Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы квалификации состава преступления - нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств



2019-12-29 376 Обсуждений (0)
Проблемы квалификации состава преступления - нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Различие между преступлениями, совершенными по легкомыслию и совершенными по небрежности, состоит, прежде всего, в интеллектуальном моменте, в первом случае виновный предвидел наступление общественно-опасных последствий, во втором виновный не предвидел наступление общественно-опасного результата от своих действий (бездействия).

Решающую же роль для установления вины в форме преступной небрежности имеет волевой критерий, т.е. возможность и способность для данного лица предвидеть те последствия, которые он не предвидел, но должен был и мог предвидеть. Данное обстоятельство отличает преступление, совершенное по небрежности, от казуса (случая) или невиновного причинения вреда.

Нерюнгринским городским судом Республики Саха (Якутия) был осужден гр.Э., который, управляя грузовой автомашиной КамАЗ, ехал по улице Молодежная г.Нерюнгри в сторону моста через р. Иенгра со скоростью 50км/ч. Подъезжая к железнодорожному переезду, гр.Э., в 150 м впереди себя увидел на переезде гр-ку Я., работавшую в это время на железнодорожном полотне и находившуюся на проезжей части дороги. Увидев на дороге опасность для движения, гр.Э., не снижая скорости, не тормозя, продолжал движение, надеясь объехать гр-ку Я., справа. Когда гр-ка Я., в непосредственной близости от машины выпрямилась, гр.Э, резко затормозил машину, но машина продвинулась «юзом» и сбила передней частью гр-ку Я., которая от полученных повреждений скончалась. Гр.Э. сознательно нарушил правила безопасности движения, но по отношению к наступившим вредным последствиям у него имелась преступное легкомыслие, т.к. он хотя и предвидел возможность наступления вредных последствий, но надеялся их предотвратить. Гр.Э., рассчитывал на свое умение, ловкость и т.д. Надежда его была неосновательной, легкомысленной.

Для установления того, должно ли было лицо предвидеть общественно-опасные последствия своего деяния, теория уголовного права и практические работники пользуются объективным критерием преступной небрежности, так называемым критерием долженствования. Суть его заключается в том, что лицо обязано предвидеть возможность наступления общественно-опасных последствий при несоблюдении обязательных для этого лица мер предосторожности. Правилами дорожного движения на всех лиц, участников дорожного движения возложена обязанность знать и соблюдать требования Правил в п.1.3 указано: « Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналы светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами». Поскольку на каждом, кто управляет транспортным средством, лежит обязанность знать и соблюдать Правила дорожного движения, то фактически последствия, наступившие вследствие несоблюдения указанных правил, могут быть поставлены в вину этому лицу.

Конечно, только по объективному критерию нельзя судить была ли у лица возможность предвидеть наступление вредных последствий. Этот вопрос необходимо рассматривать во взаимосвязи с субъективным критерием небрежности. Субъективный критерий небрежности выражен в законе словами «могло предвидеть», он означает персональную способность лица в конкретной ситуации по своим индивидуальным качествам (жизненный опыт, образование, профессионализм, особенности психики и т.д.) предвидеть возможность наступления общественно-опасных последствий. Однако я считаю, что применительно к дорожно-транспортным преступлениям сложности по установлению субъективного критерия небрежности лежат скорее в плоскости уголовно-процессуального права, а именно в плоскости проблем доказывания, оценки доказательств. Это связано, прежде всего, с устаревшей методикой проведения автотехнических экспертиз, при проведении которых в качестве основного принимается коэффициент реакции водителя равный 0,8с.. При этом не учитывается ни возраст водителя, ни его водительский стаж, ни время нахождения за рулем, ни иные обстоятельства, воздействующие на реакцию человека.

Здесь уместно остановиться на связи элементов субъективной и объективной сторон рассматриваемого преступления, в частности, между интеллектуальным критерием небрежности и нарушением правил безопасности дорожного движения. Так, в ч.2 п.10.1 Правил дорожного движения указано, что: При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства». С одной стороны, невозможность предвидения исключает возможность предвидения. Вопрос о возможности предвидения наступления вредных последствий в результате своих действий характерен не только для автотранспортных преступлений, но и для неосторожных преступлений вообще.

