Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы реализации родительских прав



2019-12-29 362 Обсуждений (0)
Принципы реализации родительских прав 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы родителей. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.

Именно интересы детей должны быть критерием определения правомерности поведения (действий и бездействия) родителей, а нарушение интересов детей или создание реальной угрозы их нарушения выступает основанием для применения к родителям мер юридической ответственности[16].

В науке семейного права предпринимались попытки разработки системы принципов семейного воспитания, принципов осуществления родительских прав.

Основополагающим принципом осуществления родительских прав является обеспечение прав и интересов ребенка. Кроме того, все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, должны решаться родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов и с учетом мнения детей (п. 2 ст. 65 СК), а учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, — обязателен (ст. 57 СК)[17].

Осуществление родительских прав предполагает, прежде всего, реализацию родителями правомочий на собственные действия. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение. оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители имеют преимущественное право перед всеми третьими лицами на воспитание своего ребенка, что предполагает четкое правовую регламентацию отношений при передаче ребенка на воспитание третьим лицам по тому или иному основанию. Возникающая в некоторых случаях коллизия правомочий родителей и иных лиц, на воспитании которых находится ребенок, может быть обусловлена правовым положением третьих лиц. В частности, согласно п.1 ст.148.1 СК РФ, если иное не установлено федеральным законом, родители утрачивают свои права и обязанности по представительству и защите прав и законных интересов ребенка с момента возникновения прав и обязанностей опекуна или попечителя.

Законодательством предполагается, что родительские права осуществляются надлежащим образом, поскольку ненадлежащее их осуществление является основанием для применения к родителям мер семейно-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой ответственности.

Основными принципами осуществления родительских прав являются следующие:

- обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей;

- родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.

В семейном законодательстве существуют как бы три группы правовых норм, охватываемые понятием "интересы детей". В первую входят нормы-принципы, в которых существование родительского права на воспитание оправдывается именно тем, что оно существует для ребенка и должно осуществляться в пределах его интереса. Во второй группе "интересы детей" выполняют конкретизирующую функцию. Речь идет об использовании рассматриваемого понятия с целью уточнения того или другого положения семейного законодательства. В третью группу входят те нормы, в которых "интересы детей" определяют поведение родителей[18].

Данная классификация была предложена в период действия Кодекса о браке и семье РСФСР 1964 г., но в равной мере может быть применена и к Семейному кодексу РФ.

Предложенный обзор семейного законодательства позволяет сделать вывод об использовании законодателем разных обозначений интересов ребенка. В зависимости от содержания статьи СК РФ в ней используются такие словосочетания: "защита интересов", "обеспечение интересов", "если этого требуют интересы", "исходя из интересов" и др. Определение юридического смысла интереса, во-первых, могло бы быть включено в текст нормы без искажения смысла последней, а во-вторых, действительно отражало бы юридически значимое содержание интереса, иными словами, то, что следует защищать, обеспечивать, учитывать и т.д.

СК определяет перечень действий и поступков, которые родители не вправе совершать при реализации своих родительских прав:

- причинение вреда физическому и психическому здоровью детей;

- причинение вреда нравственному развитию ребенка;

- применение способов воспитания, связанных с пренебрежительно жестоким, грубым обращением с ребенком;

- оскорбление детей;

- их эксплуатация.

Для выявления принципов осуществления родительских прав необходимо определить формы реализации родителями своих прав.

Первая форма - исполнение, т.е. активное поведение родителей по реализации возложенных на них обязанностей. В частности, родители должны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей; родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и т.д.

Вторая форма - соблюдение, т.е. пассивное поведение родителей, воздержание от совершения действий, запрещенных законом и не соответствующих интересам ребенка. Так, родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия; родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем и т.д.

Третья форма - использование, которая предоставляет родителям возможность использовать предусмотренные законом варианты поведения по своему усмотрению. Можно отметить следующие возможности, связанные с осуществлением родительских прав: родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования; родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей и т.д.

