Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культура Беларуси в советский и постсоветский периоды.



2019-12-29 332 Обсуждений (0)
Культура Беларуси в советский и постсоветский периоды. 0.00 из 5.00 0 оценок




В первые годы советской власти на развитие образования и науки, как и всей культуры, накладывали негативный отпечаток последствия немецкой и польской оккупации, гражданской войны, двух революций 1917 г. При этом нельзя не признать, что Октябрьская революция раскрепостила творческие силы народа. Из социальных низов выдвинулись талантливые государственные деятели культуры.

Стремление получить поддержку многонационального населения огромной страны подтолкнули партию большевиков в 1920-е гг. начать национально-культурное строительство. В Беларуси первые шаги в реализации этой политики (позже она получила название «белорусизация») были сделаны после окончания гражданской войны: открылись белорусские театры, высшие учебные заведения, издательство «Советская Белоруссия», Государственный музей и Центральный архив. Государственными были объявлены белорусский, русский и польский языки. Официально политика белорусизации стала проводится с июля 1924 г. Под белорусизацией в широком смысле слова подразумевалось развитие белорусской культуры, перевод делопроизводства на белорусский язык. Всего за 5 лет официальной политики белорусизации было опубликовано 875 книг на белорусском языке. К 1927 г. белорусским языком владели 80% служащих республиканских органов. К концу 1920-х гг. политика белорусизации была свернута, ей на смену пришла контрбелорусизация.

Важным шагом на пути становления советской культуры стала кампания по ликвидации неграмотности и малограмотности. 52,6% жителей в возрасте от 9 до 49 были неграмотными. С 1926 г. стали создаваться школы для малограмотных, в которых давались знания в объеме начальной школы. В результате принятых мер грамотность Белорусской ССР возросла до 78,9% в 1939 г. Массовая неграмотность была побеждена. Одновременно с решением этой задачи в республике формировалась система образования и воспитания. В нее вошли дошкольные учреждения, массовые четырехлетние трудовые школы, школы фабрично-заводского обучения, профшколы, профессиональные и общеобразовательные курсы, техникумы, средние школы и высшие учебные заведения. На этой основе в октябре 1923 г. начался переход к обязательному школьному обучению.

Переход к ускоренной индустриализации, значительные культурные преобразования требовали многочисленных кадров высшей квалификации. Учитывая потребности нового времени, в 1918-1919 гг. Витебский, Гомельский и Могилевский учительские институты были преобразованы в педагогические институты, открылись Белорусский политехнический институт (1920), Белорусский государственный университет (1921) и ряд др.высших учебных заведений. Многие из них неоднократно реорганизовывались. В итоге к 1941 г. в Беларуси насчитывалось 25 вузов.

В послевоенные и последующие годы восстанавливалось и развивалось среднее специальное и высшее образование.

В суровые годы войны деятели науки не прекращали работу. В советский тыл были эвакуированы 60 научно-исследовательских учреждений и лабораторий. Белорусские ученые разъехались по Советскому Союзу, продолжая свои исследования. После окончания Великой Отечественной войны научные учреждения вернулись в белорусские города и широко развернули исследовательскую деятельность. Их число возросло с 76 в 1956 г. до 167 в 1985 г. Ведущая роль по-прежнему принадлежала академическим институтам. Несмотря на недостаточные объемы финансирования и другие помехи, белорусские ученые добивались весомых результатов. Дальнейшее развитие получила отраслевая и вузовская наука, укреплялась ее интеграция с производством, однако внедрение научно-прикладных достижений в большинстве случаев происходило медленно, что негативно сказывалось на развитии народнохозяйственного комплекса.

Первые годы послеоктябрьского периода характеризуются возникновением и идейной борьбой разных течений во всех областях и направлениях художественной культуры. Особенно ярко она проявилась в литературе. Несмотря на многочисленные реорганизации и разногласия 1920-е гг. оказались весьма плодотворными для белорусской советской литературы. Я.Колас закончил работу над эпохальными поэмами «Новая зямля» (1923) и «Сымон-музыка» (1925), начатыми еще в дооктябрьский период. В 1927 г. вышли из печати вторая часть его трилогии «На росстанях». Из-под пера Я.Купалы в эти годы вышел ряд национально-патриотических произведений. В послевоенный период белорусская литература продолжала развиваться, пополняясь новыми талантами. В литературу пришли Я. Брыль, И. Мележа, И. Шамякина, В. Быков, В. Короткевич, Р.Бородулин. В их творчестве тема войны занимала очень важное место.

В этот период произошел заметный творческий подъем в области отечественной драматургии. Особую популярность завоевал белорусский драматург Андрей Макаенок. Его комедии ставились в театрах всего Советского Союза.

Архитектурные стили в послеоктябрьский период, с одной стороны, предопределялись установками на строительство монументальных знаковых объектов, а с другой – детерминировались потребностями массового градостроительства. В 1930-е гг. появился ряд зданий, которые и сегодня играют важную роль в архитектурном ансамбле Минска. Среди них: минская гостиница «Беларусь», Республиканский дворец пионеров, Дом правительства, Государственный театр оперы и балета и другие здания и сооружения. Реконструкция значительно изменила облик многих городов республики. В строительстве господствовали конструктивизм и функционализм, новаторство соединялось с традициями белорусской архитектурной школы. В 1960-е гг. строились микрорайоны Чижовка, Серебрянка, Куросовщина и др.Здесь, как и в других городах преобладали крупнопанельные дома и квартиры-«хрущевки»

После победы Октябрьской революции 1917 начался отчет истории белорусского советского театрально-музыкального искусства. В 1920 г. открылся Белорусский государственный театр. В ноябре 1926 г. в Витебске был создан Второй белорусский государственный театр. В 1930-е гг. сеть театров расширилась: в Минске открылся Театр юного зрителя (1931), в Гомеле – Государственный театр кукол (1938) и Второй русский театр (1939).

В советский период широко шагнуло в массы новое для Беларуси искусство кино. Летом 1922 г. было создано управление по делам кинематографии «Киноресбел». Впервые киносъемки в республике состоялись 1 мая 1925 г. в Минске, они носили хроникально-документальный характер.

Скульпторы стремились осмыслить исторический подвиг народа. Работают скульпторы З. Азгур, А. Бембель, А. Глебов. Ими созданы скульптурные портреты известных революционных деятелей, героев Великой Отечественной войны, курган Славы, памятники воинам, партизанам, подпольщикам, отважным пионерам и комсомольцам. Самым значительным достижением белорусских архитекторов и скульпторов стал величественный ансамбль площади Победы в Минске.

Таким образом, несмотря на экономические трудности, идеологический диктат, в послевоенное десятилетие были восстановлены и получили дальнейшее развитие все направления белорусской культуры.

 

 

Список использованной литературы:

Шершов И.Е. Культурология: теория и история культуры: Учеб. Пособие Мн. БГЭУ 2004

Барышев. Г.И. Театральная культура Белоруссии XVlll века. Мн. 1992

Смолик А.И. Культура Беларуси Хl- XlX

Кацер. Народно-прикладное искусство Белоруссии (от первобытного общества до 1917г.) Мн. 1972г.

 

 

 

 

 



2019-12-29 332 Обсуждений (0)
Культура Беларуси в советский и постсоветский периоды. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культура Беларуси в советский и постсоветский периоды.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)