Особенностью же автотранспортных преступлений является то, что для виновного причинения вреда в виде преступной небрежности при совершении автотранспортного преступления необходимо наличие самого факта нарушения виновным Правил дорожного движения. Очевидно, что если нет нарушения, значит, и нет преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ. В связи с этим, я не согласна с мнением Б.А. Куринова, о том, что состав преступления, предусмотренного ст. 211 УК РСФСР (ст. 264 УК РФ), имеет место и в том случае, когда водитель транспортного средства, участвующий в дорожном движении, не соблюдал и общепринятые правила предосторожности, а не только правила».

Нельзя представить, что следователь в постановлении о привлечении или суд в приговоре, вменяя лицу совершение преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, сошлются на какую-то норму предосторожности во время движения транспортных средств или на несуществующий нормативный акт. Если водитель транспортного средства, участвуя в дорожном движении, не нарушал требование Правил, но стал при этом участником дорожно-транспортного происшествия, в котором погибли или ранены люди, налицо невиновное причинение вреда, поскольку, действуя в соответствии с установленными требованиями Правил, водитель не мог предвидеть наступления вредного результата. Правила Дорожного движения как раз и имеют своей целью установить правила поведения для участников дорожного движения во избежание наступления вредных последствий. В случае нарушения водителем общепринятых правил предосторожности, повлекшем наступление вредных последствий, ответственность должна наступать за совершение преступления против личности, даже если эти правила были нарушены во время движения автомобиля. По этому критерию и следует разграничивать автотранспортные преступления с преступлениями против жизни или здоровья.

Характерен в этой связи и пример из практики Верховного Суда. Петров по приговору суда первой инстанции был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 211 УК РСФСР, при следующих обстоятельствах. Петров двигался на принадлежащем ему автомобиле по одной из улиц населенного пункта. В это время ученица 1 класса Корякина переходила проезжую часть и остановилась на ее осевой линии. Испугавшись сигнала встречного автобуса, девочка резко повернулась, и бросилась назад, в результате чего была сбита автомобилем под управлением Петрова. По мнению суда Петров нарушил Правила дорожного движения п.9.4 (п.10.2), согласно которому водители безрельсовых транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части, и п.10.1 (п.9.6), согласно которому водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленных ограничений с учетом интенсивности движения, дорожных и атмосферных условий, а также особенностей и состояния транспортных средств и груза. при возникновении опасности водитель должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Петров вел автомобиль ближе к середине проезжей части. Увидев на проезжей части девочку, не принял мер к снижению скорости, не остановился.

Удовлетворяя протест Генерального прокурора, Судебная коллегия по уголовным делам верховного суда, в своем решении указала следующее. Согласно п.9.6 (соответствует п.10.1) Правил дорожного движения, водитель обязан принять меры к снижению скорости вплоть до полной остановки транспортного средства при наличии препятствий или опасности для движения. В данном случае потерпевшая перешла половину проезжей части дороги, не создав никаких помех, требующих принятия указанных мер. Затем она остановилась на осевой линии, собираясь продолжить переход проезжей части. Положение девочки на осевой линии также не создало опасной ситуации.

Следуя Правилам дорожного движения, водитель транспортного средства не должен и не может учитывать возможность нарушения этих правил другими участниками движения. В данном случае, принимая во внимание конкретные условия дорожной ситуации, нельзя возлагать на Петрова обязанность предвидеть, что потерпевшая, уже перейдя половину проезжей части, внезапно побежит в обратную сторону. Подобные примеры неадекватного поведения потерпевших на дороге встречаются нередко.

Так, Лукьянов двигался на принадлежащем ему мотоцикле по дороге населенного пункта в темное время суток. При этом водитель, управляя мотоциклом, двигался с разрешенной скоростью, нарушения правил дорожного движения не допускал. В попутном ему направлении по краю проезжей части двигалась группа молодежи. Находившийся в этой группе несовершеннолетний Иванов, не обращая внимание на двигавшийся в попутном направлении транспорт, внезапно вышел на проезжую часть, чтобы перейти дорогу. Водитель мотоцикла применил торможение, но наезд предотвратить не смог, так как расстояние до потерпевшего оказалось намного меньше тормозного пути мотоциклиста. принимая решение об отказе в возбуждении уголовного дела, следователь в соответствующем постановлении указал, что Лукьянов не мог и не должен был предвидеть, того, что Иванов внезапно выбежит на дорогу перед близко идущим транспортом, а предотвратить наезд не смог по техническим причинам.

