Глава 3. Мифологические образы птиц в поэзии А.А.Блока. Взаимодействие поэзии А.Блока с живописью (стихотворения А.Блока и картины В.М.Васнецова)
«Лирика Блока на протяжении всего творчества непосредственно не тяготела к древней мифологии, к духовным ценностям, возникшим на заре существования человечества. Поэта больше интересовала современная народная массовая культура. Образы древнего фольклора, если и появлялись в лирике Блока, то обязательно приобретали качественно новое, блоковское значение и звучание».13 Пессимистические образы инобытия, преобладающие у Блока, отразились в двух его стихотворениях о райских птицах. Вдохновившись картиной В.М. Васнецова "Сирин и Алконост. Песнь радости и печали" (1896), молодой поэт описал не самих птиц, а их пророческие песни. «Поэты в их отношении к живописи очень чутко улавливают как раз современное ее звучание. Поэты, как правило, видят в другом искусстве то, что соответствует их помыслам и исканиям, и, может быть, они особенно ценят то, что выражает эти помыслы и искания в наиболее острой форме».14 История этих образов уходит в глубокую старину. В народном, преимущественно старообрядческом творчестве античные Сирена и Алкиона превратились в "птиц с ликом девы". Вылетая из райского сада, они поют о будущей жизни. Тот, кто слышит эти песни, не в силах оторваться, и идет за ними ,пока не умрет от усталости. Поэтому на народных картинках изображается, как Сирина и Алконоста отгоняют выстрелами из пушек. Появляется стихотворение Блока. Блок развивает образ Васнецова, окружая Сирина снопами небесного сияния и сгущая тьму и багровые отсветы вокруг фигуры Алконоста. В том же 1899 году он пишет стихотворение "Гамаюн, птица вещая". Это отклик на еще одно произведение Васнецова — графический лист с изображением еще одной птицы Рая. На этот раз она сидит на одиноком стебле, растущем из воды. Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря. В этом стихотворении неясная тоска Алконоста превращается в цепь апокалиптических пророчеств. Птица райская в этих стихах сменяется "птицей вещей". Очаровывающее пение — самое важное свойство фольклорного образа . Блок уходит от темы Рая и заставляет своих птиц говорить "вещую правду". «Отметим близкую к живописи собственно портретную деталь у Блока. У птицы не « человеческое лицо», как в сказке и мифе, а « прекрасный лик». Уста, запекшиеся кровью,- слова, символически указывающие на страдание существа, несущего правду, как правило, неудобную многим и опасную для того, кто ее « вещает».15 Так раннее творчество Блока осмысливается как первая «глава» единого лирического «романа». «…Разве «Гамаюн» — не предвестие пожизненной его темы России, идущей сквозь величайшие испытания? Разве, наконец, вся его мучительная раздвоенность — не та же тема «детей страшных лет России», изуродованных религиозно-декадентской лжекультурой, но не мирящихся с этим и неизменно стремящихся к подлинно человеческой жизни, к жизни Родины?»16 «Алконост наряду с Гамаюном, но никак не с Сирином,- один из символов личности и творчества самого Блока».17 В последней трети XX в. другой поэт и бард обратился к теме райских птиц – это сделал Владимир Высоцкий в песне «Купола». Высоцкий свёл в своей песне вместе всех трёх птиц - и Алконоста, и Сирина, и Гамаюна. Есть в их изображении и традиционные, уже известные нам мотивы, но появляются и новые ноты, как тому и положено быть не у подражателя, а у продолжателя традиции. Все три птицы у Высоцкого оказываются вещими, но в то же время сказочными, нереальными: Как засмотрится мне нынче, как задышится?! Воздух крут перед грозой, крут да вязок. Что споётся мне сегодня, что услышится? Птицы вещие поют – да всё из сказок. Птица Сирии мне радостно скалится Веселит, зазывает из гнёзд, А напротив – тоскует-печалится, Травит душу чудной Алконост. Словно семь заветных струн Зазвенели в свой черёд Это птица Гамаюн Надежду подаёт ! (Альбом «Купола» (1968-1979) - часть 2 1975) Птица радости Сирин предстаёт в виде игривой и назойливой кокетки. И только трагическая вещунья Гамаюн неожиданно становится воплощением надежды. Высоцкий сотворил свой традиционный и обновлённый миф о птице радости Сирине, птице печали Алконост.
Исследуя взаимодействие поэзии А.Блока с живописью, мы пришли к следующим выводам: 1. «Птичий» пантеон в поэзии А.Блока представлен также «мифологическими» (фантастические) образами Сирина, Алконоста, Гамаюна. 2. Поэтические образы Сирина, Алконоста, Гамаюна навеяны картинами В.М.Васнецова ( «Гамаюн, птица вещая» и «Сирин и Алконост»). 3. А.Блок развивает образ Васнецова, окружая Сирина снопами небесного сияния и сгущая тьму вокруг фигуры Алконоста. 4. А.Блок уходит от темы рая, заставляя своих птиц говорить «вещую правду». Заключение. В данном исследовании рассмотрены мифологические и фольклорные традиции как истоки формирования образа птицы в творчестве А.А.Блока (птицы, выступая как элемент религиозно-мифологической системы, в славянской мифологии занимают очень значимое место; их образы разнообразны). Выявлено богатство и разнообразие образов птицы в поэзии А.А.Блока (традиционно-поэтические «соловей», «коршун», «лебедь», «ворон», «журавль», «голубь», «чайка», «орел»; более «прозаические» «петух», «сова» ; «мифологические» Сирин, Алконост, Гамаюн). Рассмотрены особенности их воплощения и символического наполнения. Рассмотрено взаимодействие поэзии А.А.Блока с живописью (картины В.М.Васнецова). Поэтические образы Сирина, Алконоста, Гамаюна навеяны картинами В.М.Васнецова ( «Гамаюн, птица вещая» и «Сирин и Алконост») . Выявлена трансформация образов. А.Блок развивает образ Васнецова. А.Блок заставляет своих птиц говорить «вещую правду». Данное исследование имеет перспективу, так как возможно более детальное изучение темы и углубление понятий (образ «демона» - существа, обладающего признаками птиц (в том числе умение летать) в творчестве поэта; связь образов блоковской поэзии с живописью и музыкой).
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (920)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |