Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Русские социологи о проблеме личности



2019-12-29 2898 Обсуждений (0)
Глава 2. Русские социологи о проблеме личности 5.00 из 5.00 3 оценки




 

        Говорить о значении и важности социологии как науки можно много. На эту тему писались и пишутся научные труды, ведутся дискуссии. В то же время по-прежнему нельзя сказать о том, что предмет, задачи, и методы этой дисциплины точно определены, а сама она точно вошла в практику нашей жизни. Анализ социологической литературы привел меня о том, что существуют следующие предпосылки развития социологии в России: СОЦИАЛЬНЫЕ (капитализация экономики, социальная и профессиональная дифференциация), НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ (институализация общественных наук), ИДЕЙНО- ПОЛИТИЧЕСКИЕ (влияние Великой Французской революции). Считаю необходимым отметить и особенности развития социологии в России:

§ Страстное желание масс найти ответы на «живые» и на « вечные» вопросы;

§ Невысокий уровень развития общественных наук;

§ Отсутствие объективных причин, дихотомное социальное пространство;

§ Отсутствие экономических, социальных, научно-методологических причин;

§ Чередование всплесков интереса к социологии с репрессиями и запретами;

§ Закономерность смены методологий;

§ Рождается как политическая оппозиция самодержавия.

Именно эти особенности раскрывают, я считаю, специфику развития социологии в России.

     Изучая историю социологии, мы проследили, как возникали различные школы и направления в социологии, связывающие её дальнейшее существование с разработкой той или иной области человеческой деятельности, того или иного фактора общественного бытия, который признаётся решающим и определяющим.

  Проблема личности была одной из наиболее актуальных в русской философии и социологии. В построениях самых разных дореволюционных социологов детерминантой общественных явлений объявлялась психика человека. Наиболее цельную концепцию представляла субъективная школа П.Л.Лаврова, её мы и рассмотрим более подробно.


1. Субъективная школа о проблеме личности:   Лавров П.Л. и Михайловский Н.К.

      «Видное место в социологии народничества занимает субъективное направление. Субъективное направление возникло в конце 60-х годов XIX в. и просуществовало до Октябрьской революции, подвергнувшись значительной эволюции»[11].

        Петр Лаврович ЛАВРОВ и Николай Константинович МИХАЙЛОВСКИЙ — ведущие теоретики субъективной школы. Разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития находились в центре внимания субъективной социологии. Уделялось внимание и разработке теории общественного прогресса. «По мнению представителей этого направления, позитивизм О. Конта является как раз тем учением, благодаря которому возможен синтез беспристрастного и свободного от оценочных суждений анализа (т.е. истинно научного анализа) существующей действительности с возможностью вмешательства в нее субъективного элемента — личности. Задачей данной личности является переустройство мира на основании рациональных, разумных и справедливых начал»[12].

Петр Лаврович ЛАВРОВ (1828—1900) — социолог, философ, историк, литературный критик и известный революционный деятель. Очень интересным мне показался его взгляд на проблему личности. Чтобы покончить со спорами партий, считал он, «следует прежде всего построить теорию личности», тем более, что «теория личности имеет свое значение и, может быть, немаловажное в практической жизни общества»[13]. «Последнее образуется из соединения людей, каждый из которых преследует собственные цели, но в своем развитии постоянно обусловливается силами и стремлениями других людей »[14]. «В самой личности заложено и индивидуальное, и социальное, их исследование - предмет теории личности»[15].

П.Л.Лавров подчеркивал, что «истинная общественная теория требует не подчинения общественного элемента личному и не поглощения личности обществом, а слияния общественных и частных интересов»[16]. Он утверждал, что общества существуют «лишь в личностях, их составляющих, именно в сознании личностями своей солидарности как с собой, так и с коллективностью»[17]. По мнению Лаврова, новые формы создает  «критически мыслящая личность», без них обществу грозит застой, гибель цивилизации. И здесь я с ним полностью согласна.