Установление невозможности предотвратить наезд или столкновение признается судами равнозначным невозможности его предвидеть, и воспринимается как отсутствие субъективного критерия вины. В транспортном потоке действия участников дорожного движения тесно связаны поведение участников дорожного движения, управляющего транспортным средством или пересекающим улицу, в связи с чем, координирует свои действия. Если участники движения «вне Правил» совершенно неожиданно и резко меняет характер поведения на дороге, водитель, совершивший наезд столкновение с другим транспортом, нередко не в состоянии предвидеть такого развития событий. Будет невиновное причинение вреда.

В работе Е.В. Болдырева, К.И. Лысова и О.А. Соя-Серко « Судебное разбирательство дел об автотранспортных преступлениях » приводится пример исключения из правил когда водитель транспортного средства не может предвидеть наступления вредного результата даже в случае нарушения им требований Правил дорожного движения. Эта ситуация возникает в том случае, когда сам водитель не может предвидеть, что он нарушает Правила дорожного движения. Характерно в данном отношении дело гр. Б., который работал водителем грузовой автомашины. Приехав в город гр.Б., остановил автомашину у тротуара, с тем чтобы высадить из нее людей. Пассажир гр.Р., вышел из кабины машины и, захлопнув дверцу кабины, сказал водителю «Езжай», гр.Б., проехав метров десять, услышал крик: «Стой!». Оказалось, что гр.Р., был задавлен правым задним колесом машины. В ходе расследования: было установлено, что когда гр.Р., вышел из машины и захлопнув дверцу кабины, у него из сумки рассыпались фрукты, гр.Р., полез под машину чтобы собирать их. В этот момент машина тронулась, и он попал под колесо. Коллегия признала, что из материалов дела усматривается, гр.Б., не нарушал правила движения; он не предвидел и не мог предвидеть, что гр.Р., полезет под машину и попадет под колесо.

Приведенный пример исключение из правила только подтверждает само правило о том, что «Водитель транспортного средства не может и не должен предвидеть наступления вредного результата в случае соблюдения им правил безопасности дорожного движения». Здесь я полностью солидарна с мнением Б.А. Куринова, который пишет следующее: « В случаях установления объективных оснований ответственности по ст.264 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, соответствующих вредных последствий и причинной связи) суды и следственные органы исходят из того, что лицо, осознавая факт нарушения или, будучи обязано и способно осознавать его, одновременно предвидело либо могло предвидеть и все возникшие в результате дорожно-транспортного происшествия последствия».

