Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ полученных результатов



2019-12-29 231 Обсуждений (0)
Анализ полученных результатов 0.00 из 5.00 0 оценок




Обработав данные полученные после каждого задания, был проведен тщательный анализ полученных результатов, которые можно представить следующим образом.

1 задание.

Для его выполнения было опрошено 60 детей, по 15 человек на каждую выделенную возрастную группу. В ходе беседы, на которой задавались специально подобранные вопросы, было выявлено следующее (таблица 2).

 

Таблица 2

Результаты, полученные в задании 1

Возраст детей Качества, которые могут объяснить дети На что ссылается ребенок при объяснении Ошибки в объяснении
1 2 3 4
3-4 Хороший - плохой Добрый - злой - на конкретных людей -неправильная нравственная оценка качества; -называние действий, не связанных с данным качеством
4-5 Хороший - плохой Добрый - злой Смелый - трусливый - на литературных и сказочных персонажей; - на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта -объяснение одного качества через другое
5-6 Хороший - плохой Добрый - злой Смелый - трусливый Честный - лживый - на оценку качества; - на конкретные действия
6-7 Хороший - плохой Добрый - злой Смелый - трусливый Честный - лживый Щедрый - жадный Справедливый -несправедливый - на оценку качества; - на конкретные действия

 

Из таблицы видно, что количество нравственных качеств, которые могут объяснить дети, напрямую зависит от возраста опрашиваемых, при этом младшие дети чаще всего объясняют более легкие понятия и чем старше ребенок, тем более сложные формулировки он может охарактеризовать. При этом, на что ссылаются опрашиваемые, также зависит от их возраста. Ошибки в представлениях детей о тех или иных нравственно-волевых качествах характерны в основном для детей младшего дошкольного возраста – 3-5 лет.

Если соотнести полученные данные с существующим в психологии соответствии представлений о нравственно-волевых качествах детей с их возрастом, то получится следующее.

В группе опрошенных детей наблюдается практически полное соответствие полученных результатов психологическим нормам, за исключением детей младшего школьного возраста (3-5 лет), у которых часто встречаются ошибки в представлении нравственно-волевых качеств.

В целом можно сделать вывод, что у детей представления о нравственно-волевых качествах меняются с возрастом, об этом говорит четко прослеживаемая динамика в группе детей с которыми проводилось исследование.

2 задание.

Данное исследование было направлено на изучение осознания детьми нравственных норм. Для его проведения было отобрано 60 детей разного возраста (по 15 человек 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет). В ходе этого исследования получилось следующее.

В результате проведения первой и второй серии эксперимента все участвующие дети распределились по 4 уровням осознания нравственных норм (таблица 3).

Таблица 3

Результаты, полученные в задании 2

Уровень

Возраст

3-4 4-5 5-6 6-7
1 - 1 13 13
2 1 3 1 2
3 3 6 1 -
4 11 5 - -

 

Из таблицы видно, что наиболее осознанными нравственные нормы, являются у детей 5-6 и 6-7 лет. В их ответах чаще всего можно услышать нравственную норму, ее правильную оценку и мотивацию, дети же младшего школьного возраста чаще всего не могут оценить поступки. Хотя некоторые из них уже оценивают поведение как положительное или отрицательное, но они не формулируют нравственную норму.

При проведении третьей серии подсерии 1, при ответах на вопросы дети младшего дошкольного возраста (3-5 лет) показывали низкую осознанность нравственных норм. По их ответам было видно, что они в ситуации описанной в стихотворении «Игрушка» поступили бы противоположным образом чем девочка. Старшие же дошкольники наоборот положительно оценивали поведение девочки, говорили, что они поступили бы также.

Результаты подсерии 2 при сопоставлении реального и предполагаемого поведения детей были такими.

В ситуациях, когда дети должны поделиться игрушками, поведение и младших и старших дошкольников оказалось практически одинаковым – 52 человека (86 %) реагировали на другого ребенка, с которым нужно поделиться отрицательно. Они прятали игрушку, начинали возмущаться и говорить, что не отдадут ее. Лишь 8 человек (14 %) спокойно отдали игрушку, переключившись на другую деятельность.

Из описанных результатов можно сделать вывод, что у дошкольников любого возраста еще недостаточно сформированы нравственные нормы и представления о них, они находятся еще в некоторой стадии формирования.

3 задание.

Для этого эксперимента было отобрано по 15 детей разного возраста (5-6 и 6-7 лет).

В результате проведения двух серий эксперимента, были получены следующие результаты (таблица 4).

Таблица 4

Результаты, полученные в задании 3

Возраст

Серия 1

Серия 2

Личный мотив Общественный мотив Личный мотив Общественный мотив
5-6 лет 12 3 2 13
6-7 лет 13 2 1 14

 

Полученные данные позволяют сделать вывод, что в серии 1, большая часть детей руководствовалась личным мотивом, к тому же предлагаемый вид деятельности общественного значения, был для них явно неинтересен, лишь 5 человек из 30 выбирали деятельность полезную для коллектива.

Во второй серии дети чаще проявляли общественную мотивацию – 27 человек в целом, из разных возрастных групп.