Несколько слов о солидарности. Под солидарностью Лавров понимал “общность привычек, интересов, аффектов или убеждений”, иначе, “зависимость между особями”, выражающуюся в однообразном и сходном поведении солидарных особей.[18]В силу каких же причин или факторов происходило как само установление солидарности в мире людей, так и их смена? Что служит “двигателем” исторических процессов?

Сущность взглядов Лаврова на эти вопросы сводится к следующему. “Где искать двигателей этих разнообразных изменений? – спрашивает он; и отвечает: “этих двигателей надо искать, во-первых, в потребностях отдельной личности, во-вторых, во влиянии на личности социальной среды, т.е. существующих в данную эпоху форм общежития”, создаваемых, опять-таки, потребностями личности. Следовательно, “двигатели” сводятся к потребностям.

          Установив это положение, Лавров переходит к классификации этих потребностей-сил. Прежде всего, он различает потребности основные, унаследованные человеком от животных, во-вторых, потребности временные, являющиеся “историческими категориями”, возникающие и атрофирующиеся во все периоды. Главнейшими видами основных потребностей являются: питания, полового совокупления, ухода за детьми, безопасности, возбуждения нервов, частным видом которой является потребность общежития. Важнейшей формой временных потребностей служит потребность развития. Каждая из этих основных потребностей имела свое влияние на сближение людей и установление солидарности между ними. Наибольшее влияние  имели следующие потребности: питания, безопасности и возбуждения нервов. Меньшее значение имели: потребность общежития, половая и родительская привязанность.

Потребность в пище лежит в основе всей экономической деятельности и эволюции экономической жизни человечества. Это отмечали большинство социологов. Потребность безопасности вызвала политическую организацию людей и эволюцию последней. Потребность в нервном возбуждении является основой украшения жизни, эстетических явлений, она же вызвала в дальнейшем наслаждение процессами сознательной критики, познавания и развития мысли.

     Какая  из этих трех потребностей является главной? С точки зрения Лаврова, доминирующее значение имеет потребность в пище. Если по времени появления каждая из трех потребностей находится в одинаковом положении, то в отношении повторяемости “потребность в пище, безусловно, преобладает над двумя другими”. Лавров писал, что усвоение личностью потребности развития составляет главный признак вступления этой личности в историческую жизнь .

     Таким образом, движущая сила истории — “критически мыслящая личность”. Их немного, это элитарное меньшинство. Большинство людей, подавленных ежедневными проблемами и заботами, живут по существующим в обществе обычаям и привычкам и не способно критически осмыслить окружающую их действительность. Но благодаря их труду создаются условия для небольших групп людей, не обремененных заботой о хлебе насущном и способных выработать в себе критическое мышление. Они могут определить те нравственные ориентиры, к которым необходимо стремиться, и побуждать общество двигаться в этом направлении. А так как такую возможность меньшинство получает за счет большинства, то долг меньшинства — служить большинству, т.е. служить народу для искупления его жертв.

   А вот что считает по данному вопросу Михайловский Николай Константинович (1842—1904), выдающийся ученый-социолог, популярный писатель, литературный критик и публицист. На социальную деятельность личности влияют субъективные помыслы и цели, а не разные внешние факторы. Данные субъективные помыслы и цели непознаваемы объективными методами. Субъект познания (социолог) может изучать личность, только используя принцип “сопереживания”, когда, по словам Михайловского, “наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого”. Он должен дополнить свой личный опыт сочувственным опытом, т.е. переживанием чужой жизни как своей, ставить себя на место другого. Как писал Михайловский: “...Мыслящий субъект только в таком случае может дойти до истины, когда вполне сольется с мыслимым объектом и ни на минуту не различится с ним, т.е. войдет в его интересы, переживет его жизнь, перемыслит его мысль, перечувствует его чувство, перестрадает его страдание, переплачет его слезами” [19]. Отметим, что, по мнению Лаврова,  необходимо встать на место страждущих и нуждающихся, а не занимать место беспристрастного наблюдателя.