Вызывают сомнения категоричное утверждение В.Н. Леженина о том, что право родителей на воспитание (как часть родительских прав) может быть реализовано только путем действий. "Об осуществлении родителями права на воспитание можно говорить лишь тогда, когда они своими действиями непосредственно воздействуют на личность ребенка в рамках тех правомочий, которые входят в содержание субъективного права"[19].

Представляется, что ст. 63 СК РФ "Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей" не содержит указаний на исключительную форму реализации соответствующих прав, что допускает возможность и действий, и бездействия родителей.

Особой формой реализации родительских прав является их применение. Оно имеет место тогда, когда для реализации родителями своих прав недостаточно их желания и возможностей и в силу прямого предписания закона издается особый акт - документ, адресованный конкретному лицу и содержащий властные предписания. В родительских правоотношениях акты применения права могут издаваться чаще всего органами опеки и попечительства при разрешении большинства споров, связанных с воспитанием детей. Например, в случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать такому общению. Таким образом, применение родительских прав характеризуется участием в этом процессе не только родителей ребенка (одного из родителей), но и представителя публичной власти.

При осуществлении родительских прав должны применяться основные начала семейного законодательства, закрепленные в ст. 1 Семейного кодекса. Речь идет о необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности защиты этих прав. Безусловно, воплощение названных принципов в отношениях по осуществлению родительских прав будет способствовать реализации последних.

Под принципами осуществления родительских прав - совокупность руководящих идей, определяющих основное направление, содержание и методику воспитательного процесса, имеющего целью формирование всесторонне и гармонично развитого человека. С учетом разработки этой проблемы и опыта, накопленного педагогикой, автором предлагается выделять следующие принципы воспитательного процесса:

1. Принципы целенаправленности воспитания, его связь с жизнью.

2. Принцип комплексного подхода.

3. Принцип единства слова и дела.

4. Принцип сочетания педагогического руководства с развитием активности и инициативы ребенка.

5. Принцип систематичности и последовательности воспитания.

6. Принцип воспитания в труде на общую пользу.

7. Принцип единства требований и уважения к личности ребенка.

8. Принцип учета возрастных, половых и индивидуальных особенностей ребенка[20].

Предложенная классификация заслуживает внимания и одобрения, но обозначенные принципы имеют ограниченную сферу применения - воспитательный процесс в семье. Как уже указывалось нами ранее, осуществление родительских прав имеет более широкую область распространения в семейных отношениях, подлежит правовой регламентации и в силу этого предполагает наличие руководящих начал иного рода.

По мнению Л.М. Пчелинцевой, основополагающими принципами осуществления родителями родительских прав являются:

а) обеспечение прав и интересов детей;

б) решение вопросов, касающихся воспитания и образования детей, по взаимному согласию родителей, исходя из интересов и с учетом мнения детей[21].

Такой подход к формулированию основных положений, определяющих поведение родителей в отношениях с детьми, полностью соответствует предписаниям ст. 65 СК РФ. Однако, на наш взгляд, названные принципы не в полной мере отражают специфику осуществления родителями своих прав.

Представляется возможным наличие следующих принципов осуществления родительских прав:

1. Сочетание родительских прав и обязанностей по отношению к детям.

Осуществление прав одновременно является и обязанностью родителей. Неосуществление родительского права есть, следовательно, неосуществление обязанности, и за него устанавливаются санкции. Из всех родительских обязанностей осуществить в принудительном порядке можно только обязанность по содержанию ребенка[22]. Принуждение к осуществлению личных прав невозможно, поэтому за его неосуществление применяется такая мера, как лишение родительских прав.

2. Невозможность отказа от родительских прав.

С точки зрения закона возможность юридического заявления об отказе от осуществления родительских прав исключена. Фактически это может проявиться в уклонении от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; при отказе без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений. В силу ст. 69 СК РФ описанное поведение родителей является основанием для лишения их родительских прав, т.е. влечет за собой прекращение родительского правоотношения. Совершенно верно отмечает М.В. Антокольская, "вместо того, чтобы просто отказаться от прав и передать ребенка на попечение органов опеки и попечительства, недобросовестные родители для достижения того же правового результата просто должны перестать осуществлять свое право"[23].