Такой результат был получен из-за того, что выбранный вид деятельности более интересный для детей именно как коллективный. У них в данной ситуации проявлялись общественные интересы.

К тому же стоит отметить ,что условия выбора в сериях эксперимента были разные – в первом случае ребенок выбор делал индивидуально, во второй – в присутствии сверстников. Это также оказывает влияние на выбор детей, т.к. в старшем дошкольном возрасте ребенок уже осознает, что такое коллективное поведение.

4 задание.

В этом виде эксперимента участвовало по 20 детей разного возраста (5-6 и 6-7 лет). После его осуществления получились следующие результаты (таблица 5).

Таблица 5

Результаты, полученные в задании 4

Возраст

Серия 1

Серия 2

Личный мотив Общественный мотив Личный мотив Общественный мотив
5-6 лет 15 5 2 18
6-7 лет 18 2 17 3

 

В 1 серии эксперимента, в группе детей 5-6 лет, получилось, что личный мотив у дошкольников стоит выше, чем общественный (15 человек решили оставить игрушку себе, и только 5 человек были готовы отдать ее малышам).

Такое распределение говорит о том, что дети этого возраста при выборе отдать игрушку или отдать себе, опираются лишь на собственные интересы, личный опыт игры с этой лодочкой, о том, что надо помогать малышам они еще мало задумываются.

В группе детей 6-7 лет общественный мотив в 1 серии эксперимента превысил личный (18 человек готовы сделать лодочку для младших ребят и отдать ее им, а 2 человека решили оставить их себе).

Во 2 серии эксперимента, с детьми разного возраста были получены схожие результаты.

В группе детей 5-6 лет 18 человек решили оставить игрушку себе (тем самым действуя по личному мотиву), лишь двое решили подарить игрушку малышам. Среди ребят 6-7 лет большая их часть (17 человек), также приняла решение оставить сделанную вертушку для себя.

Таким образом, можно увидеть, что у дошкольников разного возраста преобладание личных либо общественных мотивов зависит от ситуации.

5 задание.

При проведении этого задания, в котором участвовало 40 детей, по 20 человек 5-6 и 6-7 лет и отдельно 10 человек 7 лет, было получено следующее (таблица 6).

Таблица 6

Результаты, полученные в задании 5

Возраст

Серия

Серия

1 2 3 1 2 3
5-6 1 1 13 1 - 14
6-7 - 14 1 1 13 1
7 - 10 - - 9 1

 

Анализируя данные занесенные в таблицу, можно сказать, что явно видно, что дети 6-7 и 7 лет, при выборе того как им действовать опираются на сочувствие о том у кого не получается что-то сделать (закончить картинку или постройку из снега), а дошкольники 5-6-летнего возраста предпочитают совместную деятельность индивидуальной (как показывает количество ребят выбравших 3 ситуацию).

Таким образом, можно сказать, что для детей 6-7-летних, больше характерно проявление помощи и сочувствия тем, кто с чем-то не справляется, а более младшие дошкольники 5-6 лет выбирают просто совместную деятельность, что говорит о еще недостаточно сформированном чувстве сопереживания и помощи.

6 задание.

При проведении этого задания, в котором участвовали 25 детей 6-7 лет, были получены такие результаты.

На 1 этапе во всех трех сериях детей соблюдающих норму, т.е. придерживающихся равномерного распределения игрушек, получилось 19 человек (76 %), детей нарушающих норму (предпочитающих варианты, когда им доставалось игрушек больше чем партнерам) – 3 человека (12%), дошкольников с неустойчивой нормой справедливости (тех, у кого наблюдаются оба варианта распределения поровну и не поровну, также 3 человека (12 %).

Это говорит о том, что большая часть старших дошкольников – 76 % имеют высокий уровень нормы справедливости.

После проведения 2 этапа, дети которые были отнесены в группу соблюдающих норму, также показали адекватную самооценку, при проведении задания со ступеньками. Дошкольники, отнесенные в группу нарушающих норму, были отнесены в группу с искаженной самооценкой, а неустойчивые в выборе варианта распределения имеют недифференцированную самооценку.

Это говорит о том, что дошкольники старшего возраста относятся чаще всего, с большей или меньшей степенью критичности к себе, а также к собственному нарушению норм морали. К тому же у детей 6-7 лет, является достаточно сформированным чувство справедливости.

7 задание.

Данное исследование проводилось в 4-х группах дошкольного учреждения, где находились дети 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет.

Первоначально из всех групп, в результате наблюдения было отобрано 10 человек, которые проявляли разнообразные негативные проявления по отношению к сверстникам. Они выражались в плохом поведении, речи, эмоциональной сфере. После этого в течение 3-х дней производилась «фотографическая» запись всех негативных личностных проявлений этой группы детей. В результате были получены следующие данные.

Среди детей исследуемой группы основными формами негативных проявлений являются: в возрасте 3-4 и 4-5 лет – каприз и упрямство (проявляются у 9 человек – 90 %), в возрасте 5-6 и 6-7 лет – ложь, упрямство, зависть (9 человек – 90 %).