«В социологии Михайловского ведущее положение заняла проблема социальной психологии — психологии “толпы”. Революционерам во время “хождения в народ” не удалось установить контакты с крестьянской массой. Народ остался глух к героическим выступлениям одиночек-народовольцев. Это заставило Михайловского заняться изучением психологии масс, анализом психологических путей и средств воздействия личностей на народ»[20].

      Много внимания уделял русский социолог решению проблемы взаимодействия личности и общества. На первом плане у него, разумеется, личность, обладающая своей особой индивидуальностью и неповторимостью. Критически мыслящие личности с их более или менее яркими индивидуальностями являются главными действующими лицами в обществе, определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общественного устройства. Сосредоточив усилия на защите индивидуальности, Михайловский как бы опускает, не анализирует проблему влияния социальной среды на формирование социальных потребностей и интересов человека и тем самым на его поведение. Он больше привлекает внимание к сформулированному им закону антагонизма между быстро развивающимся и усложняющимся обществом и превращением личности в носителя его частной Функции. В результате развития общественного разделения труда не только крестьяне, но и рабочие превращаются в односторонне развитых людей. Значение и сила права, считает Михайловский, заключается в том, что оно сознается отдельными личностями как должный порядок общественных отношений. Право выражает подчинение личности обществу.

   Михайловский выдвигает два типа связей :"личность - общество" или кооперации человеческой деятельности. Первый тип - исторически более ранний, охватывает первобытную общину и начальную эпоху варварства. Он построен на следующем: деятельность людей носит относительно недифференцированный характер, отсюда тотально сходные общественные функции и интересы всех (или многих), развитая солидарность, взаимопомощь, единство целей. Общественное и индивидуальное сознание слиты, их синтез носит родовой, антропоморфный характер, самодостаточность, автономность каждой личности требует считать ее центром общественного бытия. В социально недифференцированной, однородной среде совершается индивидуализация человека (наивная гармоничность и целостность характеров), личность не подавляется анонимной коллективностью, она становится активным началом общественной жизни. Такова "простая кооперация".

   Несколько слов о «герое» Михайловского. Михайловский под героем понимал «человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело”. Это может быть человек, несущий народу высокие благо, родные идеалы, а может быть негодяй, полоумный, это тот, кто способен сделать первый шаг, которого ждет от него “толпа”, и повести за собой других. Великие люди в отличие от “героев” — это люди, которые внесли какие-то ценности в мировую сокровищницу человечества. Они появляются в переломные моменты истории, полностью выражая намечающиеся потребности преобразования.

          Михайловский противопоставлял “героя” “толпе”. Под толпой он понимал “массу, способную увлекаться примером... высоко-благородным или низким, или нравственно безразличным”. Механизм воздействия “героя” на “толпу” в психологическом плане заключен в подражании, массовом гипнозе (внушении), психозе. У “толпы” круг интересов узок, духовное развитие скудное, поэтому любой эмоциональный толчок может поднять ее как на высокое, так и на самое низкое дело. Имея воодушевляющий ее пример, она пойдет за вождем без всяких размышлений все равно куда[21].

   Михайловский отмечал, что народ до тех пор будет “толпой”, легко впадающей в  безрассудное подражание, пока каждый человек не станет развитой индивидуальностью.

       Таким образом,  личность — не только главная движущая сила общества, но и своеобразное мерило общественного прогресса. Цель прогрессивного исторического процесса — развитие человеческой индивидуальности, т.е. должен осуществиться принцип самореализации личности. Поэтому идеалом общественного развития будет являться создание таких условий, которые способствовали бы всестороннему развитию личности. А такое, по мнению субъективных социологов, возможно только при социализме, когда будут реализованы идеалы свободы, равенства и, конечно же,  справедливости.