В той или иной ситуации родители могут временно передать свои полномочия по воспитанию ребенка родственникам (бабушке, дедушке и др.) или администрации различных детских учреждений. При этом возможно освобождение родителей от возмещения вреда, причиненного ребенком, в тот момент, когда он находился под надзором образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор на основании договора. Что же касается ответственности родителей за воспитание и развитие своего ребенка, то она сохраняется в рассматриваемых ситуациях в полной мере.

3. Равенство прав и обязанностей обоих родителей.

Согласно ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию (п. 2 ст. 65 СК РФ). При этом родитель, проживающий отдельно от ребенка, сохраняет по отношению к нему весь комплекс родительских прав и обязанностей.

Данный принцип нашел свое отражение и в Конвенции о правах ребенка: "Государства-участники предпринимают все возможные усилия, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка" (п. 1 ст. 18).

4. Учет родителями собственных интересов.

В отличие от интересов ребенка интересы родителей прямо в СК РФ не упоминаются. Тем не менее, интересы родителей, по существу, выражаются в праве на личное воспитание ребенка. При этом нельзя забывать о том, что между интересами родителей и детей возможны противоречия. Сам по себе факт возникновения подобных противоречий нельзя отнести к исключительным событиям. Они могут возникать по разному поводу и касаться как личной, так и имущественной сферы отношений. Чаще всего они не носят непреодолимого характера и разрешаются в рамках семьи в той или иной форме: родители могут отказаться от принятого ранее решения либо настоять на его осуществлении, возможно принятие компромиссного варианта. Данный принцип проявляется и в том, что родители вправе самостоятельно определять формы и методы воспитания. Более того, родители имеют преимущественное право на воспитание детей перед всеми другими лицами.

Интересы детей не должны быть единственным мерилом "качества семейного воспитания"[24].  

В распоряжении родителей должно оставаться право выбора способов осуществления родительских прав с таким расчетом, чтобы, не нарушая интересов ребенка, реализовать надлежащим образом и свои собственные родительские интересы.

5. Недопустимость злоупотребления родителями своими правами.

В юридической литературе высказана точка зрения, согласно которой злоупотребление родительскими правами может быть правомерным. Думается, что такое утверждение должно быть опровергнуто. Правомерное поведение, которое повлекло за собой причинение вреда либо создало угрозу причинения такого вреда, не может быть признано злоупотреблением, поскольку в таком деянии отсутствуют отдельные признаки правонарушения[25].

Говоря о злоупотреблении родителями своими правами, Г.Ф. Шершеневич характеризовал возникающие при этом отношения следующим образом: "...юридическое господство над детьми вручается родителям не ради одного удовольствия, а ввиду общественных задач воспитания. Отношение родителей к детям, обнаруживающее недостаточное понимание первыми своих обязанностей, должно повести к отнятию у недостойных власти..."[26].

Таким образом, при осуществлении родительских прав родители должны руководствоваться как основными началами семейного законодательства, так и специальными принципами, названными выше.

Надлежащее осуществление родительских прав предполагает осуществление их в надлежащей форме и надлежащими способами.

 

     § 2. Реализация права на воспитание ребенка

 

Право родителей на воспитание детей является наиболее важным среди родительских прав. Более того, в современных условиях усиления общемировой тенденции повышения требовательности к уровню образования и воспитания на родителей налагается все больше родительских обязанностей, а также ужесточается ответственность за их отношение к выполнению обязанностей по отношению к детям. В этом контексте закономерно провозглашение в Российской Федерации среди основных приоритетов демографического развития повышения именно воспитательного потенциала семьи[27].

В ст. 63 СК РФ конкретное содержание родительских прав и обязанностей по воспитанию детей не раскрывается. В ней лишь названы основные направления деятельности родителей по воспитанию своих детей. Главным закон признает заботу родителей о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей. А каким образом осуществлять эту заботу - решают сами родители.

