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие имсоответствующих школьных требований и полноценного включения в учебныйпроцесс. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающегов школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концудошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка совзрослым, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становитсянепререкаемым авторитетом, образом для подражания. Облегчается общение вситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты,когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своимипереживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самомузадавать вопросы по теме урока, предварительно подняв руку. Классно-урочная система обучения предполагает не только особоеотношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другимидетьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом началешкольного обучения. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведениюна групповых занятиях и во время беседы с психологом. · Эмоционально – волевая готовность  Важная сторона готовности в к школе относится к сфере самосознания личности ребенка. Возникает активное действенное отношение к собственным эмоциям, меняется все самосознание ребенка, в т.ч. самооценка. Л.С. Выготский  считал волевое поведение социальным, а источникразвития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающиммиром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил егоречевому общению со взрослыми. Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационнойобусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которыечеловек способен в разные периоды своей жизни. Ставится также вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевойрегуляции дошкольника. На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферыличности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, чтопроявляется в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитиеволи в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения,соподчинения им. Таким образом методика выявляет уровень ориентировки ребенка насложную систему требований. Из этого следует, что развитие произвольности к целенаправленнойдеятельности, работе по образцу, определяет во многом школьную готовностьребенка.· Социально – психологическая

 

    Огромное значение для  психологической готовности к школе имеет формирование сферы отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, к самому себе.

   В работах Е.Е. Кравцовой были выделены трудности , с которыми сталкиваются не готовые к школе дети. Самым общим показателем готовности личностно-социальной сферы ребенка является его отношение к школьному учению. Очень важным оказывается то, что ребенок знает о школе, сформировалась ли положительная установка на школу, учителя, учебу и т.д. Причины затруднения ребенка часто лежат либо в сфере общения со взрослыми (непонимание условности вопросов учителя), либо в сфере взаимодействия со сверстниками ( неумение слушать товарища), либо в сфере собственного самосознания

( завышенная оценка своих возможностей).

  В сфере общения со взрослыми к концу дошкольного возраста происходят существенные изменения. Если попытаться обозначить их одним словом, это будет произвольность.  Общаясь и взаимодействуя со взрослым, ребенок начинает ориентироваться не только на непосредственные отношения с ним, но и на определенные, сознательно принятые задачи, нормы, правила. Общение приобретает определенный контекст, становится внеситуативным. Эти изменения могут быть обнаружены в самых разнообразных ситуациях общения детей со взрослыми – и на уроке, и в повседневном обиходе, и в играх с участием взрослого.

  Другая, не менее важная сторона связана с общением и взаимодействием со сверстниками. Для выявления способности ребенка устанавливать содержательные контакты друг с другом и взаимодействовать в ситуации совместной деятельности в психологии используются самые различные методики и приемы.



2019-12-29 207 Обсуждений (0)
Мало инициативы, тяготение к шаблонным действиям и решениям, затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мало инициативы, тяготение к шаблонным действиям и решениям, затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)