Существует также и еще одно исключение из указанного выше правила, когда водитель осознает факт нарушения им правил безопасности дорожного движения и в результате допущенных нарушений наступают соответствующие вредные последствия, но водитель не может нести за такие действия уголовной ответственности, например, общеизвестно, что наличие у человека некоторых хронических заболеваний (сахарный диабет, лейкемия и т.д.) может привести к наступлению смерти или развитию угрожающего для жизни состояния (что также является тяжким вредом здоровью) при причинении ему незначительных или менее серьезных телесных повреждений в результате автопроисшествия. В судебной практике встречались случаи необоснованного осуждения лиц за причинение тех последствий, которые лицо не могло и не должно было предвидеть даже при нарушении Правил дорожного движения. Так, судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда переквалифицировала с ч.2 ст. 211 УК РСФСР (ч.2 ст. 264 УК РФ) на ч.1 ст. 211 УК РСФСР (ч.1 ст. 264 УК РФ) действия С., осужденного приговором суда первой инстанции за нарушения правил безопасности движения транспорта. С., управляя мотоциклом, выехал на обочину дороги и сбил Х. Будучи доставленной в больницу, потерпевшая через два дня скончалась. Суд первой инстанции в приговоре исходил из того, что между действиями С, и смертью потерпевшей имеется причинная связь. В обосновании указанного вывода суд сослался в приговоре на заключение судебно-медицинского эксперта. Между тем, как следовало из этого же заключения, потерпевшая страдала тяжелой формой сахарного диабета, универсальным атеросклерозом, пневмосклерозом и бронхиальной астмой, а смерть ее наступила от осложнения сахарного диабета. Травма туловища и ног пострадавшей, которые ей причинены в результате дорожно-транспортного происшествия, согласно тому же заключению эксперта, являются менее тяжкими, способствовали обострению сахарного диабета. Однако в связи с тяжелой формой заболевания, кома могла развиться и без травмы. В действиях этого мотоциклиста не только отсутствует причинная связь с наступившими последствиями, но и вина в наступлении последствий. Он не мог знать о наличии у потерпевшей тяжелого заболевания, а если бы и знал, то не мог предвидеть развития причинной связи между действием и последствием в виде смерти потерпевшей. Хотелось бы отметить, что по всем исследованным мной уголовным делам рассматриваемой категории следователи на разрешение судебно-медицинской экспертизы не ставили вопрос о наличии (отсутствии) у потерпевших хронических заболеваний и их связи с наступившим вредом здоровью. Конечно, процент таких ошибок в практике весьма невелик, но учитывая, что принятое по любому уголовному делу решение существенно затрагивает права сторон и прежде всего тех, кто обвиняется в совершении преступления, необходимо полностью исключить даже возможность таких ошибок уже на стадии предварительного следствия, тем более, что разрешить эту задачу довольно просто.

Таким образом, действующее уголовное законодательство предусматривает различную квалификацию преступных нарушений правил движения и эксплуатации транспорта в зависимости от тяжести причиненных телесных повреждений. Так, если причинены тяжкие или средней тяжести телесные повреждения, действия виновного квалифицируются по ч. 1 ст. 264 УК.

Квалификация не меняется от того, какому количеству лиц были причинены телесные повреждения, однако это обстоятельство наряду с другими должно быть учтено при определении виновному меры наказания.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев в своей работе спорные вопросы квалификации преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, и проанализировав высказанные в научной литературе мнения по этим вопросам, а также судебно-следственную практику, я сделала несколько выводов, учет которых, на мой взгляд, позволит избежать ошибок при квалификации рассматриваемого преступления или облегчит процесс рассматривания и расследования уголовных дел данной категории.

Непосредственным объектом преступления в ст. 264 УК РФ выступают безопасные условия дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Поскольку уголовная ответственность по данному составу зависит от причинения физического или имущественного вреда, то факультативным признаком этого преступления выступают жизнь или здоровье человека, а равно отношение собственности.

Специфика предмета этого преступления заключается в том, что в его роли выступает транспортное средство: его виды автомобилей, трамваев и других механических транспортных средств, приводимые в движение двигателем внутреннего сгорания с рабочим объемом не менее 50куб.см. или равным им по мощности двигателями других видов, подлежащих обязательной государственной регистрации ( в ГАИ - ГИБДД МВД РФ, органах Гостехнадзора, автомобильных службах министерств и ведомств, имеющих воинские формирования), управлять которыми разрешается лицам, имеющим удостоверение на право управления ими.

Для привлечения к уголовной ответственности водителей за совершение ДТП, необходимо установить, какие именно пункты Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств были им нарушены. Однако при существующем многообразии нормативных актов, регламентирующих безопасность дорожного движения, существует большая вероятность того, что водители могут не только не знать этих правил, но не могут найти такие правила для ознакомления с ними. В связи с этим существует необходимость в переработке действующих и подготовке новых нормативных актов, на которые опирается диспозиция статьи 264 УК РФ.

Учитывая то, что правила дорожного движения представляют собой единый нормативный акт, действующий на всей территории РФ, то и применительно к правилам эксплуатации транспортных средств наиболее правильными представляются выработка и принятие единого акта, действующего на территории всей страны, взамен многочисленных и не всегда четко сформулированных ведомственных нормативов. Требования всех правил необходимо максимально формализовать и в тоже время нужно, чтобы они в достаточной мере регламентировали действия их исполнителей.