Анализ действующего законодательства дает основание констатировать тот факт, что в нем нет определения категории «воспитание» и отсутствует ее правовое содержание. Если в научной литературе исследованию воспитания уделяется достаточно большое внимание, то нормативные правовые акты, напротив, характеризуются бессистемностью и терминологической неопределенностью в отношении права родителей на воспитание детей. В Конституции РФ и действующем законодательстве не конкретизируются задачи воспитания детей родителями, отсутствуют предписания морально-нравственного и идеологического характера, не раскрывается содержание родительских прав и обязанностей по воспитанию детей. Законодатель указывает лишь основные направления деятельности родителей по воспитанию своих детей, к которым относится забота родителей о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей. Вместе с тем, обеспечивая вариативность воспитательного процесса, закон устанавливает ряд ограничений в сфере реализации родительских прав по воспитанию детей. Например, запрещается грубое обращение с ребенком.

Специфика положения ребенка в семье и вне нее объясняется его беззащитностью, вызванной полной или частичной физической, психической и социальной незрелостью. Родители являются "естественными опекунами" ребенка, которые, кроме любви, заботы и ухода, должны предоставлять ребенку защиту и обеспечение его интересов. В ситуациях, когда родители нарушают права ребенка или реализуют свои родительские права в противоречии с его интересами, роль защитника несовершеннолетнего ребенка должно взять на себя государство как субъект, заинтересованный в подрастающем поколении.

Принцип общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание детей также закреплен в Конвенции ООН "О правах ребенка". В ней провозглашено, что родители несут основную ответственность по воспитанию и обеспечению интересов ребенка, которые и должны являться основной заботой родителей. В настоящее время существует довольно обширная законодательная база в регулировании семейных отношений и, в частности, отношений по поводу применения к родителям санкций в виде лишения родительских прав. Одним из основных источников, регламентирующих права ребенка как самостоятельной личности является Конвенция ООН "О правах ребенка". Российская Федерация является участником данной Конвенции с 15 сентября 1990 года. В Конвенции ООН "О правах ребенка" (ст. 9) презюмируется принцип единства семьи и недопустимости вмешательства государства в осуществление права на личную и семейную жизнь, путем закрепления положения об обязанности государства-участника обеспечивать совместное пребывание ребенка со своими родителями.

Тем не менее, именно в ст. 9 Конвенции ООН "О правах ребенка" имеется ссылка на возможность нарушения данного принципа в исключительных случаях, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в интересах ребенка. В ст. 19 Конвенции ООН "О правах ребенка" установлено, что государства-участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры защиты включают разработку социальных программ с целью предупреждения жестокого обращения с ребенком.

Родительские права и обязанности подразделяются на личные неимущественные и имущественные, но все они обладают общими чертами.

В СК РФ содержится лишь общий перечень родительских обязанностей, каждая из которых является предпосылкой формирования разносторонней и полноценной личности в семье. Прежде всего, закон говорит об обязанности родителей по воспитанию своих детей, из чего вытекает обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Основные направления воспитания вытекают из ст. 21 Конвенции "О правах ребенка". Воспитание должно быть направлено на формирование:

- уважения к правам человека, основным свободам и принципам, провозглашенным в Уставе ООН;

- уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны проживания и происхождения, а также к цивилизациям, отличным от его собственной;

- терпимости, духа мира, равноправия мужчины и женщины, дружбы между народами, этническими, национальными и расовыми группами;

- уважения к окружающей среде и др.;

- чувства достоинства и собственной значимости и т.д.

"Как воспитывать - это во многом дело самих родителей, их педагогических навыков и способностей. По общему правилу сюда никто не имеет права вторгаться.

В тесной взаимосвязи с обязанностью воспитывать ребенка находится обязанность родителей обеспечить получение ребенком основного общего образования"[28].

Как установлено п. 1 ст. 18 Закона РФ "Об образовании"[29], родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Закон РФ "Об образовании" рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, то есть образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы.

