Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раскрытие явления культуры и еврейской культуры



2019-12-29 233 Обсуждений (0)
Раскрытие явления культуры и еврейской культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МГУ

Кафедра методологии и методики

Социологических исследований

 

Курсовая работа по теме:

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В рамках дипломной работы по теме:

«Социальные механизмы сохранения еврейской культуры в диаспоре»

                             (на примере Москвы)

Выполнила:

Студентка 303 группы дневного отделения

Джанашвили Тамуна Иосифовна

Проверил: Доцент, к.ф.н.

Масалков Игорь Константинович

 

 

Москва – 2010

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение

1.1. Актуальность темы исследования.............................................3

 1.2. Объект и предмет исследования...............................................4

1.3. Цель и задачи исследования.......................................................4

II . Основная часть

2.1.Теоретико-методологические подходы к изучению

еврейской культуры...........................................................................5

2.1.1 Раскрытие явления культуры и еврейской культуры......5

2.1.2. Иудаизм как фундамент общности евреев мира.............8

2.1.3. Теоретические подходы к изучению

еврейской культуры....................................................................11

2.2. Построение концептуальной модели исследования...............19

2.3. Концептуализация понятий исследования..............................20

III. Заключение..................................................................................23

I V. Библиография.............................................................................24

 

I. Введение

Актуальность темы исследования

Еврейская культура как объект любого исследования в области наук об обществе и человеке представляет собой довольно необычное явление. Рассматривая ее в качестве исторического феномена, многие ученые – социологи, антропологи и историки – испытали сложности уже в тот момент, когда пытались дать определение самому слову «еврей». Эта задача предваряла необходимость рассмотрения культуры (а точнее – культур) еврейского народа во всём ее (их) многогранности. До сих пор теорий, претендующих на всеобъемлющее определение места еврейской культуры как явления, в социологии было не слишком много, поэтому исследование в данном направлении представляется актуальным и перспективным. 

В последние полтора – два века положение евреев и их культуры в мире в целом и в каждой конкретной стране претерпело значительные изменения. С учётом таких процессов, как глобализация, образование новых социальных институтов, возникновение новых государств на карте мира и многих других, можно говорить о том, что на сегодняшний день евреи как группа воспринимаются не как замкнутое религиозное меньшинство со своей автономной культурой, а как интегрированная в общественные процессы часть социума, обособленная в основном на почве сохранившихся и во многом видоизменённых культурных традиций.

Отдельно стоит рассматривать еврейскую культуру в контексте образования государства Израиль, где – впервые в истории – начал своё формирование национальный очаг еврейского народа. Механизм «плавильного котла», запущенный в Израиле, постепенно приводит к образованию новой нации, что позволяет рассматривать исторический путь евреев как дорогу от религиозной самоидентификации этой группы к национальной. А если рассуждать более широко – как дорогу от цивилизации к нации. Культура каждой еврейской субэтнической группы в контексте этого пути претерпевала любопытные изменения.

Таким образом, отвечая на вопрос об актуальности и разработанности темы настоящего исследования, стоит подчеркнуть, что многочисленные научные работы, в которых рассматривался исторический и социальный феномен еврейства и еврейской культуры в недавнем прошлом, сегодня теряют свою значимость ввиду постоянно изменяющегося положения этого народа и его культуры.

 

Объект и предмет дипломного исследования

Объектом исследования выступает еврейская культура.

Предмет исследования – социальные механизмы сохранения еврейской культуры.

 

Итак, объектом данного исследования выступает еврейская культура. Чтобы раскрыть сущность явления "еврейская культура" – ее структуру, характерные черты и особенности, нужно решить следующие задачи:

- проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению еврейской культуры, позволяющие описать и объяснить ее особенности и характерные черты;

- в рамках выбранного теоретического подхода или нескольких теоретических подходов выделить структуру понятий, которые необходимо использовать для изучения и анализа объекта исследования;

- построить концептуальную модель исследования

- осуществить концептуализацию понятий модели исследования

 

 

II.Основная часть

Теоретико-методологические подходы к изучению еврейской культуры

Раскрытие явления культуры и еврейской культуры

Для ответа на вопросы, что такое еврейская культура, что роднит всех евреев современного мира и какие предания воплощаются сегодня вновь и вновь в рамках еврейских общин или даже ячейках общества – еврейских семьях, прежде всего следует определить, что же такое «культура».

А.И. Кравченко утверждает, что в повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях:

1. Под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи, занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

2. Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи и др.)

3. В третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный» человек в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»).

Данная дефиниция, имеющая далеко не одно значение (по последним исследованиям насчитывается около 500 определений культуры), на мой взгляд, должна раскрыться в рамках этой работы в двух смыслах: широком и узком. Первый из них сформулирован известным русско-американским социологом и культурологом П.Сорокиным: «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или смодифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга».В более узком значении согласно У.Беккету: «Культура – это прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта».[1]

Теория глобализации рассматривает современный мир как одну «глобальную деревню», в которой происходит тесная интеграция культур за доминантой западной, и говорить о различных национальных культурах, в данном случае – еврейской, становится труднее. Поэтому целесообразно выделить в еврейской культуре два направления: религиозное и светское или секулярное.