Для правильной квалификации дорожно-транспортных преступлений совершенных по вине водителей, необходимо четкое установление причинной связи между нарушениями правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и наступивших в результате этих нарушений вредных последствий, которые указаны в диспозиции статьи 264 УК РФ и перечень которых является исчерпывающим.

Причинную связь в дорожно-транспортных преступлениях следует считать установленной во всех случаях, когда нарушение соответствующих правил предшествовало нарушению вредного результата, было необходимым условием его наступления и либо создавало реальную возможность его наступления, либо превратило такую возможность в действительность. Отсутствие такой причинной связи делает невозможным привлечение к уголовной ответственности водителя за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. В диспозиции статьи 264 УК РФ конкретно и однозначно указывается, что рассматриваемое преступление может быть совершено водителем механического транспортного средства только в форме неосторожности.

По отношению к вредным последствиям неосторожная форма вины водителя, совершившего дорожно-транспортное преступление, сомнения не вызывает, так как умышленное причинение смерти, вреда здоровью , влечет за собой уголовную ответственность за преступления против жизни, здоровья и собственности. Однако сами правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств могут нарушаться как неосторожно, так и умышленно, и ярким примером может быть управление водителем транспортного средства в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Разграничение форм виновности по отношению к нарушению правил позволило бы дифференцировать меры уголовного наказания и вынесения судами более строгих приговоров по дорожно-транспортным преступлениям, а также имело бы большое воспитательное значение.

В существующей практике принятия судами решений при рассмотрении дел о дорожно-транспортных преступлениях совершенных по вине водителей, нередко встречаются случаи назначения наказания, в основном от тяжести наступивших последствий. В определенной степени это невольно создает положение, при котором граждане, в подавляющем большинстве сознательные члены нашего общества, как только они становятся водителями по роду производственной деятельности или в связи с приобретением собственных автомобилей и мотоциклов объективно рискуют попасть в такую же ситуацию, что и лица проявляющие явно антиобщественные наклонности. И те и другие могут быть в одинаковой мере лишены свободы, если в результате их неправильных действий наступают вредные последствия, тяжесть которых иногда во многом зависит от случайного стечения обстоятельств.

Для правильного решения по данной категории уголовных дел, судами необходимо учитывать не только тяжесть наступивших последствий но и психологические характеристики участников дорожного движения, поведение водителей при управлении транспортными средствами, обстановку и механизм дорожно-транспортного происшествия, обстоятельства отягчающие и смягчающие наказание, поведение водителя после совершения ДТП и другие факторы влияющие на меру наказания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция РФ: принята на народном референдуме 12 декабря 1993 г. – Российская газета. – 1993. - № 362. – с. 1 – 12.

2. Гражданский кодекс РФ: часть I, принят в 1994 г.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях: принят в 2001 г. - М.: «Омега-Л» , 2007.

4. Уголовный Кодекс РФ: принят Федеральным законом № 63-ФЗ от 13.06.1996 (в ред. от 04 декабря 2006 г.)

5. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон РФ № 50 1995  

6. Об оружии: Федеральный закон № 150-ФЗ от 13.12.96.

7.  О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ

8. О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения: Указ Президента РФ от 15 июня 1998г. №711

9. О судебной практике по делам о преступлениях связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их угоном // Российская .газета. 30.01.1997.№ 20

10.  Извлечение из постановления Президиума Верховного суда РС (Я) от 12.05.2006 г.

11. Алексеев И.Р. Уголовное право. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 622 с.

12. Алексеев И.Р. Преступления против общественного порядка и личности. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 333 с.

13. Глущенко П.П., Санников В.П. и др. Административное право (Общая часть). - СПб.. – Изд-во УП, 2005. – 421 с.

14. Даньшин И.Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. М., 2003.

15. Жулев В.И., Гирько С.И. Ответственность участников дорожного движения. – М.: Юридическая литература, 2004. – 299 с.

16. Жулев В.И. Транспортные преступления. – М.: СПАРК, 2001. – 333 с.

17. Иванов Н.Г., Корабельников С.М. Ответственность за дорожно-транспортные преступления и деятельность органов внутренних дел по их предупреждению. М.: ВЮЗШ, 2001. – 197 с.