В ст. 63 СК РФ подтверждена конституционная норма об обязанности родителей обеспечить получение детьми основного общего образования. При этом родителям необходимо исходить из того, что образование должно обеспечивать формирование у ребенка адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира и формирование его как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Непосредственно же содержание образования должно быть направлено на достижение следующих основных целей:

- развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка;

- воспитание уважения к правам человека и основным свободам;

- воспитание уважения к родителям, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и цивилизации, отличной от его собственной;

- подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

- бережное отношение к окружающей среде"[30].

Родители самостоятельно выбирают образовательное учреждение и формы обучения детей, учитывая при этом мнение детей. Исходя из потребностей и возможностей ребенка, образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в очной форме, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт (ст. 10 Закона РФ "Об образовании").

Особое внимание следует уделить анализу реализации принципа равенства прав и обязанностей родителей при осуществлении права на образование и права по религиозному воспитанию ребенка.

В июле 2003 г. Министерство образования РФ издало приказ, разрешающий религиозное обучение детей в государственных и муниципальных образовательных учреждений вне рамок образовательных программ[31]. В нем оправданно допускается религиозное обучение только с согласия детей и по письменной просьбе их родителей. Вместе с тем не понятно, должна ли просьба исходить от отца и матери одновременно, или эту просьбу может высказать один из родителей. В связи с этим предлагается ввести императивную норму о том, что заявление должно быть подписано обоими родителями. Безусловно, при этом следует помнить, что в соответствии с российской Конституцией никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, и никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем. Согласно нормам Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»[32] запрещается вовлечение детей в религиозные объединения и обучение их религии вопреки их воле и без согласия их родителей.

С этой целью родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспитания своего ребенка с соблюдением ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 65 СК РФ:

во-первых, родители не вправе причинять вред физическому и психическому развитию ребенка, его нравственному развитию;

во-вторых, способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатация ребенка.

Часть 1 ст. 80 СК РФ предусматривает обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей. Ее невыполнение напрямую связано с воспитанием, свидетельствует об отсутствии заботы о жизненно важных потребностях ребенка.

Также закон предусматривает еще одну обязанность родителей. Она заключается в защите прав и интересов своих несовершеннолетних детей. Предметом защиты являются все права детей, предусмотренные статьями 54 - 58, 60 СК РФ. В круг объектов защиты входят также жилищные, наследственные и другие права ребенка, в числе которых и его права как члена общества (на охрану жизни и здоровья, социальное обеспечение, защиту чести и достоинства и другие). Родители в полной мере защищают права и интересы ребенка.

 

 § 3. Реализация права на общение с ребенком

 

Право родителей на общение с ребенком относится к числу личных. Поэтому его так трудно обеспечивать с помощью закона, возможности которого в этом случае ограничены.

 Согласно ст. 66 Семейного кодекса РФ родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.

Родитель, проживающий отдельно, вправе в том числе посещать образовательное учреждение, где находится ребенок, проводить вместе с ним досуг, вести переписку, разговаривать по телефону и т.п. Степень участия родителя, проживающего отдельно, в воспитании несовершеннолетнего может быть различной и зависит от конкретных обстоятельств.

Нередки случаи, когда взаимоотношения не проживающих вместе родителей негативно влияют на возможность общения ребенка с родителем, проживающим отдельно. Тот из родителей, при котором остался ребенок, не вправе препятствовать в осуществлении этого права другому родителю. Родительские права и обязанности возникают и прекращаются независимо от регистрации брака. Никто не вправе ограничить родителя в общении с ребенком независимо от того, какого рода отношения сложились между его родителями, если такое общение не причиняет вреда физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

Если один из родителей проживает отдельно от ребенка, родители могут заключить соглашение в письменной форме о порядке воспитания ими ребенка. Нотариальное удостоверение такого соглашения необязательно. В соглашении указываются время, место, продолжительность общения, порядок встреч, возможность присутствия других лиц и т.п. При этом родители должны учитывать мнение ребенка, его режим дня, интересы. Законодательством не указан возраст, с которого ребенок вправе самостоятельно решать вопрос о порядке общения с родителями. Если ребенок не желает такого общения, он не может быть принужден, поскольку для него это право на общение, а не обязанность, которую он должен исполнять.

