Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность, задачи и классификация экономического анализа



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Сущность, задачи и классификация экономического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности

 

 

                                                     Выполнил: студентка гр. ЭБ 711-з

                                                                 Куприянова К.В.

                                                                     

                                                                 Проверил: Котыхова А.Н.

 

 

г. Новосибирск

2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Теоретические аспекты экономического анализа

1.1 Сущность, задачи и классификация экономического анализа

1.2 Финансовое состояние предприятия и его оценка

1.3 Информационное обеспечение финансового анализа

1.4 Сравнительная характеристика различных методик по оценке финансового состояния

2 Методическое обеспечение финансового анализа

2.1 Оценка имущества и его источников

2.2 Абсолютные и относительные показатели финансовой устойчивости

2.3 Анализ платежеспособности предприятия

2.4 Деловая активность и ее показатели

2.5 Оценка финансовых результатов деятельности предприятия и вероятности банкротства

3 Анализ финансового состояния ООО «Омега»

3.1 Краткая характеристика предприятия

3.2 Комплексная оценка финансового состояния ООО «Омега»

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

2

Введение

На современном этапе развития экономики вопрос финансового анализа предприятий является очень актуальным. От финансового состояния предприятия зависит во многом успех его деятельности, именно поэтому анализу финансового состояния предприятия следует уделять особое внимания.

Актуальность данного вопроса обусловила развитие методик анализа финансового состояния предприятий. Эти методики направлены на оценку финансового состояния предприятия, подготовку информации для принятия управленческих решений, разработку стратегии управления финансовым состоянием.

Т.к. существующие методы и модели оценки финансового состояния предприятия являются базовыми и на практике в чистом виде применяются очень редко, то для получения более точных результатов предлагается использовать некую комбинированную модель оценки. Это обусловлено наличием у каждого отдельного базового метода недостатков и ограничений, которые нейтрализуются при их комплексном применении. Базовые методы в составе комбинированных взаимодополняют друг друга.

Успешное функционирование предприятия требует повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий.

Предметом исследования выступает система управления финансовым состоянием на предприятии

Объектом исследования является финансовое состояние предприятия

Цель работы разработать мероприятий по совершенствованию управления финансовым состоянием предприятия

В рамках данной работы решаются следующие основные задачи:

1. Проанализировать теоретические основы управления финансовым состоянием предприятия

2. Определить методические подходы к управлению финансовым состоянием предприятия

3. Разработать мероприятия по совершенствованию управления финансовым состоянием предприятия на примере ООО «Омега»

Данная работа состоит из 3х частей: в первой части – отражены теоритеческие аспекты рассматриваемой проблемы; во второй части рассмотрена метдика управления финансовым состоянием предприятия, в треть части приводится оценка финансового состояния предприятия, на основе которой разрабытываются мероприятия по совершенствованию управления финансовым состоянием предприятия.

3

Глава 1. Теоретические аспекты экономического анализа

Сущность, задачи и классификация экономического анализа

Анализ финансово-хозяйственной деятельности представляет собой элемент управления производством и является этапом управленческой деятельности. Он выполняет множество функций в системе управления. При помощи экономического анализа познается сущность хозяйственных процессов, оцениваются хозяйственные ситуации, выявляются резервы производства и подготавливаются научно обоснованные решения для планирования и управления. Многообразие функций комплексного экономического анализа в системе управления обуславливают его цель и задачи.

Методические подходы к проведению комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности для целей управления содержат следующие организационные этапы его проведения:

· определение целей и задач комплексного экономического анализа (целевой этап КЭАХД);

· обоснование совокупности показателей, которые должны быть подвергнуты анализу для достижения поставленной цели (параметрический аспект КЭАХД);

· разработка блок-схемы и последовательности проведения комплексного экономического анализа;

· установление периодичности и сроков проведения комплексного экономического анализа;

· выбор способов и методов анализа экономической информации;

· разработка организационных этапов (аспектов) проведения анализа и распределения обязанностей между службами по вопросу проведения комплексного экономического анализа;

· порядок оформления результатов анализа и их оценки (аналитическая записка, аналитический обзор и т.д.);

· оценка трудоемкости аналитический работ, подсчет экономического эффекта от проведенного анализа.

