Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возрождения и Просвещения (Х Vl – XVlll вв.)



2019-12-29 359 Обсуждений (0)
Возрождения и Просвещения (Х Vl – XVlll вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок




На развитие культуры Беларуси в ХVl – XVlll вв. наложили отпечаток идеи европейского Возрождения, Реформации и Просвещения, а также экономические и социально-политические условия общественной жизни. Культурное развитие в Беларуси проходило в условиях усиления борьбы между православием, католицизмом, униатством и протестантизмом. В новую эпоху усиленно развивались образование, литература, искусство и науки.

Огромный вклад в развитие литературы, книжности, белорусского языка внес белорусский первопечатник, просветитель и гуманист Франциск Скорина (первая половина ХVl в.). Благодаря ему старобелорусский язык обогатился и претерпел реформирование. В 1517 г. он издал книгу «Псалтырь», на церковнославянском языке старобелорусской редакции. На протяжении 1522-1525 гг. издал «Малую подорожную книжицу» и «Апостол». Скорину можно назвать предвестником Возрождения и Просвещения в Великом княжестве Литовском.

Видный деятель Реформации был Сымон Будный (1530-1593). Свою просветительскую деятельность он начал с издания в 1562 г. на белорусском языке «Катехизиса» и «Оправдания грешного человека перед Богом». В дальнейшем он занимался переводом Библии.

Существенный вклад в развитие идей гуманизма внес поэт-гуманист, просветитель, основоположник латиноязычной белорусской поэзии - Николай Гусовский (ок.1480- после 1533). Создал реалистическую лирико-эпическую поэму о Беларуси. В 1522 г. написал «Поэму о зубре», которая принесла ему славу выдающегося культурного деятеля славянского мира. В поэме зубр предстает, как символ родины.

Происходившие в середине ХVlll в. В Речи Посполитой перемены в экономической жизни обусловили необходимость реорганизации школьного образования. Первая реформа была проведена в 1740-е гг., когда Станислав Канарский – один из прогрессивных деятелей Просвещения – реорганизовал систему образования в школах монашеского ордена пиаров. Сюда стали принимать детей разных сословий, в том числе и крестьянского. Обучение было бесплатным и продолжалось 6 лет. Более глубокая реформа образования происходила в 1770-е гг. По предложению известного деятеля культуры И. Хрептовича была создана государственная Образовательная комиссия (1773-1794), ставшая фактически первым в истории Европы министерством народного образования. Комиссия организовала подготовку светских учителей, открыла на территории Беларуси 20 окружных и подокружных школ. Эти меры были попыткой вывести образование из-под влияния католической церкви. В 1617 г. в Слуцке Радзивиллы открыли первый на восточнославянских землях лицей.

Развитие образования стимулировало рост науки. Умелыми мастерами того времени было создано множество приборов и механизмов. Одним из выдающихся представителей науки ХVll в. Являлся Казимир Семенович, он разработал и создал модель многоступенчатой ракеты, изобрел стабилизатор типа «дельта» и другие приспособления в области проторакетной техники и артиллерии. В 1650 г. издалась его книга «Великое искусство артиллерии». Исторической науке известен Альберт Коялович (1609-1677) Среди его работ особенное место занимает «История Литвы» - первое напечатонное исследование о Великом княжестве Литовском, о деятельности литовско-белорусских князей, полководцев, крупных феодалов – Радзивиллов, Сапег и др.

В эпоху системного обновления отечественной культуры развивался фольклорный театр, появлялись новые виды самодеятельной и профессиональной драматургии. Первый школьный театр на территории Беларуси появился в 1585 г. в Полоцке при иезуитском коллегиуме. В 1788 г. в Полоцке было построено специальное здание для театра. Всего в ХVlll в. Действовало 22 школьных и 26 музыкально-драматических театров. В праздники население городов и местечек наслаждалось искусством народного кукольного театра батлейки. Белорусская батле    йка использовала около 20 постоянных народных сценок и множество сюжетных вариаций на злобу дня. Главным героем выступал весельчак и шутник Нестерка. Школьный театр и народные представления оказали влияние на развитие театрально-музыкальной культуры. С середины ХVlll в. ведет свою историю профессиональный белорусский балет. В 1746 г. в Несвиже появилась любительская труппа, а в 1759 г. – профессиональная. В Несвиже и в Слуцке имелись школы подготовки крепостных балетных артистов. На территории Беларуси действовала, основанная Радзивиллами школа подготовки скоморохов, которая называлась «Сморгонская академия»

