Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Мифологические образы птиц в поэзии А.А.Блока. Взаимодействие поэзии А.Блока с живописью (стихотворения А.Блока и картины В.М.Васнецова)



2019-12-29 774 Обсуждений (0)
Глава 3. Мифологические образы птиц в поэзии А.А.Блока. Взаимодействие поэзии А.Блока с живописью (стихотворения А.Блока и картины В.М.Васнецова) 0.00 из 5.00 0 оценок




«Лирика Блока на протяжении всего творчества непосредственно не тяготела к древней мифологии, к духовным ценностям, возникшим на заре существования человечества. Поэта больше интересовала современная народная массовая культура. Образы древнего фольклора, если и появлялись в лирике Блока, то обязательно приобретали  качественно новое, блоковское значение и звучание».13

Пессимистические образы инобытия, преобладающие у Блока, отразились в двух его стихотворениях о райских птицах. Вдохновившись картиной В.М. Васнецова "Сирин и Алконост. Песнь радости и печали" (1896), молодой поэт описал не самих птиц, а их пророческие песни.

«Поэты в их отношении к живописи очень чутко улавливают как раз современное ее звучание. Поэты, как правило, видят в другом искусстве то, что соответствует их помыслам и исканиям, и, может быть, они особенно ценят то, что выражает эти помыслы и искания в наиболее острой форме».14

История этих образов уходит в глубокую старину. В народном, преимущественно старообрядческом творчестве античные Сирена и Алкиона превратились в "птиц с ликом девы". Вылетая из райского сада, они поют о будущей жизни. Тот, кто слышит эти песни, не в силах оторваться, и идет за ними ,пока не умрет от усталости. Поэтому на народных картинках изображается, как Сирина и Алконоста отгоняют выстрелами из пушек.
Этот многосложный образ, соединяющий в себе жизнь и смерть, привлек чрезвычайный интерес художников и литераторов именно в эпоху символизма. Васнецов придал индивидуальность этим парным образам и придумал легенду о светлой и темной прорицательницах.

Появляется стихотворение Блока.
Его Сирин вещает райское блаженство и свет Рая.
Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный
Блаженств нездешних полный взгляд.
И, затаив в груди дыханье,
Перистый стан лучам открыв,
Вдыхает все благоуханье,
Весны неведомый прилив...
И нега мощного усилья
Слезой туманит блеск очей...
Вот, вот сейчас распустит крылья
И улетит в снопах лучей!

Черноперый Алконост, сидящий на "ветвистом троне", тоже пророчествует о будущем, но о печальном и трагическом.
Другая — вся печалью мощной
Истощена, изнурена...
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна...
Напев звучит глубоким стоном,
В груди рыданье залегло,
И над ее ветвистым троном
Нависло черное крыло...
Вдали — багровые зарницы,
Небес померкла бирюза...
И с окровавленной ресницы
Катится тяжкая слеза...

Блок развивает образ Васнецова, окружая Сирина снопами небесного сияния и сгущая тьму и багровые отсветы вокруг фигуры Алконоста. В том же 1899 году он пишет стихотворение "Гамаюн, птица вещая". Это отклик на еще одно произведение Васнецова — графический лист с изображением еще одной птицы Рая. На этот раз она сидит на одиноком стебле, растущем из воды.

Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.

В этом стихотворении неясная тоска Алконоста превращается в цепь апокалиптических пророчеств.
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных...
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!...

Птица райская в этих стихах сменяется "птицей вещей". Очаровывающее пение — самое важное свойство фольклорного образа . Блок уходит от темы Рая и заставляет своих птиц говорить "вещую правду".