Цель и задачи комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности направлены прежде всего на решение внутрихозяйственных задач организации для увеличения результативности ее деятельности, а также на повышение эффективности использования ее экономического потенциала: ресурсов; активов; капитала; доходов; расходов и прибыли для наращения стоимости компании, повышения доходности акций акционеров.

Основные задачи комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности: 1) исследование экономических явлений, факторов и причин, обусловивших положительные и отрицательные отклонения от базы сравнения; 2) объективная оценка эффективности хозяйственной деятельности;

4                                    

 3) научное обоснование бизнес-планов, контроль за ходом их выполнения;

 4) выявление внутрихозяйственных резервов, неиспользованных возможностей для роста производства и снижения себестоимости, исследование и обобщение конкретного опыта. Последняя задача является важнейшей в комплексном экономическом анализе хозяйственной деятельности.

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности состоит из четырех базовых направлений деятельности организации:

1. комплексный экономический анализ операционной (производственной) деятельности, направлен на решение сугубо производственных задач организации, т.е. вопросов текущей производственной деятельности: закупки (приобретения) ресурсов и продажи товаров, работ, услуг;

2. комплексный экономический анализ финансовой деятельности, направлен на решение вопросов финансирования, оценки финансового состояния организации и эффективности использования всей совокупности ее финансовых инструментов;

3. комплексный экономический анализ инвестиционной деятельности, направлен на объективную оценку потребности, целесообразности, масштабности, доходности и безопасности осуществления краткосрочных и долгосрочных инвестиций;

4. комплексный экономический анализ инновационной деятельности, проводится с целью обоснования целесообразности и масштабности осуществления инновационных проектов, а также для оценки эффективности их реализации в практическую деятельность.

Основные принципы комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности:

· всесторонность анализа;

· наличие единой цели его проведения;

· системность (взаимосвязь) различных аспектов анализа;

· согласованность всех направлений анализа и одновременность (синхронность) его проведения.

 

Классификация видов экономического анализа определяется, в первую очередь, его целями, методами, объектами и субъектами анализа, а также широтой информационного обеспечения экономического анализа. Они включают следующие виды экономического анализа.

1. В зависимости от масштаба проведения аналитических процедурвыделяют:

– макроэкономический анализ, объектом изучения которого является изучение экономических процессов страны или отдельного региона;

– микроэкономический анализ, предполагающий изучение деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.

2. По объектам анализаразличают анализ:

– деятельности предприятия в целом;

5

– деятельности структурных подразделений предприятия (в т. ч. отдела, цеха, рабочего места и т. д.);

– деятельности объединения предприятий и организаций.

3. По аспектам исследованияможно выделить:

– финансово-экономический анализ, изучающий динамику финансовых показателей деятельности организации, в основном исходя из информации, содержащейся в формах отчетности;

– технико-экономический анализ, для которого характерно изучение, осуществляемое в трех взаимосвязанных направлениях: экономический анализ уровня производства, анализ организации производства труда и управления, анализ технического уровня выпускаемой продукции. Целью технико-экономического анализа является оценка достижений уровня качества выпускаемых изделий. Такой анализ, который обычно рассматривают в качестве детализации финансово-экономического, наиболее эффективен раннем этапе производства, т. е. при его проектировании или освоении. Информация, используемая в процессе технико-экономического анализа, – это конструкционные параметры изделий, параметры технологии производства, параметры государственных отраслевых стандартов. Основными методами технико-экономического анализа являются экономико-математические методы. Субъектами технико-экономического анализа являются работники технических и экономических служб организации.

Финансово-экономический анализ и технико-экономический анализ обычно используются для оценки эффективности технических решений и подготовке прогнозов внедрения новой техники;

– функционально-стоимостной (ФСА) – это экономическая проработка каждой функции предлагаемого новшества или конкретного изделия, т. е. ФСА представляет собой метод выявления резервов (в связи с чем его еще относят к группе видов экономического анализа, выделяемых по преобладающему методу выявления резервов), нацеленный на выявление и предупреждение лишних затрат за счет ликвидации нерациональных узлов, деталей, производственных функций и операций, упрощения технологической линии, но при одновременном сохранении потребительских свойств продукции, ее качества. Таким образом, основными подходами к проведению функционально-стоимостного анализа являются конструкционный и функциональный.