     В 90-х годах XIX в. в русской социологической мысли сложилось как вполне самостоятельное психологическое направление. Хотя элементы психологизма встречались уже у представителей субъективной школы, что мы рассмотрели ранее (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский). Главное внимание представителей психологического направления было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида. Об этом более подробно в следующем параграфе.

 

 

2. Психологическое направление: Е.В. Де Роберти,Н.М. Коркунов и Н.И.кареев о проблеме личности

 

В этом параграфе я хочу акцентировать взгляд Н.И. Кареева на проблему личности, однако считаю необходимым сказать несколько слов о мнении по данному вопросу других представителей психологического направления .

    Наиболее видный представитель этого направления — Евгений Валентинович ДЕ РОБЕРТИ (1843—1915). “Социолог,— писал Де Роберти, — преследует одну цель: познание законов психического взаимодействия. И потому он особенно старательно наблюдает те факты, в которых это взаимодействие, соединяясь с двумя другими основными видами энергии в природе, выражается с наибольшей силою и яркостью, именно факты, обыкновенно называемые историческими. Их совокупность составляет обширную область — естественную историю обществ, являющуюся главным полем исследований социолога, огромной лабораторией, в которой его анализ стремится побороть эмпирическое препятствие: конкретную смесь явлений. Главным полем, но не единственной ареной: ибо социолог, как мне кажется, должен одинаково уметь направлять свое исследование и в сторону более простых, психологических фактов»[22]. По мнению Де Роберти, все социальные явления  можно поставить в один эволюционный ряд. Ряд, состоящий из семи общих категорий, выглядит следующим образом: 1.психологическое взаимодействие —2.общественные группы — 3.личность — 4.наука — 5.философия — 6.искусство —7. практическая деятельность.

Еще один представитель этого направления — Николай Михайлович КОРКУНОВ (1853—1904). Он говорил, что связь, которая соединяет людей  в одно целое, объясняется отсутствием материальной связи. Общество - результат “психического единения людей”. Изучая государство, он пришел к выводу, что оно порождено стремлением к единству и солидарности, выступает орудием сглаживания классовой борьбы. Государство и право, по его мнению, выражают психологические связи между людьми. Отметим, что Коркунов изучал  психологическую преемственность поколений.

      Подробнее рассмотрим взгляд Николая Ивановича Кареева (1850 – 1931), выдающегося русского ученого – историка и социолога, крупнейшего представителя классического позитивизма в социологии, одного из основателей отечественной социологии, на проблему личности. Отметим, что  Кареев плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами социологии. Кареев пришел в науку , когда шли поиски аргументов в пользу самостоятельности социологии. Он активно включился в  работу и наряду с разработкой конкретных тем в области социологии и истории создал ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории и методологии социологического знания.

      Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь систематизировать многие ее уроки, защитить от критики со

стороны марксистов, неокантианцев, религиозной социальной

метафизики. Среди конкретных социологических проблем особое внимание уделял междисциплинарным отношениям социологии (особенно с психологией), роли личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен его вклад в разработку истории социологической науки, он является основателем и зачинателем известной "русской традиции" историко-критического обозрения социологических школ и направлений, в которую входили влиятельные социологи - М. Ковалевский, В. Хвостов, П. Сорокин, П. Тимашев и др. Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских установок при изучении реальных факторов ("эмпирических событий"). Главную задачу для себя он видел в открытии законов развитиячеловечества с помощью точных методов исследования. Общество как организованное целое, социальный прогресс, социальная организация, контроль и регуляция - все эти факторы, тесно связанны между собой, утверждал Кареев. Они образуют основу закономерного, развития общества как сложной системы психических и практических взаимодействий личности.

На мой взгляд, Кареев много сделал в области изучения проблемы личности. Глубокую разработку проблем личности он считал главным призванием социологии. Личность рассматривается им как субъект психических переживании, мыслей и чувств, желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных процессов. Личность в теории Кареева - субъект истории.