Успешной деятельности театров содействовало музыкальное искусство. Музыка придавала большую выразительность театральному действу, а театр развиваясь давал возможность проявить себя все новым талантливым композиторам и исполнителям. В XVlll в. получили распостранение крепостные оркестры и капеллы (гродненский, слонимский, слуцкий). Крупнейшим оркестровым коллективом считалась дворцовая капелла Радзивиллов. Всего к концу XVlll в. в Беларуси действовали 30 симфонических капелл. Центром музыкальной жизни этого периода был Несвиж, именно здесь еще в XVl в. действовала музыкальная школа. В этой школе крепостных мальчиков учили играть на скрипке, флейте, валторне. В Несвиже функционировала мастерская по изготовлению музыкальных инструментов – одна из первых в Беларуси. В несвижской музыкальной среде появился первый учебник по хоровому пению, около 1794 г. его написал Антон Воронец, в 1809 г. этот учебник был издан на польском языке.

Многие представители театрально-музыкальной культуры Беларуси внесли весомый вклад в развитие музыкального искусства других стран. Композитор и педагог И.Козловский своим творчеством открыл целый этап в музыкальном искусстве России доглинковского периода. Автором первых русских кантов стал уроженец Пинска Епифан Славинецкий. Значительное влияние на развитие и разработку русского музыкознания оказал известный белорусский музыкант-теоретик, специалист в области церковной музыки Мезенец. В Москве успешно выступал известный белорусский певец Иван Коленда.

Существует немало фактов, свидетельствующих о высоком уровне театрально-музыкальной культуры Беларуси в XVl-XVlll вв. Особенно динамично она развивалась во второй половине XVlll в. Лучшие ее образцы были близки по стилю и характеру, аналогичным достижениям западноевропейского искусства.

С конца XV в. архитектура и искусство белорусских земель испытывали влияние западноевропейского Возрождения. Главными архитектурными стилями в Беларуси стали готический, ренессансный, барокко, часто выступавшие в гибридизированных формах, которые стали характерными для культуры Беларуси. Под влиянием эстетики Ренессанса замковое строительство постепенно трансформировалось в дворцово-замковое. Во второй половине XVl в. в застройке городов стали шире использоваться элементы западноевропейского фортификационного строительства. В частности использовались бастионные системы, впервые появившиеся в Италии на рубеже XV-XVl вв. Их можно обнаружить в архитектурной структуре Несвижа, Быхова, Слуцка. В архитектуре эпохи важную роль играли оборонительные конструкции. Зачастую храмы напоминали собой крепости. В числе первых был преобразован в храм-крепость Софийский собор. Памятником оборонительного зодчества начала XVl в. является церковь-крепость в д. Мурованка Щучинского района. В конце XVl в. под воздействием архитектурных стилей итальянского Ренессанса оборонительные башни уступили место другим формам. Примером этого служит Троиций костел в д. Черновчицы Брестского района. Известным сооружением обнаруживающим выразительные черты белорусского Ренессанса является кальвинистский собор в Сморгони.

В XVll-  первой половине XVlll в. ведущим направлением в искусстве Беларуси стал стиль барокко, с присущим ему разнообразием архитектурных форм, декоративной перегруженностью интерьеров. Первым зданием, построенным в стиле барокко, является костел в Несвиже (1584-1593). Черты этого стиля появляются и в облике дворцов Сапег в Ружанах, Рададзивиллов в Несвиже, а также проступают в архитектуре культовых зданий – Николаевского собора в Могилеве (конец XVll в.), собора Петра и Павла в Витебске (вторая половина XVlll в.) и др. подобных сооружениях.

Таким образом, несмотря на социально-политические и экономические сложности, в XVl – XVlll вв. белорусская культура достигла значительных успехов. Она развивалась в тесной связи с культурами Средней и Западной Европы и в контакте с реформируемой российской культурой. Здесь были восприняты и творчески преобразованы гуманистические идеи и достижения общеевропейского Ренессанса и Просвещения

 

 



2019-12-29 359 Обсуждений (0)
Возрождения и Просвещения (Х Vl – XVlll вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возрождения и Просвещения (Х Vl – XVlll вв.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (359)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)