5. В зависимости от источников информации или в зависимости от анализируемой подсистемы организации экономический анализ можно представить как систему, включающую два взаимосвязанных элемента: это управленческий и финансовый анализ. Такое разделение вызвано сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета, служащей информационной основой экономического анализа, на управленческий учет и финансовый учет.

6

Управленческий анализ изучает результаты производственно-хозяйственной деятельности организаций и средства их достижения. Он осуществляется на

 

базе внутренней информации предприятия и используется его руководством для выявления скрытых резервов стабилизации. Особенностями управленческого анализа являются следующие:

– ориентация результатов анализа на цели и интересы руководства предприятия;

– использование всех источников информации для анализа.

В рамках финансового анализа изучаются финансовое состояние и финансовые результаты деятельности предприятий, отражаемые в публичной бухгалтерской отчетности на момент проведения анализа, а также дается оценка будущего финансового потенциала предприятия. Финансовый анализ – это анализ эффективности инвестирования капитала и анализ способов привлечения капитала. При этом финансовый анализ проводится в основном только по данным бухгалтерской отчетности.

5. По характеру принимаемых решенийразличают:

– оперативный анализ, который проводится сразу после совершения хозяйственной операции или изменения ситуации за короткий временной период (рабочий день, смена, неделя или декада), получил в экономической

литературе еще одно название – ситуационный анализ. Цель такого анализа – оперативно выявлять недостатки в хозяйственных процессах и воздействовать на их устранение. Оперативный анализ проводится обычно по следующим группам экономических показателей:

а) поступление сырья, материалов и товаров;

б) реализация товаров;

в) производство и отгрузка продукции;

г) использование производственного оборудования, рабочей силы;

д) себестоимость и расходы на продажу;

е) прибыль и рентабельность;

ж) платежеспособность и платежная дисциплина.

Источниками информации для проведения такого анализа являются главным образом первичная документация и материалы личных наблюдений. Чаще всего экономические показатели в ходе такого анализа используются в натуральном выражении. Исследование именно натуральных показателей – отличительная особенность оперативного анализа:

– ретроспективный (текущий, тактический), главной целью которого является объективная оценка результатов деятельности организации за определенный период функционирования (месяц, квартал, полугодие, год), имеет следующую особенность – фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и данными предшествующих аналитических периодов (в ходе общего анализа).

 

7

Отклонения от базы сравнения расшифровываются по экономическим факторам, определяющими эти отклонения (в ходе факторного анализа), устанавливаются причины отклонений и ответственные лица либо службы, намечаются меры ликвидации недостатков в работе.

Исходя из этого, данный вид экономического анализа считается наиболее полным и вбирает в себя результаты оперативного анализа, а также служит базой перспективного анализа, однако текущий экономический анализ содержит в себе серьезный недостаток: выявленные в ходе этого анализа резервы означают навсегда потерянные возможности роста эффективности деятельности предприятия в анализируемом периоде;

– перспективный (стратегический) анализ– это анализ результатов деятельности организации с целью определения их возможных значений в будущем.

6. По методике изучения объекта в зависимости от стоящих аналитических задачвыделяют:

- общий(направлен на оценку динамики и распределения во времени и пространстве результатов финансово-хозяйственной деятельности организации).

Целью горизонтального анализа является сопоставление абсолютных показателей бухгалтерской отчетности и выявление их изменений за анализируемый период. Таким образом, в рамках горизонтального анализа реализуется такой универсальный прием общего анализа, как «сравнение».

Вертикальный анализ позволяет отобразить структуру обобщающего финансового показателя в виде относительных величин, в качестве которых выступают «удельные веса». С помощью показателей структуры в финансовом анализе, например, дается обоснованная оценка изменений в составе финансовых ресурсов и имущества, сформированного с их помощью. Кроме того, относительные величины структуры сглаживают негативное влияние инфляционных процессов.

Целью трендового анализа является определение основной тенденции изменения показателей в динамике. В ходе трендового анализа рассчитываются относительные величины динамики (базисные и цепные)темпы роста. Темп роста рассчитывается как отношение абсолютного значения

Коэффициентный анализ представлен расчетом относительных показателей интенсивности и координации.