Она соединяет в себе, по мнению Кареева, антропологические, психологические и социальные начала. Именно такое понимание личности , я думаю, составляет основу того субъективизма, на котором так настаивал ученый как на методе познания социальных явлений. Русский социолог утверждает, что субъективизм неизбежен в изучении общества, поскольку и отдельные события, и общественный процесс в целом оцениваются с точки зрения определенного идеала. И это действительно так.

     Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне его исторических, экономических особенностей. Общество, по Карееву, представляет собой сложную систему

психических и практических взаимодействий личностей. Оно

делится на две части. Отметим их. Во –первых, на культурные группы и ,в0-вторых, социальную организацию. Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии. Отличительными признаками культурных групп являются не природные свойства, а те привычки, обычаи, традиции, которые возникают в результате воспитания. Вторая сторона общества – социальная организация – результат коллективной психологии и изучается социологией. Социальная организация – это совокупность экономической, юридической и политической сред. Основанием для такой схемы у Кареева выступает положение личности в обществе: место личности в  социальной организации; защищаемые государственной властью частные отношения к другим лицам (право) ; роль личности в экономической жизни (экономический строй) . Для русского социолога, социальная организация – показатель предела личной свободы.

Необходимо отметить, что главным достижениями всей научной мысли XIX в. Кареев считал открытие двух основных

методов познания общества - сравнительно исторического

(позволяющего представить статистическую картину общества,

его горизонтальный срез) и эволюционного (позволяющего представить общество в развитии, динамике, состоящей в смене

ряда фаз или культурных типов, т.е. осуществить вертикальный

срез). Если сравнительно исторический метод занимается сходными историческими явлениями, выявлением реально существующих их типов, то задача эволюционного метода состоит в анализе процессов их развития, стадий или фаз этого процесса, а также выяснением причин их возникновения, оформления и смены.

   Кареев, не отрицая роли экономического фактора в истории, первостепенную роль отводил фактору психическому. Это. Я считаю, позволило учесть сложный характер человеческих поступков, роль творческих и волевых импульсов. Человеческое поведение он рассматривает как единство социального и индивидуального, о чем мы писали в первой главе реферата.  Достижение общественного идеала реализуется исключительно

через действия отдельных индивидов. Такая трактовка личности

лежит в основании концепции индивидуализма субъективной

школы. Отметим, что к позиции субъективной школы близки взгляды Кареева на отношение субъективного и объективного. Суть их заключается в следующем. Безразличная к индивидуальному существованию среда перерабатывается личностью в ходе  практических действий и в соответствии с идеалом, в результате чего и создаются все человеческие формы бытия.

 Нельзя не отметить, поскольку реферат по истории социологии, что  особое место в историко-социологических трудах Кареева занимает анализ процесса проникновения идей позитивизма в русскую социологию и формирование здесь на их основе наиболее значительных тенденций. В истории русской социологии им были отмечены как наиболее влиятельные - субъективная школа и марксистская социология. Русский социолог противостояние этих течений  использовал в качестве определяющего признака при разработке периодизации истории отечественной социологии. В истории социологии России Кареев выделяет три крупных периода: конец 60-х - середина 90-х годов XIX в. ; с середины 1890-х до 1917 г. ; после 1917 г. Первый этап соответствует периоду зарождения субъективной школы. Второй характеризуется одновременным развитием марксистской и немарксистской социологии, сопровождаемый борьбой между ними. Третий отмечен установлением господства марксистской социологии и, как это представлялось Карееву, намечавшейся возможностью сближения "экономизма" и "психологизма". Кареев высказал оригинальный подход к изучению культуры. В определении её он включил всю совокупность результатов психологического взаимодействия между людьми.