В возрасте 3-5 лет у детей негативные проявления выражаются в форме эмоциональных (7 человек – 70 %) и поведенческих реакций (3 человека – 30 %), они начинают нервничать, дергаться, обижаться. У дошкольников старшего возраста 6-7 лет, проявляются эмоциональные (6 человек – 60 %) и речевые реакции (4 человека – 40 %), к ним относятся грубые фразы и реплики в сторону обидчиков, слезы.

Динамика протекания такого поведения у детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) довольно устойчивая, у дошкольников 5-7 лет, наоборот более кратковременная.

Причины, которые вызывали негативную реакцию, также зависят от возраста: у 3 человек (30 % детей) 5-7 лет, это окрики взрослого, у 4 человек (40 %) негативное поведение сверстников, у 3 человек (30 %) насмешки со стороны других детей. У детей 3-5 лет, негативную реакцию вызывают страх перед взрослым (5 человек – 50 %), недоверие (3 человека – 30 %), неумение ребенка сдерживать свои непосредственные побуждения (2 человека – 20 %).

Реакция сверстников на негативное поведение товарищей – у детей 3-5 лет – равнодушное отношение, обращение к взрослому с жалобой, у детей 5-7 лет – активное вмешательств, обращение к взрослому за помощью.

Реакцией воспитателя на негативное поведение ребенка обычно бывает – использование игрового приема для детей 3-5 лет и беседа с объяснением и разбором ситуации с детьми 5-7 лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что причины и особенности негативных личностных проявлений ребенка зависят от возраста, соответственно и реакция воспитателя на них наблюдается разная.

В целом после проведения описанных 7 заданий, можно сделать следующие выводы о нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Особенности развития нравственных качеств, в первую очередь зависят от возраста детей. В нашем исследовании четко прослеживается, что у детей младшего дошкольного возраста понятие нравственности, морали и их проявления выражены слабо, а старшие дошкольники уже в достаточной мере знакомы с этими терминами, у них проявляется нравственное поведение в специально созданных ситуациях, они могут объяснить определения, связанные с моралью, культурой поведения и т.д. Но в то же время стоит отметить, что и старших дошкольников поведение в тех или иных ситуациях может зависеть от того интересная предлагается общественно значимая деятельность или нет, делается выбор индивидуально или при других детях.

 

Заключение

Нравственное развитие человека в своей основе заключает термины мораль и нравственность, которые рассматриваются как форма сознания, обеспечивающая, обеспечивающая соблюдение личностью существующих в обществе норм, правил и принципов поведения.

Нравственные качества у человека не являются врожденными, они приобретаются и закладываются в сознание в детстве, путем нравственного воспитания. Формирование нравственных качеств опирается на собственный опыт ребенка, на практику его взаимоотношений с окружающими его взрослыми и сверстниками, и происходит это в дошкольном возрасте 5-7 лет. Именно активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию у него основных нравственных качеств.

В этом возрасте дети становятся способными к регуляции собственного поведения, у них появляется собственная внутренняя позиция, самостоятельность, целеустремленность в действиях.

В старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает первые навыки культуры поведения, поведения в коллективе, отношения к чужим вещам и другому мнению, у него формируются первоначальные нравственные представления и понятия. Исходя из этого, именно в этом возрасте необходимо проводить основную работу по нравственному воспитанию дошкольников.

В детском саду содержание нравственного воспитания должно проводиться по следующим направлениям – развитие нравственных чувств, усвоение нравственных норм и правил, воспитание культуры общения и поведения, воспитание собственных личных нравственных качеств.

На сегодняшний день нравственное воспитание является одним из базовых направлений развития дошкольник в детском саду. В группах проводится целенаправленная работа в этой области и, несомненно, достигаются положительные результаты.

Исследование, организованное в одном из Дошкольных образовательных учреждений, показало следующие результаты.

Старшие дошкольники в исследуемых группах, имеют уже достаточно высокий уровень нравственных качеств, по сравнению с младшими детьми. Они знают и могут объяснить основные нравственные понятия, осознают нравственные нормы, принятые в обществе, проявляют общественные мотивы поведения, показывают сочувствие и помогают другим в сложной ситуации, также умеют сдерживать свои негативные проявления в конфликтах.

Таким образом, можно утверждать, что, нравственные качества старших дошкольников имеют свои особенности, в отличие от детей младшего возраста: а) у детей 5 – 7 лет являются развитыми понятия нравственных норм и качеств, преобладает общественная мотивация, характерно поведение основанное на знании нравственных норм и правил; б) в старшем дошкольном возрасте наблюдаются различия в особенностях развития нравственных качеств у детей 5 – 6 и 6 – 7 лет. Из этого следует, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.

 Это позволяет сделать вывод о том, что правильно организованная, серьезная работа, которая проводится по нравственному воспитанию в детском саду, несомненно, дает свои результаты, и у детей старшего дошкольного возраста становятся сформированными нравственные качества, которые должны присутствовать в данном возрасте.

 

 



2019-12-29 231 Обсуждений (0)
Анализ полученных результатов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ полученных результатов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)