«Отметим близкую к живописи собственно портретную деталь у Блока. У птицы не « человеческое лицо», как в сказке и мифе, а « прекрасный лик». Уста, запекшиеся кровью,- слова, символически указывающие на страдание существа, несущего правду, как правило, неудобную многим и опасную для того, кто ее « вещает».15

Так раннее творчество Блока осмысливается как первая «глава» единого лирического «романа». «…Разве «Гамаюн» — не предвестие пожизненной его темы России, идущей сквозь величайшие испытания? Разве, наконец, вся его мучительная раздвоенность — не та же тема «детей страшных лет России», изуродованных религиозно-декадентской лжекультурой, но не мирящихся с этим и неизменно стремящихся к подлинно человеческой жизни, к жизни Родины?»16

«Алконост наряду с Гамаюном, но никак не с Сирином,- один из символов личности и творчества самого Блока».17

В последней трети XX в. другой поэт и бард обратился к теме райских птиц – это сделал Владимир Высоцкий в песне «Купола». Высоцкий свёл в своей песне вместе всех трёх птиц - и Алконоста, и Сирина, и Гамаюна. Есть в их изображении и традиционные, уже известные нам мотивы, но появляются и новые ноты, как тому и положено быть не у подражателя, а у продолжателя традиции. Все три птицы у Высоцкого оказываются вещими, но в то же время сказочными, нереальными:

Как засмотрится мне нынче, как задышится?!

Воздух крут перед грозой, крут да вязок.

Что споётся мне сегодня, что услышится?

Птицы вещие поют – да всё из сказок.

Птица Сирии мне радостно скалится 

Веселит, зазывает из гнёзд,

А напротив – тоскует-печалится,

Травит душу чудной Алконост.

Словно семь заветных струн

Зазвенели в свой черёд 

Это птица Гамаюн

Надежду подаёт !

(Альбом «Купола» (1968-1979) - часть 2

1975)

Птица радости Сирин предстаёт в виде игривой и назойливой кокетки. И только трагическая вещунья Гамаюн неожиданно становится воплощением надежды. Высоцкий сотворил свой традиционный и обновлённый миф о птице радости Сирине, птице печали Алконост.

 

Исследуя взаимодействие поэзии А.Блока с живописью, мы пришли к следующим выводам:

1. «Птичий» пантеон в поэзии А.Блока представлен также «мифологическими» (фантастические) образами Сирина, Алконоста, Гамаюна.

2. Поэтические образы Сирина, Алконоста, Гамаюна навеяны картинами В.М.Васнецова ( «Гамаюн, птица вещая» и «Сирин и Алконост»).

3. А.Блок развивает образ Васнецова, окружая Сирина снопами небесного сияния и сгущая тьму вокруг фигуры Алконоста.

4. А.Блок уходит от темы рая, заставляя своих птиц говорить «вещую правду».       

Заключение.

В данном исследовании рассмотрены мифологические и фольклорные традиции как истоки формирования образа птицы в творчестве А.А.Блока (птицы, выступая как элемент религиозно-мифологической системы, в славянской мифологии занимают очень значимое место; их образы разнообразны).

Выявлено богатство и разнообразие образов птицы в  поэзии А.А.Блока (традиционно-поэтические «соловей», «коршун», «лебедь», «ворон», «журавль», «голубь», «чайка», «орел»; более «прозаические» «петух», «сова» ; «мифологические» Сирин, Алконост, Гамаюн). Рассмотрены особенности их  воплощения и символического наполнения.

Рассмотрено взаимодействие поэзии А.А.Блока с живописью (картины В.М.Васнецова). Поэтические образы Сирина, Алконоста, Гамаюна навеяны картинами В.М.Васнецова ( «Гамаюн, птица вещая» и «Сирин и Алконост») . Выявлена трансформация образов. А.Блок развивает образ Васнецова. А.Блок заставляет своих птиц говорить «вещую правду».            

Данное исследование имеет перспективу, так как возможно более детальное изучение темы и углубление понятий (образ «демона» - существа, обладающего признаками птиц (в том числе умение летать) в творчестве поэта; связь образов блоковской поэзии с живописью и музыкой).



2019-12-29 774 Обсуждений (0)
Глава 3. Мифологические образы птиц в поэзии А.А.Блока. Взаимодействие поэзии А.Блока с живописью (стихотворения А.Блока и картины В.М.Васнецова) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Мифологические образы птиц в поэзии А.А.Блока. Взаимодействие поэзии А.Блока с живописью (стихотворения А.Блока и картины В.М.Васнецова)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (774)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)