18. Комментарий к Правилам дорожного движения РФ и допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения// М.Б. Афанасьев, Ю.Н. Ольховников, Ю.Д. Шелков; Под общей ред. В.А. Федорова- М.: Изд-во « За рулем », 1996.

19. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.А. Чекалин; Под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 1228 с.

20. Куринов Б.А. Ответственность за преступные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта// СЮ. - 2003. - №2. – с. 17 - 21

21. Лукьянов В.В. Проблема квалификации дорожно-транспортных преступлений. М.: Юридическая литература, 1999. – 234 с.

22. Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2006 год // БВС РФ. - № 4. – 2007. – 308 с.

23. Печерский В. Уголовная ответственность за автотранспортные правонарушения // Закон. - 2001. - №5. – с. 11 - 15

24. Советское уголовное право. Особенная часть. - М.: Юридическая литература, 1988. – 488 с.

25. Уголовное право. Особенная часть. Т. 2 / Под ред. Л.Д. Гаухмана и С.В. Максимова. М.: МИ МВД России, 2005. – 423 с.

26. Яценко С.С. Ответственность за преступления против общественного порядка. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 318 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 


[1] Лукьянов В.В. Проблема квалификации дорожно-транспортных преступлений. М.: ЮЛ, 1999. – с. 26

[2] Лукьянов В.В. Проблема квалификации дорожно-транспортных преступлений. М.: ЮЛ, 1999. – с. 28

[3] Лукьянов В.В. Проблема квалификации дорожно-транспортных преступлений. М.: ЮЛ, 1999. – с. 29

[4] Лукьянов В.В. Проблема квалификации дорожно-транспортных преступлений. М.: ЮЛ, 1999. – с. 30

[5] Лукьянов В.В. Проблема квалификации дорожно-транспортных преступлений. М.: ЮЛ, 1999. – с. 32

[6] Лукьянов В.В. Проблема квалификации дорожно-транспортных преступлений. М.: ЮЛ, 1999. – с. 41

[7] Лукьянов В.В. Проблема квалификации дорожно-транспортных преступлений. М.: ЮЛ, 1999. – с. 43

[8] Лукьянов В.В. Проблема квалификации дорожно-транспортных преступлений. М.: ЮЛ, 1999. – с. 43

[9] Лукьянов В.В. Проблема квалификации дорожно-транспортных преступлений. М.: ЮЛ, 1999. – с. 45

[10] Лукьянов В.В. Проблема квалификации дорожно-транспортных преступлений. М.: ЮЛ, 1999. – с. 49

[11] Лукьянов В.В. Проблема квалификации дорожно-транспортных преступлений. М.: ЮЛ, 1999. – с. 52

[12] Лукьянов В.В. Проблема квалификации дорожно-транспортных преступлений. М.: ЮЛ, 1999. – с. 53

[13] Лукьянов В.В. Проблема квалификации дорожно-транспортных преступлений. М.: ЮЛ, 1999. – с. 55

[14] Лукьянов В.В. Проблема квалификации дорожно-транспортных преступлений. М.: ЮЛ, 1999. – с. 62

[15] Лукьянов В.В. Проблема квалификации дорожно-транспортных преступлений. М.: ЮЛ, 1999. – с. 63

[16] Жулев В.И. Транспортные преступления. – М.: СПАРК, 2001. – с. 122

[17] Жулев В.И. Транспортные преступления. – М.: СПАРК, 2001. – с. 131

[18] Жулев В.И. Транспортные преступления. – М.: СПАРК, 2001. – с. 141

[19] Жулев В.И. Транспортные преступления. – М.: СПАРК, 2001. – с. 142

[20] Жулев В.И. Транспортные преступления. – М.: СПАРК, 2001. – с. 145

[21] Жулев В.И. Транспортные преступления. – М.: СПАРК, 2001. – с. 150

[22] Жулев В.И. Транспортные преступления. – М.: СПАРК, 2001. – с. 160



2019-12-29 376 Обсуждений (0)
Проблемы квалификации состава преступления - нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы квалификации состава преступления - нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)