Если родители не смогли достичь соглашения, возникший спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства, который должен представить свое заключение на основании акта обследования условий жизни ребенка.

При определении порядка общения родителя с ребенком принимается во внимание возраст ребенка, состояние его здоровья, привязанность к каждому из родителей и другие обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие.

В иске об определении порядка общения с ребенком может быть отказано, если того требуют интересы ребенка. Так, суд может отказать в удовлетворении такого иска, если будут установлены уважительные причины, по которым другой родитель препятствует общению. Например, неправомерное или недостойное поведение отдельно проживающего родителя в период общения с ребенком (является к нему в нетрезвом состоянии, настраивает против второго родителя, склоняет к совершению аморальных поступков, совершает в отношении ребенка насильственные действия, применяет жестокие формы наказания, злоупотребляет родительским правами и т. д.).

Определив порядок участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка, суд предупреждает другого родителя о возможных последствиях невыполнения решения суда. В качестве злостного невыполнения решения суда, которое может явиться основанием для удовлетворения требования родителя, проживающего отдельно от ребенка, о передаче ему несовершеннолетнего, может расцениваться невыполнение ответчиком решения суда или создание им препятствий для его исполнения, несмотря на применение к виновному родителю предусмотренных законом мер[33].

Право на общение с ребенком имеют не только родители, но и бабушки, дедушки, братья, сестры и другие родственники. Если родители отказывают в общении с ребенком его родственникам, то они вправе обратиться в органы опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства, учитывая интересы ребенка, вправе своим решением обязать родителей не препятствовать такому общению. Орган опеки и попечительства должен выяснить мнение ребенка, заслушать объяснения родителей, лиц, проживающих вместе с ребенком, при необходимости - воспитателей, учителей ребенка. Орган опеки и попечительства может способствовать родителям ребенка и его родственникам в заключение соглашения, определяющего порядок общения ребенка с родственниками. По достижении 14 лет ребенок вправе сам определять порядок общения с родственниками, а также с согласия родителей заключить соответствующее соглашение.

Если родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства, суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения.

При этом мнение ребенка, достигшего 10 лет, обязательно учитывается судом. Таким образом, если ребенок не хочет общаться с кем-либо из родственников, заставить его это сделать невозможно. Другое дело, если ребенок является жертвой манипуляции родителей, когда они сознательно настраивают ребенка против других родственников. Этот вопрос можно разрешить с помощью психолого-педагогической экспертизы, проведения которой истец (родственник ребенка) вправе потребовать через суд.

По действующему СК РФ о встрече с ребенком могут просить только родители, ограниченные в родительских правах (ст. 75). О родителях, лишенных родительских прав, в этой статье ничего не говорится. Однако, чтобы иметь возможность восстановить родительские права, гражданин должен доказать, что он изменил свое поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка, которого он в прошлом жестоко бил, оставлял без пищи и медицинской помощи, не пускал в школу и т.д. Но как это сделает родитель, если он лишен правовой возможности видеться с ребенком? Некоторые исследователи по-прежнему утверждают, что лица, лишенные родительских прав, и в настоящее время могут общаться с ребенком с разрешения лиц, заменивших родителя[34], аргументируя это положением ст. 9 Конвенции ООО "О правах ребенка", в которой закреплено право ребенка, разлученного с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка, находит свое отражение и в российском законодательстве. Однако поскольку в СК РФ не закреплена возможность родителя на общение с ребенком, то реализация данной возможности будет зависеть только от усмотрения лиц, осуществляющих опеку над ребенком и сотрудников органов опеки и попечительства.

 



2019-12-29 362 Обсуждений (0)
Принципы реализации родительских прав 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы реализации родительских прав

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)