    Таким образом, мы рассмотрели психологическое направление в социологии, отметили ярких его представителей. Взгляд каждого русского социолога на проблему личности мне дорог и интересен.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Подведем итоги проделанной работы.  В первой главе мы рассмотрели такие понятия, как «личность», «индивид», « индивидуальность», разобрали проблемы об основных факторах развития личности с точки зрения русских социологов, показали роль активности личности в собственном развитии. В общем развитии человека обычно наблюдаются две взаимосвязанные линии - биологическая и социальная. Понятие индивид означает отдельного представителя человеческого рода. Индивидуальность характеризует непохожесть одного человека от другого.

   Во второй главе мы рассмотрели взгляды представителей субъективной школы на проблему личности. Отметили, что видное место в социологии народничества занимало субъективное направление. Лавров утверждал, что общества существуют «лишь в личностях, их составляющих, именно в сознании личностями своей солидарности как с собой, так и с коллективностью»[23]. Движущая сила истории — “критически мыслящая личность”. Много внимания уделял  Михайловский  решению проблемы взаимодействия личности и общества. На первом плане у него, как мы видели, личность, обладающая своей особой индивидуальностью и неповторимостью. 

Психологическое направление. По мнению Де Роберти, все социальные явления  можно поставить в один эволюционный ряд. Ряд, состоящий из семи общих категорий, выглядит следующим образом: 1.психологическое взаимодействие —2.общественные группы — 3.личность — 4.наука — 5.философия — 6.искусство —7. практическая деятельность. Мы отмечали, что писал Коркунов.  Связь, которая соединяет людей  в одно целое, объясняется отсутствием материальной связи. Общество - результат “психического единения людей”. На мой взгляд, Кареев много сделал в области изучения проблемы личности. Глубокую разработку проблем личности он считал главным призванием социологии. Личность рассматривается им как субъект психических переживании, мыслей и чувств, желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных процессов. Личность в теории Кареева - субъект истории.

   Смысл понятия личность русские социологи раскрывают через понятие свободы, ответственности, самосознания и саморазвития. Личность в русской социологии исследуется в качестве продукта социальных взаимодействий и субъекта социальной активности.

          Меня всегда интересовало все, что связано с личностью, её развитием. Работая с литературой, я многое для себя открыла. Останавливаться не буду. Займусь социологией личности. Этот реферат - моя первая ступенька в данном направлении. А вообще, ещё Джон М. Темплтон писал, что «прогресс зависит от усердия».

 

 


Список литературы

1. Гусейнова Ф.Д. Социология. Учебное пособие, ч. 2. - М., 1997.
2. Антология русской классической социологии / под. ред. Клементьева и Панковой. - М., 1995.
3. Голосенко, Козловский.История русской социологии XIX – XX вв. - М., 1995.
4. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии.-  М., 1995.
5. Радугин А.А., Радугин А.К. Социология: курс лекций. - М., 1996.

6.  «Антология русской классической социологии» / под. ред.  Клементьева и Панковой. М., 1995.

7. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. -М., 1998 .

8. Гидденс Э. Социология. –М., 1998.

9.Зборовский А.Г., Орлов Г.П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов.- М., 1995

10.Капитонов Э.А. Социология 20 века. - Ростов-на-Дону, 1996.

11. Комаров М.С. Введение в социологию. - М.,1994.

12.Кравченко А.И. Социология. Учебник для студентов Вуза.-  Екатеринбург, 1999.

13.А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. - М.,1995

14.Нейл Смелзер. Социология. Учебное пособие для студентов.- М., 1994

15. Учебное пособие по социологии. Под редакцией Тадевосяна Э.В.-  М.,1995

16.Социология: основы общей теории. Под редакцией Осипова Г.В. - М.,1996

17.Социология: Наука об обществе. Под редакцией В.П. Андрющенко.- Харьков 1996.

18.Социология. Под редакцией В.М. Лавриненко.-  М.,1998

19. Фролов С.С. Основы социологии.- М.,1997

20.Основы социологии. Учебник для средних специальных заведений. Харчёва В. - М., 1997.