Жизнь евреев определяется религиозными канонами, именно поэтому их культуру можно назвать религиозной. Иудаизм выступает здесь как культурообразующая религия. На протяжении 1000 лет идеология, преобладавшая в народе и объединявшая его, была пропитана религией, согласно которой жизнь евреев и их творческие импульсы определялись верой в то, что всё вокруг принадлежит Богу и что Бог передал евреям знание о том, как правильно жить (то есть жить, придерживаясь определённого свода обрядов). О законности или незаконности тех или иных поступков судили по степени их соответствия принципам идеологии. Если какие-либо аспекты жизни или творчества евреев не соответствовали этим принципам, их порицали или же считали лишенными всякой ценности. Начиная с еврейского Просвещения в конце XVIII, идея легитимности светской культуры была принята все большим числом евреев. Естественно, это не значит, что все секулярные евреи отказались от традиционной веры в Бога. Это значит лишь, что многие из них перестали верить в то, что вся жизнь должна подчиняться только законам Галахи и раввинам. Развитие светской еврейской культуры дало толчок к возникновению новых идей, идеологий и способов построения жизни, которых ранее избегали. В целом этот процесс можно было бы охарактеризовать, как плавный масштабный (повсеместный) отход от понимания еврейства как религиозной конфессии к пониманию евреев как нации. В значительной степени этот процесс консолидировался после создания государства Израиль в 1948 году.

Следует отметить также, что дискуссии на тему еврейства как социокультурного феномена, ввиду её специфичности, продолжаются не одну сотню лет: в средние века в Европе и в странах ислама еврейство представляло собой корпоративную группу, которая была интегрирована в такое же корпоративно устроенное общество, существовавшее в те времена. А.Тойнби, британский культуролог и историк, определял евреев через понятие виктимности, то есть заложенного на уровень культурного текста восприятия себя постоянной жертвой.[2] И, поэтому, существование представлялось самим евреям галутом (голус в ашкеназском иврите), что в переводе значит «изгнание», которое обрушилось на них в процессе нескончаемого диалога с Богом. Изгнанием из Земли Обетованной Господь наказывает избранный народ за несоблюдение завета, заключенного между Ним и евреями.

«В рамках академических дисциплин попытки исторического и социологического объяснения еврейства начались с возникновением исторической школы Wissenschaft des Judenthums в Германии в середине прошлого века, если не раньше, и продолжаются по сию пору.»[3] Сегодня ученые антропологи и социологи едва ли могут уверенно назвать еврейский народ этносом, который, как понятие, обычно зиждется на общности происхождения, языка, родины, бытовой культуры, выражающейся в обрядовом и поведенческом комплексах. Несмотря на то, что сами евреи называют себя единым народом, с научной точки зрения еврейство именно в этническом плане не гомогенно и представляет собой пеструю палитру языков, культур, традиций и даже рас. Вся специфичность еврейства заключается в том, что оно в течение тысячелетий существовало как диаспора, вне своего государства. Единым этносом, независимым в территориальном плане, со своим языком и культурой евреи частично стали лишь около 60 лет назад, но стоит помнить, что и сегодня около половины евреев мира живут за пределами Израиля. Впрочем, и основание государства в 1948 году положило начало не существованию единообразного еврейского народа, а длительному процессу его синтеза из десятка этносов. По мнению одного из антропологов, М. Членова, с которым я сошлась во взглядах, наиболее приемлемым для описания такого явления, как еврейство, представляется понятие цивилизации. Это означает, что на социоантропологическом уровне стоит говорить не столько о еврейском народе, сколько о еврейской цивилизации, которая вполне способна занять своё место в цивилизационной теории, разработанной в своё время А. Тойнби, О. Шпенглером и С. Хантингтоном.

«Итак, под цивилизацией я понимаю исторически формирующуюся на основе специфического, зафиксированного письменной традицией комплекса культурных текстов макрокультурную модель, определяющую пределы, внутри которых могут варьироваться формы культурного и социального выражения принадлежащих к ней человеческих коллективов»[4]

Особенно важный момент, отмеченный в концепции М.Членова, заключается в полиэтничности еврейской цивилизации, на которую и следует опираться в последующем раскрытии или попытках раскрытия такой дефиниции, как еврейская культура, которая, в свою очередь, включена в макрокультурную модель. «Центральным объектом рассмотрения здесь должна стать общность внутри еврейства, единица внутреннего этнического подразделения еврейской цивилизации, которую называют либо субэтнической, либо этнолингвистической группой. На современном иврите она зовется эда (мн.число — эдот). Эта единица редко становится предметом специальных исследований, почти полностью игнорируется в обширном письменном еврейском наследии, включая еврейскую философию или даже труды о сущности еврейства. Тем не менее, эдот играют важную роль в реальной жизни еврейства и до определенной степени это обстоятельство подрывает общепринятый тезис о единстве еврейского народа.» [5]

 

 



2019-12-29 233 Обсуждений (0)
Раскрытие явления культуры и еврейской культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раскрытие явления культуры и еврейской культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)