Помимо перечисленных, к стандартным методам анализа также относят факторный и сравнительный анализ;

– факторный экономический анализ(изучает причинно-следственные взаимосвязи и формирует количественную оценку причин изменения результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций);

– сравнительный анализ, в основе которого лежит сравнение деятельности не только предприятий-конкурентов, но передовых фирм отрасли или структурных подразделений одной. Задачи сравнительного анализа:

8

 -определить размеры и причины различий в использовании ресурсов и эффективности хозяйствования на однотипных предприятиях;

-создание возможностей для мобилизации резервов сравниваемых предприятий;

-рейтинговая оценка итогов работы анализируемых предприятий.

Выбор показателей при сравнительной оценке будет тем шире, чем выше степень однотипности сравниваемых предприятий. В качестве критериев отбора предприятий по однотипности выступают: отрасль деятельности, объем и структура товарооборота, применяемая технология торговли, территориальное расположение и т. д.

Помимо вышеперечисленных видов анализа по методике изучения объекта в зависимости от стоящих аналитических задач, такжевыделяют:

– функционально-стоимостной;

маржинальный анализ (анализ безубыточности) – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе причинно-следственных связей объема продаж, затрат и прибыли с учетом деления затрат на условно-переменные и условно-постоянные;

– анализ рисков – нацелен на количественное измерение уровня неопределенности и риска хозяйственных ситуаций посредством статистических и эвристических методов анализа.

7. По признаку времени экономический анализ подразделяется следующим образом:

– предварительный, который проводится до проведения хозяйственной операции с целью обоснования ее экономической эффективности (к нему относят, например, инвестиционный анализ), а также с целью прогнозирования будущих тенденций развития организации (его еще называют перспективным);

– последующий, проводимый после совершения хозяйственной операции с целью определения не использованных резервов роста эффективности. Такой анализ в зависимости от временного признака подразделяется на ретроспективный и оперативный.

8. По объектам управления анализ можно разделить на финансово-экономический, технико-экономический, которые были рассмотрены нами выше, а также:

– аудиторский – экспертная диагностика финансового здоровья организации, проводимая аудиторами или аудиторскими фирмами;

– социально-экономический – изучает взаимосвязь социальных и экономических условий производственного процесса, взаимного их влияния на результаты деятельности организации;

– экономико-статистический – применяется для изучения массовых общественных явлений на различных уровнях управления: и микро, и макро;

– экономико-экологический – исследует взаимодействие экономических процессов на предприятии, а также регионов с экологической средой их функционирования;

9

– маркетинговый– предназначен для изучения внешней среды хозяйствования организаций, выбора наиболее эффективных методов их продвижения и позиционирования на рынке, изучения рынка сбыта и товароснабжения, формирования товарного предложения, ценовой политики.

 

9. По степени охвата изучаемого объекта:

комплексный – этот анализ охватывает изучение всех сторон деятельности конкретного объекта;

– тематический – предполагает глубокое изучение одной стороны хозяйственной деятельности объекта исследования.

10. По кругу изучаемых вопросоввыделяют:

сплошной – проводится по всем подразделениям анализируемого предприятия;

выборочный – проводится по ряду отдельных подразделений, выбор которых обусловлен целью анализа.

11. По периодичности и времени проведениявыделяют:

единовременный анализ, который носит разовый характер, например, при смене руководства, и проводится по программе, разработанной применительно к каждой конкретной ситуации.

периодический анализ – проводится постоянно через определенный промежуток времени по более или менее устойчивым программам и, свою очередь, подразделяется на:

а) оперативный,

б) ретроспективный,

 в) перспективный.

12. По субъектам анализа, т. е. в зависимости от потребителей его результатованализ подразделяется на внутренний и внешний анализ.

Внутренний анализ представляет собой составную часть управленческого учета, т. е. информационно-аналитического обеспечения руководства организации на основе данных аналитического и синтетического учета.

Внешний анализ – составная часть финансового учета, обслуживающего внешних пользователей информации о деятельности предприятия на основе публичной бухгалтерской отчетности.

Следует отметить, что каждый из вышеназванных видов экономического анализа, являясь своеобразным по содержанию, организации и методике проведения, тесно взаимосвязан с другими, дополняя их.

 

 

10



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Сущность, задачи и классификация экономического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность, задачи и классификация экономического анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)