21. Волков Ю.Г., Ничипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология. Курс лекций. -Ростов-на дону, 1999.

22.Новикова С.С. История развития социологии в России: учеб. пособие.- М.: Издательство « Институт практической психологии», Воронеж: НПО « МОДЭК», 1996.

23.Михайловский Н.К. Что такое прогресс?- Пг., 1922.

24.Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории. Избр. филос. произ. В 5-ти т.-М.,1956.

25.Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М.: Книга, 1991.

26.Педагогика: Учеб./И.Ф. Харламов.-7-е изд.-Мн.: Университетское, 2002.

27.Матвеев Ю.В. Социальная ориентация личности.-М., 1990.

28.Ольшанский В. Личность в российской социологии и психологии // Социология в России.- М., 1998.

29. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности// Личность как объект и субъект социальных отношений.-М.,1984.

30.Мясищев В.Н. Личность и отношения человека// Проблемы личности: материалы симпозиума.- М., 1969.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ОБОБЩАЮЩАЯ СХЕМА ВЗГЛЯДОВ РУССКИХ СОЦИОЛОГОВ НА ПРОБЛЕМУ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪКТА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ОБОБЩАЮЩАЯ СХЕМА ВЗГЛЯДОВ РУССКИХ СОЦИОЛОГОВ НА ПРОБЛЕМУ ЛИЧНОСТИ КАК ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 


[1] Педагогика: Учеб./И.Ф. Харламов.-7-е изд.-Мн.: Университетское, 2002. -С69.

[2] Социология: Словарь- справочник в 3-х томах.- Т2. -М., 1990.-С.71.

[3] А.И. Артемьев. Социология личности. 2-е изд.-М.: ООО «Арба Т-ХХI», 2001.-С.4.

[4] Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М.: Книга, 1991.-С.14.

[5] Белинский В.Г. Избр. пед. соч. М., 1982. стр 17

[6] Чернышевский Н.Г. Избр. Пед. Произв. М., 1953.стр 709

[7] Мечников Л.И. Школа борьбы в социологии. Дело.-Спб.,1884.№5.-С.41.

[8] Плеханов Г.В. Социализм и политическая борьба. Изб. Философские произведения. В 5-ти т.-М.,1956.Т1.,-С. 490.

[9] Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории. Избр. филос. произ. В 5-ти т.-М.,1956.Т2.-С.326

[10] Новикова С.С. История развития социологии в России: учеб. Пособие.- М.: Издательство « Институт практической психологии», Воронеж: НПО « МОДЭК», 1996.-С. 63.

[11] Новикова С.С. История развития социологии в России: учеб. Пособие.-М.:Издательство « Институт практической психологии», Воронеж: НПО « МОДЭК», 1996.-С.34.

[12] Там же, С.34.

[13] Лавров П.Л. Очерки вопросов практической философии. СПб., 1860.-С.10,94.

[14] Там же, С.9

[15] Там же, С.10.

[16] Миртов (Лавров П.Л.). Исторические письма. СПб., 1870.- С.79.

[17] Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1984.-С.34.

[18] Собр. соч., вып. II, 90. Задачи понимания истории, С.30

[19] Михайловский Н.К. Что такое прогресс?- Пг., 1922.- С.84

[20] Новикова С.С. История развития социологии в России: учеб. Пособие.- М.: Издательство « Институт практической психологии», Воронеж: НПО « МОДЭК», 1996.-С.39.

[21] Там же, С.40.

[22] Новикова С.С. История развития социологии в России: учеб. Пособие.- М.: Издательство « Институт практической психологии», Воронеж: НПО « МОДЭК», 1996.-С.50-51.

[23] Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1984.-С.34.



2019-12-29 2898 Обсуждений (0)
Глава 2. Русские социологи о проблеме личности 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Глава 2. Русские социологи о проблеме личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2898)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)